Статья Уровневые задания как средство формирования познавательных УУД у обучающихся начальной школы на уроках литературного чтения
статья

Симухина Ольга Изосимовна

Средством формирования познавательных УУД у обучающихся на уроках литературного чтения являются уровневые задания, которые смогут обеспечить успешное освоение младшими школьниками контента предмета «Литературное чтение», а также будут способствовать формированию познавательной активности и интереса младших школьников к чтению и анализу литературных произведений, предлагаемых для изучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уровневые задания как средство формирования

познавательных УУД у обучающихся начальной школы

на уроках литературного чтения

Симухина Ольга Изосимовна,

кандидат педагогических наук ,

преподаватель ,

Ангарский педагогический колледж

В современном обществе чтение является одним из ключевых навыков, необходимых для успешной коммуникации и образования. В рамках программы начального общего образования особое внимание уделяется предмету «Литературного чтение», что, во многом, определяет его ключевую роль в формировании познавательных универсальных учебных действий (далее - УУД) у младших школьников.

Формирование познавательных УУД является одной из главных задач образовательного процесса в начальной школе. Изучение особенностей работы с художественным произведением на уроке литературного чтения выступает одним из важных элементов данного процесса. Для формирования познавательных умений и навыков у обучающихся младших классов, мы считаем, целесообразно использовать уровневые задания, которые способствуют развитию когнитивных способностей и логического мышления младших школьников.

Мы полагаем, что средством формирования познавательных УУД у обучающихся на уроках литературного чтения являются уровневые задания, которые смогут обеспечить успешное освоение младшими школьниками контента предмета «Литературное чтение», а также будут способствовать формированию познавательной активности и интереса младших школьников к чтению и анализу литературных произведений, предлагаемых для изучения.

Познавательные УУД играют существенную роль в этом процессе. Работа по анализу литературных произведений (составление характеристики персонажей, определение темы и главной мысли, выявление изобразительных средств языка) предполагает активную познавательную деятельность обучающихся, направленную на овладение такими познавательными УУД, как умение анализировать, сравнивать, классифицировать языковые единицы, выявлять существенные признаки, обобщать изученное. Система уровневых заданий позволяет целенаправленно формировать данные УУД.

Проанализировав позиции педагогов А.Г. Асмолова, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, мы пришли к выводу, что при изучении художественных произведений в курсе литературного чтения могут продуктивно развиваться, в первую очередь,  следующие познавательные УУД:

  • общеучебные: поиск и выделение необходимой информации (изучение  времени создания произведения, творческой биографии писателей, истории создания произведения требует от обучающихся поиска и использования информации, что развивает у них навыки работы с различными источниками);
  • знаково-символические: кодирование информации о предлагаемом для чтения и изучения произведении с помощью условных обозначений, символов, использование схем, таблиц для группировки черт характера персонажей, моделирования изобразительных средств языка для выявления их роли в тексте;
  • логические: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать  (позволяют обучающимся осознать роль того или иного героя в произведении и узнать, какие характеристики их определяют); умение классифицировать персонажи по определённым признакам (помогает обучающимся развивать читательскую компетенцию, грамотность и уверенность в письменной и устной речи, а также способствует развитию критического мышления и анализу информации) [1].

Исследователь В. В. Гузеев отмечает, что реализация уровневых заданий способствует развитию познавательной деятельности и самостоятельности обучающихся, предоставляя им возможность выбора уровня сложности в соответствии со своими способностями и интересами. Это повышает мотивацию к изучению темы, формирует чувство успеха и уверенности в своих силах [3].

Б. Блумом, ученым-исследователем, разработана проблема формирования таксономии учебных задач, который  утверждал, что цель обучения сводится к описанию действий, имеющих свои характеристики, которые определяются как уровень усвоения [2].

Проведенный нами анализ характеристики уровней позволил конкретизировать контент каждого уровня с учетом содержания и особенностей художественных текстов по предмету «Литературное  чтение» в контексте формирования познавательных УУД.

Первый уровень – узнавание. Цель уровня – актуализация имеющихся знаний младших школьников о литературном произведении в целом и его особенностях (например, чтение и пересказ фрагмента художественного текста).

Подобное задание направлено не только на получение обучающимися сведений о произведении, но и на формирование таких познавательных УУД, как поиск и выделение необходимой информации, требующей ее поиска и использования, что развивает навыки работы обучающихся начальной школы с различными источниками.

Следующий уровень – воспроизведение. Цель уровня – воспроизведение усвоенных знаний, например, литературоведческих терминов от буквальной копии (восстановление определения понятия) до применения в типовой ситуации (нахождение в тексте и определение его роли).

Это определяет возможность проанализировать, сопоставлять и обобщить изученную информацию, что является, на наш взгляд, одним из направлений  формирования познавательных УУД.

Третий уровень – понимание - направлен на демонстрацию способности осмысленно воспринимать новую информацию об особенностях произведения в рамках его анализа (например, самостоятельное определение темы и главной мысли художественного произведения), а также формирования умений распознавать, классифицировать, сравнивать по определённым признакам в контексте формирования познавательных УУД.

Четвертый уровень – применение в знакомых условиях - имеет направленность на развитие, например, умений определять  главных и второстепенных героев и раскрывать их характерные черты. Младший школьник может обобщить полученные знания о характере и поступках персонажей, продолжить работу по обогащению словарного запаса.

Эта деятельность направлена на формирование познавательных УУД: кодирование информации об образах персонажей с помощью условных обозначений, использование схем для группировки их сравнительных признаков, применение моделирования для составления речевых высказываний кау в монологической речи, так и при диалоге.

Пятый уровень – применение в новой ситуации. Цель уровня – самостоятельное преобразование усвоенной информации о художественном произведении (например, распространение текста с помощью предлагаемых эпитетов, метафор, олицетворений или сравнений). 

Выполняя задание, младшие школьники, мы считаем, приобретут опыт применения изученных знаний в новых нестандартных ситуациях, научатся правильному использованию изобразительных средств языка  в речи с учетом их роли в тексте, продемонстрируют творческие и речевые способности.

Такое уровневое задание формирует у обучающихся навыки самостоятельной работы, планирования и самоконтроля, помогает обучающимся развивать языковую и читательскую компетенции, уверенность в письменной и устной речи, а также способствует развитию критического мышления и анализу информации как компонентов познавательных УУД.

Переход с одного уровня на другой должен быть обусловлен изменением в уровне развития младшего школьника и скоростью восполнения пробелов в его знаниях. Изучение трудов вышеназванных исследователей позволило нам сделать вывод, что уровневые задания, в целом, способствуют формированию познавательных УУД в курсе литературного чтения в начальной школе.

Список источников:

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. - М.: Просвещение, 2016. - 159 с.
  2. Гафурова, А. Д. Таксономия образовательных целей Бенджамина Блума / А.Д. Гафурова // Молодой ученый. – 2022. – № 1. – С. 237-239. URL: https://moluch.ru/archive/396/87608/ (дата обращения: 10.05.2024).
  3. Гузеев В.В. Уровневая дифференциация образования как основа построения системы развивающего обучения // Известия Волгоградского педуниверситета. 2016. №8. С.67-77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по развитию творческого воображения учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Раскрывается система работы учителя . Представлены этапы работы по раскрытию творческого воображению учащихся начальной школы...

Использование технологий критического мышления на уроках литературного чтения в начальных классах.

laquo;Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духов...

Тезисы по ВКР "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литературного чтения во 2 классе".

Тезисы по выпускной квалификационной работе "Сборник заданий по разделу "И в шутку и всерьёз", направленных на развитие навыков выразительного чтения обучающихся на уроках литерату...

Приёмы композиционного анализа детского рассказа как средства формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальной школе

Актуальность темы, обусловлена тем, что формирование познавательных УУД является неотъемлемой частью образовательного учебного процесса, оно существенно влияет на развитие полноценной личности, чему с...

Приёмы формирования функциональной грамотности на уроках литературного чтения в начальной школе

Приёмы для формирования функциональной грамотностиРабота с текстом во время чтения.Приёмы послетекстовой деятельности...

Сборник упражнений по выразительному чтению при изучении поэзии первой половины 20 века на уроках литературного чтения в начальной школе «Мир красивой речи»

В настоящее время в современном обществе заметно снижение количества читающих и любящих читательскую деятельность людей. Особенно это касается детей, которые практически всё свободное время проводят в...