внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения
статья

Кивкина Наталья Юрьевна

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Внутригрупповые отношения детей в условиях дошкольного учреждения»

Позитивные отношения между детьми группы – залог успешности коммуникативного поведения в будущем. Между тем, в детском коллективе неизбежны конфликтные ситуации. Задача воспитателя – не просто умело разрешать острые ситуации среди воспитанников, но и, что более важно, не допускать их появления. А сделать это можно, создав крепкие и дружеские отношения между ребятами.

Обязательное условие нормального развития ребенка – его активное общение. Процесс общения способствует формированию речевой активности, обуславливает личностные, эмоциональные, поведенческие и другие особенности детей. Таким образом, умение общаться, устанавливать дружеские, конструктивные отношения, учитывать состояние другого – навыки, необходимые не только взрослому человеку.

Коммуникабельные дети в меньшей степени подвержены социальному одиночеству, включены в игровую деятельность со сверстниками, часто занимают позицию лидеров в своей возрастной группе. И наоборот, дети, испытывающие с раннего возраста недостаток общения, имеющие ограниченный круг социального взаимодействия или низкое качество личностных контактов, сталкиваются с многочисленными психологическими трудностями.

Мир взаимоотношений дошкольников разнообразен. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют. И все это протекает естественным образом, без свойственных взрослым проявлений фальши и лицемерия. Однако эмоциональная напряженность и конфликтность в сфере детских отношений значительно выше, чем у взрослых.

Педагогу очень важно научить этому своих воспитанников, ведь он готовит ребят к серьезному этапу на их жизненном пути – обучению в школе.

Чтобы правильно построить работу, направленную на улучшение внутригрупповых отношений и сплочение коллектива дошкольников, необходимо:

1.     Провести диагностику эмоциональных связей в группе;

2.     Измерить степень сплоченности/ разобщенности детей;

3.     Определить эмоциональные привязанности;

4.     Выявить «социометрические позиции», т.е. определить иерархическое место того или иного ребенка в группе;

5.     Обнаружить «внутригрупповые» союзы;

6.     Определить круг детей, оставшихся со стороны сверстников без внимания и уважения, которым требуется помощь и поддержка воспитателя и педагога-психолога.

Эти задачи можно решить с помощью наблюдения за поведением детей в естественных для них условиях и некоторых социометрических методик («Социометрия», «Цветовой тест отношений»)

Чаще всего выявляются следующие проблемы:

1.     Импульсивное поведение некоторых детей в группе и неумение управлять своими эмоциями;

2.     Отсутствие в детском коллективе группировок, основанных на взаимных симпатиях;

3.     Преобладание детей с невысоким социометрическим статусом;

4.     Низкий уровень групповой сплоченности;

5.     Низкий уровень благополучия в группе.

Решению данных проблем способствует цикл занятий (о них будет сказано позднее), которые может проводить воспитатель группы.

Цели занятий:

1.     Снятие напряжения в коллективе;

2.     Развитие навыков общения, эффективной коммуникации и взаимодействия;

3.     Раскрепощение неуверенных в себе детей;

4.     Сплочение группы

Занятия ориентированы на детей старшего дошкольного возраста и проводятся один раз в неделю.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

1.     Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

2.     Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок

3.     Распределяйте между воспитанниками поручения.

4.     Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества.

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

5.     Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

6.     Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок

7.     Распределяйте между воспитанниками поручения.

8.     Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества

Советы воспитателю для создания бесконфликтной обстановки в группе

9.     Создайте в группе единую систему традиций и ценностей. Этому способствуют ритуалы начала и завершения дня, традиционные досуговые мероприятия, празднование дней рождения воспитанников.

10.                       Особое внимание следует обратить на «Изолированных» детей: привлекать их к совместной деятельности группы; найти для них поручения, где они раскрывали бы свои лучшие способности; чаще хвалить и поощрять их в присутствии  группы, но делать это за конкретно выполненное ими действие или поступок

11.                       Распределяйте между воспитанниками поручения.

12.                       Планируйте работу на занятиях или во время досуговых мероприятий, утренников в микрогруппах (парах, тройках, четверках.) Минигруппа должна придерживаться принципа взаимопомощи и поддержки, должна быть мотивирована на достижение успеха, а между группами необходимо создать ситуацию соперничества


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы

Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности  в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольны...

Тест по МДК. 01.02 Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Тест по темам "Формирование у дошкольников двигательных умений и навыков в процессе обучения движениям", "Методы обучения дошкольников движениям"...

Беседа за круглым столом (для воспитателей) по теме: «Совершенствование работы по развитию речи детей в дошкольном учреждении».

Работа педагога дошкольного учреждения по развитию речи детей дошкольного возраста. Основные задачи развития речи. Речь педагога как образец для подражания детям. Требования к речи воспитателя. Виды з...

Адаптацию в условиях дошкольного учреждения нужно рассматривать как приспособление функций организма ребенка к условиям существования в группе.

Ваш малыш совсем скоро впервые пойдет в детский сад. Конечно, вы очень волнуетесь, как он отреагирует на перемены в его жизни, понравится ли ему в саду, быстро ли он привыкнет...Детский сад – эт...

Конспект урока по МДК 01.02. «Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста» для студентов 821 группы по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» тема урока: «Классификация подвижных иг

Тема программы: Подвижные игры с правилами и спортивные игры. Тема урока: Классификация подвижных игр. Цель: 1. Формировать умение самостоятельно работать с учебником и интерес к будущей професс...

Конспект родительского собрания «Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения»

Цель: содействие проявлению искренней заинтересованности родителей в обеспечении гибкой адаптации ребёнка к условиям детского сада и их готовность к эмоциональной поддержке малыша в этот период.Задачи...