Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 7 класс
олимпиадные задания на тему

Мурзиненко Елена Сергеевна

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.

Русский язык, 7 класс 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.

Русский язык, 7 класс

1. Какой звук обозначен буквой с в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчет, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

2. Расставьте ударения в словах.

Арест, без толку (нареч.),  взята, взяло, добела, донельзя, залитый, занята.

3. Выделите морфемы в словах.

Багряный,  румяный, уважительный, решительный, шевелить, вдалеке, долина.

4. Распределите существительные на группы в зависимости от значения суффикса -ок-.

Вечерок,  бугорок, порок, язычок, холодок, игрок, рынок,  ледок, ездок, стрелок, шнурок, хлопок, уголок, сынок, сахарок, ветерок, песок.

5. Что такое синонимы? Подберите синонимы к слову смятение. Чем они отличаются?

6. Что общего у фразеологизмов очертя голову и сломя голову и чем они различаются по значению?

7. Как пишутся данные слова? Раскройте скобки, составьте словосочетания или предложения, чтобы можно было определить часть речи.

Увере(н, нн)о, испуга(н, нн)о, организова(н, нн)о, сдержа(н, нн)а, обиже(н, нн)о, обрадова(н, нн)о.

8. Мы говорим оба мальчика, обоих мальчиков, но обе девочки, обеих девочек. А как правильно сказать: обоих ножниц или обеих ножниц?

9. Поставьте в родительный, дательный, предложный падежи числительные 200, 465 (конвертов).

10. Выберите предложения, в которых пропущена запятая.

1) Не страшась меня близко садились, громко распевали лесные птички.

2) Лежа на берегу ручья, я смотрю в небо.

3) Сплошные тучи покрывали все небо и свистя, и вздрагивая, ветер быстро гнал их.

4) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея блещут небеса.

5) Он бросил работать и, отойдя к окну, открыл его.

6) Он вспомнил, как, обгоняя его уже раненного шли вперед танки.

7) Явился Филипп и, ни с кем не говоря ни слова и не извинившись, направился в комнату отца.

11. Составьте схему предложения, расставив знаки препинания, дайте его характеристику.

Уже светало и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

12. Прочитайте текст. Сформулируйте его главную мысль. Определите способы связи предложений в первом и во втором абзацах.

     По узкой дорожке, протоптанной в глубоком снегу, шел мальчик. Мальчик возвращался из булочной и в согнутой руке нес два кирпичика хлеба. Хлеб был теплый, пахучий.

     Вдруг мальчик услышал слабый шорох. Он остановился, прислушался, оглянулся и увидел, что на столбе отклеился верхний уголок бумажки и шуршит, как бы призывая прохожих прочитать, что написано. Мальчик хотел идти дальше, но бумажка слала ему свой настойчивый сигнал. Он

сошел с тропки и, сделав несколько шагов по глубокому снегу, подошел к фонарному столбу.

(По Ю.Я. Яковлеву)

Ключи

1. Буква с в зависимости от позиции может обозначать разные звуки.

Сгустить – [з], сгорбиться – [з], [ца], расчет – [ш:’], сжалиться – [ж:], сжечь – [ж:], рассыпаться – [с:].

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

2. Аре́ст, бе́з толку (нареч.), взята́, взя́ло, добела́, доне́льзя, за́литый, занята́.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

3. Багр-ян-ый, румян-ый, уваж-и-тельн-ый, реш-и-тельн-ый, шевел-и-ть, в-дал-ек-е, долин-а.

Оценка: по 0,2 балла за каждое слово.

4. Суффикс -ок- со значением «тот, кто…», «человек, который…» в словах игрок, ездок, стрело́к. Уменьшительно-ласкательное значение -ок- в словах вечерок, бугорок, язычок, холодок, ледок, уголок, сынок, сахарок, ветерок.

Нет суффикса -ок- в словах порок, рынок, шнурок, хло́пок, песок.

Оценка: по 0,2 балла за каждый правильный ответ.

5. Синонимы – это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же понятие, но различаются оттенками значений и употреблением в речи.

Синонимы к слову смятение – беспокойство, волнение, тревога. Данные слова различаются оттенками значений.

Беспокойство – отсутствие покоя, заботы, хлопоты.

Волнение – отсутствие покоя, особое возбуждение.

Тревога – значительная степень беспокойства, связанного

с особыми переживаниями.

Оценка: а) 0,5 балла за определение синонимов; б) по 0,2 балла за каждый синоним; в) по 0,5 балла за определение значения каждого синонима. Всего 2,6 балла.

6. Обороты очертя голову и сломя голову имеют разные значения. Очертя голову – «безрассудно, не подумав», сломя голову – «стремительно, опрометью, стремглав». Кроме этого, они

различаются словесными связями

Выражение очертя голову свободно сцепляется с любыми глаголами. Чаще всего – с глаголом броситься. Что касается фразеологизма сломя голову, то его окружение ограничено глаголами быстрого передвижения (мчаться, бежать, скакать и т. д.).И все же у этих фразеологических оборотов есть нечто общее. Прежде всего, у них одинаковый зависимый компонент – го-

лову. Но это только внешнее выражение их «кровного родства»  по происхождению. Дело в том, что выражение очертя голову родилось, так сказать, при поддержке оборота сломя голову. Оно

появилось в языке в результате контаминации оборотов очертя  кру́гом и сломя голову. Происхождение первого связано с суеверным (языческим) обычаем очерчивать себя или кого-либо другого кругом для ограждения от нечистой силы. В момент своего появления в языке сочетание очертя кругом было синонимично более позднему обороту осеня крестом.

Очертя себя кругом или осеня крестом, можно было уже как будто делать что-либо, не боясь. Отсюда и пошло выражение очертя голову.

Совершенно другое происхождение имеет оборот сломя голову. Это выражение тоже вначале имело только значение «безрассудно, отчаянно».

Оборот сломя голову возник из соответствующего свободного словосочетания со значением потеряв голову, соприкасающегося с сочетаниями сложить голову и сложа руки. На развитие современного значения у фразеологизма сломя голову, возможно, повлияло также выражение стремя голову, известное сейчас лишь в диалектах и других славянских языках. По корневому составу и значению оно как бы повторяет литературное наречие стремглав (буквально «опустив голову, вниз головой»), заимствованное русским языком из старославянского.

Оценка: по 1 баллу за объяснение значения и происхождения. Всего 4 балла.

7. Выбор н или нн зависит от того, к какой части речи относится данное слово. В кратких страдательных причастиях пишется одна н. В наречиях на -о(-е) пишется столько же н, сколько в прилагательных, от которых они образованы. В кратких прилагательных пишется столько же н, сколько в полных прилагательных.Чтобы отличить прилагательное от причастия, надо учитывать,

что многие причастия, употребляемые в речи в переносном значении, становятся прилагательными.

Общество уверено в благополучном исходе дела (кр. прич.); шагал уверенно (нареч., образованное от прил. уверенный); животное испугано громким звуком (кр. прич.), испуганно вздрогнул (нареч.); дело организовано хорошо (кр. прич.), вышли из школы организованно (нареч.); атака неприятеля сдержана (кр. прич.), девочка сдержанна и немногословна (кр. прил.); товарищество обижено на лидера (кр. прич.), замолчал обиженно (нареч.); общество обрадовано хорошими новостями (кр. прич.), встретил обрадованно (нареч.).

Оценка: а) 1 балл за объяснение; б) по 0,2 балла за каждое словосочетание. Всего 3,4 балла.

8. Собирательные числительные оба, обе не могут сочетаться с существительными, не имеющими формы единственного числа. Оба словосочетания невозможны.

Оценка: 0,2 балла.

9. Им. п.: двести конвертов, четыреста шестьдесят пять конвертов.

Род. п.: двухсот конвертов, четырехсот шестидесяти пяти конвертов.

Дат. п.: двумстам конвертам, четыремстам шестидесяти пяти конвертам.

Пр. п.: о двухстах конвертах, о четырехстах шестидесяти пяти конвертах.

Оценка: по 0,2 балла за каждую падежную форму.

10. Деепричастный оборот (и одиночное деепричастие) выделяется запятой, если находится в начале или в конце предложения, и двумя запятыми, если находится в середине предложения.

Предложения с пропущенной запятой: 1) Не страшась меня, близко садились, громко распевали лесные птички. 3) Сплошные тучи покрывали все небо, и, свистя и вздрагивая, ветер быстро гнал

их. 4) Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года; синея, блещут небеса. 6) Он вспомнил, как, обгоняя его уже раненного, шли вперед танки.

Оценка: по 0,2 балла за каждое предложение.

11. Уже светало, и небо на востоке с каждой минутой меняло свою окраску.

[ = ], и [ – = ].

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложносочиненное, состоит из двух простых предложений, соединенных сочинительным союзом.

Первое предложение: простое, односоставное, распространенное, полное.

Второе предложение: простое, двусоставное, распространенное, полное.

Оценка: по 0,2 балла: а) за схему; б) за общую характеристику предложения; в) за характеристику каждой части. Всего 0,8 балла.

12. Главную мысль этого текста можно сформулировать так: мальчик хотел пройти мимо объявления, но сошел с тропки, потому что бумажка «слала ему настойчивый сигнал».

В первом абзаце способ связи предложений параллельный. Во всех предложениях повторяется одно и то же данное: шел мальчик – мальчик возвращался; два кирпичика хлеба – хлеб был теплый.

Во втором абзаце последовательный способ связи предложений, т. е. данным каждого следующего предложения становится новое предыдущего: мальчик – он.

Оценка: 2 балла.

ОБЩАЯ СУММА БАЛЛОВ 22,6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация 11 класс Русский язык "Анализ текста как одна из форм работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку "

Презентация содержит пошаговую информацию к написанию сочинени-рассуждения на экзамен по русскому языку 11 класс....

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс.

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 6 класс....

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов. Русский язык, 8 класс

Школьный этап V Республиканской олимпиады 6-8 классов.Русский язык, 8 класс...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Имя числительное как часть речи 6 класс русский язык

презентация 6 класс имя чилительное как часть речи...

Функциональная грамотность: Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов"

Компетентностно-ориентированные задание по биологии по теме "Классификация покрытосеменных растений: класс Двудольные и класс Однодольные. Признаки классов" по формированию функциональной гг...