Проект по декоративно-прикладному искусству "Чудесный мир городецких и хохломских мастеров" (подготовительная к школе группа).
проект на тему
Проект по декоративно-прикладному искусству в подготовительной к школе группе. Перспективный план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.03 КБ |
![]() | 20.34 КБ |
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/02/15/103013045_large_021.png)
Предварительный просмотр:
Проект «Чудесный мир городецких и хохломских мастеров».
(Подготовительная к школе группа)
Вид проекта: творчески – информационный средней продолжительности.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы.
Педагоги: Марковская Алла Валерьевна.
Срок реализации: Март.
Актуальность проекта: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства и с народными традициями. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей.
Цели:
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством: Городецкой и хохломской росписью.
Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Учить видеть красоту и своеобразие хохломской, городецкой росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», купавка, розан.
Планируемые результаты проекта:
• Знание детьми видов декоративно-прикладного искусства: хохломской, городецкой, росписи.
• Умение детей ориентироваться в этих видах росписи.
• Умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.
Виды деятельности. Пути реализации.
Игровая деятельность
• Дидактические игры: «Обведи элемент», «Обведи и раскрась», «Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок», «Найди пару».
Ознакомление с окружающим
• Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи),
• Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы»,
Развитие речи
• Активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», купавка, розан.
Художественная литература
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
ФЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками
• Лепка:
Этапы реализации проекта
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта:
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2 этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы (городец, хохлома).
2. Распределение ролей.
3 этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4 этап. Презентация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта
2. Выставка детских работ по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Роль родителей в реализации проекта:
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления альбома по декоративно – прикладному искусству.
• Изготовление поделок, картин.
Продукт проектной деятельности:
• Альбом «Декоративно – прикладное искусство».
• Выставка детских рисунков по декоративно – прикладному искусству.
Предварительный просмотр:
Перспективный план работы по декоративно-прикладному искусству
(6-7 лет)
№ | Тема | Программное содержание |
1 | «Цветок счастья» Познавательное + Лепка | 1.Продолжать знакомить детей с декоративным народным творчеством. 2.Учить выделять характерные особенности городецкой росписи. 3.Учить детей рисовать розан пластилином, передавая внешний вид. 4.Воспитывать самостоятельность, развивать творчество. |
2 | «Городецкая роспись(посуда)» Декоративное рисование | Закреплять знания детей о городецкой росписи: элементы, колорит, композиция. Развивать у детей творчество, фантазию, умение создавать свою композицию. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству. |
3 | «Роспись тарелки по мотивам городецкой росписи» | Закреплять умения создавать образ городецкой росписи на тарелке. Продолжать знакомить детей с городецкой росписью, ее колоритом, особенностями. Развивать чувство композиции, творческие способности и интерес к народным традициям и обычаям, эстетическое восприятие. Воспитывать интерес и уважение к труду мастеров создающих красивые вещи, патриотизм. |
4 | Декоративное рисование + Конструирование из бумаги | Продолжать знакомить с изделиями городецкого промысла. Развивать умения применять полученные знания в собственном изобразительном творчестве. Воспитывать национальную гордость, умение доводить начатое до конца. |
5 | «Знакомство с хохломским промыслом» Познавательное | Расширять знания детей о народном искусстве. Уточнять представления о хохломском промысле. Учить детей находить характерные особенности хохломских изделий. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного искусства. |
6 | «Рисование элементов хохломской росписи» | Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: «реснички», «травинки», «усики», «завитки», «капельки», «кустики». Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего мира. Формировать умение работать концом кисти. |
7 | «Матрешка-Матрена». Ручной труд |
|
8 | «Золотая хохлома» Аппликация | 1.Продолжать знакомить детей с хохломской росписью и ее историей. 2.Учить выделять элементы узора. 3.Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение. 4.Учить приему вырезывания декоративных элементов растительного узора хохломской росписи. 5. Развивать речевую активность, пополнять словарный запас словами: экологически чистый, алые гроздья рябины… |
9 | «Путешествие в страну ложки» Декоративная лепка | 1.Систематизировть и обобщить знания детей о ложке, ее назначении, о материале из которого она сделана; формировать понятия: чайная, десертная, столовая. 2.Продолжать развивать навыки декоративной лепки, используя способ налепа. Совершенствовать навыки игры на русском народном инструменте: деревянные ложки, продолжать развивать музыкальный слух. Формировать потребность в ежедневной двигательной активности. 3.Формировать навык сотрудничества, взаимодействие в игре, в трудовой и образовательной деятельности. |
10 | «Путешествие к народным мастерам». Викторина познавательное | Закрепить и обобщить представления детей о русских народных промыслах:, Городец, Хохлома. Уметь различать виды, эмоционально откликаться на красоту, воплощенную в предметы быта, выражать свое отношение к ним . Уметь сравнивать предметы по назначению, узору, колориту, композиции. Воспитывать интерес и уважение к народному искусству. |
Заключение
Там, где есть традиции, где они живы и прочны, там имеется благодатная почва для расцвета профессионального декоративно-прикладного искусства. Веками народ в своем искусстве - в песнях, сказках, былинах, народных празднествах, танцах и предметах быта - стремился в художественной форме выразить свое понимание жизни, природы, мира. В этом и раскрывается самобытность его культуры. Народное декоративно – прикладное искусство является частью многогранной духовной жизни народа, оно также прочно лежит в фундаменте, на котором основана вся русская национальная культура.
Характерной чертой российской национальной культуры являются процессы взаимовлияния и взаимообогащения искусства различных наций и народностей. И в народном искусстве других наций, и в образах творчества собственного народа в овеществленной форме до нас доходит живой голос истории, голос культуры предшествующих поколений. Через эти вещи мы постигаем истоки, богатую историю нашей национальной культуры, видим душу народа. С этой точки зрения забота о развитии народного искусства есть забота о прогрессе национального самосознания, исторического самоутверждения и забота о дальнейшем развитии современной национальной культуры.
Работа по декоративному рисованию достигнет нужной цели только при условии связи с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цвета, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные игрушки и пр.
Используя данную программу можно в доступной форме, ненавязчиво, даря детям радость открытий, знакомить и прививать им любовь к своему прошлому, к родному, яркому, образному языку, к обычаям дедов и прадедов.
Выполняя различные практические творческие задания, дети успешно систематизируют приобретенные знания и отражают полученные впечатления через художественное творчество. Изучение народного декоративно-прикладного искусства прошлого побуждает детей к развитию фантазии, художественного воображения.
«К народным традициям должно быть
величайшее внимание, их надо изучать
и воспринимать всей душой
их надо осваивать”
А.Б. Салтыков
Список литературы.
- Доронова Т.Н. Дошкольникам об искусстве. Москва. Просвещение, 1998.
- Жалова С. Росписи хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Жигалова С. Росписи Хохломы. Москва. Детская литература, 1991.
- Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. Москва. Педагогика, 1983.
- Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. Москва. Просвещение, 1985.
- Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.
- Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.
- Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.
- Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.
- Паншелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Паншелеева Л.В. Декоративное искусство детям. Москва. Просвещение, 1976
- Разина Т.М. Русское народное творчество. Москва. 1993.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (старшая группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001.
- Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по основа народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 2001. – 24с.
- Орлова Л. В. Хохломская роспись: Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 16 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные
Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...
Методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине СД 01. Композиция и МДК 01.01 Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства для специальности 072601 Декоративно-прикладное искусство и народные
Настоящие Методические рекомендации устанавливают общие правила подготовки, оформления и защиты курсовых работ в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения и защиты курсовой работы (прое...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/21/picture-948979-1505978215.jpg)
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ Тема: Работа кружка декоративно-прикладного творчества «Декоративная композиция»
Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/13/picture-924222-1494657377.jpg)
Проект «День народного единства» в подготовительной к школе группе
Проект «День народного единства» в подготовительной к школе группе...
![](/sites/default/files/pictures/2019/06/10/picture-443127-1560145821.jpg)
Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка.
Рабочая прОграмма учебной дисциплины ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК по специальности 29.02.09 декоративно прикладное искусство. Декоративная вышивка. ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/07/20/picture-1228809-1595233473.jpg)
Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве
Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Ф...