Формирование валеологических занний у обучающихся начальных классов на уроках маетматики
методическая разработка на тему
В пособии рассмотрены вопросы по формированию физиолого-гигиенических и эколого-валеологических знаний у обучающихся 1-4 класов на уроках математики; в целях здоровья сбережения обучающихся предлагаются методические рекомендации по использованию упражнений для снятия зрительного утомления, проведения физминуток, динамических пауз на уроках математики; представлены задачи, содержащие математические и валелогические вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._pos._-_kopiya.doc | 110.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»
Формирование
валеологических знаний
у обучающихся начальных классов
на уроках математики
Учебно-методическое пособие
для учителей начальных классов, студентов,
преподавателей педагогических учебных заведений
Одобрено предметно- цикловой комиссией дисциплин предметной подготовки протокол № 2 от «2 » ноября 2014 г.
Председатель: Носова Н.В.
Согласовано: зам.директора по учебной работе Солодиловой Л.Е.
Автор-составитель: преподаватель методики преподавания начального курса математики с коррекционно – развивающими технологиями ОБПОУ «Советский социально-аграрный техникум имени В.М. Клыкова»Ишкова О.И.
Рецензент: зав. кафедрой коррекции педагогики и психологии развития
КГУ: доктор пед. наук , профессор Л.И. Мищенко
Формирование валеологических знаний у обучающихся начальных классов на уроках математики и во внеурочное время: учебно-методическое пособие для учителей начальных классов, студентов, преподавателей педагогических учебных заведений /сост.О.И. Ишкова, п. Коммунар, 2014г.- с.28.
В пособии представлены вопросы по формированию физиолого-гигиенических и эколого- валеологических знаний у обучающихся 1-4 классов на уроках математики, в целях здоровья сбережения обучающихся предлагаются методические рекомендации по использованию упражнений для снятия зрительного утомления, проведению физминуток, динамических пуз на уроках математики; представлены задачи, содержащие математические и валеологические вопросы.
Введение
Проблема здоровьесберегающих технологий и здоровьесбережения учащихся начальной школы в настоящее время является одной из самых насущных. Все факторы, которые влияют на здоровье младших школьников, можно разделить на внутренние и внешние. К последним можно отнести модель и программу обучения, методы и средства организации образовательного процесса. Однако, если не задействованы внутренние факторы, положительные изменения внешних особой пользы не принесут. Прежде всего, сам ученик должен осознать, что здоровье необходимо беречь, что здоровый образ жизни является престижным, а во- вторых, он должен знать, что человечество уже накопило определенный опыт, к которому всегда можно обратиться в случае необходимости.
Предлагаемое учебно– методическое пособие применяется студентами педагогических заведений при изучении курса «Методика обучения начальному курсу математики с коррекционно– развивающими технологиями» в разделе «Урок и другие формы организации обучения математики в начальных классах и классах КРО». Учебно – методическое пособие применяется с целью: формирования знаний у студентов о роли физиолого– гигиенических и эколого– валеологичеких представлений в целях здоровьясбережения обучающихся начальных классов; ознакомления с методикой использования упражнений для снятия зрительного утомления, проведения физкультминуток и динамических пауз на уроках математики; использования на различных этапах уроков задач, содержащих математические и валеологические вопросы.
1. Из истории развития валеологических знаний
С приходом ребенка в образовательное учреждение родители сразу сталкиваются с проблемой сохранения его здоровья и полноценного развития. Во взаимодействии с семьей должны вступать не только педагоги, но и медицинские работники, повара, заведующие образовательными учреждениями, директора и другие категории работников. От слаженной работы всех структур зависит здоровье ребенка.
В конце 70-х годов Б.Г.Ананьев акцентировал внимание на наметившейся тенденции сближения педагогики и медицины в отношении решения проблемы обеспечения здоровья подрастающего поколения. Интеграция усилий стала возможной с появлением в 80-е годы XX столетия новой синтетической области научного знания – валеологии.
Валеология (от лат.Vale – быть здоровым, loqos- наука) рассматривает целостное здоровье человека, причины и механизмы его формирования, сохранения и совершенствования. Идеи валеологии развиваются Г.Л.Апанасенко, И.И.Брехманом, Э.М.Казиным, В.П.Казначеевым и др.
История отечественного и зарубежного образования свидетельствует, что проблема здоровья подрастающего поколения возникла с момента появления человеческого общества и на всех этапах его развития рассматривалась по-разному.
В условиях первобытного строя при воспитании молодежи главное внимание уделялось подготовке к жизни: умению переносить лишения, боль, проявлять храбрость и выносливость. Характерным был обряд «посвящения», когда юноши в состязании показывали свои физические способности.
Мыслители Древней Греции и Древнего Рима оставили нам в наследство большое количество жизненных правил и полезных истин, направленных на формирование нравственно и физически здоровой личности. Эти наставления можно встретить в трудах Демокрита, Эпикура, Сенеки, Эпиктета, Марка Аврелия и др.
В рабовладельческой Древней Греции выделялись особые системы воспитания: спартанская и афинская. Гармония понималась как единство физического и духовного начал в человеке. В педагогической системе Платона такое единство достигалось посредством объединения двух полярных образовательных систем – спартанской (сугубо физического закаливания) и афинской, утверждавшей преимущество духовного развития.
В педагогической теории XVIII в. руководящим принципом воспитания считался принцип полезности. Педагоги того времени уделяли большое внимание заботе об укреплении здоровья детей. Дж. Локк в своем главном труде «Мысли о воспитании» предлагает тщательно разработанную систему физического воспитания будущего джельтмена, провозглашая его основное правило: «Здоровый дух в здоровом теле – вот краткое, но полное описание счастливого состояния в этом мире…» Локк подробно описывает приемы закаливания, обосновывает значение строгого режима в жизни ребенка, дает советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом.
Педагогическая валеология рассматривает здоровье не как сиюминутное «состояние благополучия», что характерно для медицины, а «как вектор полноценного и неосложненного развития ребенка» (В.Т.Кудрявцев). Введению научных сведений о здоровье ребенка в систему общепризнанных педагогических воззрений способствуют идеи целостности природы здоровья человека, ценностного отношения к здоровью, зависимости здоровья, прежде всего, от образа жизни, а также идея самосовершенствования, принципиальная возможность не только укрепления, но и формирования здоровья.
Таким образом, проблема формирования здоровой личности в педагогике рассматривается давно, но лишь сегодня, обретая реальные черты, становится новой отраслью педагогической науки. В своих трудах многие исследователи и ученые подчеркивали необходимость создания специальных условий для нормального развития личности. Новое педагогическое направление должно не только обеспечивать психическое и физическое здоровье школьников, но и стать важным компонентом философского гуманистического образования.
Сформировать у ребенка 7-10 лет мотивы здорового образа жизни лозунгами «Надо беречь здоровье», «Это вредно» или «Это опасно для здоровья» - невозможно. Возникают вопросы: как создать атмосферу демократии и гуманизма, внушить младшим школьникам, что здоровье – главная жизненная ценность? Как развить чувство долга и ответственности за свое собственное здоровье и здоровье окружающих?
Традиционные формы и методы в этом плане малоэффективны, более того, однообразная учебная работа может сама являться источником отрицательного воздействия на здоровье ребенка.
Развивать культуру здоровья, побуждая младших школьников вести здоровый образ жизни, можно через:
1) изучение естественно-научного предмета «Окружающий мир»;
2) посредством интеграции валеологической тематики в содержание других предметов;
3)различные формы внеурочной работы.
2. Формирование физиолого-гигиенических и эколого-валеологических знаний у обучающихся в 1-4 классах на уроках математики при использовании устных упражнений
Данное методическое пособие поможет раскрыть вопросы развития культуры здоровья на уроках математики. Рассмотрим применение валеологических математических задач, на устном счете, с целью реализации главного принципа педагогической валеологии – здоровье через образование. Устная работа на уроках математики в начальной школе представлена довольно широко - это и беседы учителя с классом или отдельными учениками, и рассуждения учащихся при выполнении тех или иных заданий и т.п. Среди этих видов устной работы можно выделить так называемые устные упражнения. Ранее они сводились в основном к вычислениям, поэтому за ними закрепилось название "устный счет". И хотя в современных программах содержание устных упражнений весьма разнообразно и велико, за счет введения алгебраического и геометрического материала, а также за счет большого внимания к свойствам действий над числами и величинами и других вопросов, название "устный счет" по отношению к устной форме проведения упражнений сохранилось до сих пор.
Заметим, что важность и необходимость устных упражнений доказывать не приходиться. Значение их велико и в формировании вычислительных навыков и в совершенствовании знаний по нумерации, и в развитии личностных качеств ребёнка, а также в привитии им здоровьесберегающей культуры. Создание определённой системы использования валеологических задач дает учащимся возможность не только закрепить вычислительные на уровне автоматизма активизируется и развивается память, речь, внимание, мышление способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции, но и проанализировать физиолого-гигиеническую или эколого-валеологическую информацию. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, а должны находиться в методической связи с основной темой и носить проблемный характер.
Уроки математики в начальных классах как правило имеют кроме основной задачи, связанной с изучением текущего материала, еще ряд задач относящихся к закреплению пройденного материала и подготовке к новым вопросам, а в нашем случае к повышению валеологического интереса, то с этой точки зрения и подбираются упражнения к уроку, продумывается вид устных упражнений.
Так как устные упражнения или устный счёт это этап урока, то он имеет свои задачи:
1) воспроизводство и корректировка определённых ЗУН обучаю-
щихся, необходимых для их самостоятельной деятельности на уроке или
осознанного восприятия объяснения учителя.
2) контроль учителя за состоянием знаний обучающихся.
3) психологическая подготовка обучающихся к восприятию нового материала.
Для эффективного использования устных упражнений, нужно правильно определить их место в системе формирования математических и валеологических понятий и навыков.
К формам восприятия устного счета мы отнесем:
1. Беглый слуховой (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) –при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
2. Зрительный (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
3. Комбинированный. А так же:
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек);
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность);
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить правильное соотношение в применении устных и письменных приёмов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течении всех четырех лет обучения на каждом уроке математики необходимо
выделить 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях,
предусмотренных программой каждого класса.
Устные упражнения проводятся в вопросно-ответной форме, все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения
Упражнения в устных вычислениях должны пронизывать весь урок. Их можно соединять с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока и помогать усвоению изучаемого на данном уроке или рацее пройденного материала. В зависимости от этого учитель определяет место устного счета на уроке. Если устные упражнения предназначаются для повторения материала, формированию вычислительных навыков и готовят к изучению нового материала, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала. Не следует проводить его в конце урока, так как дети уже утомлены, а устный счет требует большого внимания, памяти и мышления. Количество упражнений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока.
Рассмотрим устные упражнения, которые содержат физиолого-гигиеническую или эколого-валеологическую информацию и вопросы – математический и валеологический. Их можно рассматривать в качестве элемента межпредметной интеграции и использовать как на уроках математики, так и на уроках естествознания.
Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.
Ниже представим валеологичекие задачи для устных вычислений (1-4 классы)
Задачи для 1-го класса.
1. Купальный сезон в летнее время открывается при температуре воды 20 0 С. Заканчивается купальный сезон при снижении температуры воды на 6 0 С. При какой температуре воды завершается купальный сезон? Какое значение для организма имеет закаливание водой?
2. Школьные каникулы длятся: осенние 5 дней, зимние на 7 дней дольше осенних, а весенние на 4 дня короче зимних. Сколько продолжаются зимние, а сколько весенние каникулы? Какое значение для здоровья имеют школьные каникулы? Как правильно их организовать?
3. Рисовая каша переваривается в желудке 2 часа. Вареная говядина переваривается на 2 часа дольше рисовой каши, а жареная свинина – на 6 часов дольше говядины. Сколько часов должен работать желудок, чтобы переварить жареную свинину? Какая пища вызывает наименьшую нагрузку на желудок?
Задачи для 2-го класса.
1 . Когда Нине было 9 лет, она весила 28 кг, а в 12 лет она стала весить 36 кг. На сколько изменился вес Нины? Почему изменилась масса тела девочки? Как здоровье зависит от веса человека?
2. Микроэлементы играют важную роль в нормальной жизнедеятельности организма. Например, недостаток железа в организме приводит к снижению иммунитета, заболеванию крови-анемии. В ста граммах коровьего молока содержится 2 мг железа, а в моркови его в 4 раза больше, чем в молоке. Определите, сколько железа содержится в черешне, если известно, что в ней его столько, сколько в молоке и моркови вместе. Какие, помимо железа, минеральные элементы необходимы человеку?
3. Сердце человека - неутомимый труженик. После каждого сокращения наступает расслабление - сердце отдыхает. В течение суток сердце работает 8 часов, а отдыхает в 2 раза больше. Сколько часов отдыхает сердце в течение суток? Какую работу выполняет сердце? Назовите факторы, неблагоприятные для его работы.
Задачи для 3-го класса.
1. Окружающая среда полна звуков. Децибел - единица, выражающая степень звукового давления. Сила звука нормального разговора составляет 60 децибел. Сила звука мотоцикла на 40 децибел больше силы звука разговора, а громкая музыка в 2 раза больше силы звука нормального разговора. Определите силу звука мотоцикла и силу звука громкой музыки. Оцените степень воздействия шума на организм, если известно, что сила звука в 120 децибел вызывает болевые ощущения. Как влияет шум на человека?
2. В состоянии покоя кровь течет по аорте со скоростью 50 см/сек., а по капиллярам в 50 раз медленнее. С какой скоростью течет кровь по капиллярам? Какое значение имеет кровь? Как изменится скорость движения крови по артериям, капиллярам и венам после физической работы?
Задачи для 4-го класса
1. Петя и Маша одновременно сели есть кашу. У обоих было по 300 г каши. Через 15 мин. Петя съел всю кашу, а Маша съела 2/3 порции. Сколько граммов каши осталось съесть Маше? Какое значение имеют молочные каши для растущего организма?
2. Частота сердечных сокращении у спортсменов составляет 60 ударов/мин., а у людей, не занимающихся спортом, - 72 удара/мин. Сколько сокращений производит сердечная мышца спортсмена; не спортсмена за 1 час? Какое значение для сердечной мышцы имеют физические упражнения и здоровый образ жизни человека?
3. Известно, что во время варки овощей часть витаминов теряется. Если картофель варить без кожуры, то сохраняется всего 1/2 витаминов. При варке картофеля с кожурой сохраняется на четверть витаминов больше. Определите потерю витаминов (в %) при варке очищенных и неочищенных клубней. Предложите свой рецепт приготовления картофеля, если известно, что при закладывании овощей в кипящую воду потеря витаминов намного меньше, чем при закладывании их в холодную воду.
4. В течение 72 лет человек съедает 5 тонн мяса, а картофеля на 4 тонны больше. Сколько килограммов мяса и картофеля в среднем съедает человек за 1 год? Какое значение имеют эти продукты для человека?
5. Для нормальной жизнедеятельности в организм человека постоянно должны поступать белки, жиры и углеводы. Зная массу своего тела, рассчитайте, сколько белков и жиров содержится в вашем организме, если известно, что на долю жиров приходится 11% веса тела, а белков в 5 раз
больше, чем жиров. В каких продуктах много белков, а в каких жиров?
6. Человек за 70 лет жизни выпивает 10 000 л молока, а воды - 50 000 л. Во сколько раз и на сколько больше человек пьет воды, чем молока? Какое значение имеет вода для организма человека?
7. В кишечнике человека живет более 400 видов полезных бактерий. Они вырабатывают витамины, помогают нам усваивать пищу, в определенной мере защищают кишечник от вторжения вредных микроорганизмов. Во время лечения гриппа антибиотиками человек сокращает численность полезной микрофлоры в 4 раза. Какое количество видов полезных бактерий уничтожает человек, принимающий лекарства? Какие народные способы лечения гриппа вам известны?
8. В сутки через легкие человека проходит около 10 000 л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают легкие за 1 неделю; 1 месяц; 1 год? Какие вещества могут попадать в легкие вместе с воздухом?
9. При поступлении в школу 78% детей имеют нормальное зрение. После пяти лет учебы количество детей, имеющих нормальное зрение, уменьшается вдвое, а к завершению школы этот показатель уменьшается втрое.
У скольких процентов детей снижается зрение за время обучения в школе? Какие правила следует соблюдать, чтобы сохранить хорошее зрение?
3. Профилактика зрительного утомления младших школьников на уроках математики
Давно известно, что каждый четвертый школьник имеет нарушения зрения, причем преимущественно миопию (близорукость).
Способствует возникновению миопии переутомление глаз: чтение, другая глазная работа при расположении предметов на близком расстоянии от глаз, слабое освещение, длительные просмотры телевизионных передач и игры на компьютере, а также плохое питание, недостаток солнечных лучей и наследственная предрасположенность.
Учащиеся должны твердо для себя уяснить:
• Для нормального формирования зрения и его сохранения необходимо на уроках математики читать, писать в хорошо освещенном помещении с лампами в 60 ватт.
• Нельзя читать располагая текст ближе или дальше 30-35 сантиметров от глаз, занятия на компьютере не должны превышать 45 мин.
• Несоблюдение этих правил приводит к перенапряжению мышц радужки, хрусталика, глазодвигательных мышц – глаза переутомляются. Важен для глаз и цвет окружающей обстановки. Так, например, красный цвет увеличивает нагрузку на мышцы глаз. Рабочее место должно быть окрашено в спокойные (например, желто-зеленые) тона. Это способствует понижению внутриглазного давления, обостряет зрение и повышает работоспособность.
• И еще: надо оберегать глаза от ударов. Ушибы не только вызывают кровоизлияние, но и способствуют возникновению многих опасных заболеваний глаз, последствием чего может стать слепота.
Необходимо научить младших школьников тренировать, точнее восстанавливать свое зрение. Для этого есть специальные упражнения. Их следует использовать даже детям с нормальным зрением. Острота зрения во многом зависит от общего уровня здоровья ребенка, поэтому, помимо специальных упражнений для глаз, очень полезно играть на открытом воздухе, кататься на велосипеде.
В школе тренировка зрения необходима для снятия зрительного утомления, особенно после работы на близких расстояниях при чтении и письме. Существует очень много простых и не требующих больших усилий упражнения для глаз.
• После 20-25 минут напряженного зрительного труда полезно: 4-6 раз зажмурить глаза изо всех сил; сделать ими 10 круговых движений налево – вверх – направо – вниз и обратно;
• сосредоточить взгляд (не мигая как можно дольше) на межбровном промежутке, кончике носа, одном, а потом другом плече или найти за окном какую-нибудь далекую точку и задержать на ней взгляд в течение 1 минуты. Наконец, можно просто посидеть или полежать (даже на парте) с закрытыми глазами несколько минут.
• Сначала следует выполнять эти движения влево и вправо до предела, но без чрезмерного напряжения и очень медленно. Затем движения вверх – вниз, также медленно. Голову при этом не наклонять. Выполнять упражнение по 4-5 раз в каждую сторону. Закрыть глаза и расслабить мышцы на 30-40 секунд.
• Плавным движением вращать глазами по кругу, сначала по часовой стрелке, а затем против. Повторять по 3 вращения в каждую сторону. Расслабиться в течение 30-40 секунд.
• Следует для тренировки зрения применять цветотерапию. Пособием может служить, например, красочное панно из геометрических фигур, которые располагаются в виде различных узоров. Дети не просто смотрят на эти узоры, они проговаривают свои действия:
Рисуй глазами треугольник.
Теперь его переверни
вершиной вниз
и вновь глазами
ты по периметру веди.
Рисуй восьмерку вертикально.
Ты головою не крути,
а лишь глазами осторожно
ты вдоль по линиям води
и на бочок ее клади.
Теперь следи горизонтально
и в центре ты остановись.
Зажмурься крепко, не ленись.
Глаза открыли, наконец.
Зарядка кончилась.
Ты молодец!
Все эти упражнения дети могут продолжать выполнять и во время самоподготовки в группе продленного дня.
4. Использование физминуток на уроках математики
Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно на этапе начальной школы является быстрая утомляемость обучающихся. Это связано, во-первых, с тем, что на общеобразовательных уроках дети выполняют работу, к которой еще не привыкли. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивать себя в движении, постоянно фиксировать внимание на учебном материале и учителе. Во-вторых, эта работа требует продолжительного времени, что идет вразрез с потребностями детского организма, нуждающегося прежде всего в частой смене занятий. Отсюда следует, что необходимо регулярно сменять работу отдыхом и наоборот. Однако отдых во время занятий в школе вовсе не означает пребывания в состоянии полного покоя: характер отдыха должен быть противоположен характеру работы.
Следуя этому правилу каждый рабочий день в классе можно начинать с
гимнастики, которая длится всего 3-4 минуты. За основу следует взять ком-
плекс упражнений, предложенный доктором С.С. Коноваловым.
Назовем основные из них.
1. Наклон головы вперед. Возвращение в исходное положение.
2. Наклон головы назад. Возвращение в исходное положение.
3. Поворот головы вправо. Возвращение в исходное положение.
4. Поворот головы влево. Возвращение в исходное положение.
5. Вращение головой в правую сторону.
6. Вращение головой в левую сторону.
7. Круговые движения плечами вперед.
8. Круговые движения плечами назад.
9. Поднять руки вверх, вращение кистями.
10. Руки по-прежнему над головой, сгибание - разгибание пальцев.
11. Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам три раза.
12. Потянуться с поднятыми вверх руками.
13. Прогнуться с поднятыми вверх руками.
14. Опустить руки вниз, хлопнуть по ногам три раза, потрясти кистями.
15. Перекатывание с пяток на носки, стоя на месте.
16. Вращение туловищем в одну и в другую сторону.
В «списке болезней» школьников заболевания позвоночника занимают ведущее место: каждый третий ученик имеет нарушения осанки.
К сожалению, многие дети даже не подозревают о том, что у них искривлен позвоночник, и тем более не знают, что неправильная осанка со временем может явиться причиной многих других болезней.
Большинство болезней позвоночника связано с повреждением межпозвоночных дисков. Диск – главный амортизатор позвоночника. Если диск теряет свою упругость и деформируется, его тело выходит за пределы позвонка и сдавливает (ущемляет) нервы. В результате сначала появляются боли в спине, а затем нарушается работа того органа, который обслуживается ущемленным нервом.
Уплощение межпозвоночных дисков приводит к «оседанию» позвоночника или к еще большему его искривлению. Это плохо сказывается, во-первых, на внутренних органах: они смещаются, в них нарушается кровообращение. Во-вторых, страдают мышцы (особенно спины). Напряжение мышц увеличивается, и от этого ухудшается подвижность позвоночника. Позвоночник постепенно теряет свою гибкость, а это приводит к разным болезням. Учитель на уроке должен следить за осанкой школьников. Ему следует научить детей правильно сидеть, стоять, наклоняться.
Дети должны запомнить, что:
• Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной. Важно избегать неудобных поз. Через каждые 15 минут за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться. А через каждые 30 минут обязательно надо встать, походить.
• Стоять и выполнять различную работу следует также с максимально выпрямленной спиной. При этом важно найти для головы, туловища, рук и ног достаточную опору.
Гигиенисты считают, что суточная потребность в движении учащихся младшего школьного возраста в среднем составляет 21-24 тыс. шагов. Основное время занятий в школе занимают уроки письма, чтения и математики, на которых движение ограниченно, а проводимых физкультминуток недостаточно. В настоящее время предлагается много методик игрового характера, которые способствуют укреплению здоровья детей, однако отвлекают малышей от основной работы на уроке, так как быстро переключиться с игры на работу очень сложно.
Проведение динамических пауз, физкультминуток на уроках математики должны включать упражнения:
• на растягивание позвоночника;
• на развитие гибкости позвоночника;
• на укрепление мышц спины.
Приведем примеры физкультминуток на уроках математики.
1. Ходьба
а) на месте;
б) на носках, руки вверх;
в) на пятках, руки за голову.
Мы проверили осанку
И свели лопатки.
Мы походим на носках,
Мы идем на пятках.
2.Котик
Лучик котика коснулся.
Котик сладко потянулся.
3.Самокоррекция
Построиться в колонну. Раз — посмотреть налево; два — по¬смотреть направо. Подравняться.
Смотрим прямо, дышим ровно, глубоко.
Смотрим влево, смотрим вправо.
Спинка ровная у нас,
А осанка — высший класс!
4.Елочки
«Ели» — стоя на носках, руки вверх.
«Елки» — руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
«Елочки» — присесть, руки вперед.
Следить за спиной, спина прямая.
Есть в лесу три полочки.
Ели-елки-елочки. Лежат на елях небеса,
На елках — птичьи голоса,
Внизу на елочках — роса.
5. Кузнечики
Спина прямая, руки на поясе.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики!
Прыг-скок, прыг-скок!
Сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко!
Прыгай на носках легко!
6. Упражнение «Цапля».
Исходное положение: согнув правую ногу в колене, упереть стопу во внутреннюю часть левого бедра, ближе к паху, руки развести в стороны. Дети хором читают четверостишие:
Цапля важная, носатая
Целый день стоит как статуя.
Она знает все на свете!
У нее учитесь, дети!
Основное рабочее место ребенка в школе - парта, за которой ему приходится долго сидеть в наклонной позе, что может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, затеканию ног. Ряд приемов, представленных ниже помогут свести эти нежелательные последствия к минимуму.
Смена посадочного места. В течение недели следует трижды менять посадочное место каждого ребенка. Надо отметить, что парты могут располагаться под разными углами, поэтому трижды меняется и зрительное поле ребенка, что является профилактикой ослабления зрения детей.
Массаж стопы. У каждого ребенка под ногами могут лежать самодельные массажные коврики, выполненные по образцу аппликатора Кузнецова из подручного материала: для учащихся 1-х и 2-х классов они сделаны из нашитых пуговиц, желательно цветных, а для учащихся 3-х и 4-х классов - из пробок от пластиковых бутылок. Эти массажные коврики изготовляются родителями при активном участии самих детей.
5. Использование математической викторины при проведении «Дня здоровья и спорта»
Так уж сложилось, что здоровье ученика в образовательном учреждении традиционно понимается как основная забота школьных медработников и учителей физкультуры. Но в настоящее время здоровьесберегающая работа должна проводится на всех уроках, в том числе и на уроках математики.
Хорошую окраску любому спортивному празднику придает проведение викторины с вопросами из области математики.
Название «викторина» произошла от латинского слова «виктория» — победа. Викторина — это одна из форм организации состязания, соревнования между командами, между отдельными лицами. Организация викторин — одна из форм внеклассной работы с младшими школьниками по различным предметам. Соревнование в форме викторины, проводится следующим образом: предлагается система вопросов, задач, примеров, доступных определенной возрастной группе учащихся. Дети в добровольном порядке решают задачи, примеры, отвечают на вопросы и в устной или в письменной форме.
Организация викторины требует не так уж много времени. Этим она привлекает учителей. Викторины проводятся внутри класса, где между собой соревнуются команды или отдельные ученики. Как мы сказали викторины могут проводиться и внутри спортивного праздника. Математика может включаться в дополнительные мероприятия в рамках дня здоровья и спорта: в конкурсы, викторины, «Спортивный КВН» (конкурс капитанов (подбираются задания на смекалку и находчивость), (конкурс стенгазет (математических задач, интересные факты из спортивной жизни)).
Такие викторины проводят с целью повышения интереса учащихся к математике, для выявления любителей математики с последующим привлечением их в математические кружки, где они могут проявить свои способности.
Содержание и количество заданий для викторины зависит от того, в каких условиях и с каким составом учащихся она проводится. Если викторина проводится в рамках «Дня здоровья», то включаются 8—10 несложных вопросов, заданий, требующих лишь устных способов решения, выполнения. Среди них могут быть вопросы занимательного характера с элементами валеологического содержания. Эти вопросы и задания продумываются заранее. При проведении викторины перед участниками выступают ведущие. Ведущие по очереди предлагают ученикам соответствующие вопросы. Когда один из ведущих читает задание, другой следит за тем, кто из присутствующих первым поднял руку для ответа. Ведущие прослушивают решение и дают заключение о качестве ответа. Ответивший ученик получает флажок или звездочку, с указанием номера вопроса, за ответ на который он получает этот знак. После получения ответов на все вопросы викторины подсчитывают очки, полученные командами или отдельными учениками, и отмечают победителей.
Возможно проведение викторины таким образом, что на определенный срок (например, неделю) предлагается несколько вопросов, заданий по математике (6—8). Эти вопросы и задания могут быть предложены через стенную газету, либо оформлены на специальном плакате с красочным призывом к учащимся. Дети в течение недели выполняют предложенные задания, отвечают на вопросы, решают задачи и примеры, свои работы в письменном виде с указанием фамилии и класса, в котором он учится, кладут в соответствующие конверты (кармашки), прикрепленные возле стенгазеты или плаката с викториной. В этом случае инициатором викторины может являться и математический кружок.
В викторине должны быть вопросы различной трудности, чтобы в ней могло участвовать большинство учащихся. Ответ на каждое задание викторины должен быть оценен определенным количеством очков.
Возможен и третий вариант проведения викторин, когда она проводится в три тура. Первые два тура представляют собой обычные контрольные работы по математике, одинаковой трудности для параллельных классов, результаты которых соответственно сравниваются. Они служат подготовкой к решающему туру, на котором участникам викторины даются сначала две обязательные задачи. Те, кто их решил, получают третью задачу повышенной трудности. После трех туров подводится окончательный итог.
Исходя из целей, с которыми проводится викторина, материал подбирается различный. Викторина может включать: а) задания для повторения одной определенной темы; б) задания для повторения основных разделов из всех изученных тем; в) задания, взятые из основных разделов изученных тем, с включением элементов занимательности; г) задания физиолого-гигиенического или эколого-валеологического характера.
Заключение
Подведя итоги вышеизложенного отметим, что применение на уроках математики элементов валеологии позволяют решать здоровьесберегающие задачи.
Кроме этого:
- расширяются знания младших школьников о человеке и его здоровье;
- снижается уровень тревожности (ребенок выполняет личностно значимое для него задание, поэтому испытывает меньше затруднений при решении);
- «загружается» мозг за счет работы правого полушария, отвечающего за образное мышление (современные методики обучения математике связаны с перегрузкой левого полушария мозга);
- облегчается процесс запоминания материала (после выполнения математических расчетов дети легко запоминают цифры, необходимые для формирования валеологического мировоззрения. Могут осмыслить материал и установить причинно – следственные связи изучаемых вопросов);
- формируется культура здоровья;
- дается установка на здоровый образ жизни;
- проводится профилактика зрительного утомления младшего школьника;
- фиксируется внимание на пользу физических упражнений.
Литература:
1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., ПР., 1995.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. – М., ПР., 2007.
3. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М.,ВЛАДОС, 2010.
4. Апанасенко Г.Л. Эволюция биоэнергетики и здоровья человека. – СПб., 2002.
5. Беднарская И.Г. Искусство быть красивым. – М.,ПР.,2000.
6. Вайнбаум Я.С. Дозирование физических нагрузок школьников. – М.,ПР.,2011.
7. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. – М., 1993 Т.6.
8. Гурин В.Е., Дегтереев Е.А., Дубровский А.А. Педагогика здоровья учащихся: Учеб. –метод. пособие. – Краснодар, 2013.
9. Дубровский А.А., Дегтерев Е.А., Гурин В.Е. Лечебная педагогика. Краснодар, 2014.
10. Искусство быть здоровым / Авт. – сост. А.М.Чайковский, С.Б.Шенкман. – 2-е изд., перераб. – в 2-х ч. – М., 2014.
11. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М., ПР., 2013.
12. Попов С.В. Валеология в школе и дома. – СПб.: Союз, 2013.
13. Царева С.Е. Обучение математике и здоровье учащихся // Начальная школа 2000. - № 11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения
Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа
ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...
мастер-класс "Интегрированный урок как форма реализации метапредметных связей учебных предметов в системе формирования целостной картины мира обучающихся"
Мастер-класс по апробации региональной модели "Гносеологическое моделирование школьниками картины мира на уроках русского языка и литературы" (в рамках реализации Концепции преподавания русс...
Выступление на МО. Тема "Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся начальных классов"
Выступление педагога-психолога на методическом объединении...
Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изм...
Технологическая карта на тему: «Основы оценочной деятельности учителя начальных классов на уроках литературного чтения».
Технологическая карта по методике преподавания литературного чтения раскрывает особенности оценочной деятельности учителя начальных классов на уроках литературного чтения, направлена на формирование у...