ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 2 – х курсов
олимпиадные задания на тему
Предварительный просмотр:
ОЛИМПИАДА ПО ЛИТЕРАТУРЕ И РУССКОМУ ЯЗЫКУ
для обучающихся 2 – х курсов
Преподаватель – Ткачева Е. Д. (2012 год)
- О ком идет речь? Назовите героя, произведение и автора.
- «…Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой – француженкой, - этот дух, откуда взяла эти приемы?»
- «…Такая ли я была! Я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души нечаяла, наряжала меня меня, как куклу, работать не принуждала.»
- « Халат его имел тьму неоцененных достоинств, он мягок, гибок, тело не чувствует его на себе, он, как послушный раб, покоряется самому малейшему движению тела. … Всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были
длинные, мягкие и пушистые; когда он, не глядя опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу…»
- «…В несколько минут обегал все дорожки сада, зашел на скотный двор, на конюшню, отыскал двух дворовых мальчишек, с которыми тотчас свел знакомство, и отправился с ними в небольшое болотце, с версту от усадьбы, за лягушками.
- На что тебе лягушки, барин? – спросил его один из мальчиков.
- …Я лягушку распластаю да посмотрю, что у нее там внутри делается…»
- Кто из героев говорит о себе?
- «… Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?..»
- «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год… надо, чтобы все знали меня, чтобы не для одного меня текла моя жизнь…»
«Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал…, совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец…»
- О ком идет речь?
«Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очистить карандаш, тои нож у него был в чехольчике, и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник.»
- О ком идет речь?
«Прошло четыре года. В городе у него была уже большая практика. Каждое утро он спешно принимал больных у себя в Деляже, потом уезжал к городским больным, уезжал уже не на паре, а на тройке с бубенчиками и возвращался домой поздно ночью. Он пополнел, раздобрел, и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой…»
- Кому принадлежат эти строки?
- Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
- Сжала руки под темной вуалью…
«Отчего я сегодня бледна?»
- Оттого что я терпкой печалью
Напоила его допьяна.
- Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
- Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
- Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья…
- О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь – стрелой татарской
древней воли
Пронзил нам грудь!
- Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и забитая,
Ты и всесильная.
Матушка Русь!
- Кто из перечисленных ниже поэтов входил в группу футуристов?
Какую утопическую идею они выдвигали?
В. Брюсов, А. Блок, А. Ахматова, В. Маяковский, З. Гиппиус,
И. Северянин, А. Белый, Н. Гумилев, В. Хлебников.
- Драма – это…
- Один из видов лиро – эпической поэзии, небольшое сюжетное стихотворение, построенное на фантастическом, фольклорном, легендарно – историческом, бытовом материале.
- Один из жанров, который изображает конфликты героев с обществом, друг с другом, их переживания.
- Его предмет изображения – содержание внутренней жизни, собственного «я» поэта в его отношении к миру.
- Это событие, с которого начинается конфликт, действие в художественном произведении, и которое влечет за собой все последующие существенные события сюжета.
- Назовите произведение и его автора по имени героя.
А) Вера Шеина
Б) Тихон Щербатый и Платон Каратаев
В) Дмитрий Старцев
Г) Евгений Базаров
Д) Родион Раскольников
Е) Дикой и Кабаниха
Е) Любовь Андреевна Раневская, Гаев и Лопахин
Ж) Оля Мещерская
З) Маргарита, Берлиоз, Иван Бездомный
И) Илья Ильич Обломов
- С чьими именами связаны указанные ниже литературные места России?
- Константиново
- Нижний Новгород
- Спасское – Лутовиново
- Ясная Поляна
- Тарханы
- Михайловское
- Замоскворечье
- Нежин
- Из данного ряда произведений выпишите названия тех, которые созданы:
- И.С. Тургеневым
- Н. В. Гоголем
«Левша»
«Бежин луг»
«Горе от ума»
«Записки охотника»
«Герой нашего времени»
«Отцы и дети»
«Накануне»
«Хамелеон»
«Ревизор»
«Ася»
«Кавказский пленник»
«Тарас Бульба»
«Война и мир»
«Невский проспект»
«Человек в футляре»
«Мертвые души»
- Кто из перечисленных ниже писателей был врачом?
А. С. Грибоедов, А. П. Чехов, В. В. Вересаев, А. Н. Островский, М.А. Булгаков, Ф. М. Достоевский.
- Определите жанр произведения, назовите автора.
- «Война и мир» Рассказ
- «Вишневый сад» поэма
- «Гроза» драма
- «Ионыч» комедия
- «Кому на Руси жить хорошо» сказка
- «Дикий помещик» роман
- «Преступление и наказание» роман - эпопея
- «Двенадцать»
- «Облако в штанах»
- «Анна Снегина»
- «Реквием»
- «Тихий Дон»
- «Матренин двор»
- Кульминация – это …
- Элемент композиции, в котором художественный конфликт достигает критической точки своего развития и требует обязательного немедленного разрешения.
- Элемент композиции, в котором возникает художественный конфликт.
- Элемент композиции, в котором происходит разрешение или снятие основного конфликта.
- Написать сочинение – миниатюру на одну из тем:
- Учитель – одна из важнейших профессий.
- «Никто не забыт, ничто не забыто» ( Тема В. О. В.)
- «Книга в моей жизни»
- «Моя профессия»
РУССКИЙ ЯЗЫК
13. КУЛЬТУРА РЕЧИ
Выполнить задания А-2, А-3, А-4, А-5.
14. ОРФОГРАФИЯ
Выполнить задания А-12, А-13, А- 14, А-15.
ПУНКТУАЦИЯ
Выполнить задания А-19, А-20, А-21, А-22.
- Поставить имена существительные в родительном падеже мн. ч.
Много: апельсины, мандарины, абрикосы, фрукты, помидоры, баклажаны, килограммы, яблоки.
Много: места, дела, ботинки, сапоги, валенки, погоны, чулки, раз, носки.
- Какие стили речи вы знаете?
Где их используют (сфера употребления)?
- Графически покажите, каким членом предложения является инфинитив (неопределенная форма глагола) в данных ниже примерах.
Курить – здоровью вредить.
Доктора запретили ему курить.
Его привычка курить ему повредила.
Он вышел покурить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"
Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"
Областная олимпиада по информационно-коммуникационным технологиям среди обучающихся профессиональных образовательных учреждений на тему: "Литература в современном мире"...
Олимпиада по литературе для обучающихся колледжа
Олимпиада по литературе составлена для обучающихся колледжа 1-2 курса.Задания способствуют выявлению и развитию творческих способностей обучающихся, интереса к исследовательской деятельнос...
Краткий курс лекций Русская литература первой половины 19 века обучающихся 1 курса очной формы обучения образовательных учреждений среднего профессионального образования всех специальностей
Уважаемые обучающиеся, данный краткий Курс лекций по литературе 1 половины 19 века поможет вам в подготовке к занятиям и экзамену по литературе....
«Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средство формирования творческого мышления (на примере преподавания литературы и русского языка)»
laquo;Аудиторная работа студентов 1 курса колледжа как средствоформирования творческого мышления(на примере преподавания литературы и русского языка)»...