Олимпиада
олимпиадные задания на тему
Предварительный просмотр:
ВАРИАНТ 1
1 БЛОК-ПЕДАГОГИКА
1. Процесс воспитания это:
А) Целенаправленный и организованный процесс формирования личности
Б) Направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей
В) Передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
2. Отраслью педагогики не является:
А) Эстетика
Б) Коррекционная педагогика
В) Тифлопедагогика
3. Мировую славу русской педагогике принес:
А) КД Ушинский
Б) ВА Сухомлинский
В) АС Макаренко
4. Основу обучения составляют:
А) Знания, умения и навыки
Б) Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
В) Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
5.Основу обучения составляют:
А) Преемственность и передача накопленного опыта от старших поколений к младшим
Б) Самообучение, самовоспитание и самоактуализация
В) Знания, умения и навыки
6.Не является ученым-педагогом:
А) Ушинский КД
Б) Макаренко АС
В) Выготский ЛС
7. Основой для образования педагогики как науки являлась:
А) Психология
Б) Философия
В) Антропология
8.Ведущая категория педагогики это -
А) Образование
Б Социализация
В) ) Воспитание
9. Педагогический процесс это:
А) система, объединяющая в себе процессы обучение, воспитание, развитие
Б) процесс формирования социально адаптированной личности
В) совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт превращался в качества формируемого человека
10. Главной целью образования является:
А) усвоение необходимых знаний, умений, навыков
Б) формирование личности, способной к саморазвитию, самообучению, самоактуализации, самостоятельному приему решений и рефлексии над собственным поведением
В) активное включение ученика в образовательный процесс
11. Нормативный документ, обеспечивающий реализацию государственного образовательного
стандарта с учетом региональных (национальных) особенностей, типа п вида образовательного
учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся (воспитанников) - это:
А) Программа развития образовательного учреждения
Б) Основная образовательная программа образовательного учреждения
В) Базисный учебный план
В) Дополнительная образовательная программа
12. Установите последовательность ситуации развития, направленных на освоение содержания и формы ведущей деятельности обучающихся:
1 .Учебно-проектная
2. Дошкольно-игровая
3.Учебная
4.Дошкольно-учебная
5.Учебно-профессиональная
6. Игровая
13. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
1. Репродуктивный метод
2. Информационно-рецептивный метод
3. Частично-поисковый метод
4. Метод проблемного изложения
5. Исследовательский метод
14. Установите соответствие между функцией оценки и ее характеристикой:
1 | Мотивационная | А) | Выявление причин образовательных результатов |
2 | Информационная | Б) | Формирование адекватной самооценки ученика |
3 | Воспитательная | В) | Определение степени успешности ученика в освоении учебного материала |
4 | Диагностическая | Г) | Создает определенную эмоциональную реакцию ученика |
Д) | Поощрение и стимулирование учебной деятельности |
15. Приведите соответствие:
1 Макро факторы | А) СМИ, тип поселения, региональные условия. |
2 Мезо факторы | Б) Этнокультурные условия, страна как природно-климатический фактор, государство как политико-юридическое явление. |
3 Микро факторы | В) Космос, планеты, мир. |
4 Мега факторы | Г) Семья и домашний очаг, группы сверстников и субкультуры. |
2 БЛОК ПСИХОЛОГИЯ
№ | Вопросы | А | Б | В | Г |
1 | Назовите основные виды деятельности человека | мышление, поиск информации, мышление | мышление, игра, труд | мышление, игра, труд, учение, общение | все ответы верны |
2 | Назовите познавательные процессы психики | возбуждение, радость, активность | ощущение, внимание, мышление | направленность, способности | адаптация, сенсибилизация |
3 | Шимпанзе выделяет фигуру по свету. К какому типу поведения животных можно отнести данный пример? | навык | инстинкт | умение | рефлекс |
4 | Назовите основные методы получения фактов в психологии | Беседа, тест, наблюдение | Наблюдение, эксперимент | Эксперимент, интервью, наблюдение | Эксперимент, наблюдение, тест, опрос |
5 | Из каких компонентов состоит структура деятельности | Цель, мотив, действие | Цель, желание, идея | мотив, идея, действие | Действие, мышление |
6 | Какой вид речи направлен на себя и носит свернутый сокращенный характер | внутренний | внешний | устный | аффектный |
7 | Адаптация - это | Привыкание к чему-либо | Ощущение чего-то | Сознание | Наблюдение |
8 | Дополните определение совокупность индивидуальных особенностей личности, характеризующих динамичную и эмоциональную сторону ее деятельности и поведения | характер | темперамент | талант | мышление |
9 | Найдите правильное истолкование определения познавательной деятельности «воображение». Воображение это… | Совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл, и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков | Психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности | Сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающей отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире | Особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью |
10 | Период раннего (детства) возраста | С рождения до 3 года | С рождения до 2 года | С ново рождения до 1 год | С 1 год до 3 года |
Задание 11.
Прокомментируйте следующее мнение. Приведите по 3 довода «за» и «против».
Психология – это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих – чем не психологи? Войти в доверие, вовремя соориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем эти – да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Задание 12.
Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат квалифицированным, а какие непрофессиональным психологам?
Свой ответ аргументируйте.
А) У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать
Б) Я обязательно помогу вам изменить себя
В) Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт
Г) Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина думает о смерти.
3. БЛОК РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ
Ситуация 1
Учительница: «А теперь, чтобы вы лучше запомнили, какими бывают обстоятель- ства, составим таблицу». Из класса раздалось недовольное нытье: «Ну зачем», «Вот еще!», «Давайте не будем», «Мы и так запомним». Учительница (озадаченно помолчав): «Ну, хорошо, таблицу мы делать не будем, сделаем только памятку». Опять недовольные выкрики из класса: «Зачем?» «Давайте, лучше таблицу!» и т. д. Учительница: «Ну уж нет, не захотели таб- лицу, будем делать памятку, сразу нужно было думать».
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, уча- щийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ситуация 3
Урок немецкого языка в 5 классе. Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. В. А. Бейзеров. «105 кейсов по педагогике. Педагогические задачи и ситуации» 11 Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такое разгильдяйство надоело и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.
КЛЮЧ.
БЛОК 1
1 БАЛЛ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Б | А | А | В | А | Б | Б | В | А | В | Б | |
2 БАЛЛА | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
6, 2, 4, 3, 1, 5 игровая, дошкольно-игровая, дошкольно-учебная, учебная, учебно-проектная, учебно-профессиональная | 2, 1, 4, 3, 5 информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский | 1Д 2В 3Б 4А | 1-Г 2-А 3-Б 4-В |
2 БЛОК
№ Вопроса | А | Б | В | Г | |
1 | * | 1 БАЛЛ | |||
2 | * | ||||
3 | * | ||||
4 | * | ||||
5 | * | ||||
6 | * | ||||
7 | * | ||||
8 | * | ||||
9 | * | ||||
10 | * | ||||
11 | Мнение отражает проблему соотношения научной и житейской психологии. С одной стороны житейская и научная психология взаимосвязаны, с другой стороны – это совершенно разные области. Аргументы «за»: 1) любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей; 2) у каждого человека есть запас житейских психологических знаний, благодаря этим знаниям один человек может понять другого, повлиять на его поведение, предсказать его поступки, учесть его индивидуальные особенности, помочь ему и т.д.; 3) есть выдающиеся житейские психологи: писатели, люди определенных профессий сферы «человек-человек», дети. Аргументы «против»: 1) житейские психологические знания конкретны, применимы к конкретным ситуациям, людям, задачам; 2) житейские знания носят интуитивный характер; 3) методы получения этих знаний ограничены наблюдениями и размышлениями. | 3 БАЛЛА | |||
12 | Высказывания квалифицированного психолога - Б, В; высказывания непрофессионала - А, Г. Профессиональное общение психолога предполагает установление субъект-субъектных отношений, ведение диалога, проявление эмпатии, сензитивности и рефлексии, принятие чувств и настроения клиента, свободу от критики и директивных рекомендаций. |
БЛОК 3
№ ситуации | Решение | 5 балов |
1 | Планируя работу на уроке, учитель должен изначально решать, какой вид задания лучше подойдет для закрепления материала. И если уж он отступает от запланированного, то это решение должно быть мотивировано не страхом, что ученикам не понравится урок и учитель. В данной ситуации, если учитель по ходу урока вдруг решил заменить одно задание на другое, то детям необходимо объяснить причину этой перемены. Напр., слова: «Да, вы правы, таблицу мы уже не успеем составить, сделаем просто памятку», – дали бы понять ребятам, что смена заданий мотивирована, и поступками учителя управляют не их или его капризы. Кроме того, как мне кажется, учитель должен дать понять своим ученикам, что нытье и подобный тон недопустимы на уроке. | |
2 | Нужно узнать у ученика почему он так думает и поговорить с ним на эту тему. | |
3 | Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочи- тать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чте- ние пойдет лучше. |
ВАРИАНТ 2
1 БЛОК-ПЕДАГОГИКА
1.Определяющим фактором при постановке цели воспитания является:
А) уровень развития педагогической науки и практики
Б) идеология и политика государства
В) потребности общества
2. Педагогику как самостоятельную науку выделил:
А) Демокрит
Б) Ян Амос Каменский
В) Джон Локк
3. Правило «От легкого к трудному» относится к принципу:
а) доступности
б) научности
в) последовательности и систематичности
г) связь теории с практикой
д) наглядности
4. Воспитательный процесс – это процесс:
а) взаимодействия
б) воздействия
в) рефлексии
г) действия
5. Основной метод воспитания – это:
а) убеждение
б) слово учителя
в) приучение
г) пример
6. Методы обучения в дидактике позволяют ответить на вопрос:
а) зачем учить
б) чему учить
в) как учить
г) когда учить
д) где учить
7. Впервые термин «дидактика» ввел:
а) Я.А. Коменский
б) В. Ратке
в) Ж.Ж. Руссо
г) И.Г. Песталоцци
8. Качества, передающиеся от родителей к детям:
А) способы мышления
В) черты характера, способности
С) способность к определенному типу деятельности
D) социальный опыт
Е) цвет глаз, кожи, группа крови, тип нервной деятельности, темперамент
9. . Требование личностного подхода
А) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся
В) участие воспитанников в совместном обсуждении программ воспитания
С) отказ от централизованного школьного воспитания
Д) полная свобода действий воспитанников
Е) координация усилий школы, семьи и общественности
10. . Принцип гуманизации характеризует
А) вседозволенность
В) уважение права человека быть самим собой
С) развитие познавательных сил учащихся
Д) воспитание трудолюбия
Е) воспитание аккуратности, бережливости
11. 1. Методы воспитания — это
А) общие исходные положения, которыми руководствуется педагог
В) способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведения воспитанников
С) предметы материальной и духовной культуры, которые используются для решения педагогических задач
Д) внешнее выражение процесса воспитания
Е) варианты организации конкретного воспитательного процесса
12. Установите соответствие между методом обучения и особенностью его реализации:
1 | Объяснительно- иллюстративный | А) | Самостоятельная поисковая деятельность учащихся (практическая или теоретическая) |
2 | Репродуктивный | Б) | Учитель ставит перед детьми проблему и показывает путь ее решения; ученики следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания |
3 | Исследовательский | В) | Ученик выполняет действия по образцу учителя |
4 | Проблемного изложения | Г) | Частично поисковая деятельность учащихся |
д) | Учитель сообщает информацию, ученики ее воспринимают |
13. Установите соответствие между формой обучения и ее характеристикой:
1 | Групповая | А) | Организация совместной деятельности школьников на различных основаниях |
2 | Индивидуальная | Б) | Взаимодействие в обособленной паре |
3 | Коллективная | В) | Работа педагога со всем классом в едином темпе с общими задачами |
4 | Фронтальная | Г) | Взаимодействие учителя с одним учеником |
Д) | Взаимодействие педагога с классом на основе разделения труда и принципа индивидуальной ответственности каждого за общий результат |
14. Установите последовательность этапов организации проблемного обучения:
а) рефлексия
б) введение проблемной ситуации
в) актуализация знаний и умений учащихся, требуемых для решения проблемной ситуации
г) проверка приведенного решения
д) выдвижение гипотезы
15. Установить последовательность методов обучения в логике возрастания степени самостоятельности обучающихся:
1. Репродуктивный метод
2. Информационно-рецептивный метод
3. Частично-поисковый метод
4. Метод проблемного изложения
2 БЛОК ПСИХОЛОГИЯ
№ | Вопросы | А | Б | В | Г |
1 | Процесс социализации личности? | Целевое воздействие со стороны человека | Это процесс воздействие одной социальной группы к законом жизни другой группы | Процесс усвоения со стороны человека социального опыта и применения его в жизни. | Такой термин не существует |
2 | Самооценка личности | оценка личности окружающими | оценка личности членами коллектива | оценка личности самой себя | оценка личности членами его семьи |
3 | Структура психики по З. Фрейдом | а) Ты, она, он; | б) я, оно, вы; | в) я, сверх-я, оно | Я ты он |
4 | Сколько основных типов темперамента? | 6 | 4 | 3 | 5 |
5 | В каком возрасте ребёнок усваивает ходьбу, речь и предметную деятельность. | Ранний возраст | Новорожденный период | Дошкольное детство | Ранней дошкольный возраст |
6 | Процесс Мышления разделяющей мысленно на детали предметов и событий? | Анализ | синтез | Делать вывод | дедукция |
7 | Какие из мотивов не относятся к познавательным | мотивы самообразования | учебно-познавательные | социального сотрудничества | |
8 | Основные действия детей до школьного возраста | строить | Предметное действие | игра | Личное отношение |
9 | Какие виды воображения существуют | Вольное, невольное, активное, пассивное, | Образное, теоретическое, | невольное, творческое, мечта, | Воссоздающее творческое |
10 | В.Вунд является первым кто создал | психокоррекционный центр | концепцию бессознательного | психологическую лабораторию | теорию рефлекса |
Задание 11.
Прокомментируйте следующее суждение о психологии. Можно ли с ним согласиться и почему?
Единственный источник познания психических процессов есть самонаблюдение.
Задание 12.
Представьте, что вы – президент частной фирмы. Лиц каких типов темперамента вы хотели бы видеть на следующих должностях и почему?
- ваш заместитель
- агент по связям с общественностью
- бухгалтер
3. БЛОК РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ
Ситуация 1
После уроков к учительнице робко подходит первоклассник и, страшно смущаясь, про- сит: Наталья Викторовна, дайте мне, пожалуйста, телефон Маши Ереминой – Дима, а зачем тебе? Опустив глаза, мальчик признаётся, что ему очень нравится одноклассница, а погово- рить с ней в школе он не решается. Может, по телефону получится? Как поступить?
Ситуация 2
В классе есть слабый ребенок, и дети не упускают случая поиздеваться над физически и психологически неразвитым мальчиком. Когда учитель вызывает его к доске, он только мнется и запинается, боясь, что все будут лишь смеяться над его ответом. Учитель только вздыхает, упрекает и ставит 2.
Ситуация 3
Для этой же цели его можно чаще сажать за парту в паре с разными ребятами, чтобы они лучше узнали ученика-изгоя.
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!»
КЛЮЧ.
БЛОК 1
1 БАЛЛ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Б | Б | В | А | А | В | А | Е | А | В | В | |
2 БАЛЛА | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
1в 2д 3а 4б | 1б 2г 3ы 4а | б,д,в,г,а | 2, 1, 4, 3, 5 информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский |
2 БЛОК
№ Вопроса | А | Б | В | Г | |
1 | * | 1 БАЛЛ | |||
2 | * | ||||
3 | * | ||||
4 | * | ||||
5 | * | ||||
6 | * | ||||
7 | * | ||||
8 | * | ||||
9 | * | ||||
10 | * | ||||
11 | Суждение неверное. Самонаблюдение не является объективным научным психологическим методом. Для изучения психических процессов в современной психологической науке используются различные объективные методы исследования: эксперимент, наблюдение, опрос, беседа, тестирование, анализ продуктов творческой деятельности. | 3 БАЛЛА | |||
12 | Заместитель президента фирмы - сангвиник, т.к. обладает высокой реактивностью, активностью, быстрым психическим темпом, высокой пластичностью, экстравертированностью. Агент по связям с общественностью – холерик или сангвиник, т.к. характеризуются высокой активностью, реактивностью, пластичностью, общительностью. Бухгалтер – флегматик, т.к. отличается малой сензитивностью, высокой активностью, которая преобладает над реактивностью (действует обдуманно, взвешивая обстоятельства, в связи с поставленной целью), из-за склонности к ригидности редко возбуждается. |
БЛОК 3
№ ситуации | Решение | 5 балов |
1 | Самое лучшее, что педагог может сделать, это сказать мальчику, что телефона у вас нет, но вы постарайтесь помочь ему делом. Это вызовет у ребенка доверие к вам позволит ему отвлечься от идеи о телефонном звонке и придумать другие способы завязать дружбу. | |
2 | Чтобы создать гармонию отношений в классе в данной ситуации, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе на пути становления личности. Для этого надо дать ученику специальное задание, например, творческое задание, знакомство, с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику рас крыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. А может, он вовсе не слаб? | |
3 | Учитель должен спросить у ученика почему, выслушать его и попробовать доказать, что это задание ему необходимо сделать. |
ВАРИАНТ 3
1 БЛОК-ПЕДАГОГИКА
1. Что надо исключить классному руководителю при посещении учащихся на дому
а) выдвижение совместных проектов
б) высокий такт в разговоре с родителями
в) беседу в присутствии учащегося
г) жалобу на ученика
д) подчеркивание своей заинтересованности судьбой воспитанника
2. Привлечение всех органов чувств к восприятию учебного материала есть принцип:
а) прочности
б) научности
в) систематичности и последовательности
г) доступности
д) наглядности
3. В переводе с греческого педагогика означает:
а) детовождение
б) воспроизведение
в) управление
г) закрепление
4. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:
а) эксперимент
б) наблюдение
в) измерение
г) анкетирование
5. Вставьте пропущенное слово:
…………- это принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека.
природосообразности
6..Семья — это
а) образование, в котором человек целиком проявляется во всех отношениях
б) брак двух людей
в) начальная, структурная единица общества, закладывающая основы личности
г) социально-педагогическая группа людей, предназначенная для удовлетворения потребностей
7.. Самообразование — это
а) приобретение знаний о мире на основе самостоятельных знаний
б) приемы активизации мыслительной деятельности
в) самопознание, преодоление недостатков предыдущего воспитания
г) специально организованная оздоровительная деятельность
д) процесс внушения, адресованный к самому себе
8. . Развитие — это
а) подготовка к выбору профессии
б) увеличение роста и массы тела ребенка
в) стихийный процесс, независимый от воли человека
г) приспособление к условиям жизни
д) количественные и качественные изменения в организме человека
9. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества:
- тренинг;
б)дидактическая игра;
в) упражнения.
10. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм это:
- дидактика;
- методика воспитания;
- педагогика;
- диалектика.
11 Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества:
- тренинг;
- дидактическая игра;
- упражнения.
12. Поставить в соответствие методу обучения с особенность его реализации:
1.Объяснительно-иллюстративный | А.Самостоятельная поисковая деятельность обучающихся (практическая или теоретическая) |
2.Репродуктивный | Б. Учитель сообщает информацию, обучающиеся ее воспринимают |
3.Проблемное изложение | В. Обучающийся выполняет действия по образцу учителя |
4. Исследовательский | Г. Учитель ставит перед обучающимися проблему и показывает путь ее решения: обучающиеся следят за логикой решения проблемы, получают образец развертывания познания |
13. Приведите соответствие
1 Педагогика | А) Человек умственного труда. |
2 Интеллигент | Б) Наука о воспитании. |
3 Предмет педагогики | В) область педагогических закономерностей, механизмы, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и развития в социальных субъектах. |
14. Приведите соответствие
1 Ян Амосс Каменский | А) Имел демократические взгляды, считал, что все должны иметь образование. |
2 Джон Локк | Б) Разработал систему образования. (Цель- воспитание джентльмена) |
3 Сократ | В) Ввел классно-урочную систему образования. Принцип - учить всех, всему. |
15. Поставить соответствие форме контроля образовательных результатов и целевую ориентацию контроля:
1. текущий | А. Комплексная проверка образовательных результатов по всем ключевым целям и направлениям учебного процесса |
2. периодический | Б. Определение и фиксация начального уровня подготовки ученика, имеющихся у него знаний, умений и навыков, связанных с предстоящей деятельностью |
3. итоговый | В. Систематическая проверка и оценка образовательных результатов ученика по конкретным темам на отдельных занятиях |
4. предварительный | Г. Диагностирование качества усвоения учеником основ и взаимосвязей изученного раздела, его личностных образовательных приращений по выделенным ранее направлениям |
2 БЛОК ПСИХОЛОГИЯ
№ | Вопросы | А | Б | В | Г |
1 | Одним из основателей советской психологии является | Р.С. Немов | Л.С. Выготский | А.В. Петровский | И.М. Сеченов |
2 | К функциям речи не относятся | функция обозначения; | функция обобщения | функция распределения | функция воздействия. |
3 | Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает | восприятие | рефлексия | внимание | память |
4 | Отдельный взятый человек - это | индивид | ребенок | человек | личность |
5 | Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт | холерик | меланхолик | сангвиник | флегматик |
6 | Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются | моральными | эстетическими | интеллектуальными | практическими |
7 | Чувствами называются | непосредственные переживания чего-либо | устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо | стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния | индифферентные отношения к действительности. |
8 | К вербальным средствам общения относится | жесты | мимика | речь | пантомимика |
9 | Ведущим видом деятельности подростка является | учебная деятельность | учебно-профессиональная деятельность | эмоциональное общение | общение со сверстниками |
10 | Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется: | наглядно-действенное | наглядно-образное; | словесно-логическое | творческое |
Задание 11
Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? При ответе укажите все квалификационные характеристики мышления в соответствии с формой, характером познавательной деятельности и характером продукта (результата).
А) собирание ребенком конструктора
Б) составление бухгалтером отчета
В) проектирование дизайнером интерьера помещения офиса
Г) постановка врачом диагноза на основе описанных симптомов
Задание 12.
Используя общепринятую классификацию темпераментов, вставьте пропущенные слова в известное высказывание В.И.Гарбузова. Кратко обоснуйте свой ответ.
В войны ввязываются _____________, воюют _____________, а восстанавливают города и села после войны ______________.
3. БЛОК РЕШЕНИЕ СИТУАЦИЙ
Ситуация 1
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учи- телю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?»
Ситуация 2
Учитель просит тянущего руку ученика начать чтение текста. Мальчик заикается, и, чем больше он волнуется, тем сильнее. Возникает заминка. Учитель ждет некоторое время, наблюдая за попытками мальчика преодолеть первое слово, а затем начинает кричать, что он наверняка опять не сделал домашнее задание, что ей, учительнице, такая безалаберность надоела и она, скорее всего, вызовет родителей. В классе кто-то начинает посмеиваться, кто-то опускает глаза. Мальчик испуганно «прожевывает» трудное слово и пытается читать дальше.
Ситуация 3
На уроке с конца ряда передается записка. Ученики молча читают ее, смотрят на пото- лок и хихикают, после чего передают записку дальше, не особо скрывая ее от учителя. Учи- тель видит записку, забирает ее, разворачивает и видит сообщение «посмотри на потолок». Он смотрит на потолок, в это время класс разражается взрывом хохота. Учитель выходит из себя. Пытается узнать, кто был инициатором этой идеи, грозится поставить плохие отметки и вызвать родителей в школу
КЛЮЧ.
БЛОК 1
1 БАЛЛ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
Г | Д | А | Б | природосообразности | В | А | Д | В | А | В | |
2 БАЛЛА | 12 | 13 | 14 | 15 | |||||||
1 Б 2 В 3 Г 4 А | 1-Б 2-А 3-В | 1-А 2 - Б 3-А | 1-В 2-Г 3-А 4-Б |
2 БЛОК
№ Вопроса | А | Б | В | Г | |
1 | * | 1 БАЛЛ | |||
2 | * | ||||
3 | * | ||||
4 | * | ||||
5 | * | ||||
6 | * | ||||
7 | * | ||||
8 | * | ||||
9 | * | ||||
10 | * | ||||
11 | А) собирание ребенком конструктора. предметно-действенное, наглядно-образное (по форме), практическое (по характеру решаемых задач), продуктивное (по степени новизны), интуитивное (по степени развернутости) Б) составление бухгалтером отчета. словесно-логическое; теоретическое; репродуктивное, аналитическое (логическое) В) проектирование дизайнером интерьера помещения. наглядно-образное; практическое; продуктивное; интуитивное. Г) постановка врачом диагноза на основе описанных симптомов. наглядно-образное; теоретическое и практическое; продуктивное, аналитическое (логическое). | 3 БАЛЛА | |||
12 | В войны ввязываются холерики, воюют сангвиники, а восстанавливают города и села после войны флегматики. Холерики – импульсивны, энергичны, агрессивны, в ситуации зарождающегося конфликта нетерпимы и склонны быстро действовать, не задумываясь о последствиях. Эти проявления холерического темперамента у лиц, принимающих политические решения, могут быть катализаторами на начальных этапах конфликтов, доводя их до военной формы. Сангвиники энергичны, легко приспосабливаются к изменяющимся условиям, сохраняют самообладание в неожиданной, сложной обстановке, какой и является военная деятельность. Флегматики осторожны и рассудительны, уравновешены, терпеливы. Они склонны доводить начатое до конца, последовательны и настойчивы в продвижении к цели. В восстановительных работах именно такие динамические свойства личности могут обеспечить выполнение длительных и масштабных задач. |
БЛОК 3
№ ситуации | Решение | 5 балов |
1 | Решение Учитель должен выяснить, почему ученик сомневается в себе. Если потребуется про- вести дополнительную беседу с родителями. | |
2 | Решение Повышенный тон учителя всегда недопустим, а в этой ситуации особенно, тем более что о заикании этого ученика известно всем. Если первое слово вызывает такие трудности, то учителю лучше было самому прочитать его, не заостряя на этом внимания. Если спокоен учитель, успокоится и ученик, и чтение пойдет лучше. | |
3 | Решение Учитель мог бы отнестись к этому с юмором, улыбнуться и выразить своё отноше- ние к ситуации, останавливаясь на положительных и отрицательных моментах. Возможные фразы: «Мне нравится, что такая ситуация показывает, что вы как класс являетесь сплочён- ными, верными идее, с таким искромётным чувством юмора» или же: «Не буду спрашивать, искать того, кто это придумал – что сделано, то сделано – давайте извлечём для себя полез- ные моменты из этого, – попытаемся не следовать «стадному чувству», а будем следить каж- дый за собой» Ещё как вариант (если позволяет обстановка на уроке), можно рассмотреть и такое продолжение ситуации, в котором можно проследить быстроту реакции и смекалку педагога. Например, учитель может в ответ невинно подшутить над учениками и посмеяться вместе с ними. Это укрепит отношения между детьми и учителем. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Олимпиада по дисциплине «базы данных» как важный элемент творческого обучения
Целью олимпиады по дисциплине «базы данных» является содействие в подготовке студентов к будущей работе в профессиональных коллективах, поддержка изучения программных продуктов и технологий Microsoft,...
Методическая разработка. Положение к междисциплинарной олимпиаде.
В данном разделе представлена методическая разработка...
Олимпиада по электротехнике
Олимпиада по электротехнике проводится в нетрадиционной (игровой) форме. Вопросы относятся к разделам: "Основные физические величины", "Законы электротехники", "Цепи постоянного тока" и "Электроизмери...
Олимпиада по биологии
Задания олимпиады включают вопросы тестового характера, вопросы на рассуждение и установление причинно-следственных связей....
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА В.Ф. ШАТАЛОВА ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ К ОЛИМПИАДЕ ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ
Уже много лет я являюсь организатором подготовки и проведения олимпиады колледжа по сопротивлению материалов. Олимпиада регулярно поводится для студентов второго курса следующих специальностей: «Техно...
Олимпиада РГПУ им А.И. Герцена Олимпиада
по математике...
Предметная олимпиада по общеобразовательным дисциплинам в системе СПО. Цели,задачи и положение о проведении предметной олимпиады
16.03.2020г. Предметные олимпиады в условиях СПО проводятся в соответствии с приказом руководителя учебного заведения. Порядок организации и проведения предметной олимп...