ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
статья по теме
Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена в новых стандартах.
Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в новых образовательных стандартах огромную роль играют учебные практики. Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побудил ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» КК пересмотреть подход к подготовке профессиональных кадров. Обозначилась потребность в альтернативных формах организации производственного обучения студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой для нее формы и методики ее организации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
filippova_n.v._statya.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
«Армавирский машиносроительный техникум»
Краснодарский край
ВНЕДРЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПРАКТИК
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ, СООТВЕТСТВУЮЩИХ
ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС
подготовила
преподаватель специальных дисциплин
Филиппова Наталья Викторовна
г. Армавир
2014
Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры, которые становятся самым выгодным товаром, и вопрос об экономическом положении страны решается на мировом рынке технологий.
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций.
На современном этапе развития общества предъявляются повышенные требования к специалистам любой отрасли, что обусловлено необходимостью обеспечения рынка труда конкурентоспособными кадрами. От того, каким выпускник придёт в профессию, насколько он окажется готовым к активной профессиональной деятельности, будут ли у него сформированы потребности самосовершенствования и профессионального роста, в полной мере зависят успешность и результативность его будущей профессиональной деятельности.
В соответствии с запросами складывающегося в России рынка труда и рабочей силы, требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов, а также потребностями личности можно определить основную цель профессионального образования, как повышение качества профессионального образования, обеспечение доступности качественного общего образования, развитие современной системы непрерывного профессионального образования. В связи с реализацией указанных приоритетных направлений перед профессиональными учебными заведениями ставится задача подготовки квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности.
Одной из особенностей образования в системе СПО является практикоориентированность, которая ярко выражена в новых стандартах.
Для реализации практикоориентированного подхода и формирования компетенций, указанных в новых образовательных стандартах огромную роль играют учебные практики. «Учебная практика направлена на формирование у студентов практических профессиональных умений, приобретение первоначального практического опыта, реализуется в рамках модулей ОПОП СПО по основным видам профессиональной деятельности для последующего освоения ими общих и профессиональных компетенций по избранной специальности». [6]
Традиционная система подготовки специалистов в средней профессиональной школе не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности. Решить данный вопрос возможно за счёт создания организационно-педагогических условий на базе образовательного учреждения.
Активный процесс совершенствования рынка образовательных услуг побудил ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» КК пересмотреть подход к подготовке профессиональных кадров. Обозначилась потребность в альтернативных формах организации производственного обучения студентов, что обусловило необходимость поиска приемлемой для нее формы и методики ее организации. Решить данный вопрос возможно за счёт создания организационно-педагогических условий для развития на базе техникума учебных имитационных фирм различной специализации, например, учебная мастерская «Паяльник» (специальность210414 «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники»), учебная бухгалтерия «Документ» (специальность 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт»).
Организация учебных фирм может планироваться как форма проведения учебной практики по специальностям, это оболочка для проведения учебных занятий в форме деловой игры. Это может быть безвозмездное оказание услуг населению города Армавира по ремонту электронной техники или составление налоговых деклараций, бухгалтерской отчётности, бизнес планов.
Целями организации учебных фирм является создание в учебном процессе реальных условий производства, повышение профессионального уровня и формирование профессиональных компетенций студентов по специальностям. На сегодняшний день важнейшим социальным стандартом для среднего профессионального образования являются не только государственные образовательные стандарты, но и требования
Данная система использования имитационных фирм способствует максимальной реализации компонентов программ производственного обучения, а также раскрытию творческого потенциала студентов. Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, - акцент переносится с «усвоения знаний» на формирование «компетентности», происходит замена знаниево - ориентированной педагогики на личностно-ориентированный подход. В процессе обучения и прохождения практики студенты под руководством преподавателя знакомятся с условиями реальной деятельности виртуального предприятия, а затем самостоятельно разрабатывают и последовательно реализуют стратегию, обеспечивающую развитие предприятия и получение результата.
Осуществить в учебном заведении исследования процессов, протекающих на предприятиях в долгосрочном периоде, и переложить их для практического применения в будущем достаточно трудно. Чтобы научиться и получить реальный практический опыт специалисту потребуется несколько лет профессиональной деятельности. В этом случае, при подготовке будущих специалистов целесообразно использовать комплекс образовательных программ, разработанных на основе игровых обучающих технологий. Это обеспечит новое качество подготовки студентов в соответствии с достижениями научно-технического прогресса.
Созданные условия на базе имитационных фирм будут являться основой для получения практического багажа знаний по принятию управленческих решений, выбору стиля управления, развитию навыков стратегического планирования в различных производственных ситуациях. Учебная имитационная фирма расставит приоритеты в обучении. Студентами будут отрабатываться как профессиональные компетенции, так и «общие» или «ключевые» - работа в команде, принятие решений и ответственность за их выполнение, инициативность и самостоятельность. Наиболее важным станет не только то, как студенты работают с документами, выполняют отдельные профессиональные обязанности, а то, что они ощущают себя как команда единомышленников, работающих на продвижение своей фирмы на рынке, а так же создаются реальные условия конкурентоспособной среды.
Список использованной литературы
1.Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2.Байденко В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. - № 4. - 2010. - С. 22-26.
3.Кугликов Г. И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М.: Академия, 2007. 227с.
4.Соломко Л.Г. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.:ФИРО, 2006. 527 с.
5.Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
6.Положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования. Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «26 » ноября 2009 г. № 673
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 21.02.05. Земельно–имущественные отношения
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫБухгалтерский учёт и налогообложение 1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью основной професси...
«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа
В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ НА ТЕМУ: ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС
Выдержки из ФГОС8.3Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средс...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Формирование коммуникативной компетенции у студентов при освоении основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена 050144 Дошкольное образование на основе требований ФГОС
На современном этапе актуальным является вопрос подготовки высококвалифицированных специалистов-воспитателей. Кардинальные изменения, происходящие в политической, экономическо...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...