- Организационный момент
- Проверка домашнего задания.( Упр.244 с.115) -слайд 2
-Назовите глаголы, в которых нельзя определить форму времени и числа (почитать, почитать). Что можете сказать о этих глаголах? ( Одинаково пишутся и произносятся, но имеют разное значение). Какие глаголы изменяются по лицам и числам? ( получает) Какие глаголы в единственном числе изменяются по родам? (привыкла) - Актуализация знаний Игра «Узнай части речи»
слайд 3-4 Учитель: Мне захотелось разбавить серые краски яркими оттенками. Составьте такую палитру, которая бы объединяла слова, записанные на доске . Работать будете в группах. цвет | поздравит | яркий | удивлять | белила | красота | радостные | солнечная |
Варианты: Имя прилагательное | Имя существительное | Глагол | яркий | цвет | поздравит | радостные | красота | удивлять | солнечная | белила | белила |
Учитель: В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное? Уч-ся: – Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол. – Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное. Учитель: – Как называются такие слова? (Омонимами.) – Приведите свои примеры. (Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)
IV.Самоопределение к деятельности Слайд 5 - Составьте слово , которое будет ключевым на сегодняшнем уроке. Первая буква обозначает парный согласный звук к звуку [ к]. Вторая буква – глагольный суффикс прошедшего времени. Третья буква обозначает безударный гласный звук, который запоминаем в слове картина. Четвертую букву пишем на конце слова плуг. Пятая буква – окончание глагола прошедшего времени в среднем роде. Шестая буква обозначает непарный звонкий согласный звук. Ответ – глагол - Чему будет посвящен сегодняшний урок? ( Обобщение изученного по теме « Глагол»). - Какие орфограммы мы будем повторять, какие умения закреплять? V.Работа по теме урока 1. Лексическая и орфографическая работа Учитель: – Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы? – Действительно, они всю работу взяли на себя. Задание. Перед вами текст. слайд 6 Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы. Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы. Слова для справок: жужжат, зелене…т, зажелте..т, стоишь, посмотр…шь, расцвета…т, журчит, вдыха..шь.
(Восстановленный текст: слайд 7 Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.) Учитель: Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.) слайд 8 Уч-ся: – Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени. – А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица. – Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям: – А я выписала глаголы с приставкой и без неё. – Глаголы в форме единственного и множественного числа. (Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.) Учитель: слайд 9 – Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.) – Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.) – Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса? – Посмотрим, есть ли среди вас такие. – Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными. – Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)
2.Повторение изученного о глаголах по вопросам: Слайд 10 - Назовите начальную форму глагола. -На какие вопросы отвечают ? -Какие суффиксы знаете? ( -ть, -ти) -Назовите постоянные и непостоянные признаки. ( постоянные – совершенные и несовершенный вид, спряжение; непостоянные – время, род ,число, лицо; совершенного: действие уже сделано, закончено или будет закончено что сделать? несовершенного: действие не закончено что делает?) - Я читаю предложение, а вы договорите: 1. НЕ с глаголами пишется….(раздельно) 2. у глаголов нет ….(предлогов)
3. Работа по таблице слайд 11
4.Самостоятельная работа Слайд 12. Нам надо определить спряжение. Для этого выполнить упражнение «График» (детям раздаются листочки с системой координат)
- Я вам буду читать слова по вариантам, а вы ставьте точку на графике. 1.В. смотрит строишь едем думает красит бегаешь чертит сияет ругает зеленеет | 2.В. вертят рубишь мокнет откроет возит бреет схватит плавает делает оденут |
- Соедините точки по линейке. Обменяйтесь листочками и проверьте графики. Если вы правильно определили спряжение, то график должен выглядеть так: слайд 13
5.Физкультминутка - Тест слайд 14,15
1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени? 1) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа. 2) По неопределенной форме глагола. 2. У глаголов прошедшего времени в безударном положении перед суффиксом -л пишется та же гласная, что и... 1) перед -ть, -ти в неопределенной форме; 2) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа. 3. Восстанови порядок орфографических действий. При написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени. 1) Ставлю глагол в неопределенную форму. 2) Перед -ть, -ти пишется .... 3) Нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе. 4) Пишу ту же гласную перед суффиксом -л. 4. Выбери глаголы с безударной гласной е в суффиксе. 1) вид...ли 5) езд...ли 2) замет...ли 6) отправ...ли 3) се...ли 7) выв...л 4) слыш...ли 8) стро...ли 5. Отгадай загадки. Вставь пропущенные буквы. 1) Всегда во рту, а не проглот…шь, а)-е б) -и 2) Рогат, да не бык, шесть ног без копыт, летит — во...т, сяд...т — землю ро...т. а) -е б) -и 3) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглян...т, всяк заплач...т. а) -е б) -и 4) На стене висит, болта...тся, всяк за него хвата...тся. а) -е б) -и
7 . Роль глагола в предложении. Слайд 16,17 Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.) Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам. |
Уч-ся: – Можно выполнить синтаксический разбор предложений. – Я предлагаю выделить орфограммы. – Интересно, думаю, будет поработать с глаголами. – Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых. – Можно, например, придумать продолжение рассказа. Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его. Уч-ся: – Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы: первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным. (Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.) Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание? Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.
VI. Рефлексия слайд 18 - Спишите, Вставьте пропущенные буквы, Над глаголами укажите лицо, число.
Вырастает первая тра…ка. Появляются первые цветоч…ки. Летят с юга перелётные птицы. Мы слыш…м их радос…н…. пение. Снег та..т и больше (не) пада…т. Уход..т зимн… х…л…да. Со…нце хорошо пригрева….т землю. Зима и в…сна несколько недель спор….т друг с другом. Но вот весна поб….жда…т, гон…т зиму.
- Проверка выполненного.
На какие правила встретились слова?
VII. Подведение итогов урока слайд 19 – Удалось ли нам обобщить знания о глаголе? – Какое задание вызвало у вас затруднение? – Над чем вам ещё необходимо поработать? – А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.
VIII. Домашнее задание слайд 20 Упр. 246 (с.116), составить устный ( по желанию письменный) рассказ на предложенные в упражнении темы)
|