«Методические рекомендации для педагогов начальных классов по формированию гражданской идентичности младших школьников в условиях поликультурного, поликонфессионального общества на ступени начальной школы согласно ФОП» .
план-конспект занятия
Предварительный просмотр:
Приложение 6
Авторская разработка занятий в системе дополнительного образования по тематическому циклу занятий «Куклы календарного круга», реализуемом на основе комплекта учебно - наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла». Данный тематический цикл занятий интегрирован с содержанием предмета «Окружающий мир», (1-4 класс) по темам, связанным с проблемами «Семья» и «Народный календарь». И предназначен для формирования гражданской идентичности младших школьников в ходе приобщения их к традициям народной культуры.
Примером такой деятельности является поурочная разработка цикла занятий, объединенных темой «В единстве сила народная», посвященных празднику День народного единства и традиционному народному празднику Кузьминки. Автор - Загрекова Ю.В., педагог дополнительного образования ГОУ СОШ № 698 г. Москва.
Тематический цикл «В единстве сила народная» состоит из 3 самостоятельных занятий. Цель их - последовательное раскрытие содержания и смысла праздников, которые побуждают детей к дружбе, братству, единению и формируют устойчивую мотивацию к совместной деятельности.
Программа занятий построена на тесной взаимосвязи одного занятия с другим. Они проводятся в течение продолжительного времени (3- 4 недели), что обеспечивает эффективную работу с детьми благодаря использованию комплекса различных методов и организационных форм.
Занятия проводятся в преддверии праздников, включенных в тематический цикл для того, чтобы дети заранее были ориентированы и подготовлены к ним. Рекомендуемые даты занятий и их периодичность приведены в таблице:
№ занятия | Название и дата праздника | Тема занятия | Рекомендуемый период проведения |
1 | Праздник «День народного единства», 04 ноября | «День народного единства. История праздника и создание его художественного образа» | Последняя неделя октября |
2 | Народный праздник «Кузьминки» (осенний), 14 ноября | «Народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи» | Первая неделя ноября |
3 | Праздник «Наше Единство» в школе: (новые традиции - День добрых дел и заботы о людях) | «Школьные посиделки: ссыпная каша» | Вторая-третья неделя ноября |
Тематический план цикла занятий «В единстве сила народная» в системе дополнительного образования:
Занятие №1
Тема: «День народного единства. История праздника и создание его художественного образа»
Цель:
формирование гражданской идентичности младших школьников на историческом примере деятельности гражданина Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского и значимости народного единения на Руси.
Задачи:
- воспитание любви и уважения к национальным героям;
- формирование позитивного образа активного гражданина своей страны;
- раскрытие смысла современного содержания праздника «День народного единства» в его связи с историческим прошлым.
Оборудование:
- Презентация «День народного единства»;
- музыкальная подборка: Кабалевский Д. «Походный марш», «Кавалерийская»; Струве Г. «Моя Россия», Тиличеева Е. «Марш», Прокофьев С. «Марш»;
- интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия - беседа «Что означает – народное единство?».
3. Работа над новым материалом:
- «День народного единства»: кто такие Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, какова их роль в истории народа и страны (презентация).
4. Сюжетно-ролевая игра с элементами реконструкции исторического события 1612 года.
7. Подведение итогов и рефлексия
(цветовая диагностика).
Занятие №2
Тема: «Народный праздник «Кузьминки». Традиции и обычаи российского народа»
Цель:
приобщение детей к народным традициям и обычаям страны через ознакомление с особенностями проведения праздников народного календаря на примере «Кузьминок» (проводы осени и встреча зимы).
Задачи:
- Способствовать формированию представлений о содержании, структуре русского народного праздника;
- воспитывать интерес и уважение к нему как части фольклорного наследия;
- стимулировать положительную мотивацию к изучению народной культуры.
Оборудование:
- комплект учебно- наглядных и методических пособий «Рукотворная кукла»;
- пословицы и поговорки про осень, стихи, иллюстрации. (В Жуковский: «Родного неба милый свет», К. Ушинский: «Наше Отечество», А Прокофьев: «Родина», С. Есенин: «Гой ты, Русь моя родная…»);
- проектор, экран, интерактивная доска.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия – игра «Времена года – Осень и зима».
3. Работа над новым материалом:
- народный праздник «Кузьминки»: традиции и обычаи празднования (презентация).
4. Конкурс пословиц и поговорок про дружбу разных народов, их взаимовыручку и народных героев.
5. Введение в тему занятия – народные представления о святых братьях Косьме и Дамиане – бессеребренниках. Идея бескорыстия. День праздника – именины Кузьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, принявшего перед кончиной имя Косьма в честь своего соратника.
6. Работа над новым материалом:
- знакомство с народными куклами «Демьян и Кузьма», история их появления, значения и схема изготовления (презентация);
7. Изготовление символа праздника – куклы народного календаря «Кузьма и Демьян».
8. Подведение итогов и рефлексия – презентация по темам 1 и 2 занятий.
Занятие № 3
Тема: «Школьные посиделки»
Цель:
воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну на примере создания художественного образа государственного праздника «День народного единства» и праздника народного календаря «Кузьминки».
Задачи:
- расширить представление о мире внешнем и мире внутреннем на примере значения для страны исторических личностей Минина и Пожарского;
- формировать нравственные качества: трудолюбие, доброту, дружелюбие, заботу о ближних;
- развивать любовь к народной культуре, способствовать возрождению забытых традиций русского народа и рукотворчества;
- введение новой традиции в жизнь школы: праздник «Единства» - «День добрых дел и заботы о людях».
Оборудование:
- рекомендуемое помещение - кабинет Технологии;
- проектор, экран;
- куклы-образцы «Кузьма и Демьян», (изготовленные детьми на занятии №2),
- различная крупа, принесенная детьми для приготовления «ссыпной каши» к общей трапезе.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Введение в тему занятия – вспомним о Кузьме и Демьяне.
3. Создание «хоровода дружбы» с помощью изготовленных кукол, всех участников занятия и гостей, приглашенных на праздник;
5. Посиделки «Кузьминки – об осени поминки»:
- приготовление «ссыпной каши» для совместной трапезы;
- одаривание готовой кашей всех присутствующих и совместная трапеза «Дружба» ;
7. Подведение итогов и рефлексия – «наш хоровод дружбы».
После анализа работы по циклу занятий «В единстве сила народная» педагог-психолог К.А. Воробьева разработала психолого-педагогические рекомендации для педагогов дополнительного образования по сопровождению духовно-нравственного развития младших школьников в трех основных направлениях: мировоззрение, ценности, отношения; побуждения и мотивы; эмоционально-волевая сфера.
Мировоззрение, ценности, отношения
Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:
- наблюдение и индивидуальный контроль личностного опыта ученика;
- развитие представления об «образе мира» через проектную и исследовательскую деятельность;
- деятельность по поддержанию интереса к формированию образа мира (исследование, диалог);
- построение учебного процесса с акцентом на формировании ценностных установок детей.
Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:
- эффективное «проблемное» обучение;
- задания, позволяющие реализовать творческие способности;
- разнообразие содержания деятельности.
- задания, направленные на оценку своих поступков.
- деятельность по развитию рефлексивных способностей (дать алгоритм рефлексии);
- пополнение словарного запаса;
- организация процесса общения как процесса познания и обучения.
Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:
- задания, направленные на актуализацию у ученика нравственных чувств и переживаний;
- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения;
- предоставление возможности соотносить свои действия с моральным эталоном;
- включение в урок аналитической деятельности (от анализа текста до анализа событий и явлений);
- развитие творческих способностей и реализация их;
- предоставление возможности для развития активности школьников;
- создание условий для возможности действовать самостоятельно и ответственно;
- использование проектного и исследовательского метода для формирования ценностей ребенка и его мировоззрения.
Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:
- деятельность по осмыслению собственного жизненного опыта;
- создание условий для развития умений ребенка и наполнение их нравственным содержанием;
- формирование позитивного рефлексивного отношения к себе и миру через исследование, диалоги-сравнения;
- обучение техникам эффективного общения на основе нравственно-духовных ценностей;
- расширение познавательного интереса.
Побуждения и мотивы
Рекомендации психолога для учащихся 1 классов:
- создание условий для формирования потребности к духовно-нравственному совершенствованию;
- поддержание и закрепление приобретенных качеств через игровые методы;
- организация деятельности по формированию осознанного сотрудничества;
- обучение способности получать радость от безвозмездного труда;
- пробуждение желания учиться через трудовую деятельность;
- использование метода ролевой игры для коррекции мотивационно- потребностной сферы.
Рекомендации психолога для учащихся 2 классов:
- организация совместной деятельности по типу диалога, дискуссии;
- организация деятельности по формированию смыслообразующих мотивов нравственного поведения через моделирование ситуаций, эвристические беседы и т.д.
- обучение способности получать радость от дарения;
- обучение способности презентовать себя через моделирование ситуаций;
- организация работы по исследованию отдельных явлений через игры, загадки;
- создание условий для сочувствия и сопереживания.
Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:
- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими;
- обучение способности получать радость от заботы о другом;
- поощрять инициативу ребенка поступать нравственно;
- обеспечение условий для раскрытия, распознавания и словесного обозначения нравственных поступков;
- взаимодействие с ребенком на основе нравственных принципов;
- организация обратной связи в виде одобрений.
Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:
- организация совместной деятельности по типу вероятностного анализа и проб нового поведения;
- создание условий для творческого созидания;
- создание условий для рефлексии результатов;
- использование игровых методов для коррекции мотивационной сферы.
Эмоционально-волевая регуляция
Рекомендации психолога для учащихся 1 класса:
- организация пространства по обретению опыта размышления над событиями и вещами через активное взаимодействие с учителем;
- создание условий для развития чуткости и осведомленности ребенка через диалоги, эвристические беседы и игровую деятельность;
- развитие чуткости, осведомленности ребенка через игровую деятельность;
- использование загадок-притч.
Рекомендации психолога для учащихся 2 класса:
- организация пространства по обретению опыта размышления и проникновения в глубину вещей, событий и явлений;
- поддержание и развитие активности ребенка без конкуренции за внимание взрослого;
- организация совместной деятельности по типу драматизации;
- развитие наблюдательности, внимательности, осмысленности действий;
- демонстрация образцов социально одобряемого поведения.
Рекомендации психолога для учащихся 3 класса:
- организация пространства по обретению опыта созерцания вещей, событий и явлений;
- организация совместной деятельности по типу рефлексивного наблюдения за собой и другими;
- нравственные уроки с элементами игры;
- создание условий для совершенствования волевых действий;
- мероприятия по уменьшению уровня тревожности и беспокойства;
- создание совместно с детьми перечня правил, позволяющих справиться с негативными эмоциями и поведением;
- использование для этого интерпретации загадок-притч.
Рекомендации психолога для учащихся 4 класса:
- организация совместной проектно-исследовательской деятельности по типу творческих работ;
- разработка инструктивных заданий по перенесению опыта урока в реальную жизнь;
- развитие ответственного взаимодействия сверстников друг с другом;
- развитие ответственного взаимодействия старших и младших;
- создание условий по регуляции агрессивно-обвинительного поведения.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/04/picture-444255-1399149668.jpg)
Влияние имиджа педагога на процесс формирования учебной мотивации младших школьников
В силу сложившихся в стране социально-экономических и политических условий российская образовательная система оказалась в сложном положении. В связи с этим особое значение для педагога приобретают про...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/08/picture-863784-1481183005.jpg)
Презентация "Формирование духовно - нравственных качеств личности младших школьников в условиях ГПД"
Основные направления работы:- спортивно - оздоровительная- общекультурная- духовно - нравственная- социальная деятельность- проектная деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/28/picture-77142-1635398720.jpg)
«Формирование читательской компетентности младших школьников в условиях реализации ФГОС»
Нельзя не согласиться с великим педагогом В.А. Сухомлинским что «Чтение – это один из способов мышления и умственного развития», так как учит размышлять, думать, говорить. Если ...
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы
Курсовая работа. Тема: Профилактика девиантного поведения младших школьников в условиях современной школы...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/13/picture-1101670-1547391535.jpg)
Статья с презентацией на тему "Формирование учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС"
Важность формирования учебных умений, самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС и пути их достижения....
![](/sites/default/files/pictures/2024/07/01/picture-1528436-1719795381.jpg)
Методические рекомендации к самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине «Основы проектной деятельности» для специальностей 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», 44.02.01 «Дошкольное образование»
Методическое пособие посвящено организации проектной деятельности обучающихся в условиях реализации освоения вариативного компонента основной профессиональной образовательной программы СПО по специаль...
![](/sites/default/files/pictures/2024/11/25/picture-1543597-1732515131.jpg)
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме «Формирование каллиграфических навыков младших школьников»
Отчет по самообразованию учителя начальных классов по теме: "Формирование каллиграфических навыков младших школьников"...