Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 8 класс
олимпиадные задания на тему
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.
Русский язык, 8 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkolnyy_etap_russkiy_yazyk_8_klass_1_1.docx | 19.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.
Русский язык, 8 класс
1. Выпишите слова с мягкими согласными звуками на конце.
Кирпич, упряжь, дрожь, груш, линюч, колюч, с крыш, неуклюж, мелочь, хорош.
2. Расставьте ударения в словах.
Средства, углубить, шарфы, щекотно, много директоров, договоры, досуг, дочиста, намерение, обеспечение.
3. Выделите морфемы в словах.
Эпиграф, энциклопедия, энциклопедический, электрический, электричество, эгоизм, эгоистический, внимательный, внимание, эстетический.
4. Какие слова русского языка объединены корнем?
-мк- // -мок- // -моч- // -мык- // -мыч- .
5. Определите способ образования слов.
Пригород, снегопад, городишко, верблюжонок, пол-яблока, полуостров.
6. Как, не изменяя, можно перевести глаголы изъявительного наклонения в повелительное? Приведите примеры.
7. Измените предложения так, чтобы выделенные слова стали предлогами. Слова какой части речи выделены?
1) Впереди были спортсмены-лыжники.
2) Штормовое море бушевало вокруг.
3) Посредине стоит памятник поэту.
4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне.
8. Подберите синонимы к слову легкий, учитывая лексическое значение прилагательного.
9. Замените данные ниже словосочетания фразеологизмами.
Очень быстро (бежать), очень тесно, очень темно, очень мало.
10. Запишите известные вам пословицы о труде.
11. Исправьте ошибку в следующем примере. Укажите причину неправильного построения предложения.
Задача была решена неверно благодаря арифметической ошибке.
12. Прочитайте предложения. Объясните постановку тире.
1) Скупость не глупость.
2) Первая пороша – не санный путь.
3) Чай пить – не дрова рубить.
Ключи
1. Кирпич, линюч, колюч, мелочь.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
2. Сре́дства, углуби́ть, ша́рфы, щеко́тно, много директоро́в, догово́ры, досу́г, до́чиста, наме́рение, обеспе́чение.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
3. Эпиграф (все слово является корнем), энциклопед-и-я энциклопед-ическ-ий, электр-ич-еск-ий, электр-ич-еств-о, эго-изм, эго-ист-ическ-ий, вним-а-тельн-ый, вним-а-ни-е, эстет-ич-еск-ий.
Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.
4. Учитывая исторический морфемный состав слова, данным корнем можно объединить следующие слова: замкнуть, замкнутый, отомкнуть, замок, замочек, замыкание, замыкать, отмычка.
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
5. Пригород ← город (приставочный способ),
снегопад ← снег, падает (сложение с соединительной гласной),
городишко ← город (суффиксальный способ),
верблюжонок ← верблюд (суффиксальный способ),
пол-яблока ← половина яблока (сложение),
полуостров (сложение).
Оценка: по 0,5 балла за каждое слово.
6. Глаголы II спряжения изъявительного и повелительного наклонения во множественном числе пишутся одинаково: хвалите,носите, купите, возите и др. Отличаются они морфемным соста-
вом и ударением. Если переставить ударение, можно перевести глагол из изъявительного наклонения в повелительное. Например: хва́лите, но́сите, во́зите, про́сите, ку́пите, но: хвали́те, носи́те, вози́те, проси́те, купи́те.
Оценка: 0,5 балла.
7. 1) Впереди были спортсмены-лыжники (нареч.). – Вперединас были спортсмены-лыжники (производный предлог).
2) Штормовое море бушевало вокруг (нареч.). – Вокруг острова бушевало штормовое море (производный предлог).
3) Посредине стоит памятник поэту (нареч.). – Посредине площади стоит памятник поэту (производный предлог).
4) Проснувшись, я вспомнил, что произошло накануне (нареч.). – Проснувшись, я вспомнил, что произошло наканунепраздника (производный предлог).
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение. Максимальнаяоценка 2 балла.
8. Легкий ветер – слабый, небольшой, незначительный.
Легкая задача – нетрудная, несложная, простая, доступная.
Легкий характер – хороший, покладистый, уживчивый, сговорчивый, податливый, мягкий, уступчивый.
Оценка: по 0,2 балла за каждый синоним.
9. Очень быстро (бежать) – сломя голову, очень тесно – как сельди в бочке, очень темно – хоть глаз выколи, очень мало – кот наплакал.
Оценка: по 0,5 балла за каждый фразеологизм.
10. Без труда не вынешь и рыбки из пруда. Не трудиться – так и хлеба не добиться. Где труд, там и счастье. Воля и труд все перетрут. Слаще всех плодов – плод труда. Кто не работает, тот не ест.
Без волненья, без заботы не жди радости от работы. Не спеши языком, торопись делом. Не за свое дело не берись, а за своим не ленись. От безделья дурь наживается, а в труде воля закаляется.
Оценка: по 0,5 балла за каждую пословицу.
11. Задача была решена неверно из-за арифметической ошибки.
Неверное употребление производного предлога послужило причиной неудачного построения предложения.
Оценка: 0,5 балла.
12. Скупостьне глупость. В предложении частица не стоит перед именной частью сказуемого, выраженного существительным в именительном падеже, поэтому между главными членами
тире не ставится.
Первая пороша – не санный путь. Правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым на это предложение не распространяется. Частица не не относится к сказуемому, выраженному
существительным.
Чай пить – не дрова рубить. На это предложение правило тоже не распространяется, так как частица не относится к сказуемому, выраженному инфинитивом.
Оценка: по 0,5 балла за каждое предложение.
ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 24,1.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "
Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 7 класс
Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.Русский язык, 7 класс...
Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...
Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык
презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...
Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"
Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...