Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)
статья на тему
Статья "Компетенции педагога" (по материалам журнала "Управлние школой" № 10 2014 год)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompetentsii_pedagoga.docx | 26.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетенции педагога
По материалам журнала «Управление школой» № 10 за 2014 год.
В таблице для удобства изучения представлены требования, соответствующие трем уровням (оптимальный, достаточный и критический) , которые классифицированы по компетенциям.
- Профессиональная:
- предметно-методологическая;
- психолого-педагогическая;
- коммуникативная;
- в области управления системой «учитель-ученик»;
- трансляция собственного опыта.
- Информационная:
- управление исследовательской деятельностью;
- работа с информацией;
- использование различных технических и программных средств ИКТ.
- Правовая:
- гражданско-общественная деятельность;
- социально-трудовая и бытовая деятельность;
- социальная защита ребенка как субъекта образовательного процесса.
Оценивание проводится учителем и администрацией. Это часть технологии мониторинга. Методическое взаимодействие между учителями и обмен опытом может осуществляться через локальную сеть (при ее наличии).
Профессиональная компетенция | Характеристики, определяющие компетенции | 8 – 10 баллов Оптимальный уровень | 6 – 7 баллов Достаточный уровень | 5 баллов и ниже Критический уровень | |
Предметно-методологическая компетенция | Отлично ориентируется в современных публикациях по дидактике; следит за современными исследованиями по базовым наукам. Это отражено в оборудовании кабинета, в организации учебной деятельности, в содержании урочной и внеурочной деятельности учеников (кружки, элективные курсы, экскурсионные и другие краеведческие программы, научные общества и др.) | Обращается к материалам педагогических публикаций время от времени – для подготовки докладов и отчетов. Эпизодически использует информацию о последних достижениях наук и содержании учебного процесса | Практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в преподавании своего предмета, не пользуется педагогической периодикой. В основном использует традиционные методики, фронтальные способы организации учебной работы, репродуктивные формы работы | ||
Имеет в активе разнообразные методы и приемы работы, в том числе групповые, проектные, с применением медиатехнологий и др. | Групповые, проектные, с применением медиатехнологий и подобные формы работы учитель использует эпизодически | Последние достижения в базовых науках, культуре, связанные с содержанием предмета, слабо отражены в содержании и способах деятельности учащихся | |||
Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета | Может проанализировать свою деятельность по предложенному алгоритму и скорректировать цели, условия учебного процесса по предложенному плану | Самоанализ урока, взаимодействие с учеником чаще всего строится на эмоциях, ощущениях | |||
Умеет выделить инвариантную составляющую любого приказа, распоряжения и творчески реализует вариативность при исполнении | |||||
Вес дидактические оснащение кабинета систематизировано, позволяет организовать индивидуализацию; рационально использовать время и пространство учителя и ученика, использовать медиатехнологии | Оснащение учебного процесса требует систематизации для использования | Дидактическое оснащение требует доработки и по содержанию, и по форме, и по количеству | |||
Учитель умеет выстроить индивидуальную траекторию обучения ученика с учетом особенностей его стиля учебно-познавательной деятельности. В целях, содержании и формах деятельности ученика учитель акцентирует социализирующие и развивающие составляющие | Индивидуальные траектории обучения предмету учитель строит только по логике предмета, но не учитывает внутренних ресурсов самого ученика | В основном ставит и реализует предметные цели в организации учебного процесса | |||
Психолого-педагогическая компетенция | Использует знания о системе учебного успеха ученика, знает и реализует на практике положения теории познавательной деятельности | Не имеет целостного представления обо всех ресурсах учебного успеха ученика | Испытывает затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика | ||
При обсуждении педагогических воздействий, при анализе уроков, результативности учения учитель активно использует понятия, характеризующие познавательную сферу ученика. | Иногда эти знания носят интуитивный характер, а термины – нечеткие границы, что мешает коллективному обсуждению общих проблем с одним и тем же учеником в педагогической среде с коллегами. Недостаточно свободно ориентируется в перечисленных направлениях. | Практически не может самостоятельно охарактеризовать уровень параметров учебного успеха конкретного ученик. Практически не владеет этими знаниями и умениями, нуждается в постоянной помощи наставника или завуча для такой работы | |||
Умеет определить причины учебной неуспешности. Хорошо разбирается в теории науки о здоровье, постоянно совершенствует свои знания в этом направлении, использует знания в реальном учебном процессе | |||||
Владеет навыками конструирования здровьесберегающей среды во всех трех направлениях: - через учебную деятельность; - через пространство кабинета; - через стиль взаимодействия с учениками и коллегами. | Может самостоятельно проанализировать уровень здоровьесбережения образовательной среды на своих уроках и во внеурочной работе по алгоритму | ||||
Коммуникативная компетенция | Умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая разрушающие конфликты, при необходимости умеет перенести конфликт в конструктивный диалог | Понимает важность развития данной компетенции, но не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным ребенком или с отдельными коллегами | Не уделяет должного внимания стилю и способам общения. Недостаточно гибко реагирует на ситуативные изменения в общении с коллегами. | ||
Практически не возникает проблем в общении с учениками | |||||
Успешно работает в профессиональном социуме, легко включается в коллективную деятельность. Умеет при коллективной работе выполнять разные роли – и лидера, и исполнителя. | |||||
Компетенция в области управления системой «учитель – ученик» | Планирует учебную деятельность от конечной цели. Умеет выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса, его условия. Осуществляет все уровни управления в системе «учитель – ученик»: стратегический уровень – на уровне управления через программы, учебники; тактический уровень – через тематическое планирование и информационные карты уроков для учителя и ученика; ситуативный уровень – при необходимости осуществляя целенаправленную педагогическую поддержку ученика. | Планирует уроки от числа параграфов в учебнике, с трудом корректируя выполнение программы при ситуативных нарушениях временного режима. | Практически не использует принцип планирования от конечной цели, не знает и не применяет управленческие технологии в собственной работе, осуществляя свою деятельность как трансляцию учебной информации. | ||
Компетенция в области трансляции собственного опыта | Может самостоятельно подготовить, оформить статью, доклад, отчет, не требующий правки и научной и предметной редактуры. Может транслировать свой опыт через выступения на семинарах и конференциях, полностью самостоятельно подготовив свое выступление. Учитель постоянно повышает свой профессиональный уровень, активно участвует в профессиональных конкурсах, смотрах. | Способен описать свой опыт. Однако при систематизации, структурировании, обобщении выводов требует помощи. Каждое выступление учителя требует предварительного редактирования. Повышает квалификацию, однако для выбора содержания и форм требуется методическая помощь. | Практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться данным опытом. Потребность в профессиональном росте слабо выражена. Учитель довольствуется методическим багажом, полученным только в результате собственного опыта. | ||
Компетенция в области управления исследовательской деятельностью | Владеет навыками педагогического экспериментирования, прибегая к минимальной помощи научного руководителя. Умеет проанализировать авторские педагогические идеи, апробируя их в реальном образовательном процессе, оценивая эффективность их реализации. | Может внедрить инновацию, но для ее планирования и анализа нуждается в научном руководстве. | Не способен или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения. | ||
Информационная компетенция | Компетенция в области работы с информацией | Умеет бегло просматривать объемные материалы, такие как учебники, вторичные источники информации, стать и отчеты, для вычленении необходимой информации (чтобы расширить видение предмета, ознакомиться с другими подходами и идеями, найти доказательства). Использует подходящую дополнительную литературу для того, чтобы понять сложные причинно-следственные связи и получить информацию из текста или изображения (обращается к базам данных, другим текстам, к коллегам). Сравнивает подходы, признает обоснованные мнения и отличает их от предубеждений. Синтезирует полученную информацию (в отчетах и презентациях дает свою собственную интерпретацию предмета, основанную на сведении различных данных). | Находит нужную информацию с Интернете и использует электронную почту. Делает электронные презентации в соответствии со своей целью. Находит информацию, необходимую для написания эссе, проектов и отчетов. Извлекает информацию из графиков, таблиц, диаграмм для разрешения практических ситуаций. Представляет информацию в обобщенной форме в виде графиков, таблиц и диаграмм. Осуществляет типологизацию, классификацию анализируемых данных. Вычленяет нформацию в различных формах | Подбирает разную информацию (тексты, изображения, числа) из разных источников для достижения цели (короткого выступления по заданной теме, отчета, самостоятельной работы). Обрабатывает в формате текста, чисел, изображений (например, структурирование, проведение вычислений). Обобщает и делает выводы. Сохраняет при помощи электронных файлов, папок и т.п. | |
Компетенция в области использования различных технических и программных средств ИКТ | Владеет и постоянно использует ИКТ. Знает о новых продуктах на рынке ИКТ - технологий в образовании, применяет и сам создает ЭОР по предмету. Может задействовать медиатехнологии для выступления. | Эпизодически прибегает к ИКТ. Обращается к простым, готовым ЭОР по предмету только изредка. | Не использует ИКТ. | ||
Правовые компетенции | Компетенция в сфере гражданско-общественной деятельности | Сформирована правовая позиция, определяющая правомерность поведения в профессиональной среде, действует согласно присвоенным ценностям | Освоены знания об основных институтах права, являющиеся базой для осуществления правового воспитания и осознанного выбора вариантов правомерного поведения в различных сферах общественной жизни | Освоен минимальный уровень правовых знаний, необходимых для выполнения элементарных профессионально-правовых функций | |
Компетенция в сфере социально-трудовой и бытовой деятельности | Использует свой опыт для проектирования поведения | Оценивает свое поведение с позиций его соответствия требованиям правовых норм | Соотносит свое поведение с поведением других лиц в аналогичной правовой ситуации | ||
Компетенция в сфере социальной защиты ребенка как субъекта образовательного процесса | Опыт позволяет педагогу решать правовые задачи на основе освоения субъективно новых правовых норм, осуществлять правовоспитательную и правозащитную деятельность (творческая деятельность). | Приобретенный опыт обеспечивает понимание правового характера ситуации, позволяет находить правомерное решение на основе имеющихся правовых знаний, проектировать правовое воспитание (продуктивная деятельность) | Выполнение профессиональных функций имеет интуитивно эмпирический характер, педагог не рассматривает свою деятельность с правовых позиций (алгоритмическая деятельность) |
Мониторинг
Год реализации программы развития | Самооценка учителя (от 0 до 10 баллов) | Компетенции учителя | Оценка администрации (от 0 до 10 баллов) |
2015-2016 | Предметно-методологическая | ||
2015-2016 | Психолого-педагогическая | ||
2015-2016 | Коммуникативная | ||
2015-2016 | В области управления системой «учитель-ученик» | ||
2015-2016 | Компетенция трансляции собственного опыта | ||
2015-2016 | В области управления исследовательской деятельностью | ||
2015-2016 | В области работы с информацией | ||
2015-2016 | В области использования различных технических и программных средств ИКТ | ||
2015-2016 | Правовая |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет социального педагога 2013-2014 учебный год.
Основные направления деятельности социального работника, работающего в техникуме....
Сценарий к выпускному. Прощание с начальной школой 4 класс 2014.
Сценарий к выпускному....
Материалы выступления на Школе педагогического мастерства по теме: "Профессиональное выгорание педагогов"
Выступление посвящено актуальной проблеме профессионального выгорания педагогов. В ходе выступления рассматриваются симптомы выгорания на психосоматическом и личностном уровне, факторы, ...
План работы воспитателя, выполняющего функции социального педагога на 2014 – 2015 учебный год.
Цель: социальная адаптация личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в обществе.Задачи:1. Формирование у учащихся адекватного представления о здоровом образе жизни, профилактика ут...
Анализ работы педагога-психолога Т.В.Литвиновой за 2014 – 2015 учебный год.
Цель: создание условий для сохранения психического, соматического и социального благополучия всех участников образовательного процесса....
Анализ работы педагога-психолога Т.В.Литвиновой за 2013 – 2014 учебный год.
Цель: создание условий для сохранения психического, соматического и социального благополучия всех участников образовательного процесса....
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год
План работы цикловой методической работы кураторов/классных руководителей и педагогов дополнительного образования на 2014-2015 учебный год...