Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий
статья
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
idealno_sdelannaya_statyayayaya.docx | 35.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценка предметных результатов обучающихся начальных классов с использованием информационных технологий
В связи с внедрением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), появляются новые требования к содержанию системы школьного образования и к результатам освоения основной образовательной программы. Всё это привело к переосмыслению и изменению подходов к системе оценивания учебных достижений младших школьников.
Новый стандарт требует оценивания процесса обучения в целом, предполагает оценку и контроль не только предметных, но и метапредметных результатов на разных этапах образовательного процесса. Кроме того, учитель должен своевременно оценить УУД, проанализировать их. Поэтому ситуация, сложившаяся в школьной практике требует поиска новых подходов и инструментов к оцениванию учебных достижений учащихся.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Компьютерные технологии призваны стать не дополнительным «довеском» в обучении, а неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность.
В последние годы в России в сфере образования наблюдается стремительное усиление интереса к автоматизации различных видов учебной и административной деятельности. В процессе обучения, прежде всего это коснулось информатизации контроля и оценки результатов обучения учащихся. Самым популярным видом такого контроля является тестирование, основанное на диалоге информационной системы с пользователем.
Проблема широкого применения компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в отечественной педагогической науке.
В теоретической и практической педагогике важное место всегда принадлежало проблеме контроля, учета и оценки предметных результатов учащихся в учебном процессе, так как они являются необходимыми компонентами последнего
Система оценки знаний и поведения учащихся баллами ведет свое начало от иезуитских школ XVI-XVII веков. Все ученики распределялись по разрядам, обозначившимся цифрами. Отсюда первоначально единица имела значение высшей отметки. Кстати, именно поэтому в ряде западноевропейских стран исторически сложилась шкала оценок противоположная российской. «Единица» - означает высший показатель достигнутых успехов, а соответственно «пятерка» - один из низших. Переход из одного разряда в другой знаменовал собой приобретение учениками целого ряда преимуществ и привилегий. В истории русского просвещения наиболее древней является система словесных оценок.
Постепенно оценка становится однообразней и короче. Она все чаще заменяется цифровой системой. Русская школа пережила 3, 5, 8, 10 и 12-ти балльную системы оценки знаний.
На протяжении 20-х годов в советской школе вместо отметок засчитывались развернутые характеристики учителей, а также продемонстрированные учениками достижения в творчестве, общественно полезной деятельности. Это органично соответствовало букве и духу Единой трудовой школы, где акцент делался на стимулирование различных видов активности школьников, их самостоятельной деятельности.
Но без «пятерок» и «двоек» учились недолго: в 1939 году в школы вернулись словесные оценки («удовлетворительно», «неудовлетворительно», «хорошо» и «отлично»), а вслед за ними, в 1944 году и привычные баллы.
Данная шкала отметок органично вписывалась в установленный в результате реформ 30-40-хгг. В СССР тип школы, который условно называют «сталинской гимназией»: с раздельным обучением, отсутствием трудовой подготовки, преимущественно вербальным характером обучения, жесткой дисциплиной. Однако по-прежнему налицо было смешение оценки и отметки знаний. Эти понятия трактовались как синонимы, что и порождало серьезные противоречия в образовательной деятельности.
В 1990-е в различных учебных заведениях стали в опытно-экспериментальном ключе апробироваться новые подходы к оцениванию познавательной деятельности школьников. Они заключались в переходе от пятибалльной на много балльную систему (от 100 до 1000), известную как модульно-рейтинговую.
В конце 90-хгг. Стали применяться подходы к оцениванию знаний распространенные в США. Такая система получила название учебное портфолио. Суть ее заключается в том, что организуется накопление, отбор и анализ образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности ученика, а также соответствующих информационных материалов из внешних источников (от учителей, одноклассников, родителей, общественности и др.).
Место, роль и функции системы оценки достижения требований к предметным результатам, ее особенности определяются основными подходами к пониманию ФГОС.
Новый стандарт устанавливает:
- ориентиры развития системы образования;
- рамочные требования к содержанию и организации образовательного процесса;
- общее описание ожидаемых индивидуальных достижений школьников.
Образовательный стандарт устанавливает три группы предметных результатов (личностные, метапредметные и предметные), выделяя при этом основные предметные результаты для каждой ступени обучения.
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
- личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
- метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия.
- предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета.
Новый стандарт ориентирует образовательный процесс на достижение качественно новых целей и результатов. Основной задачей и критерием оценки выступает уже не освоение «обязательного минимума содержания образования», а овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом
Показатель динамики образовательных достижений – один из основных показателей в оценке образовательных достижений. На основе выявления характера динамики образовательных достижений обучающихся можно оценивать эффективность учебного процесса, эффективность работы учителя или образовательного учреждения, эффективность системы образования в целом. Одним из наиболее адекватных инструментов для оценки динамики образовательных достижений служит портфолио ученика. Это не только современная эффективная форма оценивания, но и действенное средство для решения ряда важных педагогических задач.
Таким образом, основными направлениями методической работы в области оценочной деятельности являются:
- проектирование учебного процесса с ориентацией на «научение»;
- использование материалов стартовой диагностики;
- создание банка заданий и учебных ситуаций для организации познавательной деятельности учащихся, конструирование заданий;
- формирование портфеля достижений учащихся.
Реализация и достижение планируемых результатов в ходе учебного процесса не происходят автоматически, напротив, требуется серьезная и трудоемкая работа учителя по организации и выстраиванию учебного процесса, отвечающего общей идеологии стандарта.
Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.
Главная цель внедрения ИКТ — появление новых видов учебной деятельности.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- организовать одновременно детей, обладающих различными возможностями и способностями;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
- активизировать познавательную деятельность учащихся;
- проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
- индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.
Компьютер позволяет учителю значительно расширить возможности предъявления разного типа информации.
Новые информационные технологии обучения обладают и определенными дидактическими возможностями:
- источник информации;
- повышают степень наглядности;
- организуют и направляют восприятие;
- наиболее полно отвечают интересам и запросам учащихся;
- создают эмоциональное отношение учащихся к учебной информации, положительную мотивацию;
- это и дополнительный материал, выводящий за пределы обязательного уровня.
Использование новых ИТ на различных уроках дает преимущества перед стандартной системой обучения в следующем:
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
Внедрение информационных технологий основано на учете следующих возрастных особенностей учащихся. В начальной школе происходит смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную. Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным. При этом весь обязательный учебный материал переводится в яркую, увлекательную, с разумной долей игрового подхода, мультимедийную форму с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов.
Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
Современный мультимедийный урок строится по той же структуре, что и традиционный: актуализация знаний, объяснение нового материала, закрепление, контроль. Используются те же методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый и другие.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того презентация дает возможность учителю самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей конкретного класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков является очень важной и необходимой составной частью учебного процесса.
Предметные результаты ученика - это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных).
Контроль усвоения теоретического материала и практических заданий осуществляется с помощью автоматизированной системы проверки знаний (пакет прикладных программ и руководство по его использованию).
Основным средством оценки предметных результатов обучающихся с использованием компьютерных технологий в начальной школе являются тесты и тестовые задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля: входной, промежуточный и итоговый.
Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматически системой) и в режиме offline (оценку результатов осуществляет преподаватель с комментариями, работой над ошибками).
Как показывает практика, тестирование является эффективным средством проведения процедур оценки, и этим объясняется наличие большого числа различных компьютерных тестов.
Современный рынок программного обеспечения предлагает разнообразные инструментальные средства для поддержки компьютерного тестирования. При их анализе можно выделить следующие характеристики:
- функциональные возможности;
- методики проверки знаний: самоконтроль (тестирование сподсказками), контроль;
- методики оценивания знаний;
- режимы (онлайновый, оффлайновый);
- используемые технологии (сетевые, мультимедиа).
Идеальная тестирующая система должна быть в высокой степени интеллектуальной, чтобы в режиме диалога распознавать ответы учащегося и в зависимости от содержания ответа определять степень их правильности, выбирать дальнейшие задаваемые вопросы, касающиеся любых аспектов изучаемого курса, формулировать рекомендации по исправлению выявленных пробелов в знаниях тестируемого. Построение таких интеллектуальных систем в настоящее время не представляется возможным.
Тесты для младших школьников должны отвечать следующим требованиям:
- тестовые вопросы и варианты ответов на них должны быть четкими и понятными по содержанию;
- компьютерный тест должен быть простым в использовании, на экране желательно иметь минимум управляющих кнопок, инструкции-подсказки по действиям обучающегося должны появляться только в нужное время в нужном месте, а не присутствовать на экране постоянно, загромождая его;
- в тестовую систему должна быть включена оценка степени правильности ответа на каждый заданный учащемуся вопрос;
- вопросы должны подаваться испытуемому в случайном порядке, чтобы исключить возможность механического запоминания их последовательности;
Задания, представленные в виде тестовых вопросов, являются наиболее распространенными, легкими в программировании и достаточно хорошо изученными. Разработка тестовых заданий менее разработана и более сложна в реализации.
В настоящее время наиболее широко распространены тестовые вопросы следующих типов:
Тип А. Наиболее простой. Предлагаются только два возможных варианта ответов: «Да» и «Нет». Один их этих ответов является истинным, другой - ложным.
Тип Б. На поставленный вопрос нужно дать ответ, выбрав один или несколько пунктов из предложенных вариантов
Тип В. Требуется заполнить пропуски в предложении текстовыми фрагментами, предложенными в качестве вариантов ответа.
Тип Г. Требуется установить и указать соответствие между элементами двух списков.
Тип Д. Требуется переставить элементы списка в соответствии с заданным условием.
Благодаря компьютеру учитель имеет возможность выставить в журнал не просто сухую цифру напротив имени, но дать более детальную характеристику успешности выполнения теста, в которой отражены сильные и слабые стороны работы, а специальными значками отмечен уровень решений, не соответствующий заданным критериям.
На современном этапе развития отечественного образования сложившаяся десятилетиями система оценивания не дает нужных результатов, поэтому сегодня перед учителями стоит важная задача - поиск новых подходов и инструментов в оценивании учебных достижений учащихся. По требованиям нового ФГОС НОО оценка должна отражать индивидуальное развитие учащегося, развивать навыки рефлексии и оценочной деятельности учеников, формировать у них умение учиться. А значит, оценка должна быть направлена на обеспечение качества обучения, и в этом призвано помочь формирующее оценивание.
История развития системы оценки знаний и поведения учащихся показывает, что оценка учебных успехов играет важную роль в образовательном процессе. Несмотря на критику бальной системы и изменения в подходах к оценке, ее эффективность остается неоспоримой. Современное использование компьютерных технологий в оценке знаний и умений учащихся сделало оценивание более эффективным, интересным и мотивирующим.
Практика показывает, что компьютер с полным основанием можно считать неотъемлемой частью учебного процесса. Он может приобрести немаловажное значение как средство оценки знаний и умений учащихся, и кроме того, как мера эффективности избираемых стратегий обучения. Сегодня все понимают, что оценка составляет неотъемлемую часть процесса усвоения, а не просто что-то характеризует или удовлетворяет. Именно поэтому потенциальные возможности адекватного использования компьютера в учебном процессе для диагностических целей весьма значительны.
Вывод, который делают исследователи в тех странах, где накоплен опыт компьютеризации, прежде всего в развитых странах Запада, состоит в том, что реальные достижения в этой области не дают оснований полагать, что применение ЭВМ кардинально изменит традиционную систему обучения к лучшему. Нельзя просто встроить компьютер в привычный учебный процесс и надеяться, что он осуществит революцию в образовании. Нужно менять саму концепцию учебного процесса, в который компьютер органично вписывался бы как новое, мощное средство обучения, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»
Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...
Формирование валеологических занний у обучающихся начальных классов на уроках маетматики
В пособии рассмотрены вопросы по формированию физиолого-гигиенических и эколого-валеологических знаний у обучающихся 1-4 класов на уроках математики; в целях здоровья сбережения обучающихся предлагают...
Лекция с использованием информационных технологий: Информационное обеспечение анализа финансово-хозяйственной деятельности
Лекция с использованием информационных технологий...
Предметные результаты обучающихся МДК 02.01.03 Охрана лесов
Предметные результаты обучающихся МДК 02.01.03 Охрана лесов...
предметные результаты обучающихся
предметные результаты обучающихся...
Предметные результаты обучающихся
Предметные результаты обучающихся...