Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве
методическая разработка

Смирнова Анжелика Георгиевна

Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»  (по видам)  вид Художественная роспись по дереву

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение Самарской  области

 «Сызранский колледж искусств и культуры им. О.Н. Носцовой»

«УТВЕРЖДАЮ»

                                                                                     Зам. директора по УМ и НР

                                                                                                    ГБПОУ СКИК

_______________/Архипова И.А./

«______»_______________2018 г.

Методические указания

по выполнению работ на практических занятиях

по  

МДК 01. 01. Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства

Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве

для специальности

54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам)

 вид Художественная роспись по дереву

2018 г.


         Пособие для обучающихся по выполнению работ на практических занятиях  МДК 01. 01. Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»                          (по видам)  вид Художественная роспись по дереву

Организация – разработчик: ГБПОУ СО «СЫЗРАНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ им.О.Н.НОСЦОВОЙ»

Разработчик:  Печенова Т.В.,  преподаватель ГБПОУ СКИК.

РАССМОТРЕНО

Предметно-цикловой комиссией «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»  

Протокол №_____от «_____» __________ 20____г.

Председатель ПЦК _____________ /___________/

ОДОБРЕНО

на заседании Методического совета ГБПОУ СКИК

Протокол №_______ от «_____» _________________ 20____г.

Содержание

Пояснительная записка

4

Практическое занятие №1.

7

Практическое занятие № 2

8

Практическое занятие № 3

9

Практическое занятие № 4

10

Практическое занятие № 5

11

Практическое занятие № 6

12

Практическое занятие № 7

13

Информационные источники

14

Приложения

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Практические занятия  являются обязательной составной частью процесса обучения. В ходе выполнения практических работ реализуются требования предъявляемых ФГОС по специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» (по видам)  вид Художественная роспись по дереву (углубленной подготовки) в части освоения основного вида профессиональной деятельности :

Творческая и исполнительская деятельность (изготовление изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного назначения).

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях составлены в соответствии с рабочей программой МДК 01. 01 Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве и предназначены для приобретения обучающимися следующих умений:

  • использовать основные изобразительные материалы и техники при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства;    
  • применять основные композиционные законы и понятия при проектировании и исполнении изделий декоративно-прикладного искусства;    
  • включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    
  • разрабатывать авторские композиции на основе традиций и современных требований декоративно-прикладного искусства;
  • адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Результатом освоения программы Раздел МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Творческая и исполнительская деятельность» в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи.                                

ПК 1.2.  

Создавать художественно-графические проекты изделий декоративно-прикладного искусства индивидуального и интерьерного значения и воплощать их в материале.                                                                        

ПК 1.3.

Собирать, анализировать и систематизировать подготовительный материал при проектировании изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 1.4.

Воплощать в материале самостоятельно разработанный проект изделия декоративно-прикладного искусства.

ПК 1.5.

Выполнять эскизы и проекты с использованием различных графических средств и приемов.

ПК 1.6.

Самостоятельно разрабатывать колористические решения художественно-графических проектов изделий декоративно-прикладного искусства.

ПК 1.7.

Владеть культурой устной и письменной речи, профессиональной терминологией.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

Практическое занятие – одна из форм учебного занятия, направленная на развитие самостоятельности обучающихся, приобретение умений и формирования общих и профессиональных компетенций. Выполнение работ на  практических занятиях способствует более глубокому пониманию, усвоению и закреплению материала МДК 01. 01 Раздел Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве, развиваются способности к анализу, синтезу и творческому мышлению, активизируются интеллектуальная активность и творческий подход к решению учебных задач, формируются основы самодисциплины и потребность в регулярном пополнении знаний.

Методические указания содержат перечень  практических занятий. Каждое практическое занятие включает в себя перечень материально-технической базы, последовательность выполнения работы, рекомендуемое время исполнения, иллюстративный материал по теме, а также ссылки на информационные источники, рекомендуемые для использования  в работе.

В методических указаниях представлены критерии оценок уровня усвоения практического материала.

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях разработаны по разделу МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве программы ПМ.01 Творческая и исполнительская деятельность.

В результате выполнения практических работ закрепляются полученные теоретические знания. Каждое практическое занятие включает разделы: цель и задачи занятия; результат обучения (знания и умения); теоретическую и практическую части; контрольные вопросы к занятию.

Рекомендации по выполнению и оформлению

практических занятий.

Перед выполнением практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с  кратким изложением материала в теоретической части; ознакомиться с текстами учебника.

Приступая к практической части необходимо ознакомиться с заданиями и выполнить их по порядку, используя дополнительные источники: интернет, литература.

Итогом занятия считается выполненное практическое задание.  

Практические занятия №1.

Тема: Введение. Место декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре

Цель: обеспечить понимание значимости  декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре

Задачи:

  • проанализировать тему ;
  • собрать необходимый теоретический материал о роли декоративно-прикладного искусства в русской художественной культуре с помощью интернет ресурсов.

    Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.

Знать: 

- происхождение, содержание и виды народного орнамента;

- специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,

- профессиональную терминологию 

Уметь: 

- включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    

-  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 1 академический час[1].

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

- работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала на поставленные вопросы:

1. перечислить основные вехи развития  декоративно-прикладного искусства в сфере искусствознания;

2. перечислить специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству;

- выполнение краткого конспекта по вышеперечисленным пунктам.

Контрольные вопросы:

  1. Дайте характеристику значимости декоративно-прикладного искусства в Русской художественной культуре.

Практическое занятие №2.

Тема 1.1. Декоративно-прикладное искусство домонгольской Руси

Цель: сформировать представление о дпи домонгольской Руси.

Задачи:

- проанализировать тему  Декоративно-прикладное искусство до монгольской Руси;

- собрать необходимый материал по теме урока ;

- подготовить  реферат  «Декоративно-прикладное искусство домонгольской Руси».

Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.

Знать: 

- происхождение, содержание и виды народного орнамента;

- специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,

- профессиональную терминологию 

Уметь: 

- включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    

-  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 1 академический час[2].

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

- работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала на поставленные вопросы;

- выполнение реферата.

Контрольные вопросы:

  1. Перечислите художественные ремесла Киевской Руси.
  2. Чем знамениты центры художественного ремесла в Чернигове, Полоцке, Смоленске, Рязани, Новгороде в XI-XII в.в.?
  3. Краткая характеристика художественного ремесла Владимиро-Суздальского княжества.

Практическое занятие № 3

Тема 1.2. Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI в.

Цель: сформировать представление о дпи Московского государства в XIV-XVI в.

  1. Задачи:

- проанализировать тему ДПИ Московского государства в XIV-XVI в.

  1. - собрать необходимый материал по теме урока ;
  2. - подготовить  реферат  «Декоративно-прикладное искусство Московского государства в XIV-XVI в.».
  3. Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.
  4. Знать: 
  5. - происхождение, содержание и виды народного орнамента;
  6. - специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,
  7. - профессиональную терминологию 
  8. Уметь: 
  9. - включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    
  10. -  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 2 академических часа.

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

- работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала на поставленные вопросы;

- выполнение реферата.

Контрольные вопросы : 

  1. Первые сведения о царских мастерских в Кремле.
  2. Каковы общие стилевые тенденции во всех видах декоративно-прикладного искусства Москвы 2 половины XVI в.
  3. Какова связь росписи по дереву с развитием иконописи и книжного искусства. Области ее применения (внутреннее убранство, украшение иконостасов, мебели, церковной утвари, ларцов, сундуков, деревянной посуды).

Практическое занятие № 4

Тема 1.6. Декоративно-прикладное искусство первой трети XIX в.

Цель: сформировать представление о дпи первой трети XIX в.

Задачи:

- проанализировать тему ДПИ первой трети XIX в.

  1. - собрать необходимый материал по теме урока ;

- выполнить презентацию на основе интернет - ресурсов по теме «Декоративно-прикладное искусство первой трети XIX в.»

  1. Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.
  2. Знать: 
  3. - происхождение, содержание и виды народного орнамента;
  4. - специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,
  5. - профессиональную терминологию 
  6. Уметь: 
  7. - включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    
  8. -  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 2 академических часа.

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

- работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала;

- выполнение презентации.

Практическое занятие № 5

Тема 1.7. Декоративно-прикладное искусство Эпохи историзма (1830-1890-е годы).

Цель: сформировать представление о дпи эпохи историзма (1830-1890-е годы).

Задачи:

- проанализировать тему «ДПИ эпохи историзма (1830-1890-е годы)»

- собрать необходимый материал по теме урока ;

- выполнить презентацию на основе интернет - ресурсов по теме «Декоративно-прикладное искусство Эпохи историзма (1830-1890-е гг..)»

Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.

Знать: 

- происхождение, содержание и виды народного орнамента;

- специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,

- профессиональную терминологию 

Уметь: 

- включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    

-  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 2 академических часа.

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

  1. работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала.
  2. выполнение презентации.

Приложения (если требуются).

Контрольные вопросы (если требуются).

Литература (список литературы, которым может пользоваться обучающийся при выполнении).

 Практическое занятие № 6.

Тема 1.8. Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX в.

  1. Цель: сформировать представление о дпи рубежа XIX-XX в..
  2. Задачи:
  3. - проанализировать тему «ДПИ рубежа XIX-XX в.»
  4. - собрать необходимый материал по теме урока ;
  5. - выполнить презентацию на основе интернет - ресурсов по теме «Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX в.»
  6. Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.

Знать: 

- происхождение, содержание и виды народного орнамента;

- специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,

- профессиональную терминологию 

Уметь: 

- включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    

-  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 2 академических часа[3].

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

1.  работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала.

2 . выполнение презентации

Контрольные вопросы 

  1. Дайте характеристику стиля «Модерн».

Практическое занятие № 7.

Тема 1.9. Декоративно-прикладное искусство XX века

Практические занятия №6

Изучение темы, конспектирование материала

Подготовка сообщения по теме «Декоративно-прикладное искусство рубежа XIX-XX в.»

  1. Цель: сформировать представление о дпи XX в..
  2. Задачи:

- проанализировать тему «Декоративно-прикладное искусство XX века»

  1. - собрать необходимый материал по теме урока ;
  2. - выполнить сообщение на основе интернет - ресурсов по теме «Декоративно-прикладное искусство XX в.»
  3.           Код результата обучения: ПК 1.3, ПК 1.7, ОК 2,3,4,5,8.
  4. Знать: 
  5. - происхождение, содержание и виды народного орнамента;
  6. - специальную литературу по декоративно-прикладному искусству и народному искусству,
  7. - профессиональную терминологию 
  8. Уметь: 
  9. - включать теоретические знания о художественно-стилистических особенностях конкретного вида декоративно-прикладного искусства в практическую учебно-познавательную деятельность;    
  10. -  адаптироваться к условиям работы в художественно-творческом коллективе.

Место проведения: учебный кабинет для занятий по МДК 01. 01. Подраздел 1. Художественно-стилистические особенности в декоративно-прикладном искусстве.

Время выполнения: 2 академических часа[4].

Материально-техническое обеспечение:

- тетрадь;

- ручка;

-  Пк.

Критерии оценок: приложение №1.

Ход выполнения работы:

1.  работа с интернет ресурсами: сбор теоретического материала.

2 . выполнение сообщения.

Информационные источники

Основные источники.

  1. Погребняк Н., Синюхина Л., Лежнева Л., Справочник художников современного христианского и декоративно-прикладного искусства "Мастер 2018", Издательство «ЮРАЙТ»,2018 г..
  2. Ладос. М.Я «Изобразительное искусство» 2007 -  233с :
  3. Даниэль С.М «Искусство видеть: О творческих способностях восприятия, о языке линий и красок и о воспитании зрителя.» - Л.: Искусство, 1990. -  223 с;
  4. Ладос. М.Я «Изобразительное искусство» 2007 -  233с.;  

Дополнительная литература.

  1. Ладос. М.Я «Изобразительное искусство» 2007 -  233с.  
  2. Фокина Л. В. «Орнамент: учебное пособие» Феникс, 2005. -  176 с. Живопись: учебное пособие для ВУЗов/ Н.П. Бесчаствов – М.Я Ладос, 2007.- 223с.

Интернет-ресурсы:

  1. art-exercises.ru;
  2. bibliofond.ru;
  3. http://referatnatemu.com;
  4. erudition.ru;
  5. bibliotekar.ru;
  6. librarian.fio.ru.

Приложение 1

 Критерии оценки

5 (Отлично)

Обучающийся глубоко и прочно усвоил программный материал, в полном объеме, исчерпывающе, грамотно и логически стройно использует его для выполнения учебного задания, четко формулирует основные понятия, приводит соответствующие примеры, уверенно владеет методологией курса, свободно ориентируется в его внутренней структуре, четко выявляет межпредметные связи с другими учебными дисциплинами; применяет теоретические знания к решению практических задач, применяя в работе законы живописи. Умеет обобщить и сделать выводы.

4 (Хорошо)

Выставляется обучающемуся, который твердо усвоил программный материал, грамотно и по существу использует его при выполнении учебного задания без существенных ошибок, правильно применяет теоретические положения при решении конкретных задач, с небольшими погрешностями применяет в работе законы живописи, не допуская существенных неточностей.

3 (Удовлетворительно)

Выставляется обучающемуся за работу, который не совсем твердо владеет материалом, знает основные теоретические положения изучаемого курса, обладает достаточными для продолжения обучения и предстоящей профессиональной деятельности знаниями, но недостаточно полно применяет в работе законы живописи, испытывает затруднения при решении живописных задач.

2 (Неудовлетворительно)

Выставляется обучающемуся, имеющему пробелы в знании учебного материала, допускающему принципиальные ошибки при выполнении предусмотренных программой заданий. Уровень знаний недостаточен для продолжения обучения и будущей профессиональной деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ДИСЦИПЛИНА «ХИМИЯ» общеобразовательного цикла технический профиль

Методические указания для выполнения практических занятий и лабораторных работ  являются частью основной профессиональной образовательной программы государственного бюджетного образовательного уч...

Методические указания по выполнению работ на практических занятиях по МДК.05.01. Технология пошива швейных изделий по индивидуальным заказам для специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Методические указания содержат перечень практических занятий по разделам рабочей программы ПМ. 05 Выполнение работ по профессии портной МДК.05.01 Технология пошива швейных  изделий по индивидуаль...

Методические указания по выполнению практических работпо ПМ.03 Планирование и организация процесса архитектурного проектирования МДК.03.02 Тема 1.3 «Общие положения градостроительного кодекса»

Методические указания  по выполнению практических работпо ПМ.03 Планирование и организация процесса архитектурного проектированияМДК 03.01. Планирование и организация архитектурного проектировани...

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа

Методические указания для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы по учебной дисциплине «Основы философии» для специальности 43.02.03 Стилистика и искусство визажа...

Методические указания по выполнению практических работ ПМ02.01.МДК 02.01 Расчет и проектирование сварных конструкций

    Методические указания по выполнению практических работ разработаны в соответствии с  рабочей программой ПМ 02 МДК 02.01 Расчет и проектирование сварных конструкций поспециаль...

Методические указания к выполнению курсовой работы по МДК 02.02.Технология хлеба и хлебобулочных изделий специальности

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ по МДК 02.02.Технология хлеба и хлебобулочных изделий специальности...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ по МДК.01.01 Основы художественного оформления швейных изделий Специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий

Рабочей программой МДК 01.01 "Основы художественного проектирования швейных изделий" предусматривается выполнение студентами практических работ по темам. Это позволит студентам усовершенство...