Инновационный опыт
элективный курс по теме
Обобщение опыта работы
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
Немойкина Анатолия Семеновича
руководителя объединения «Радиомногоборье».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemoykin.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения
Организация: МБОУ ДОД ЦДОД «ЮНИТЭР»
Должность: педагог дополнительного образования
Объединение: «Радиомногоборье»
Возраст: учащиеся возраста 10 – 18 лет
Адрес: Республика Мордовия, город Рузаевка
Обобщение опыта работы
педагога дополнительного образования
МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального района
Немойкина Анатолия Семеновича
руководителя объединения «Радиомногоборье».
- Актуальность и новизна
Образовательная программа «Радиомногоборье» имеет спортивно - техническое направление с элементами военно – патриотического воспитания.
Данная программа состоит из четырех разделов: скоростная радиотелеграфия; спортивная радиопеленгация; работа на радиостанциях КВ и УКВ; общая физическая подготовка, стрельба из пневматического оружия.
Актуальность настоящей программы заключается в том, что она позволяет привлечь к увлекательному занятию радиоспортом детей с целью их занятости во внеурочное время. Занятия радиоспортом прививают детям такие необходимые качества как выдержка, умение ориентироваться и взаимодействовать в экстремальных условиях и принимать нужные решения, способствуют физическому, интеллектуальному и психологическому развитию детей.
Программа рассчитана на учащихся 5 – 11 классов образовательной школы и предусматривает овладение детьми определенным объемом знаний и умений, необходимых радиоспортсменам, получением детьми спортивной квалификации, а также судейской и инструкторской подготовки по радиоспорту. Программа разработана на основе личного многолетнего радиолюбительского и спортивного опыта с учетом специализированных методических разработок, адаптирована к современному уровню развития радиотехники и радиосвязи.
Программа отличается принципиальной новизной. Прежде всего, это проявляется объединением в одну образовательную программу разрозненных ранее различных методик в рамках комплексной подготовки радиоспортсменов. Кроме того, созданы отдельные модули, направленные на обучение воспитанников высокопродуктивной работе в спортивных соревнованиях по любительской радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ) и высокоскоростной работе по приему – передаче радиограмм.
- Концептуальность
В программе «Одаренные дети» президентской программы «Дети России» мы находим следующее концептуальное определение сущности дополнительного образования: « Дополнительное образование как социально – педагогическое явление представляет единство разнообразия познавательной (предметно - содержательной), развивающей и коммуникативной деятельности детей, в основе которой лежит свободный поиск пути постижения смысла жизни и профессионального мастерства».
Основная идея метода контроля эффективности – обучение и воспитание детей на практических занятиях по радиомногоборью в виде тестов и результативности, пройденных тем обучения. У учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка цели, планирование работы, проведение исследований, анализ и обсуждение результатов. На занятиях осуществляется познавательная, развивающая и коммуникативная деятельность детей. Ученик должен понять, что личность может раскрыться только через состязательный труд.
- Наличие теоретической базы
Являюсь руководителем объединения «Радиомногоборье» более 33 лет. На протяжении многих лет работы на своих занятиях использую метод контроля эффективности (творческие проекты, практическая работа).
Стремлюсь к тому, чтобы занятия были интересны и увлекательны для детей, помогали им самоутверждаться, и выполняли роль нравственного становления личности.
Главная задача: создать для детей условия интересной, содержательной работы; научить начинающих спортсменов принимать на слух и передавать на ключе сигналы телеграфной азбуки Морзе; ознакомить с правилами ведения радиосвязи и наблюдений с помощью международных и любительских радиостанций Щ и Q кодов; основам ближнего поиска «лис», спортивной радиопеленгации («охота на «лис»).
Большое внимание на занятиях уделяется следующему: практическая работа по разучиванию приема и передачи цифр и букв, тренировка в приеме и передаче радиограмм с постепенным повышением скорости и в обмене радиограммами. Стрельба из пневматического оружия.
На своих уроках применяю ИКТ. Использование ИКТ дает положительные результаты:
- экономится учебное временя для реализации творческих проектов;
- стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;
- ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
- повышается информативность и результативность образования.
4.Ведущая педагогическая идея
Программа построена по трехуровневой схеме, что предполагает на втором и третьем годах обучения повторное изучение учебного материала первого года обучения, но с углублением и расширением базового материала.
Радиосвязи телеграфом очень популярны у радиолюбителей. Здесь есть преимущество перед телефонными связями. Во-первых, есть возможность работать с иностранными операторами, не зная английского, немецкого, испанского языков. Во-вторых, увеличивается дальность радиосвязи и ее помехозащитность. В-третьих, на одном частном участке, не мешая друг другу, могут работать телеграфных радиостанций намного больше, чем телефонных.
« Морзянка» широко используется в профессиональной связи и в Вооруженных Силах. Наращивание скорости передачи на телеграфном ключе – один из самых трудоемких и сложных процессов. Скорость передачи нужно увеличивать не торопясь, постепенно, чтобы не получился срыв.
Чтобы повысить эффективность тренировочных занятий по приему и передаче радиограмм, их обязательно нужно сочетать с физическими упражнениями оздоровительного характера на свежем воздухе (бег по пересеченной местности).
5.Оптимальность и эффективность средств
Оптимальность как критерий эффективности педагогический инноваций означает затрату сил и средств, для достижения результатов. Разные педагоги могут добиваться одинаково высоких результатов при разной интенсивности собственного труда учащихся. Введение в образовательный процесс педагогической инновации и достижения высоких результатов при наименьших физических, умственных и временных затратах свидетельствует о ее оптимальности.
Результативность как критерий инновации означает определенную устойчивость положительных результатов в деятельности педагогов. Технологичность в измерении, наблюдаемость и фиксируемость результатов, однозначность в понимании и изложении делают этот критерий необходимым в оценке значимости новых приемов, способов обучения и воспитания. Ценность данного критерия в обеспечении целостного понимания, восприятия и формирования личности.
- Результативность
Программа призвана стимулировать познавательную деятельность воспитанников и их коммуникабельность в рамках мирового радиолюбительского сообщества. Программа развивает способности и познавательный интерес к любительской радиосвязи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ). Полученные знания и умения, приобретенные навыки и высокий спортивный дух увеличивают шанс воспитанников самоутвердиться в жизни.
Исходя из опыта работы именитых спортсменов радиолюбителей и тренеров, малочисленность групп жестко обусловлена. Оптимальная численность групп 1- го года обучения 4 – 6 воспитанников, 2-го года обучения – 3-5 воспитанников и 3- го года -2-4 воспитанника. При условии, что материальная база секции по «Радиомногоборью» соответствует современным требованиям.
О результатах реализации программы можно судить по уровню усвоения воспитанниками знаний, умений и навыков по тому, насколько удалось педагогу сделать своих воспитанников компетентными в радиолюбительском спорте.
Поэтому о компетентности обучающихся можно судить по результатам их участия в соревнованиях разных уровней (учрежденческих, муниципальных, республиканских, межрегиональных, всероссийских и международных) по любительской связи на коротких и ультракоротких волнах (КВ и УКВ) и скоростной радиотелеграфии, достигнутыми спортивными результатами. Это внешняя диагностика. Внутреннюю диагностику можно проводить в форме собеседования.
Список используемой литературы
- Н.Д.Горохов – «Учебно – методическое пособие по обучению радиотелеграфистов», ДОСААФ, 1976 г.
- И.И.Герасимович, «Радиотелефонист», ДОСААФ, 1982 г.
- А.Гречихин, В.Киргетов, «С картой и компасом по радиоследу».ДОСААФ, 1975 Г.
- А.И.Гречихин, «Соревнования «Охота на «лис», ДОСААФ, 1973 г.
- Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт
Обобщение опытапедагога дополнительного образованияНемойкиной Татьяны Михайловныруководителя творческого объединения «Умелые руки»....
Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...
Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов
Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...
Инновационный опыт Нахимовского военно-морского училища в учебной и воспитательной деятельности
Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы....
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».
«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...
Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.
laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...