Инновационный опыт
элективный курс по теме

Немойкина Татьяна Михайловна

 

Обобщение опыта

педагога дополнительного образования

Немойкиной Татьяны Михайловны

руководителя творческого объединения «Умелые руки».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nemoykina.doc55 КБ

Предварительный просмотр:

Сведения

Организация: МБОУ ДОД ЦДОД «ЮНИТЭР»

Должность: педагог дополнительного образования

Творческое объединение: «Умелые руки»

Возраст: учащиеся возраста 8 – 16 лет

Адрес: Республика Мордовия, город Рузаевка


Обобщение опыта

педагога дополнительного образования

Немойкиной Татьяны Михайловны

руководителя творческого объединения «Умелые руки».

1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

 

   Дополнительное образование является важным  звеном в системе образования, где должны  воспитываться люди с творческим мышлением и общечеловеческой моралью.

   Большим блоком в моей образовательной программе  идет раздел «Национальная вышивка». Актуальность темы заключается в необходимости возрождения и развития национальной культуры. Это относится к нашему региону, где рядом с мордвой в содружестве проживают народы разных национальностей. Целостность процесса формирования личности в творческом объединении высвечивает и индивидуальность учащихся. Декоративно – прикладное искусство является значительной силой воспитательного воздействия на протяжении многих веков. В Российской Федерации разработана Концепция общего и художественного образования, которая опирается на основной государственный документ -  «Национальная доктрина образования в РФ». Как никогда актуален вопрос модернизации российского образования, где подчеркивается важность изучения и сохранения лучших традиций нашего народа с учетом учебных стандартов образовательных школ России.

   Созидательная направленность личности воспитывается в процессе развития у учащихся мотивации к познавательной творческой деятельности. Ведь умение созидать начинается с желания творить, создавать новое. Однако одного желания недостаточно, необходима целая система умений, с помощью которых личность творит, прежде всего интеллектуальных и практических умений, в основе которых лежат современные методы творческого мышления. И, наконец, немаловажным является эмоциональное переживание успеха в деятельности, которое придаёт человеку уверенность в собственных силах, закрепляет желание творить и формирует положительные доминанты к творческой деятельности.

 Для выполнения этой цели стараюсь на  занятиях  внедрять  метод организации деятельности.

 

2. Концептуальность.

 

   Основная идея метода организации деятельности  – обучение и воспитание детей через деятельность, выбранную ими самими для достижения поставленной цели.  Учащийся, участвующий в выполнении какого-либо изделия, имеет возможность реализовать свои творческие способности. Кроме этого, у учащихся формируется широкий спектр практических умений: постановка проблемы, планирование работы, проведение исследований, сбор данных, технология обработки материалов, анализа и обсуждения результатов, презентация готовых изделий.  Ученик должен понять, что личность может раскрыться только через труд.  Поэтому каждый ученик должен быть, прежде всего,  творческой и  целенаправленной  личностью.

 

3. Наличие   теоретической базы опыта.

      

   Я являюсь руководителем творческого объединения «Умелые руки» 10 лет. На протяжении многих  лет работы  использую метод организации деятельности, который позволяет детям раскрыться, дает им возможность самим творить, делать красивое и прекрасное. 

    Стремлюсь к тому,  чтобы  учение было увлекательным для детей, помогало их самоутверждению и  нравственному становлению личности.        Своей  главной задачей  считаю создать для каждого ребенка условия интересной, содержательной, успешной работы, творческой  обстановки,  вызвать  у  детей желание творить, вступать в диалог с учителем и друг с другом. Если ребенок  в чем-то не успешен, стараюсь обязательно найти что-то, за что можно хвалить, уважать, подчеркивать его значимость.

    На мой взгляд, учебная деятельность немыслима без индивидуально-дифференцированного подхода к осуществлению ее задач, без учета тех самых неповторимых особенностей каждого ребенка, которые, в конечном счете, определяют его личность.

     Для более плодотворной индивидуальной  работы  с детьми мной ведется разработка необходимых  дидактических  материалов для обеспечения индивидуальной работы.

     На своих уроках активно применяю ИКТ.   Использование ИКТ на уроках дает положительные результаты:

•         ребята получают  качественно иные знания с использованием новейших  информационных технологий;

•         экономится учебное временя для реализации творческих проектов;

•          стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;

•         повышается информативность, интенсивность, результативность образования.

                   

 

4.Ведущая   педагогическая идея.

    Ведущей педагогической идеей опыта является вовлечение учащихся  в активную творческую деятельность на основе сотрудничества, как одного из условий психологической комфортности школьника в образовательном процессе.

     Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизненную деятельность: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие таким типом мышления. Сегодня в школе есть все возможности для развития  мышления с помощью особого вида деятельности учащихся организация  деятельности.

   Сущность декоративно – прикладного творчества по-разному рассматривалась в разные исторические эпохи. В античной философии творчество связывается со  сферой изменчивого бытия, а не бытия бесконечного и вечного, созерцание которого ставится выше всякой деятельности.

   В эпоху Возрождения творчество осознается как художественное творчество, сущность которого усматривается в творческом созерцании. Возникает интерес к личности самого творца.

   Специфику художественного творчества рассматривал Иммануил Кант в 18 веке, как учение о целесообразности природы и человеческой деятельности вообще, а также в контексте его понимания искусства в широком смысле этого слова. Характерной особенностью искусства по сравнению с наукой Кант считал природную одаренность его творца. При разграничении различных уровней художественного творчества Кант наиболее существенный, содержательный уровень относил к проявлению природного таланта, а поверхностный – к сознательной работе над оформлением  этого содержания, когда созидатель руководствуется вкусом. Вкусу, как сознательному элементу, Кант придает важнейшую организационную функцию.

   Таким образом, философ не отрицает необходимость сознательной работы в процессе создания художественных произведений. И если способность к творчеству является врожденной, то вкус основан на активной работе сознания человека.

   Творчество развивается, если учитель, родители, другие люди, занимающиеся развитием, представляют индивиду полную свободу выражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и неожиданному сочетанию образов, понятий, что является частью творчества.

    Осуществляя задачу воспитания творческой, духовной, нравственной личности  ученика, внедряя как в учебную, так и в воспитательную работу компоненты этнокультурной составляющей, я разрабатываю методические занятия с использованием регионального компонента: «Мордовская национальная вышивка», «Русская вышивка».

    В центре внимания находятся задачи сохранения народного художественного наследия, его изучения, освоения и использования в сегодняшней жизни.

     Мне кажется, использование этих направлений обладает весьма существенным потенциалом, ведь кроме учебного и практического материала учащиеся на таких уроках знакомятся с национальной культурой, искусством, живительными истоками истории, традиций, обычаев своего народа, живущего в Мордовии.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

  Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.

      Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:

      -  дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность;   

   -  индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную и творческую активность;     

    - практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания на практике.

 

6. Результативность опыта

    Основным результатом опыта является:

 -  развитее творческих способностей детей, обладающих творческим потенциалом, понимающих и ценящих прекрасное, заинтересованного в освоении творческой профессии;

 - увеличения числа учащихся посещающих внеурочные формы занятий;

 - выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитывается мнение учеников. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, то есть учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ;

 - творческие работы учащихся принимают участие в конкурсах ДПИ муниципального, республиканского и всероссийского уровней (победители и призеры) – выставки на фестивалях «Шумбрат, Мордовия!» (ежегодно), Региональная выставка декоративно – прикладного искусства (2009г.), Всероссийская выставка – ярмарка народов художественных промыслов и ремесел фино – угорских народов (ежегодно), Межрегиональный фестиваль – конкурс «Государственные символы Мордовии: история и современность»

 ( 2012г.).

 - повышается уровень информационной культуры:   работа с различными источниками информации (Интернет, СМИ, дополнительная литература).

   

Одной из приоритетных целей в работе педагогов с учащимися является создание условий для развития личности молодого человека, для формирования у молодёжи духовно – нравственного отношения к жизни, воспитания любви и уважения к родной стране, её истории и культуре. Восстановить историческую память народа, знать и понимать культуру своей Родины – вот такая задача поставлена перед современной системой образования. Ведь «чувства собственного достоинства нет без национальной гордости, а национальной гордости нет без национальной памяти». 

Список использованной  литературы

1. Ю.К.Бабанский, «Методы обучения в современной школе», М., Просвещение 2002 г.

2. С.В.Кюльневич Новая педагогика, Воронеж, 2003 г.

3.  «Национальная доктрина образования в РФ»

4. В.И.Лутовинов. В патриотизме – будущее России». М., Фонд Андрея Первозванного. 2004 г.

5. Интернет – источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный опыт

Обобщение опыта работыпедагога дополнительного образованияМБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР» Рузаевского муниципального районаНемойкина Анатолия Семеновичаруководителя объединения  «Радиомногоборье»....

Инновационный педагогический опыт. «ИННОВАЦИИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБУЧЕНИИ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЭКОНОМИКА, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ»

Современный преподаватель - это человек, который выполняет разнообразные функции не только в школе, но и за её пределами. Среди педагогических функций одно из немаловажных мест занимает инноваци...

Инновационный опыт: Использование интерактивных технологий в развитии креативности студентов

Новые технологии вошли в образовательный процесс стремительно. Настолько, что изменения не успевают в достаточной степени осмысливаться наукой и практикой. Интерактивные технологии позволяют интенсифи...

Инновационный опыт Нахимовского военно-морского училища в учебной и воспитательной деятельности

Описан опыт внедрения системы внутреннего телевидения в воспитательное пространство Нахимовского военно-морского училища и описаны функции и возможности системы....

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Собственный инновационный педагогический опыт «Самостоятельная работа студентов как развитие и самоорганизация личности обучаемых».

«Не старайтесь удовлетворить своё тщеславие, обучая слишком многому. Возбудите только любопытство. Открывайте своим слушателям глаза, но не перегружайте мозг. Достаточно заронить в него искру. Огонь с...

Инновационный опыт работы учителя-дефектолога Белокосовой С.В.

laquo;Профориентационная работа с учащимися с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы, как средство социализации иадаптации к самостоятельной жизни»...