Урок обобщения темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу 2018"
презентация к уроку на тему

Мерзлов Николай Михайлович

урок по географии 10класс Обобщение темы "Политическая карта мира" в форме развивающей дискуссии "Россия встречает чемпионат мира по футболу"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Итоговый урок по теме: «Политическая карта мира» в форме развивающей дискуссии «Россия встречает чемпионат мира по футболу 2018» Урок разработал: Мерзлов Николай Михайлович –учитель географии МБОУ «Лицей имени А.С. Пушкина» г.Семёнов , Нижегородская область 2018 г.

Слайд 2

Цель урока: Расширить возможности образовательной среды учащихся при обобщении знаний темы «Политическая карта мира», используя элементы метода кейс стади и межпредметные связи с английским языком. Планируемые результаты обучения Личностные: Осознание общечеловеческих и общенациональных ценностей, гордости за свою страну, свой народ; понимание основ географической культуры, осознание своего места в поликультурном мире; готовность и способность вести диалог с другими людьми на основе толерантного сознания и поведения , достигать взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Слайд 3

Метапредметные Познавательные УУД: находить и извлекать необходимую информацию в источнике для решения учебных и других задач, анализировать и оценивать её, находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного практического применения, узнавать в них проявление тех или иных изученных географических процессов и закономерностей, преобразовывать информацию из одного вида в другой ( графическую информацию в текстовую, виде составленного кластера ). Регулятивные УУД: планировать и вести собственную познавательную деятельность с учетом конкретных жизненных ситуаций; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, владеть монологической и диалогической формами речи; организовывать работу в паре , в группе. Предметные Владеть географическим мышлением для определения местоположения стран мира, определять и объяснять причины многоликости современного мира и стран разного типа.

Слайд 4

Этапы урока 0.1. Орг момент 1. Этап актуализации знаний 2.Погружение в Кейс «Россия встречает чемпионат мира по футболу; 3.Объединение в волонтерские группы и обсуждение проблемы, которая представлена в кейсе «Мнение эксперта» в форме дискуссии; 4.Мозговой штурм по выполнению предложенных волонтерских заданий; 5.Этап обсуждения выполненных заданий 5.1 Волонтеры переводчики; 5.1 Волонтеры культурологи; 5.3 Волонтеры политологи; 5.4 Волонтеры этнографы; 6.Заключительный этап подведение общих выводов в форме дискуссии по высказыванию своего мнения «Какими знаниями и качествами должен обладать волонтер. Выявление самых главных и сопоставление с подготовленными учителем выводами о роли географии ( значение политической карты мира, географии России) в развитии этих качеств.

Слайд 5

Этап урока Цель урока. Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Формируемые УУД Планируемые результаты Деятельность учителя Деятельность учеников 1. Этап актуализации знаний 2.Погружение в Кейс «Россия встречает чемпионат мира по футболу 3.Объединение в волонтерские группы и обсуждение проблемы в форме дискуссии 4.Мозговой штурм по выполнению предложенных волонтерских заданий 5.Этап обсуждения выполненных заданий 6.Заключительный этап подведение общих выводов в форме дискуссии. Цель урока: Расширить возможности образовательной среды учащихся при обобщении знаний темы «Политическая карта мира», используя метод кейс стади Групповая работа волонтеров – политологов, волонтеров- переводчиков, волонтеров-этнографов, волонтеров- культурологов; Формы работы ситуационно ролевая игра - метод дискуссии – работа в парах и в группах; Составление кейса, организация работы волонтерских групп, обсуждение проблемных вопросов кейса, ведение учебной дискуссии, подведение общих итогов Текст кейса : Чемпионат мира по футболу впервые будет проходить в России и впервые в Восточной Европе. В нём принимают участие сборные команды из 32 стран мира. Мировое футбольное первенство будет проведено в 11 городах России. На футбольных матчах будет присутствовать большое число болельщиков из многих стран мира. В результате подготовки к чемпионату мира по футболу выявились многие проблемы, решение которых зависит от России. Мнение эксперта ЧМ-2018 в России: имидж стоимостью шестьсот миллиардов. Есть ли смысл вкладывать в проект сотни миллиардов рублей в условиях сокращения производства, падения жизненного уровня людей и снижения социальных стандартов… Участие в дискуссии по обсуждению проблемных вопросов кейса, выполнение групповых заданий волонтеров: Изучить политическую карту мира, и выявить из каких регионов мира в Россию приезжают футболисты и болельщики(1). А также выявить особенности географического положения этих стран (2). Изучить политическую кар ту мира, карту религий, карту распространения основных языков и найти выход решения языковых и религиозных препятствий для футболистов и их болельщиков (3). Учитывая региональную специфику России, составьте рекламные слоганы -представление о городах чемпионата , отражающие природную символику, традиционные народные ремёсла и промыслы, элементы хозяйственного освоения территории. Личностные: Осознание общечеловеческих и общенациональных ценностей, гордости за свою страну, свой народ; осознание своего места в поликультурном мире; Метапредметные Познавательные УУД: находить и извлекать необходимую информацию в источнике для решения учебных задач, анализировать и оценивать её Регулятивные УУД: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации, организовывать работу в в группе. Предметные Владеть географическим мышлением для определения местоположения стран мира, определять и объяснять причины многоликости современного мира и стран разного типа. 1. Составленный кластер по предложенной схеме: «Гости ЧМ 2018» ( часть света – субрегион - название страны, участницы чемпионата). 2. Заполненная таблиц а «Особенности географического положения стран - участниц чемпионата мира» 3. Заполненные таблицы «Языковая среда» и «Страны и религии». 4. Составленные рекламные слоганы - представление о городах чемпионата , отражающие его главную суть для гостей футбольного первенства. Итоговый урок по теме: «Политическая карта мира» в форме развивающей дискуссии «Путешествие в Россию. Волонтерское служение на чемпионате мира по футболу 2018»

Слайд 6

Кейс «Россия встречает чемпионат мира по футболу» Чемпионат мира по футболу впервые будет проходить в России и впервые в Восточной Европе. В нём принимают участие сборные команды из 32 стран мира. Мировое футбольное первенство будет проведено в 11 городах России. На футбольных матчах будет присутствовать большое число болельщиков из многих стран мира. В результате подготовки к чемпионату мира по футболу выявились многие проблемы, решение которых зависит от России.

Слайд 7

Мнение эксперта ЧМ-2018 в России: имидж стоимостью шестьсот миллиардов Владимир Викторович Волк — эксперт Центра научной политической мысли и идеологии …2 декабря 2010 года Россия получила право провести футбольный чемпионат мира 2018 года. Событие на тот момент радостное, и не только для любителей футбола, но для бизнесменов, чиновников, строителей, транспортников. Подготовка к такому, без сомнений эпохальному турниру, дело хлопотное, но и приятное. Но чем ближе чемпионат и чем глубже Россия вязнет в трясине экономического кризиса и международных санкций, тем радости меньше, критики больше и всё чаще раздаются вполне здравые вопросы: а нужен ли вообще в сложившейся ситуации этот чемпионат? Есть ли смысл вкладывать в проект сотни миллиардов рублей в условиях сокращения производства, падения жизненного уровня людей и снижения социальных стандартов…

Слайд 8

Деятельность обучающихся Ознакомление с кейсом предполагает выполнение следующей работы: объединиться в рабочие волонтёрские группы по 4-5 человек для выполнения предложенных ниже практических заданий. Выполненные задания затем защищаются в ходе общей дискуссии. 1 группа – волонтёры политологи; 2 группа – волонтёры этнографы; 3 группа – волонтёры переводчики; 4 группа – волонтёры культурологи . Дискуссионные задания для всех волонтерских групп В ыбрать и озвучить свою позицию согласную или не согласную с мнением эксперта ; Какими качествами должен обладать волонтер , участвующий в работе с гостями из многих стран мира?

Слайд 9

Проведение такого масштабного мероприятия требует участия большого числа подготовленных российских волонтёров для решения языковых проблем, проблем, связанных со знанием региональной специфики каждого города, где будут проходить футбольные матчи. А для многих Россиян необходимо представление и ознакомление, откуда из каких регионов мира к нам приедут гости и болельщики, для обеспечения благоприятной поликультурной гостеприимной среды. К решению поставленных проблемных задач привлекаются молодые, грамотные, коммуникабельные волонтёры, проходящие в этом году необходимую подготовку.

Слайд 11

Задание для 1 группы – волонтёров политологов Изучить политическую карту мира, и выявить из каких регионов мира в Россию приезжают футболисты и болельщики. Составить кластер по предложенной схеме: часть света – субрегион - название страны. Заполните таблицу «Особенности географического положения стран – участниц чемпионата мира» Приморские страны Полуостровные страны Внутриконтинентальные страны Островные страны

Слайд 12

Задание для 2 группы – волонтёров этнографов Изучить политическую карту мира, карту религий, карту распространения основных языков и найти выход решения языковых и религиозных препятствий для футболистов и их болельщиков. Заполните таблицу «Языковая среда» и таблицу «Страны и религии». Испаноязычные страны Арабоязычные страны Англоязычные страны Другие примеры языковой среды «Языковая среда участников чемпионата» ислам буддизм протестантизм католицизм православие «Страны и религии»

Слайд 15

Задание для 4 группы – волонтёров культурологов 1.Учитывая региональную специфику России, составьте рекламные слоганы для городов и регионов футбольного первенства - это сжатое ёмкое представление региона, отражающее его главную суть для лучшего запоминания футболистами и другими гостями чемпионата. В слогане можно использовать природную символику, традиционные народные ремёсла и промыслы, элементы хозяйственного освоения территории. 2.Определите страны участницы чемпионата по предложенным описаниям . Город чемпионата Слоган 1.Москва 2.Санкт-Петербург 3.Нижний Новгород 4.Казань 5.Саранск 6.Самара 7.Волгоград 8.Ростов-на-Дону 9.Сочи 10.Калининград 11.Екатеринбург

Слайд 16

Описание стран чемпионата мира по футболу 1.Территория этой страны имеет выход к одному из морей Атлантического океана. На её территории расположена крайняя северная точка материка, на котором находится эта страна. Природа страны разнообразна: здесь можно увидеть пустынные пейзажи, оливковые и апельсиновые рощи, вечнозелёные средиземноморские леса. Страна имеет сухопутную границу лишь с двумя государствами. Её разнообразные рекреационные ресурсы, уникальные памятники старины (на её территории находился легендарный Карфаген) и тёплое море способствовали превращению туризма в ведущую отрасль её хозяйства. Население страны исповедует ислам. Название столицы совпадает с названием страны.________________ 2. Эта страна, в которой проживает примерно 2% населения Земли – один из главных центров экономической мощи современного мира: на неё приходится около 14% мирового ВВП. По форме правления она является конституционной монархией. Жители страны исповедуют синтоизм. Один из крупнейших в мире импортёров минерально-сырьевых и топливных ресурсов. Страна занимает одно из первых мест в мире по производству многих видов продукции машиностроения, входит в число ведущих стран по производству электроэнергии, продукции химической промышленности, выплавке стали. Вокруг её столицы сформировалась одна из крупнейших в мире городских агломераций. _______________________ 3. Эта страна омывается Тихим и Атлантическим океанами. Она является самой населённой из испаноговорящих стран. При этом в отдельных районах говорят на более чем 50 индейских диалектах. Население составляет более 100 млн. человек, из которых более 10 млн. человек проживает в столице, являющейся одной из крупнейших агломераций мира. Юг страны – колыбель одной из величайших культур в истории человечества – майя.___________________________ 4. Эта страна входит в десятку крупнейших стран как по площади территории, так и по численности населения. Сложный этнический состав населения – результат смешения местных жителей, африканских негров и европейских иммигрантов. Почти половина всего населения живёт в пределах узкой приморской полосы на востоке страны. Развитию её экономики способствует хорошая обеспеченность природными ресурсами – лесными и водным, гидроэнергетическими, запасами железных, марганцевых и алюминиевых руд. Значительны и собственные запасы нефти. Несмотря на устойчивые положительные темпы развития экономики, по показателю ВВП на душу населения страна в 3 – 4 раза отстаёт от экономически развитых стран.__________________________________ 5. Эта страна по форме правления – республика, по форме территориально-административного устройства – унитарное государство, по географическому положению – островное государство. Находится в северной части океана, у полярного круга. Почти вся территория страны представляет собой вулканическое плато. Основа экономики – рыболовство. Большая часть электроэнергии вырабатывается на геотермальных электростанциях. Национальный состав однороден. Характерна низкая плотность населения, однако уровень жизни очень высок. ________________________

Слайд 17

Описание стран чемпионата мира по футболу 6. Это государство называют колыбелью человеческой цивилизации. Оно известно прежде всего огромными памятниками древней культуры, относящимися ко 2 – 3 тысячелетиям до н.э. В настоящее время это развивающаяся страна, известная на мировом рынке как крупный производитель длинноволокнистого хлопчатника, поставщик на мировой рынок нефти, фосфоритов и крупный туристический центр______________________ 7. Небольшая европейская страна по типу государственного устройства является федеративной республикой. В самом крупном по численности населения городе, не являющимся столицей страны, расположены штаб-квартиры многих международных организаций. Страна многонациональна. Официальными языками являются несколько европейских языков. Обделённая природными ресурсами промышленного значения, эта страна издавна делала ставку на квалификацию своих ремесленников и торговцев. В этой стране, одной из первых в мире, стали использовать живописные природные ландшафты для развития туристического бизнеса._____________________ 8. Эта страна по форме правления – монархия, по форме территориально-административного устройства – унитарное государство, по географическому положению – полуостровное государство. Северо-западную часть территории занимают плосковершинные горы, основная природная зона – зона хвойных лесов. Основные природные ресурсы страны – лес, железная руда, гидроэнергетические ресурсы. Главная отрасль промышленности – автомобилестроение, ведущая отрасль сельского хозяйства – молочное животноводство. __________________________ 9. Это государство расположено в Южном полушарии. Официальный язык – английский. Столицей государства является не самый крупный город в стране. Большую часть территории занимают обширные пустыни и низменные территории. При этом на территории страны имеется большое количество озёр, которые расположены в котловинах, заполняемых водой только после дождей. Основное природное богатство страны – минеральные ресурсы. Страна занимает одно из ведущих мест в мире по запасам бокситов, циркония, урана (1/3 мировых). Имеет значительные запасы угля, марганца, золота, железных руд, алмазов. __________________________ 10. Эта федеративная республика имеет выход к морям Атлантического океана. В рельефе страны преобладают равнины, за исключением крайнего юга: здесь возвышаются горы. Страна расположена в умеренном климатическом поясе. Здесь имеются запасы каменного (самый крупный в регионе угольный бассейн) и бурого угля, калийных солей. На территории страны находится одна из крупнейших городских агломераций той части света, в которой расположена эта страна. ____________________

Слайд 18

Задание для 3 группы – волонтёров переводчиков Используя универсальные возможности общения на английском языке, составьте краткие описания для городов Р.Ф. на английском языке , где будут проходить матчи чемпионата, чтобы по ним можно было бы определить о каких городах идёт речь. Отметьте на политической карте страны участницы чемпионата.

Слайд 22

Центральный регион Москва

Слайд 23

Северо-Западный регион Санкт-Петербург Калининград

Слайд 24

Поволжье Нижний Новогород Казань Саранск Самара Волгоград

Слайд 25

Южный регион Сочи Ростов-на-Дону

Слайд 26

Уральский регион Екатеринбург

Слайд 27

Обобщающие выводы по занятию и работе волонтерских групп: 1. Коммуникативные иноязычные умения позволяют быть более успешным и востребованным человеком; 2. Оценка политической и экономической ситуации в современной России позволяет построить цивилизованный образ России, разрушить стереотипы о России как о суровой стране и не искать в России «образа врага»; 3.Знание географии России позволяет выделять особенности и уникальные черты регионов и городов России; 4.Знание политической карты мира позволяет быстро находить нужные страны и определять место России в многополярном и поликультурном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Суд над Ядерной энергией» Урок обобщения и систематизации знаний по теме: «Ядерная физика»

Данный урок является завершающим, обобщающим  этапом всего раздела ядерной физики.  На этом уроке я применила коллективную форму обучения, в виде ролевой игры, организовала театр на ур...

Конспект и презентация к уроку "обобщение знаний о предельных и непредельных углеводородах"

Обобщение помогает установить более или менее широкие связи между темами отдельных уроков, целыми разделами, понять системный характер изучаемого предмета, поднять на новый уровень мышление учащихся. ...

Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани 2015г.

Актуальная тема года для Татарстана : "Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани 2015г." Эту тему я решила затронуть на уроках изобразительного искусства и подготовила презентацию.Которую мо...

Урок русского языка во 2 классе по теме: « Имя существительное. Урок-обобщение».

Продолжить работу по развитию речи (устной, письменной, расширение словарного запаса); памяти, мышления и внимания....

Формы правления (государственного устройства) стран мира. Содружество стран, возглавляемое Великобританией. Реферат.

Рассмотрение форм правления в различных государствах Мира с точки зрения науки политической гоеграфии. Характеристика монархии и республики. Характерные черты каждой из форм государственного правления...

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЕ

Методика развивающего обучения — это принципи­ально иное построение учебной деятельности, ничего общего не имеющей с репродуктивным обучением, ос­нованным на натаскивании и зазубривании....

Презентация к уроку географии "Политическая карта мира"

Политическая карта мира — географическая карта, отражающая страны мира, их форму правления и государственного устройства. Политическая карта отражает главные политико-географические изменения: о...