Инновационный опыт
элективный курс по теме
Обобщение опыта
педагога дополнительного образования
Немойкиной Татьяны Михайловны
руководителя творческого объединения «Умелые руки».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nemoykina.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Сведения
Организация: МБОУ ДОД ЦДОД «ЮНИТЭР»
Должность: педагог дополнительного образования
Творческое объединение: «Умелые руки»
Возраст: учащиеся возраста 8 – 16 лет
Адрес: Республика Мордовия, город Рузаевка
Обобщение опыта
педагога дополнительного образования
Немойкиной Татьяны Михайловны
руководителя творческого объединения «Умелые руки».
1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Дополнительное образование является важным звеном в системе образования, где должны воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.
Большим блоком в моей образовательной программе идет раздел «Национальная вышивка». Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития национальной культуры. Это относится к нашему региону, где рядом с мордвой в содружестве проживают народы разных национальностей. Целостность процесса формирования личности в творческом объединении высвечивает и индивидуальность учащихся. Декоративно – прикладное искусство является значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков. В Российской Федерации разработана Концепция общего и художественного образования, которая опирается на основной государственный документ - «Национальная доктрина образования в РФ». Как никогда актуален вопрос модернизации российского образования, где подчеркивается важность изучения и сохранения лучших традиций нашего народа с учетом учебных стандартов образовательных школ России.
Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у учащихся мотивации к познавательной творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Однако одного желания недостаточно, необходима целая система умений, с помощью которых личность творит, прежде всего интеллектуальных и практических умений, в основе которых лежат современные методы творческого мышления. И, наконец, немаловажным является эмоциональное переживание успеха в деятельности, которое придаёт человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить и формирует положительные доминанты к творческой деятельности.
Для выполнения этой цели стараюсь на занятиях внедрять метод организации деятельности.
2. Концептуальность.
Основная идея метода организации деятельности – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели. Учащийся, участвующий в выполнении какого-либо изделия, имеет возможность реализовать свои творческие способности. Кроме этого, у учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, технология обработки материалов, анализа и обсуждения результатов, презентация готовых изделий. Ученик должен понять, что личность может раскрыться только через труд. Поэтому каждый ученик должен быть, прежде всего, творческой и целенаправленной личностью.
3. Наличие теоретической базы опыта.
Я являюсь руководителем творческого объединения «Умелые руки» 10 лет. На протяжении многих лет работы использую метод организации деятельности, который позволяет детям раскрыться, дает им возможность самим творить, делать красивое и прекрасное.
Стремлюсь к тому, чтобы учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и нравственному становлению личности. Своей главной задачей считаю создать для каждого ребенка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой обстановки, вызвать у детей желание творить, вступать в диалог с учителем и друг с другом. Если ребенок в чем-то не успешен, стараюсь обязательно найти что-то, за что можно хвалить, уважать, подчеркивать его значимость.
На мой взгляд, учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению ее задач, без учета тех самых неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете, определяют его личность.
Для более плодотворной индивидуальной работы с детьми мной ведется разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы.
На своих уроках активно применяю ИКТ. Использование ИКТ на уроках дает положительные результаты:
• ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий;
• экономится учебное временя для реализации творческих проектов;
• стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;
• повышается информативность, интенсивность, результативность образования.
4.Ведущая педагогическая идея.
Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение учащихся в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизненную деятельность: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие таким типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития мышления с помощью особого вида деятельности учащихся организация деятельности.
Сущность декоративно – прикладного творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.
В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.
Специфику художественного творчества рассматривал Иммануил Кант в 18 веке, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной работе над оформлением этого содержания, когда созидатель руководствуется вкусом. Вкусу, как сознательному элементу, Кант придает важнейшую организационную функцию.
Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.
Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, представляют индивиду полную свободу выражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.
Осуществляя задачу воспитания творческой, духовной, нравственной личности ученика, внедряя как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этнокультурной составляющей, я разрабатываю методические занятия с использованием регионального компонента: «Мордовская национальная вышивка», «Русская вышивка».
В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.
Мне кажется, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом, ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, живительными истоками истории, традиций, обычаев своего народа, живущего в Мордовии.
5. Оптимальность и эффективность средств.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;
- индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность;
- практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.
6. Результативность опыта
Основным результатом опыта является:
- развитее творческих способностей детей, обладающих творческим потенциалом, понимающих и ценящих прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии;
- увеличения числа учащихся посещающих внеурочные формы занятий;
- выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение учеников. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, то есть учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ;
- творческие работы учащихся принимают участие в конкурсах ДПИ муниципального, республиканского и всероссийского уровней (победители и призеры) – выставки на фестивалях «Шумбрат, Мордовия!» (ежегодно), Региональная выставка декоративно – прикладного искусства (2009г.), Всероссийская выставка – ярмарка народов художественных промыслов и ремесел фино – угорских народов (ежегодно), Межрегиональный фестиваль – конкурс «Государственные символы Мордовии: история и современность»
( 2012г.).
- повышается уровень информационной культуры: работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература).
Одной из приоритетных целей в работе педагогов с учащимися является создание условий для развития личности молодого человека, для формирования у молодёжи духовно – нравственного отношения к жизни, воспитания любви и уважения к родной стране, её истории и культуре. Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. Ведь «чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти».
Список использованной литературы
1. Ю.К.Бабанский, «Методы обучения в современной школе», М., Просвещение 2002 г.
2. С.В.Кюльневич Новая педагогика, Воронеж, 2003 г.
3. «Национальная доктрина образования в РФ»
4. В.И.Лутовинов. В патриотизме – будущее России». М., Фонд Андрея Первозванного. 2004 г.
5. Интернет – источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный опыт
Обобщение опыта работыпедагога дополнительного образованияМБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального районаНемойкина Анатолия Семеновичаруководителя объединения «Радиомногоборье»....
Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»
Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...
Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов
Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...
Инновационный опыт Нахимовского военно-морского училища в учебной и воспитательной деятельности
Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы....
Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"
Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...
Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».
«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...
Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.
laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...