Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
статья на тему
Данная статья является материалом Всероссийской научно-практической конференции работников ОУ СПО "Педагогическая стратегия: образовательные процессы для формирования высококвалифицированных специалистов". Конференция проводилась в октябре-ноябре 2016 года, организатор - региональный научно-методический центр, ГБПОУ ВО "Острогожский многопрофильный техникум"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_vserossiyskoy_nauno-prakticheskoy_konferentsii.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Влияние учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, на качество подготовки будущих специалистов
Евсюкова Татьяна Александровна,
заведующий экономико-правовым отделением, преподаватель
ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум»
В процессе подготовки специалистов среднего звена образовательные учреждения таким образом организуют образовательный процесс, чтобы обучающиеся получили необходимые знания и умения, приобрели практический опыт и освоили необходимые компетенции.
Для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся преподаватели в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» используют в образовательном процессе активные и интерактивные формы проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
Однако немаловажную роль в формировании будущих специалистов играет учебная работа по профессиональным модулям и учебным дисциплинам, проводимая преподавателями и студентами за рамками учебных занятий.
Эффективная организация внеурочной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в рамках федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
Формами внеурочной деятельности являются экскурсии, кружки, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, научные кружки, олимпиады, конкурсы, ролевые и деловые игры, психологические и иные тренинги, компьютерные симуляции, групповые дискуссии и другие занятия, позволяющие в полной мере реализовать требования ФГОС СПО.
Одним из важных направлений внеурочной деятельности в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» является учебно-исследовательская работа студентов, проводимая в рамках научных кружков.
Научные кружки организуются в целях углубления знаний по изучаемым дисциплинам и профессиональным модулям, привития студентам навыков самостоятельной учебно-исследовательской работы, а также развития аналитических и творческих способностей студентов [2].
Научные кружки формируются при кабинетах, и студенты выполняют учебно-исследовательские работы в рамках научной тематики кабинетов. Лучшие работы студентов направляются на конференции и конкурсы.
Ежегодно в техникуме проводится конкурс на лучшую учебно-исследовательскую работу, основными целями которого являются углубленное изучение проблем, определяющих предмет изучаемой специальности, и повышение заинтересованности студентов в своей будущей профессии [3].
Следовательно, учебно-исследовательская работа студентов техникума служит важным средством повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов.
Другим направлением внеурочной деятельности является организация и проведение открытых недель по специальностям. В рамках учебного заведения это значимое событие, так как студенты и преподаватели стараются максимально полно представить специальность через различные мероприятия, проводимые в интересных и разнообразных формах.
Открытие и закрытие недели по специальности проходит в торжественной обстановке. Это отдельные мероприятия, во время которых объявляются профессиональные конкурсы, олимпиады по дисциплинам и профессиональным модулям, фестивали проектов, проводятся студенческие конференции, встречи и круглые столы со специалистами, а затем подводятся итоги и награждаются победители.
С целью привлечения к участию в неделе по специальности как можно большего числа обучающихся, повышения интереса к своей будущей профессии и ее социальной значимости для студентов первого курса проводятся конкурсы стенгазет, сочинений (творческих работ), агитационных выступлений, посвященных избранной специальности.
Олимпиады по дисциплинам и профессиональным модулям проводятся для проверки способности студентов к системному действию в профессиональной деятельности, для расширения круга профессиональных умений по выбранной специальности, для совершенствования навыков самостоятельной работы и развития профессионального мышления.
Победители внутритехникумовских олимпиад от техникума направляются для участия в региональном этапе всероссийской олимпиады профессионального мастерства обучающихся по специальностям среднего профессионального образования.
Ежегодно в техникуме проводятся профессиональные конкурсы с целью проверки способности студентов к самостоятельной профессиональной деятельности. Участие студентов в профессиональных конкурсах способствует совершенствованию умений эффективного решения профессиональных задач, развитию профессионального мышления, стимулирует студентов к дальнейшему профессиональному и личностному развитию.
Фестиваль проектов является результатом проектной деятельности студентов, проводимой в рамках научных кружков при кабинетах. Проектная деятельность студентов – мотивированная самостоятельная деятельность, ориентированная на решение определённой практически и теоретически значимой проблемы, оформленной в виде конечного продукта. При подготовке проектов студенты достигают основной цели – самостоятельное приобретение знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующее интеграции знаний из различных предметных областей.
Следовательно, проектная деятельность создает условия для формирования профессиональных и общих компетенций.
Конференция – вспомогательная форма организации учебной работы, дополняющая и развивающая классно-урочную деятельность студентов.
Специфика научно-практической конференции заключается в умении использовать в качестве информации, как теоретические проблемы, так и вопросы практического характера. Студенческая конференция проводится как итог деятельной исследовательской работы студентов. Подготовка докладов к конференции означает грамотное подведение итогов исследовательской работы, подготовку тезисов выступлений, работу с литературными источниками, обработку текстов выступления в соответствии с принципами научности, систематичности и последовательности, доступности и связи обучения с практикой.
Вышеперечисленные формы организации учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, способствуют повышению ответственности студентов за выполняемую работу, формированию способности самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности. Результаты внеурочной деятельности студентов (проектные, исследовательские, творческие работы; сертификаты, свидетельства, дипломы, грамоты олимпиад, конкурсов, отзывы) отражаются в портфолио.
В соответствии с ФГОС СПО «оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется образовательной организацией в двух направлениях: оценка уровня освоения дисциплин и оценка компетенций обучающихся» [1; п. 8.4]. Одним из критериев оценки компетенций в ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум» служит портфолио студента.
Портфолио создается в течение всего периода обучения в техникуме. «С помощью «портфеля достижений» современный мобильный студент имеет возможность регулярно сохранять, обновлять и редактировать важную информацию о своих достижениях в учебе и профессиональном развитии» [4; С. 84]. Электронный формат портфолио делает информацию легко доступной для работодателей.
«Портфолио студентов, собранное в заранее структурированные разделы, облегчает для руководителей учебных заведений или потенциальных работодателей получение полной картины о достижениях и компетенциях студента» [4; С. 85].
Таким образом, с точки зрения образовательного процесса главным результатом учебной работы, проводимой за рамками учебных занятий, является формирование у студентов комплекса компетенций: общих и профессиональных, так необходимых будущему специалисту.
Используемые источники
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014 г. № 832) // ЭПС «Система ГАРАНТ аэро».
- Положение о научном кружке студентов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».
- Положение о конкурсе на лучшую учебно-исследовательскую работу студентов ГБПОУ ВО «Острогожский многопрофильный техникум».
- Активные и интерактивные образовательные технологии (формы проведения занятий) в высшей школе: учебное пособие / сост. Т.Г. Мухина. – Н.Новгород: ННГАСУ, 2013. – 97 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ
О роли современных учреждений СПО в работе над моделью подготовки конкурентоспособного и практико-ориентированного специалиста, обладающего достаточным уровнем компетенции, способного быстро ада...
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ОСНОВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС СПО НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ. На современном этапе развития профес...
О подготовке будущего специалиста по специальности 04.02.02 Преподавание в начальных классах
У выпускника колледжа по специальности «Преподавание по программам начального общего образования»должны быть сформированы общие и профессиональные компетенций, определенные ФГОС СПО. С этой целью на з...
Роль самостоятельной работы в повышении качества подготовки молодых специалистов
Опыт преподавателя...
Выступление на круглом столе по теме «Повышение качества подготовки будущих специалистов в современных условиях» в рамках проведения 2-го регионального этапа Всероссийской олимпиады профмастерства среди обучающихся по укрупненной группе специальностей СПО
Опыт по организации, видам и значению учебно-исседовательской работы....
Доклад на тему: Включение учащихся в социальные и культурные практики как одно из условий развития творческих качеств личности будущих специалистов.
АннотацияДиверсифика́ция (новолат. diversificatio «изменение, разнообразие» от лат. diversus «разный» + facere «делать») — это принцип организации системы обр...