Физическая подготовка как одно из направлений воспитания будущего специалиста.
статья на тему

Онищенко Анжелика Сергеевна

Физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл f.k_kak_podgotovka_budushchego_spetsialista.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                           А.С.Онищенко

                                                                           преподаватель физической культуры

                                                 ГБПОУ «Себряковский технологический техникум»

Физическая подготовка как одно из направлений воспитания будущего специалиста.

Физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению объективной готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Физическая подготовка проводится на основе разносторонней подготовки, достигаемой на учебных занятиях по физическому воспитанию, на тренировках в спортивных секциях. Физическая подготовка обеспечивает физическую и психологическую готовность к выполнению конкретной деятельности.

Еще первобытнообщинный строй предъявлял к своим членам определенные требования по физической подготовленности, уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех в охоте, войне, в защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом,  само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств. В этом одна из основных причин того, что наши отдаленные предки пришли к пониманию следующего: развитие своих физических и двигательных качеств помогает им успешней трудиться, охотиться, воевать.

Здоровый, физически подготовленный человек, владеющий разнообразными умениями и навыками, быстрее сможет приспособиться к изменяющимся условиям, освоить новую профессию, более эффективно трудиться. Несмотря на увеличение доли умственного труда в современном производстве, физическая подготовленность работников не теряет своей актуальности, так как способствует повышению умственной работоспособности, снятию утомления и нервно- психического напряжения.

С каждым годом возрастает роль физической культуры и спорта во многих сферах жизнедеятельности нашей страны, в том числе и образования. Успехи в области физического воспитания во многом зависят от того, насколько активно и сознательно включены студенты в учебный процесс, от их отношения к физическому воспитанию как к учебному предмету. Таким образом, физическая культура уже с давних пор ставиться человеком в центр внимания. Еще с малых лет начинается физическое воспитание, которое является залогом здорового будущего.

Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

- уровень здоровья и физического развития людей;

- степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, в труде, в общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.

В технологическом  техникуме, на уроках физической культуры в целях гармоничного развития студентов мы осуществляем нравственное, умственное и трудовое воспитание.

- нравственное воспитание. На учебных занятиях,  тренировках, а особенно во время спортивных соревнований, которые у нас проводятся ежемесячно, студенты  переносят большие физические и моральные нагрузки: а именно:  быстро меняющаяся обстановка, сопротивление соперника, зависимость результата спортивных соревнований  от усилий каждого члена команды, умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил, уважительное отношение к сопернику. Все это содействует формированию у них таких черт характера, как сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность.

-Умственное воспитание. На уроках физической культуры студенты приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий, об использовании приобретенного опыта в жизни, усваивают правила закаливания организма, обязательные требования гигиены. Развиваются наблюдательность, внимание, восприятие, повышается уровень устойчивости умственной работоспособности. Мы стараемся правильно организовать занятия физической культуры,  что способствует предупреждению переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам.

- Трудовое воспитание. В процессе подготовки и проведения занятий мы стараемся обращать внимание на коллективную подготовку снарядов, оборудования, инвентаря, на уроках спортивных игр и гимнастики. В процессе занятий физической культуры мы закладываем основу  трудового воспитания и подготовки человека к жизни и общественно полезному труду.

Профессионально- прикладные   качества человека в процессе трудовой деятельности сещественно повышаются если их развивать целенаправленно, используя для этого средства и методы физической подготовки в период, предшествующий профессиональному обучению (лучше всего) или совпадающий с ним по времени.

В технологическом техникуме ведется обучение по одиннадцати специальностям. На уроках физической культуры мы стараемся подобрать не просто упражнения, а упражнения,  подходящие именно для той или иной профессии. Например,  если взять такие специальности как электрик, бухгалтер и повар- кондитер, то каждая из них решает свои задачи физической подготовки.

Например,   электрик должен иметь хорошее зрение, и цветоразличение, обладать развитым чувством равновесия, физической выносливостью, гибкостью и координацией движения костей и пальцев рук, достаточным уровнем развития образного и наглядного - действенного мышления. Задачей физической подготовки ребят служит развитие общей и статической выносливости, совершенствование равновесие в различных положениях, развитие координацией и ловкости рук и пальцев, развитие силы мышц плечевого пояса и туловища. Для них у нас специально разработаны комплексы упражнений.

Специальность бухгалтер предполагает: работу с числами, высокий уровень сосредоточенности и распределения внимания, развитые счётно – аналитические способности, хорошую оперативную память, усидчивость, принципиальность. Профессия характеризуется ограниченной подвижностью, предъявляет требования к выносливости специалиста. Нашей задачей является развитие быстроты реакции, совершенствование работоспособности в условиях эмоционального напряжения, развитие общей и статической выносливости. Все эти задачи мы стараемся решить на наших уроках физической культуры.

Повар должен быть физически выносливым, иметь хорошую долговременную память, объёмный глазомер, подвижные пальцы рук, обладать хорошей зрительно – двигательной координацией, умением концентрировать внимание. Ему также необходимо   чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение. Кроме этого,  повар работает в условиях повышенной температуры. Нашей задачей является развитие общей и статической выносливости, воспитание устойчивости к высоким температурам и колебаниям температуры, развитие силы мышц туловища и плечевого пояса, воспитание общей ловкости.

На уроках физической культуры мы стараемся решать все поставленные задачи, чтобы наши будущие специалисты были лучшими в своей профессии.

                             

Литература.

  1. В.П. Бароненко, Л.А. Рапопорт. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования. –М.: Альфа – М, 2003. – 417с.
  2. Физическая культура студента: Учебник/Под редакцией В.И. Ильинича.М.:  Гардарики, 2000. - 448с.
  3. Захаров П.Я. История физической культуры и спорта: учебно – методический комплекс. – Горно – Алтайск: РНО ГАГУ, 2009. – 151с.
  4. Википедия – свободая энциклопедия [Официальный сайт]. URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/ 

                         

                        Упражнения на развитие статической выносливости

1. Продолжительные динамические упражнения:

  • ходьба;
  • бег;
  • марш-бросок;
  • лыжные гонки;
  • гребля;
  • борьба;
  • езда на велосипеде.

2. Специальные динамические упражнения:

  • метание снаряда массой от 0,5 кг до 10 кг (гранаты, копья, диска, молота, ядра и т.п.);
  • прыжки с места;
  • броски гандбольного мяча сверху в прыжке;
  • наклон туловища вперёд, назад, в сторону, медленно и быстро, стоя ноги врозь и вместе, с выпадами, с гимнастической палкой (гантелями, набивными мячами, грифом штанги) и без, с сопротивлением резинового амортизатора;
  • наклоны вперёд, назад, с подъёмом партнёра на спине;
  • наклоны с одновременным поворотом;
  • наклоны и вращение головы;
  • вращение туловища стоя ноги врозь, руки на поясе (за головой, вверху) тоже с гимнастической палкой (гантелями, набивными мячами, блином от штанги);
  • прыжки вверх прогнувшись из положения присев;
  • гимнастические прыжки через козла и коня;
  • лазание по канату с помощью и без помощью ног;
  • перевороты, размахивание изгибами в висе на перекладине, верхней жерди разновысоких брусьев, кольцах;
  • поднимание и опускание туловища, лёжа на бёдрах на скамейке, коне, козле, с закреплёнными ногами, лицом вниз и вверх, то же с отягощением.

3. Статические упражнения:

  • равновесия;
  • «мосты» («мост» опусканием на левой, правой руке, на предплечьях и т.п.);
  • стойки (основная, стойка на лопатках, на груди, предплечьях, голове, руках);
  • парные и групповые гимнастические упражнения: удержание туловища  в положении прогнувшись с закреплёнными и незакреплёнными ногами;
  • перетягивание  каната;
  • прохождение туристского маршрута пешком с полной выкладкой.

4. Упражнение из различных статистических положений                продолжительностью от 3 до 6 с:

  • медленные наклоны прогнувшись и медленное выпрямление;
  • поочерёдное поднимание ног, таза в наклоне прогнувшись;
  • удержание ног под углом 30 и 45 градусов;
  • лёжа на животе: поднимание прямых ног назад;
  • различные  прогибания в наклоне, висе, из различных исходных положений (лежа на животе, спине, стоя на коленях, в стойке на кистях, с помощью партнера, на гимнастической стенке)
  • упор лежа: передвижение в стороны, подтягивание согнутых в коленях ног к рукам, передвижение по кругу на руках не сдвигая ног с места, поднимание таза вверх отводя плечи назад;
  • лежа на спине, поднимание согнутых в коленях ног и опускание с разгибанием, медленное поднимание ног до касания пола за головой и медленное опускание, поднимание и опускание ног одновременно и поочередно (не касаясь пола), разведение и сведение поднятых ног («ножницы»), сгибая туловище, одновременно поднять руки и ноги до касания, одновременно поднять и согнуть туловище и ноги, руки вперед, голова касается коленей, затем медленно разгибаясь, лечь на спину;
  • различные движения прямыми и согнутыми ногами в положении сидя углом;
  • упоры лежа боком.

Упражнения дня развития общей ловкости, (электрики, повара)

  1. Упражнение на гимнастических снарядах (брусьях, перекладине).
  2. Акробатические упражнения.
  3. Опорные прыжки.
  4. Бег в сочетании с различными поворотами и прыжки, бег приставными шагами, вперед стеной, боком, с изменением направления.
  5. Разнообразные прыжки: на месте - ноги вместе, врозь, скрестно; на одной ноге, другая вперед (назад, в строну); со сменой ног, с поворотами на 90°, 180°, и 360°, с различными движениями рук, туловища, головы; в длину стоя боком (спиной) в направлении прыжка, всевозможные повороты во время прыжка перед приземлением;
  6. Метание различных предметов и легкоатлетических снарядов из различных исходных положений, после прыжков и поворотов, метание в цель в ускоренном темпе, попеременно обеими руками.
  7. Выполнение серии кувырков с последующей ловлей и передачей баскетбольного мяча, мяча - разновесов, метание предметов в цель с определенного расстояния после серии кувырков; броски мяча в корзину с места, в движении с двух шагов, в прыжке после кувырков, выполнение кувырков в сочетании с прыжками.
  8. Броски мяча в щит и ловля его после отскока, обводка мяча вокруг себя не сходя с места, подбрасывание и ловля малого мяча с одновременным приседанием и касанием поочередно правой (левой) рукой пола, поворотами на 180 и другими дополнительными движениями.
  9. Прыжок- падение на руки с выполнением различных заданий.

    10. Прыжки через закрепленный и вращающийся вперед и назад      обруч.

  1. Сохранение равновесия на подвижной площадке, лежащем бревне, набивном мяче, балансирование на набивном мяче, жонглирование 2-3 мячами, стоя на двух набивных мячах.
  2. Лазание по вертикальному и горизонтальному канатам, веревочной лестнице различными способами, с выполнением различных двигательных заданий.
  3. Последовательное перешагивание через горизонтально удерживаемую гимнастическую палку с переводом палки назад через сторону (с выкрутом рук назад - вверх), прыжки через обруч.

-

Упражнение для развития силы мышц рук и плечевого пояса

( электриков, поваров, бухгалтеров)

  1. В различных исходных положениях (в основной стойке, ноги сидя врозь, лёжа на спине, стоя на коленях) поднимать и опускать прямые руки, сгибать разгибать в различных направлениях: большие и малые круги в различных направлениях одновременно, последовательно и поочередно.
  2. Круговые движения одним плечом и двумя одновременно, последовательно и поочередно.
  3. Рывки согнутыми и прямыми руками назад, махи руками вперед, вверх и назад с хлопками в ладони, сочетания различных движений руками.

Все эти упражнения выполняются с гантелями, масса которых подбирается в соответствии с физической подготовленностью и возрастом учащихся. Так масса гантели для учащихся 1-го курса-3-4кг, 2-го курса-4-5кг.

Упражнения для развития силы мышц туловища  (бухгалтеров, электриков, товаров).

1. Упражнения для мышц передней стенки живота.

  • И. п.- лежа на спине, руки за голову: поднять ноги под углом 45-50°, развести их в стороны, соединить и опустить на пол.
  • И. п.- сесть на пол, руки на поясе ( или за голову), зацепиться носками за край дивана или шкафа. Наклонить туловище назад до касания головой пола и вернуться в исходное положение.
  • И. п.- лёжа на спине, руки вдоль тела. Опираясь ладонями о пол около бёдер, поднять прямые ноги и вернуться в и. п.
  • И. п.- лёжа на спине , вытянув руки вдоль тела, опереться ладонями о пол. Последовательно поднять голову, лопатки, туловище и прямые ноги, возвратиться в и. п.
  • И. п. -лёжа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поднять ноги и отделяя таз от пола, коснуться носками пола за головой.

2. Упражнения для мышц спины.

- И. п.- сесть ноги врозь и взяться руками за колени. Махом рук вверх
выпрямить спину и поднять голову (смотреть на вытянутые вверх руки).
Наклонить туловище вперёд, спина выпрямлена, и в темпе уронить
туловище вперёд (расслабившись).

И. п.- стать на полшага от стены, касаясь её спиной и тазом, руки вверх. Опираясь пальцами, отделить туловище от стены, прогнуться.

  • И. п.- выпад одной ногой вперёд, сзади стоящая нога, туловище и руки расслаблены. Прогнуться, вытянуть руки в стороны и поднять сзади стоящую ногу до положения равновесия на одной ноге-«ласточка».
  • И. п.- сидя на полу, упор руками сзади. Поднять таз, прогнувшись в пояснице, до упора лёжа сзади и одновременно поднять одну ногу вверх.

3. Упражнения для боковых мышц туловища.

  • И. п.- сидя на полу, ногу врозь, руки в стороны. Достать правой рукой левый носок, выпрямиться и, не останавливаясь, достать левой рукой правый носок.
  • И. п.- сесть на пол, ноги развести широко врозь, руками опереться на пол. Поднять правую ногу и, приподнимая немного таз, коснуться носком пола с левой стороны (через левую ногу).
  • И. п.- стойка ноги врозь, руки за головой. Поворачиваясь налево, наклониться вперёд. Выпрямляясь и поворачиваясь направо на 180° , наклониться вперёд и т.д.
  • И. п.- лечь на спину, руки в стороны ладонями к низу, ноги вытянуть вертикально вверх. Не отделяя рук от пола, положить ноги на пол слева, затем поднять и положить на пол справа (наискось на наружную поверхность одной из ног).

 

Упражнение на ловкость рук.

  1. Различные сложные по координации движения руками: хлопки руками спереди и сзади под каждый шаг, чередуя движения в стороны с хлопком под согнутым коленом правой и левой ноги.
  2. В ходьбе на каждый шаг симметричные движения руками в стороны, вверх, вперед, вниз, назад.
  3. Броски и ловля мяча, подброшенного вверх двумя руками и одной левой рукой, стоя на месте, в движении с поворотом до 360 .
  4. Вращение мяча вокруг себя в правую и левую сторону.
  5. Броски баскетбольного мяча-двумя руками от груди, из-за головы в стену с последующей ловлей мяча из положения стоя, на коленях, лёжа на животе.
  6. Жонглирование теннисными мячами: перебрасывание из в руки в руку 3 мячей, перебрасывание 2 мячей одной рукой.
  7. Упражнения с волейбольными и баскетбольными мячами: верхняя передача волейбольного мяча; ведение баскетбольного мяча поочерёдно левой и правой руками, обведение вокруг себя, не сходя с места, перекат мяча с ладони по руке через спину, по другой руке - на ладонь.
  8. Упражнения с гимнастической палкой: балансировка палки на ладони, поднимая и опуская руки вверх- вниз; положить палку горизонтально на плечи перед собой, дать ей скатиться по рукам и поймать, прежде чем она упадёт; поднять палку над головой, слегка наклониться вперёд, разжать пальцы и поймать палку.

Упражнения для развития ловкости пальцев (бухгалтера, электрики)

1. Балансирование гимнастической палкой на пальцах, перевод её с пальца на палец.

2. Левую кисть сжать в кулак, правой вытянутыми пальцами касаться левого мизинца, быстрыми движениями одновременно менять положение кистей.

                                     Упражнения на координацию (для всех специальностей)

  1. И.п.- стоя, руки вперёд, кисть правой сжать в кулак, кисть левой прямая. На каждый счёт сменяя положение.
  2. И.п.- стоя, руки вперёд, кисти в кулак, вращение кистей в лучезапястном суставе с одновременным сгибанием и разгибанием рук.
  3. И.п.- стоя, руки вперёд, большой палец правой руки прикасается к указательному пальцу левой, а большой палец левой- к указательному пальцу правой руки. На каждый счёт смена положения пальцев рук. Это же задание выполняется с большим и безымянным пальцами и мизинцем.
  4. И.п.- стойка ноги вместе, руки в стороны, 1- малый круг книзу (круг кистями), 2- средний круг кверху (кисти и предплечья составляют одну прямую линию), 3-4- большой круг книзу.
  5. И.п.- стойка ноги врозь пошире, руки в стороны, 1- сгибая правую (левую) ногу, поворот туловища влево (вправо) и наклон к левой ( правой), руками коснуться носками левой (правой) ноги, голову опустить, 2- И.п., 3-4- то же в др. сторону.
  6. И.п.- основная стойка, 1- прыжок ноги врозь, правая рука к плечу, 2-ноги вместе, левая рука к плечу, 3-прыжок ноги врозь, правая рука вверх, 4- прыжок ноги вместе, левая рука вверх, 5- прыжок ноги врозь, правая рука к плечу,6- прыжок ноги вместе, левая рука к плечу, 7-прыжок ноги врозь, правая рука внизу, 8- прыжок ноги вмести, левая руки вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самостоятельная работа в преподавании гуманитарных дисциплин как одно из условий повышения качества будущего специалиста

Традиционно самостоятельная работа рассматривалась как индивидуальная познавательная деятельность обучающегося. Он должен при этом проявить максимум усилий, ответственности, рассчитывать на собственны...

Из опыта работы по теме: "Военно-патриотическое воспитание как одно из направлений работы студенческого совета колледжа"

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную  позицию, умели отстаивать её, а, если это необходимо, приходить к компромиссам, были творческими, инициативными, самосто...

Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов

Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции  работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных спе...

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста

Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся как условие формирования компетенций будущего специалиста...

Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.

АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...

Физическая культура как подготовка будущего специалиста.

Физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достиже...