Урок обобщения по теме "Глагол" (4 класс).
план-конспект урока на тему

       Данная разработка содержит конспект урока по русскому языку  в 4 классе  «Обобщение по теме "Глагол " УМК "Школа России".  В конспекте приводится подробное описание деятельности учителя и учеников, приведены задания для проверки домашнего задания, самостоятельная работа ,  задания для практического применения полученных знаний, отрабатываются  умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_po_teme_glagol.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

Лещева Ирина Александровна, учитель начальных классов НОУ СОШ «Эрудит» , г. Москва, 2016г

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Обобщение знаний о глаголе

Предмет

Русский язык, УМК «Школа России»

Класс

4 «А»

Автор урока

Лещева Ирина Александровна, учитель начальных классов.

Образовательное учреждение

НОУ СОШ «Эрудит»

Методическая информация.

Тип урока

Урок – обобщения

Цель урока

Отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах и других частях речи, обосновывать их написание, определять грамматические признаки глаголов; развивать речь

Формируемые УУД

  1. Познавательные – структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; построение логической цепи рассуждений; доказательство;
  2. Коммуникативные- умение с достаточной полнотой  и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
  3. Регулятивные-  сличение способа  действия и его результата с заданным эталоном; внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия; выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

4. Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор;  индивидуальные  раздаточные карточки;

Подробный конспект урока.

Ход и содержание урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания.( Упр.244 с.115) -слайд 2

-Назовите глаголы,  в которых нельзя определить форму времени и числа (почитать, почитать). 

Что можете сказать о этих глаголах? ( Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение).

Какие глаголы изменяются по лицам и числам? ( получает)

Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (привыкла)

 

  1. Актуализация знаний  Игра «Узнай части речи»

 слайд 3-4

Учитель: Мне захотелось разбавить серые краски яркими оттенками. Составьте такую палитру, которая бы объединяла слова, записанные на доске . Работать будете в группах.

цвет

поздравит

яркий

удивлять

белила

красота

радостные

солнечная

Варианты:

Имя прилагательное

Имя существительное

Глагол

яркий

цвет

поздравит

радостные

красота

удивлять

солнечная

белила

белила

Учитель: В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное?

Уч-ся:

– Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное.

Учитель:

– Как называются такие слова? (Омонимами.)
– Приведите свои примеры.

(Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)

IV.Самоопределение к деятельности         Слайд 5

- Составьте слово , которое  будет ключевым  на сегодняшнем уроке.

Первая буква обозначает  парный согласный звук к звуку [ к].

Вторая  буква – глагольный суффикс прошедшего времени.

Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина.

Четвертую букву пишем на конце слова плуг.

Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде.

Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук.

Ответ – глагол

- Чему будет посвящен сегодняшний урок? ( Обобщение изученного по теме « Глагол»).

- Какие  орфограммы мы будем повторять, какие умения  закреплять?

V.Работа по теме урока

1. Лексическая и орфографическая работа

  Учитель:

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя
.

Задание. Перед вами текст.    слайд 6

Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.

(Восстановленный текст: слайд 7
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)

Учитель: Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.) слайд 8

Уч-ся:

– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.

(Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)

Учитель: слайд 9

– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите
самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)

2.Повторение изученного о глаголах по вопросам: 

Слайд 10

- Назовите начальную форму глагола.

-На какие вопросы отвечают ?

-Какие суффиксы знаете? ( -ть, -ти)

-Назовите постоянные и непостоянные признаки. ( постоянные – совершенные и несовершенный вид, спряжение; непостоянные – время, род ,число, лицо; совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать?  несовершенного: действие не закончено что делает?)

- Я читаю предложение, а вы договорите:

1. НЕ с глаголами пишется….(раздельно)

2. у глаголов нет ….(предлогов)

3. Работа по таблице слайд 11

4.Самостоятельная работа    Слайд 12.

Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)

http://festival.1september.ru/articles/520308/img2.jpg

- Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике.

1.В.
смотрит
строишь
едем
думает
красит
бегаешь
чертит
сияет
ругает
зеленеет

2.В.
вертят
рубишь
мокнет
откроет
возит
бреет
схватит
плавает
делает
оденут

- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так: слайд 13

 http://festival.1september.ru/articles/520308/img3.jpg

     5.Физкультминутка

  1. Тест     слайд 14,15

   

1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?

1) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа.

2) По неопределенной форме глагола.

2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и...

1) перед -ть, -ти в неопределенной форме;

2) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа.

3. Восстанови порядок орфографических действий.  При написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени.

1) Ставлю глагол в неопределенную форму.

2) Перед -ть, -ти пишется ....

3) Нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе.

4) Пишу ту же гласную перед суффиксом -л.

4. Выбери глаголы с безударной гласной е в суффиксе.

1) вид...ли          5) езд...ли  

2) замет...ли       6) отправ...ли

3) се...ли             7) выв...л

4) слыш...ли       8) стро...ли

5. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы.

1) Всегда во рту, а не проглот…шь,

а)-е       б) -и

2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — во...т, сяд...т — землю ро...т.

а) -е           б) -и

3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т.

а) -е            б) -и

4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хвата...тся.

а) -е          б) -и

7 .  Роль глагола в предложении.  Слайд 16,17

Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

Уч-ся:

Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.

Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ = — ] , [ — = ] .

Уч-ся:

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?

Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.

VI. Рефлексия   слайд 18

  1. Спишите, Вставьте  пропущенные  буквы, Над глаголами укажите лицо, число.

Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н….   пение.

     Снег   та..т и больше (не) пада…т. Уход..т    зимн…  х…л…да. Со…нце хорошо   пригрева….т   землю.

      Зима и в…сна  несколько недель спор….т   друг  с другом. Но  вот  весна поб….жда…т, гон…т зиму.

  1. Проверка выполненного.

На какие правила встретились слова?

VII. Подведение итогов урока  слайд 19

– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “
С маленькой удачи начинается большой успех”.

VIII. Домашнее задание слайд 20

Упр. 246 (с.116), составить устный ( по желанию письменный) рассказ на предложенные в упражнении темы)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суд над Ядерной энергией» Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Ядерная физика»

Данный урок является завершающим, обобщающим  этапом всего раздела ядерной физики.  На этом уроке я применила коллективную форму обучения, в виде ролевой игры, организовала театр на ур...

Конспект и презентация к уроку "обобщение знаний о предельных и непредельных углеводородах"

Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. ...

Урок-обобщения на тему:"Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел"-6 класс

Урок -обощение по теме "Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел" . Я связала урок с Олимпиадой в Сочи.  Дан самоанализ урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме:"Глагол"(обобщение)

Урок закрепления изученного материала с применением ИКТ....

Урок"Обобщение знаний об именах прилагательных" 4 класс

Урок построен на информационно-коммуникационных технологиях...

Урок обобщения темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу 2018"

урок по географии 10класс Обобщение темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу"...