Инновационный опыт
элективный курс по теме

Немойкин Анатолий Семенович

 

Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

Немойкина Анатолия Семеновича

руководителя объединения  «Радиомногоборье».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemoykin.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения

Организация: МБОУ ДОД ЦДОД «ЮНИТЭР»

Должность: педагог дополнительного образования

Объединение: «Радиомногоборье»

Возраст: учащиеся возраста 10 – 18 лет

Адрес: Республика Мордовия, город Рузаевка


Обобщение опыта работы

педагога дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района

Немойкина Анатолия Семеновича

руководителя объединения  «Радиомногоборье».

  1. Актуальность и новизна

   Образовательная программа «Радиомногоборье» имеет спортивно - техническое направление с элементами военно – патриотического воспитания.

  Данная программа состоит из четырех разделов: скоростная радиотелеграфия; спортивная радиопеленгация; работа на радиостанциях КВ и УКВ; общая физическая подготовка, стрельба из пневматического оружия.

   Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет привлечь к увлекательному занятию радиоспортом детей с целью их занятости во внеурочное время. Занятия радиоспортом прививают детям такие необходимые качества как выдержка, умение ориентироваться и взаимодействовать в экстремальных условиях и принимать нужные решения, способствуют физическому, интеллектуальному и психологическому развитию детей.

   Программа рассчитана  на учащихся 5 – 11 классов образовательной школы и предусматривает овладение детьми определенным объемом знаний и умений, необходимых радиоспортсменам, получением детьми спортивной квалификации, а также судейской и инструкторской подготовки по радиоспорту. Программа разработана на основе личного многолетнего радиолюбительского и спортивного опыта с учетом специализированных методических разработок, адаптирована к современному уровню развития радиотехники и радиосвязи.

   Программа отличается принципиальной новизной. Прежде всего, это проявляется объединением в одну образовательную программу разрозненных ранее различных методик в рамках комплексной подготовки радиоспортсменов. Кроме того, созданы отдельные модули, направленные на обучение воспитанников высокопродуктивной работе в спортивных соревнованиях по любительской радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ) и высокоскоростной работе по приему – передаче радиограмм.

  1. Концептуальность

   В программе «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» мы находим следующее концептуальное определение сущности дополнительного образования:  « Дополнительное образование как социально – педагогическое явление представляет единство разнообразия познавательной (предметно - содержательной), развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит свободный поиск пути постижения смысла жизни и профессионального мастерства».

   Основная идея метода контроля эффективности – обучение и воспитание детей  на практических занятиях по радиомногоборью в виде тестов и результативности,  пройденных тем обучения. У учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка цели, планирование работы, проведение исследований, анализ и обсуждение результатов. На занятиях  осуществляется познавательная,  развивающая и коммуникативная деятельность детей. Ученик должен понять, что личность может раскрыться только через  состязательный труд.

  1. Наличие теоретической базы

   Являюсь руководителем объединения «Радиомногоборье» более 33 лет.   На протяжении многих лет работы на своих занятиях  использую метод контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа).

   Стремлюсь к тому, чтобы занятия были интересны и увлекательны для детей, помогали им самоутверждаться, и выполняли роль нравственного становления личности.

   Главная задача: создать для детей условия интересной, содержательной работы; научить начинающих спортсменов принимать на слух и передавать на ключе сигналы телеграфной азбуки Морзе; ознакомить с правилами ведения радиосвязи и наблюдений с помощью международных и любительских радиостанций  Щ и Q кодов; основам ближнего поиска «лис», спортивной радиопеленгации («охота на «лис»).

Большое внимание на занятиях уделяется следующему:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    практическая работа по разучиванию приема и передачи цифр и букв, тренировка в приеме и передаче радиограмм с постепенным повышением скорости и в обмене радиограммами. Стрельба из пневматического оружия.

   На своих уроках применяю ИКТ. Использование ИКТ дает положительные результаты:    

 -   экономится учебное временя для реализации творческих проектов;

 -   стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;

                   

 -  ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;

 - повышается информативность и результативность образования.

4.Ведущая педагогическая идея

   Программа построена по трехуровневой схеме, что предполагает на втором и третьем годах обучения повторное изучение учебного материала первого года обучения, но с углублением и расширением базового материала.

   Радиосвязи телеграфом очень популярны у радиолюбителей. Здесь есть преимущество перед телефонными связями. Во-первых, есть возможность работать с иностранными операторами, не зная английского, немецкого, испанского языков. Во-вторых, увеличивается дальность радиосвязи и ее помехозащитность. В-третьих, на одном частном участке, не мешая друг другу, могут работать телеграфных радиостанций намного больше, чем телефонных.  

    « Морзянка» широко используется в профессиональной связи и в Вооруженных Силах.  Наращивание скорости передачи на телеграфном ключе – один из самых трудоемких и сложных процессов. Скорость передачи нужно увеличивать не торопясь, постепенно, чтобы не получился срыв.

   Чтобы повысить эффективность тренировочных занятий по приему и передаче радиограмм, их обязательно нужно сочетать с физическими упражнениями оздоровительного характера на свежем воздухе (бег по пересеченной местности).

5.Оптимальность и эффективность средств

   Оптимальность как критерий эффективности педагогический инноваций означает затрату сил и средств, для достижения результатов. Разные  педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижения высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.

   Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия  в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.

  1. Результативность

   Программа призвана стимулировать познавательную деятельность воспитанников и их коммуникабельность в рамках мирового радиолюбительского сообщества. Программа развивает способности и познавательный интерес к любительской радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ). Полученные знания и умения, приобретенные навыки и высокий спортивный дух увеличивают шанс воспитанников самоутвердиться в жизни.

   Исходя из опыта работы  именитых спортсменов радиолюбителей и тренеров, малочисленность групп жестко обусловлена. Оптимальная численность групп 1- го года обучения 4 – 6 воспитанников, 2-го года обучения – 3-5 воспитанников и 3- го года -2-4 воспитанника. При условии, что материальная база  секции по «Радиомногоборью» соответствует современным требованиям.

   О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в радиолюбительском спорте.

   Поэтому о компетентности обучающихся можно судить по результатам их участия в соревнованиях разных уровней (учрежденческих, муниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных) по любительской связи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ) и скоростной радиотелеграфии, достигнутыми спортивными результатами. Это внешняя диагностика. Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования.


Список используемой литературы

  1. Н.Д.Горохов – «Учебно – методическое пособие по обучению радиотелеграфистов»,  ДОСААФ, 1976 г.
  2. И.И.Герасимович, «Радиотелефонист», ДОСААФ, 1982 г.
  3. А.Гречихин, В.Киргетов, «С картой и компасом по радиоследу».ДОСААФ, 1975 Г.
  4. А.И.Гречихин, «Соревнования «Охота на «лис», ДОСААФ, 1973 г.
  5. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Обобщение опытапедагога дополнительного образованияНемойкиной Татьяны Михайловныруководителя творческого объединения «Умелые руки»....

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...

Инновационный опыт Нахимовского военно-морского училища в учебной и воспитательной деятельности

Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы....

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...

Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.

laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...