Инновационный опыт Нахимовского военно-морского училища в учебной и воспитательной деятельности
опыты и эксперименты на тему

Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon инновации227 КБ

Предварительный просмотр:

 

Инновационный опыт

Нахимовского военно-морского училища

в учебной и воспитательной деятельности

Инновационный проект – «Перископ»

Санкт-Петербург

2015

Содержание

  1. Общая информация о Нахимовском военно-морском училище.

  1. Краткая справка об учреждении.
  2. Историческая справка об училище.
  3. Материально-техническая база НВМУ.
  4. Организационно-штатная структура Нахимовского училища.
  5. НВМУ – экспериментальная площадка Федерального института развития образования.

  1. Инновационный проект – «Перископ».

  1. «Перископ» - как элемент воспитательного пространства НВМУ.
  2. Цели и задачи проекта.
  3. Структура тематических блоков вещания СВТВ.
  4. Используемые ресурсы и техническая реализация проекта.

  1. Выводы.

«У моряка нет трудного или легкого пути.

 Есть один путь — славный!»

Адмирал П.С. Нахимов

1.        Общая информация о Нахимовском военно-морском училище.

1.1        Краткая справка об учреждении.

Учредителем Нахимовского военно-морского училища является Российская Федерация.

Функции и полномочия учредителя в отношении училища осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.

Местонахождение училища: 197046, г. Санкт-Петербург, Петроградская набережная, 2-4 лит. А

Обучение ведется с пятого класса.

Срок обучения: 7 лет.

Язык обучения: русский, в качестве иностранного языка преподается английский.

Режим работы: круглосуточное пребывание обучающихся, шестидневная учебная и рабочая неделя.

Основной целью деятельности Учреждения является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам основного общего и среднего общего образования.

Основными задачами деятельности Учреждения являются:

- подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные организации;

- обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся, активное приобщение к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям, получение ими среднего общего образования в соответствии с требованиями государственных стандартов;

- получение обучающимися начальных знаний и навыков военного дела, необходимых для выбора профессии, продолжения дальнейшего обучения в профильных образовательных организациях;

- воспитание у обучающихся чувства патриотизма, готовности к защите Отечества;

- формирование и развитие у обучающихся чувства верности воинскому долгу, дисциплинированности, добросовестного отношения к учебе, стремления к овладению профессией офицера и воспитание любви к военной службе;

- развитие у обучающихся высоких морально-психологических, деловых и организаторских качеств, физической выносливости и стойкости;

- формирование общей культуры личности на основе усвоения содержания общеобразовательных программ.

1.2        Историческая справка об училище.

Нахимовское военно-морское училище создано в соответствии с Постановлением Совета Народных Комиссаров CССР от 21 июня 1944 г. № 745 и приказом Народного Комиссара ВМФ СССР от 23 июня 1944 г. № 280 для устройства, обучения и воспитания сыновей воинов Военно-морского флота, Красной армии и партизан Великой Отечественной войны.

Дата издания приказа Наркома ВМФ о формировании училища 23 июня установлена годовым праздником училища.

Училище названо в честь выдающегося отечественного флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова, героя Крымской войны 1853-1856 гг., погибшего при обороне Севастополя 12 июля 1855 г.

Седьмого ноября 1944 года за парты в отремонтированном здании на Петроградской набережной дом 2/4 сели первые 405 мальчишек в возрасте 8-13 лет. На груди у многих из них, сыновей полков и бывших юнг боевых кораблей флота были боевые ордена и медали, около половины воспитанников училища потеряли в годы войны одного из родителей, каждый пятый — всю семью.

С мая 1946 г. по май 2008 г. нахимовцы традиционно принимали участие в военных парадах в городах Москве и Санкт-Петербурге. Неизменная оценка их строевой подготовки – «отлично». В 2007 г. парадный полк училища за прохождение по Красной площади получил личную благодарность Президента России. Высокой была и оценка участникам парада в честь 300-летия Российского флота в Санкт-Петербурге.

Корабельная практика и морские походы являются обязательными элементами обучения в училище. В последние годы нахимовцы участвовали в морских походах с посещением Финляндии, Голландии, Дании, Англии, США, Франции, Греции, Италии и других стран. Многие участники дальних морских походов награждались отличительным знаком «За дальний поход», что в 15-16 лет является значимой наградой.

Верность своей великой Родине – России, ее Военно-Морскому Флоту – вот главные ориентиры воспитания будущих защитников Отечества.

Уже много лет подавляющее число выпускников выбирают для себя учебу в высших учебных заведениях страны. Это главный критерий оценки труда педагогического коллектива единственного в России Нахимовского военно-морского училища.

За прошедшие десятилетия более 14000 выпускников получили путевку в жизнь. Большинство из них выбрало нелегкую флотскую службу, многие командовали кораблями и соединениями, да и сейчас практически на каждом боевом корабле Военно-Морского Флота России служат выпускники училища.

Адмиральские погоны носят нахимовцы первого набора Р. Зубков, В. Наумов, А. Богатырев, их более молодые соученики В. Высоцкий, Н. Максимов, О. Бурцев, В. Захаров, А. Воложинский, М. Ильиных, А. Шуванов и многие другие.

В последние годы Героями России стали выпускники училища подводники: контр-адмиралы А. Берзин, В. Хмыров, капитаны 1 ранга С. Справцев и А. Опарин и морской палубный летчик генерал-майор Т. Апакидзе.

1.3        Материально-техническая база НВМУ.

Казарменно-жилищный фонд федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Нахимовское военно-морское училище Министерства обороны Российской Федерации» (далее – НВМУ) состоит из трех военных городков:

1. Военный городок №60 – учебно-административное здание (Петроградская набережная д.2/4);

2. Военный городок №45 – учебно-спальный корпус (ул. Пеньковая, д.1);

3. Военный городок №69 – спальный корпус (ул. Мичуринская, д.3).

Военный городок №60.

Год постройки -1908-1912. Капитальный ремонт произведен в 2007-2008гг. Частично отремонтирована металлическая кровля, произведен ремонт столовой с заменой технологического оборудования и вентиляции.

Здание имеет статус историко-культурного объекта Федерального значения. Предметом охраны являются фасады строений и ограждения, ансамбль парадных интерьеров, парадные лестницы.

Является главным корпусом НВМУ. Представляет собой П-образное здание, состоящее из корпусов разной этажности: 5-этажное, 4-х этажные с мансардой и 2-х этажный корпус. Общая площадь здания составляет 9400,9 кв.м. Корпуса соединены между собой общей планировкой. Кровля сложной конфигурации, шатровая, с башне, в завершении которой фонарик и иглообразный шпиль.

В настоящее время в здании расположены учебные классы и лаборатории общей площадью 2534 кв.м. , служебные и административные кабинеты- 572 кв.м. в отдельной части корпуса на 1 этаже находится медицинский пункт общей площадью 241 кв.м. Медицинское обеспечение воспитанников НВМУ осуществляется в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации №3100 от 09 октября 2012 года. На 5 этаже расположена столовая. Общая площадь столовой 770 кв.м. Имеются два обеденных зала: 176,7 кв.м и 134,2 кв.м. Столовая НВМУ — закрытого типа, обеспечивает обучающихся горячей пищей (пятиразовым питанием с овощным и фруктовым салат-барами) в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 июня 2011 г. № 888, по норме №6 (кадетский паек). Нахимовцам, убывающим в каникулярный отпуск выплачивается денежная компенсация взамен продовольственного пайка за весь период нахождения в отпуске. Численность довольствующихся – 560 человек. Форма обслуживания -самообслуживание, 2 линии раздачи. Посадочных мест – 70 столов по 4 человека. График работы столовой с 6 утра до 22 часов без выходных дней. Складские помещения столовой находятся в цокольном этаже военного городка №60. Общая площадь – 351,88 кв.м.

Также в военном городке №60 имеется музей, актовый зал-348 кв.м, складские помещения для хранения вещевого довольствия.

Военный городок №45.

Учебно-спальный корпус училища. Здание разработано по специально разработанному проекту в\ч № 54034, сдано в эксплуатацию в 1974 году. Не является памятником архитектуры. Здание 5-ти этажное, кирпичное, с цокольным этажом. Общая площадь – 8070,8 кв.м. Имеется пристройка – спортивный зал (414 кв.м) с бассейном (325 кв.м). В цокольном этаже расположена котельная, обеспечивающая теплом в/г №45 и 69.

На 5 этаже расположена библиотека- 364 кв.м. Кроме этого в здании расположены спально-казарменные помещения подразделений учебных курсов общей площадью 2318 кв.м, учебные классы общей площадью 2513 кв.м и служебно-административные кабинеты.

В 2007- 2008 году выполнен капитальный ремонт корпуса с заменой инженерных сетей и технологического оборудования. Здание принято к эксплуатации в 2008 году. В октябре 2009 года закончен ремонт по модернизации котельной.

Военный городок №69.

Здание кирпичное, 4-х этажное с цокольным этажом, до 1939 года постройки. До 1945 года в здании размещалось общежитие девочек ремесленного училища №39. В настоящее время является спальным корпусом №1 училища. Общая площадь здания 3244 кв.м. На первом этаже – спальные расположения девочек, на последующих этажах- спальные расположения мальчиков. В цокольном этаже расположены душевые кабины на 84 помывочных места.

В 2007 году корпус был принят в эксплуатацию после капитального ремонта. Проведены ремонтные работы в помещениях рот. Произведен ремонт душевых помещений с установкой нового вентиляционного оборудования, внутренних и наружных инженерных сетей. Заменен водомерный узел. Отремонтирован фасад здания. Проведены работы по благоустройству территории.

Летний лагерь НВМУ.

Летний лагерь Нахимовского училища находится по адресу: Ленинградская область, поселок Пушное. На территории лагеря располагаются 2 жилых корпуса, 1 учебный корпус, стадион, жилые помещения для преподавательского состава, вместительная и оборудованная столовая. На берегу Нахимовского озера расположена шлюпочная база, где воспитанники училища получают первую практику в изучении морского дела. В крытых ангарах хранятся 5 шестивесельных ялов, 5 четырехвесельных ялов и два моторных катера обеспечения. Есть оборудованный пирс и множество учебно-тренировочных мест для преподавания морских дисциплин.

Все воспитанники НВМУ в соответствии с абзацем 2 пункта 46 Устава училища находятся на полном государственном обеспечении.

НВМУ является общеобразовательным учреждением с круглосуточным пребыванием детей.

В соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700 всем нахимовцам, ежемесячно, выплачивается денежное довольствие в размере 1 оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду в размере 1 000 руб. Нахимовцам, оставшихся без попечения родителей и из числа детей-сирот выплачивается дополнительная ежемесячная выплата в размере 1 оклада по воинской должности по 1 тарифному разряду в размере 1 000 руб. Нахимовцам, отчисленным из училища, ежемесячное денежное содержание выплачивается по день отчисления из училища.

Нахимовцам один раз в год выдаются воинские перевозочные документы в летний каникулярный отпуск и обратно, а нахимовцам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей – дополнительно на проезд в период зимних каникул, туда и обратно. Основание: приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 г. № 200.

Воспитанники НВМУ на весь срок пребывания в училище обеспечиваются форменным, спортивным обмундированием и канцелярскими принадлежностями в порядке, определяемом Министерством обороны Российской Федерации.

1.4        Организационно-штатная структура Нахимовского училища.

Организационно-штатная структура училища сформирована на основании директивы Министра обороны Российской Федерации № Д -7-2001 с учетом специфики общеобразовательной организации. Училище укомплектовано гражданским персоналом полностью с учетом учебной нагрузки, учебных групп, классов.

1.5        НВМУ – экспериментальная площадка Федерального института развития образования.

В июне 2014 года Нахимовскому военно-морскому училищу МО РФ присвоен статус экспериментальной площадки (ЭП) Федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования» с темой «Формирование социальной и коммуникативной компетенций у воспитанников довузовских общеобразовательных организаций Министерства обороны» (Приказ № 110 от 11.06.2014). Научным руководителем ЭП является Загладина Х.Т., руководитель Центра социализации, воспитания и неформального образования ФИРО, кандидат исторических наук. Ответственный исполнитель – заместитель начальника училища по учебной работе Сухинин В.В.

В результате деятельности экспериментальной площадки планируется разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс училища эффективных способов решения современных проблем образования.

2.        Инновационный проект – «Перископ».

Автор проекта: начальник лаборатории технических средств обучения Нахимовского военно-морского училища Дворецкий Алексей Владимирович.

Аннотация: Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы.

2.1        «Перископ» - как элемент воспитательного пространства НВМУ.

Идея создания системы внутреннего телевизионного вещания «Перископ» возникла в 2012 году. Первоначально «Перископ» задумывался как средство для активизации познавательной деятельности воспитанников в перерывах между занятиями. Главная функция СВТВ "Перископ": трансляция образовательного видео-контента на телевизионные панели, подключенные к локальной вычислительной сети по всей территории Нахимовского военно-морского училища. В процессе реализации проекта стало очевидным, что СВТВ не просто техническое решение, но важный элемент воспитывающей среды НВМУ. Отметим, что приоритетная цель НВМУ - подготовка обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения МО РФ. А это значит, что в стенах училища растут будущие офицеры, защитники Родины, командиры воинских подразделений.

Под воспитывающей средой подразумевается «совокупность окружающих ребенка обстоятельств, социально ценностных, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру.»

Воспитывающая среда НВМУ состоит из множества элементов. Назовем лишь некоторые из них и дадим краткие пояснения:

  1. Люди. Речь идет о тех, чья жизнь связана с Нахимовским училищем и его историей: это работники училища, администрация, выпускники прошлых лет.
  2. Окружение. Здание главного корпуса НВМУ насчитывает более чем столетнюю историю и является культурынм наследиме города и страны. В рекреациях, на трапах, в учебных классах можно встретить предметы морского обихода, элементы вооружения надводных кораблей и подводных лодок, картины морских сражений и т.д.
  3. Содержание учебных программ. В образовательной программе НВМУ особое место занимает раздел под названием «Основы военно-морской подготовки», который реализуется в рамках основного и дополнительного образования.
  4. Содержание воспитательной деятельности. Воспитательная деятельность НВМУ строится на военно-морских традициях и истории военно-морского флота России.
  5. и т.д.

Теперь поговорим о «Перископе» и его месте в воспитательном пространстве НВМУ.

Термин воспитательное пространство обозначает «освоенную среду (природная, культурная, социальная, информационная), приспособленную для решения воспитательных задач.»

2.2   Цели и задачи проекта.

Целью СВТВ было определено информирование воспитанников об актуальных событиях современной жизни, стимулирование познавательной и творческой деятельности посредством демонстрации тематических образовательных видеороликов, пробуждение интереса к углубленному изучению материала

Также были сформулированы задачи:

  • Повышение интереса воспитанников к истории России и ее Военно-морского флота.
  • Ознакомление воспитанников с устройством современного вооружения, а также со структурой, оснащением и дислокацией сил военно-морского флота Российской Федерации.
  • Освещение приоритетных направлений мировой и отечественной науки, а также её достижения, повышение мотивации воспитанников на углубленное изучение учебных дисциплин.
  • Ознакомление воспитанников с уникальной географией и природой нашей страны: ресурсы и полезные ископаемые, виртуальная экскурсия по городам и регионам.
  • Привлечение интереса нахимовцев к родной культуре: кино, музыке, литературе.
  • Включение воспитанников в процесс по созданию и подготовке к вещанию контента для СВТВ «Перископ».
  • Создание учебно-познавательной среды в коридорах и рекреациях НВМУ.

  1.     Структура тематических блоков вещания СВТВ

Для решения поставленных задач была разработана структура тематических блоков вещания СВТВ, включающая в себя 6 блоков:

  1. Жизнь НВМУ (25%)
  2. Вооружение (25%)
  3. Наука (20%)
  4. Культура (10%)
  5. История (10%)
  6. Природа (10%)

В скобках указано процентное соотношение продолжительности вещания блоков. Оно было рассчитано исходя из цели НВМУ - подготовки обучающихся к поступлению в профильные образовательные учреждения МО РФ. Именно поэтому приоритетными стали первые три блока.

Раскроем содержание тематических блоков:

Блок «Жизнь НВМУ» освещает особенности образовательного процесса в училище, а также знакомит воспитанников с историей училища. В рамках данного блока выходят Новости НВМУ, публикуются творческие работы воспитанников, демонстрируются материалы, иллюстрирующие историю НВМУ.

Видеоролики блока «Вооружение» знакомят воспитанников с историей развития вооружений, а также с устройством и особенностями эксплуатации современного оружия и военной техники.

Блок «Наука» создает условия для того, чтобы дети активно участвовали в познании мира во всём его многообразии

Видео из блока «Культура» преследуют цель развития личности воспитанника: умения поддерживать и обновлять культуру своей страны

В блоке «История» представлены видеоматериалы по истории России и мира, а также по военной истории. Эти материалы способствуют воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, формируют знания о важнейших процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи, формируют ценностные ориентации воспитанников

Блок «Природа» знакомит воспитанников с многообразием форм жизни, красотой окружающего мира, особенностями флоры и фауны.

  1.     Используемые ресурсы и техническая реализация проекта

Контент, включенный в эфир СТВТ подбирается из множества источников:

  • материалы российских площадок MOOC (Massive Open Online Courses) - Универсариум, Лекториум, GetAClass
  • видео и инфографика с государственных порталов История.РФ и Культура.РФ
  • передачи военной и научной тематики телеканалов Звезда и Россия
  • инфографика с ресурса Риа-новости
  • отечественные и переводные образовательные видеоролики с различных образовательных каналов Youtube
  • видеоролики о музейных экспозициях и истории культуры, представленные на каналах Российских музеев (Эрмитаж, Русский музей)
  • авторские видео-зарисовки о природе и географии России

Важно отметить, что при отборе контента авторы руководствуются правилом «меньше или равно 10», что означает: длительность видеоматериала не должна превышать 10 минут (так как у воспитанников на переменах нет времени на просмотр длинных документальных фильмов), но для некоторых видео делаются исключения.

Авторы ответственно подошли к созданию образа СВТВ «Перископ». Специально для СВТВ разработан логотип и заставки тематических блоков, одним словом создан фирменный стиль телеканала. Название и логотип СВТВ "Перископ" выбраны не случайно. На логотипе перископ, в котором виден айсберг. Этот образ метафоричен: телеэкран СВТВ является своеобразным перископом, через который зритель наблюдает, явления и события. Видео из  эфира (верхушка айсберга) должны дать краткое, сжатое описание явления или проблемы и заинтересовать зрителя на дальнейшее углубленное изучение (подводная часть).

Изучая различные подходы образовательных учреждений к созданию школьного телевидения авторами была выявлена одна общая черта: система школьного телевидения локальна и замыкается на освещении жизни конкретного ОУ. Поэтому авторы расширили эту модель включив в эфир СВТВ образовательный контент из различных источников, что является уникальным опытом.

Плюсами данного решения являются:

  • возможность трансляции качественных образовательных видеороликов, созданных профессионалами своего дела
  • дополнение к профильной подготовке воспитанников, профориентационная составляющая 
  • развитие информационной среды училища в рамках внеурочной деятельности

Трансляция СВТВ осуществляется посредством ТВ-панелей, подключенных к локально-вычислительной сети училища. Видеоматериалы располагаются на сервере, с которого транслируются на экраны средствами специализированного программного обеспечения.

В перспективе авторы планируют:

  • повысить степень участия нахимовцев в создании и подготовке к вещанию видео-контента, для этого в новом учебном году, в рамках системы дополнительного образования НВМУ, планируется открыть "Школу видео-операторов".
  • приступить к созданию собственного обучающего контента военно-морской и общеобразовательной направленности
  • внедрить в эфир СВТВ новые телевизионные передачи, освещающие жизнь Нахимовского училища.
  • осуществить монтаж новых ТВ-панелей в зонах особой проходимости.

  1.  Выводы.

Воспитание обучающихся в Нахимовском военно-морском училище базируется на общечеловеческих ценностях, лучших образцах мировой и национальной культуры, истории Отечества и героических традициях Российской армии и флота, Вооруженных Сил Российской Федерации.

Воспитательный процесс организуется на основе комплексного подхода к решению задач воинского, патриотического, нравственного и эстетического воспитания обучающихся. При этом основные задачи его реализуются в процессе повседневной жизни обучающихся, в совместной учебной и других видах деятельности обучающихся, преподавателей и воспитателей.

Основной технологией осуществления воспитательного процесса в Нахимовском военно-морском училище является создание уникальной, саморазвивающейся системы, включающей в себя систему упорядоченных локальных воспитательных технологий (решения определенных воспитательных проблем, форм воспитательной работы, технологий воспитательных методов и приёмов).

Основой воспитывающей среды, объединяющей в единое целое все её составляющие, являются: базовые ценности, цель и принципы воспитания.

Базовыми ценностями воспитывающей среды Нахимовского военно-морского училища определены:

-  Отечество. Служение. Честь.  Успех. Профессионализм. Знания.  Здоровье. Общение. Культура.

Всё вышеперечисленное, безусловно, необходимо применять ВО ВСЕХ образовательных учреждениях России.

Данный проект может и должен быть реализован в учебных учреждениях нашей страны, так как он имеет огромное благотворное психологическое, воспитательное и образовательное воздействие на обучающихся. Да, необходимо учитывать специфику образовательного учреждения, соответственно тематика или тематические блоки трансляций должны быть ориентированы на имеющуюся аудиторию. Но важно отметить, что любой воспитанник в любом образовательном учреждении с помощью данного проекта будет получать и воспринимать транслируемую информацию без какого-либо принуждения, находясь вне классной аудитории, например, на перемене. И усвоение обучающимся визуальной и текстовой информации, мне кажется, будет намного проще и легче. ГЛАВНОЕ – это правильный и психолого-педагогически обоснованный подбор материала, ориентированный на патриотическое, нравственное и эстетическое воспитание обучающихся нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Обобщение опытапедагога дополнительного образованияНемойкиной Татьяны Михайловныруководителя творческого объединения «Умелые руки»....

Инновационный опыт

Обобщение опыта работыпедагога дополнительного образованияМБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального районаНемойкина Анатолия Семеновичаруководителя объединения  «Радиомногоборье»....

Военно-морские силы России в Первой мировой войне

Буклет посвящен военно морским силам России в Первой мировой войне.В России были разработаны эскадренные миноносцы типа “Новик”. Корабль к началу Первой мировой войны являлся лучшим эсминцем в своем к...

Военно-морские силы Великобритании и Германии в Первой мировой войне

Военно-морские силы Великобритании и Германии в Первой мировой войнеПеред началом Первой мировой войны  особенно упорное соперничество в наращивании военно-морской мощи шло между Великобританией ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ИНТЕГРАЦИИ УЧЕБНОГО И ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В АЛАТЫРСКОМ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОМ ТЕХНИКУМЕ

В современных условиях экономического развития страны на рынке труда  все более востребованы не только высококвалифицированные специалисты, но и творческие личности, способные осуществлять задачи...

Нахимовское военно-морское училище. Историческая справка.

Дата издания приказа Наркома ВМФ о формировании училища 23 июня установлена годовым праздником училища.Училище названо в честь выдающегося отечественного флотоводца адмирала Павла Степановича Нахимова...