Методическая деятельность в системе дополнительного образования
материал на тему

Фазлуева Татьяна Ивановна

Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор материала: Фазлуева Татьяна Ивановна

Педагог дополнительного образования по специальности «Делопроизводитель»

МБО ДО «Учебный центр» п. Таксимо


                ОГЛАВЛЕНИЕ        

ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3

  1. Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………….5
  2. Методическая служба учреждений дополнительного образования…...7
  3. Основные средства и формы методической помощи…………………10
  4. Виды методической продукции……………………..………………….13
  5. Компетентность и профессионализм методиста ДО……………….....14
  6. Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20


ВВЕДЕНИЕ

Методическая работа в дополнительном образовании является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.

Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста педагога, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.

Первоочередной задачей методической работы  является помощь педагогам в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий.

В настоящей работе  анализируется  система организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции учреждений дополнительного образования детей.

Особое внимание уделяется основам профессиональной деятельности методических работников, их ориентации на обеспечение базовых элементов содержания методической работы.

Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:

  • удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
  • формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
  • обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
  • создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.

Будут рассмотрены методологические подходы в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей.

Методология:

  • совокупность приемов и методов исследования, применяемых в науке;
  • учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
  • учение о научном методе познания;
  • наука о логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания;
  • методология наук: учение о принципах построения, формах и способах научного познания.

В понимании методологической проблематики существуют различные подходы. Применительно к исследовательской практике особенно актуально соединить широкое и узкое понимание методологии - как учение о методе научного познания, так и учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания.

В методической деятельности учреждений дополнительного образования детей существуют следующие методологические подходы:

  • системный,
  • личностно-ориентированный,
  • проектный,
  • ресурсный,
  • проблемный.


1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.

Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.

Основные виды методической деятельности:

  • самообразование,
  • методическое исследование,
  • описание и обобщение передового опыта,
  • создание методической продукции,
  • обучение педагогических кадров, методическое руководство,
  • методическая помощь,
  • методическая коррекция.

Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики. Эта система направлена на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.

Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.


2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.

Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:

  • максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги;
  • ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы;
  • обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
  • организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.

Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:

  • районный (окружной, городской) методический кабинет;
  • методический отдел в структуре органов управления образованием;
  • информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
  • научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);
  • учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.

Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.

Методическая служба учреждения дополнительного образования детей - объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, заведующие структурными подразделениями, педагоги.

Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы.

В небольших по объемам деятельности учреждениях основную методическую работу выполняют высококвалифицированные педагоги или в штатном расписании есть один методист, который решает все вопросы, связанные с программно-методическим обеспечением деятельности.

В многопрофильных учреждениях распространены следующие модели методических служб:

  • в каждом структурном подразделении (учебном отделе) вводится должность методист по профилю деятельности;
  • создается методический кабинет с четко выраженной структурой и штатным расписанием, в состав его входят руководитель кабинета, методисты по направлениям деятельности и педагоги-психологи;
  • в учреждении, сориентированном на широкую программно-методическую и научно-исследовательскую работу, вводится должность заместителя директора по научно-методической работе, создается новое звено — информационно-методический кабинет, а в каждом структурном подразделении есть методист по профилю деятельности.

Любая модель методической службы должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива.

Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.

Содержание деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования детей определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений.

Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополнительному образованию, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства

Основными источниками деятельности методической службы должны стать наука, практический опыт и творчество педагогических работников.

Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.


3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.

Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.

Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.

Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • семинары-практикумы (доклады, сообщения);
  • диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
  • «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
  • лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
  • в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;
  • обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;
  • обсуждение методов диагностики развития детей;
  •  разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;
  •  обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
  • конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;
  • педагогические чтения, научно-практические конференции и др;

Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.

Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.


4. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:

№ п/п

Вид метод. продукции

Содержание продукции

Разновидность  

Информационно-пропагандистская

Сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.

Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия.

Аннотация.

Информационный плакат.

Информационно-методическая выставка.

Реферат.

Организационно-инструктивная

Указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.

Инструктивно-методическое письмо.

Методическая записка.

Методическая памятка.

Методические рекомендации.

Методическая разработка.

Прикладная

Вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

Сценарий.

Картотека.

Тематическая папка.

Образовательная программа.

Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.


5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МЕТОДИСТА ДО

Можно выделить пять уровней профессионализма: 1) допрофессионализм, 2) профессионализм, 3) суперпрофессионализм, 4) послепрофессионализм, а также отличать истинный профессионализм от 5) непрофессионализма.

1) Допрофессионализм включает в себя три этапа:

I – первичное ознакомление с профессией;

II – адаптация в профессии;

III – самоактуализация: осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии. На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.

2) Профессионализм — это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.

3)  Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.

4) Послепрофессиональный период — это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.

5) Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги, которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.

Позиции методиста как специалиста

В каждой профессии существует множество различных позиций, в которых выступает специалист. Методист выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы, субъекта собственного профессионального развития. Есть и определенная закономерность в овладении педагогом различными сторонами своей профессии.

В начале профессиональной деятельности у педагога, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста; в период зрелости педагог все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке достижений воспитанников. Данные особенности необходимо учитывать, разрабатывая стратегию профессионального роста педагогов в системе методической работы.


6. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.

Готовность как активно-действенное состояние личности выражает способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий практической деятельности. Очевидно, определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма.

Готовность к инновациям включает три основные компонента:

1)        психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);

2)        теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);

3)        практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).

Многие руководители считают главным в системе методической работы - дать необходимые теоретические знания, т. е. сформировать теоретическую готовность. Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической помощи в становлении практической готовности, особенно при возникающих затруднениях. Это действительно важно, но, главным образом, в традиционной системе методической работы.

При становлении же готовности к инновационной, в том числе личностно ориентированной деятельности, определяющей является готовность психологическая, то есть личностно-мотивационная.

Но главным «камнем преткновения» в структуре данной готовности является всё же личностная готовность, то есть наличие у педагогов основных личностных свойств, необходимых для инновационной деятельности.

Однако главным компонентом готовности педагога к оптимизации педагогического процесса является психологический, т. е. личностно-мотивационный. Это: 1) понимание и желание оптимизировать методический и педагогический процессы, 2) наличие у педагога необходимых личностных свойств.

Результатами инновационной деятельности современного педагога являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура, а главное - авторская педагогическая - дидактическая, воспитательная, методическая система.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Методист сегодня — это специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.

Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения

Профессионально значимые качества методиста:

Социальная компетентность

Способность к практическому решению проблем

Вербальные способности

Методические умения

терпимое отношение к ошибкам;

отслеживание всех аспектов проблемы

конструктивное, аналитическое и творческое мышление

диагностирование

интерес к широкому кругу проблем

идентификация связей между идеями

хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию

целеполагание

пунктуальность

аккуратность в интерпретации информации;

речь ясная и аргументированная

проектирование и разработка программ профессионального роста

стремление к сотрудничеству

использование оригинальных источников базовой информации

умение поддерживать беседу, достаточный словарный запас

сбор и хранение информации

искренность с собой и другими

принятие точных решений усиленная генерация идей,

учитывание особенностей области познания

владение техникой экспертизы

социальная совесть

оптимальные пути постановки программы

высокая грамотность, широкий круг чтения

разработка методических рекомендаций

внимание ко всем сторонам аргументации

высокая работоспособность

изучения и обобщения опыта педагога

Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:

Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.

В своей работе методист должен опираться на:

  • принципы систематизации методических и информационных материалов;
  • принципы дидактики;
  • принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;
  • принципы организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.

Функциональные обязанности методиста учреждения дополнительного образования детей определяются спецификой содержания и направления деятельности того структурного подразделения, в рамках которого он работает

Исследования показывают, что педагоги, успешно оптимизирующие индивидуально-методическую систему и учебно-воспитательный процесс в целом, овладевают такими личностными качествами, как:

  • творческий стиль мышления и педагогической деятельности;
  • вариативность и мобильность мышления;
  • конкретность и системность мышления при умении выделить главное;
  • эмпатийность – способность к сопереживанию;
  • чувство меры в принятии решений и в действиях, чувство такта;
  • креативность ( способность к творчеству);
  • перцептивность (способность к восприятию нового);
  • толерантность -терпимость к инакомыслию;
  • рефлексивность;
  • контактность в общении, коммуникативность и диалогичность

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2008.
  2. Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005
  3. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов"; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2005.
  4. Гуров В. А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 20 с.
  5. Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.
  6. Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя" / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
  7. Школа и выбор профессии" / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 2007.
  8. www.redline.ru/education.old/rubricator
  9. www.infomost.ru/pmuz/number
  10. http://metodisty.ru/m/news/index/
  11. http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-pedagogov-gotovnosti-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti
  12. http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah
  13. http://neobionika.ru/ustav/160.html
  14. http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/additional-education/methodist/3793-zona-blizhajshego-razvitiya-1

Фазлуева Татьяна Ивановна, МБО ДО «Учебный центр» п. Таксимо, педагог ДО, 2015 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)

Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования  и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...

Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования

В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей  задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...

Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования

Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образовани...

Боровинская М.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕДМЕТУ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Боровинская М.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕДМЕТУ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...

Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "

Краткая аннотация проекта          Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...

Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»

Семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»Цель: отработка педагогами дополнительного ...