Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
статья на тему
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» не только в рамках исследований и сохранении исторических экспонатов, но и в активном выполнении воспитательных функций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов
(на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
Сверчкова А.В., к.п.н., зам. директора по воспитательной работе ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»
В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» не только в рамках исследований и сохранении исторических экспонатов, но и в активном выполнении воспитательных функций.
Ключевые слова: воспитание, музейная педагогика, формы и методы музейной педагогики, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, формирование патриотизма, социализация личности, экспозиции музея.
Современные этапы развития нашего общества ставит перед педагогами задачу гражданско-патриотического воспитания, интегрирующего активную деятельность, интеллект, чувства, эмоции.
Социализация личности в условиях деформации гражданского сознания, слабой общественной активности, агрессивности, низкого уровня патриотизма является в учебном заведении приоритетным направлением воспитательной работы.
В нашем техникуме разработана программа патриотического воспитания на основе музейной педагогики. Музей Боевой славы в техникуме отметил 30-летний юбилей. Многие годы по крупицам осуществлялась поисковая работа, все экспонаты приобретали своё почетное место в витринах и на стендах музея. Основные экспозиции музея Боевой славы посвящены освобождению города Алексина и Алексинского района от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году воинами 238 стрелковой дивизии, которая формировалась в городе Семипалатинске. Основным фондом стали подлинные экспонаты, привезённые с мест ожесточённых боёв и подаренные ветеранами 238 стрелковой дивизии, материалы переписки с ветеранами и советом музея школы № 30 города Семипалатинска. Они расширяют возможности учебно-воспитательного процесса. При участии преподавателей истории и обществознания, литературы, географии, студенческого совета, совета музея разработана система учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых с использованием экспозиций и других архивных материалов музея Боевой славы.
Работа студентов в музее учит их быть благодарными, закладывает в душе стремление отдавать, а не только получать, позволяет накопить нравственные, культурные и эстетические качества личности, даёт возможность самостоятельно приобретать знания, проявлять активность и инициативу в организации и проведении патриотических акций. Документирование и вещественные экспонаты формируют представление об истории родины и проявлении патриотизма, отваги в период Великой Отечественной войны.
К проведению работы в музее привлекаются студенты из каждой учебной группы, которые входят в актив и совет музея в роли экскурсоводов, поисковиков, оформителей. Музейная деятельность осуществляется по следующим направлениям: экскурсионно-лекторская работа; культурно-просветительская работа; поисковая и исследовательская работа; работа с фондами; общественная работа; методическая работа.
В рамках экскурсионной деятельности в музее ведутся тематические экскурсии:
- «Обзорная экскурсия»;
- «Участие 238 стрелковой дивизии в обороне г. Алексин и г. Тула»;
- «Не отдали Москву»;
- «Этот день они приближали, как могли» (о Героях-Алексинцах);
- «Выпускники, участвовавшие в локальных войнах»;
- «Преподаватели и сотрудники АХТТ – участники ВОВ».
Особое место в работе музея занимает исследовательская работа. Студенты принимали участие в таких проектах, как: «История моей семьи»; «Преподаватели техникума участники ВОВ»; «Сотрудники техникума – участники Парада Победы»; «70-летию Победы посвящается».
Культурно-образовательная деятельность музея отличается разнообразием форм: от лекций и экскурсий до музейных праздников. Совет музея совместно со студенческим советом организовали и провели в музее встречу трех поколений «Мы вместе» в честь Дня народного единства; встречи за круглым столом с интересными людьми города, ветеранами труда и войн; музейные часы, посвященные историческим датам и дням воинской славы; викторины, посвященные знаменательным датам; вечер поэзии «Стихи на войне»; тематический вечер «Несокрушимая и легендарная» и др.
В ходе организации и проведения мероприятий, посвященных 70-летию Победы, в музее проведены классные часы и уроки мужества «Оборона города Алексин», «День Победы», «Памяти Неизвестного солдата посвящается…», конкурс военной инсценированной песни, совместно с сотрудниками Алексинской центральной библиотечной системы проведён Всероссийский урок Победы «Судьбы опалённые войной» и мастер-класс по поиску родственников, воевавших в ВОВ в рамках акции – памяти «Ищу солдата».
Музей Боевой славы помогает воспитывать подрастающее поколение, поднимает морально-нравственный уровень населения, содействует изучению истории.
Музей посещают учащиеся школ, жители города, директора и преподаватели образовательных учреждений Тульской области. Ежегодно, в сентябре, организуются обзорные экскурсии для студентов нового набора. Таким образом, воспитательная работа музея способствует успешному формированию морально-психологической готовности студентов к защите Родины.
В техникуме музей Боевой славы живёт и развивается, вовлекая новых студентов в музейную деятельность, воспитывая бережное отношение к культурному и историческому наследию, любовь к Отечеству, а педагоги направляют деятельность музея на формирование у студентов таких компетенций, как освоение социальных ролей патриота и гражданина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Реализация задач гражданско-патриотического воспитания во внеурочных мероприятиях по истории и общественным дисциплинам в Кыштымском радиомеханическом техникуме."
Статья посвящена поиску новых форм эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию во внеурочной занятости со студентами средних профессиональных образовательных учреждений....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/31/picture-699483-1446278536.jpg)
Физическая подготовка как одно из направлений воспитания будущего специалиста.
Физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достиже...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/19/picture-770197-1458402633.jpg)
Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»
Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...
Основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в техникуме
Круглый стол для тьюторов учебных групп с целью познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов пов области патриотического воспитания и обобщить опыт...
Социальный ракурс деятельности музея Боевой славы УКРиС им.А.Давлетова по формированию патриотических ценностей
Основным центром патриотического воспитания учащихся в лицее является Музей Боевой славы. Создание музея, как хранилища истории, памяти – многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию мо...
Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов
В настоящее время большое внимание в образовательном процессе уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение к...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/25/picture-1516342-1711375671.png)
Уголок Боевой Славы школьного музея
В презентации представлен уголок Боевой Славы, принимавший участие в смотре- конкурсе школьных музеев Боевой Славы в 2018 году и ставший победителем в номинации "Маршруты Боевой памяти"...