Методическая деятельность в системе дополнительного образования
материал на тему
Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_deyatelnost_v_sisteme_dopolnitelnogo_obrazovaniya.doc | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор материала: Фазлуева Татьяна Ивановна
Педагог дополнительного образования по специальности «Делопроизводитель»
МБО ДО «Учебный центр» п. Таксимо
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………..………………………………………………………3
- Сущность и особенности методической деятельности в системе дополнительного образования детей…………………………………….5
- Методическая служба учреждений дополнительного образования…...7
- Основные средства и формы методической помощи…………………10
- Виды методической продукции……………………..………………….13
- Компетентность и профессионализм методиста ДО……………….....14
- Формирование готовности педагога к инновационной деятельности в системе методической работы………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….18
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….20
ВВЕДЕНИЕ
Методическая работа в дополнительном образовании является основой для формирования педагогической деятельности и создания инновационной образовательной среды.
Методическая работа - это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на науке и прогрессивном педагогическом опыте, нацеленная на обеспечение профессионального роста педагога, его творческого потенциала, а в конечном итоге на рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализированности и сохранения здоровья учащихся.
Первоочередной задачей методической работы является помощь педагогам в повышении своего профессионального научно-теоретического и методического уровня. А уж из решения этой задачи следует система мероприятий.
В настоящей работе анализируется система организации деятельности методической службы, ее составные элементы и функции учреждений дополнительного образования детей.
Особое внимание уделяется основам профессиональной деятельности методических работников, их ориентации на обеспечение базовых элементов содержания методической работы.
Исходя из сущностных представлений о методической деятельности, можно сформулировать ведущие задачи методиста:
- удовлетворение актуальных потребностей профессиональных педагогов;
- формирование новых профессиональных потребностей педагогов, которые будут востребованы практикой в ближайшем будущем;
- обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск;
- создание модели взаимодействия, помогающей педагогу включиться в сотрудничество.
Будут рассмотрены методологические подходы в методической деятельности учреждений дополнительного образования детей.
Методология:
- совокупность приемов и методов исследования, применяемых в науке;
- учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности;
- учение о научном методе познания;
- наука о логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания;
- методология наук: учение о принципах построения, формах и способах научного познания.
В понимании методологической проблематики существуют различные подходы. Применительно к исследовательской практике особенно актуально соединить широкое и узкое понимание методологии - как учение о методе научного познания, так и учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности, логике и процедурах научного исследования, структуре педагогической теории, теоретических и эмпирических методах исследования, соотношении объекта и предмета познания.
В методической деятельности учреждений дополнительного образования детей существуют следующие методологические подходы:
- системный,
- личностно-ориентированный,
- проектный,
- ресурсный,
- проблемный.
1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.
Успешное развитие системы дополнительного образования детей немыслимо без разработки его теории и методики. Значительную роль в этом процессе играет методическая деятельность. В научной литературе методическая деятельность рассматривается как совокупность действий, направленных на получение, систематизацию и распространение методических знаний. Основными субъектами методической деятельности являются методисты, профессионально занимающиеся ею. Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например, педагогической, организационно-массовой и др.) Она включает в себя, прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в УДО.
Основные виды методической деятельности:
- самообразование,
- методическое исследование,
- описание и обобщение передового опыта,
- создание методической продукции,
- обучение педагогических кадров, методическое руководство,
- методическая помощь,
- методическая коррекция.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики. Эта система направлена на всестороннее развитие творческого потенциала педагога, и, в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа – достижения педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.
Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово-развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности значит вовремя прийти на помощь человеку, который эту деятельность осуществляет, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
2. МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из-за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.
Современной методической службе учреждений дополнительного образования детей должны быть присущи следующие черты:
- максимальное удовлетворение социального спроса на педагогические и методические услуги;
- ответственность за возможность выбора педагогом содержания, форм и методов методической работы;
- обеспечение сотрудничества педагога и ученого по поиску истины в реальном процессе обучения;
- организация рекламы социально-педагогических инициатив, новаций и реальных достижений педагогических коллективов.
Основные характеристики наиболее распространенных в настоящее время в практике моделей методических служб территориального значения в системе дополнительного образования:
- районный (окружной, городской) методический кабинет;
- методический отдел в структуре органов управления образованием;
- информационно-методический городской, районный центр (кабинет);
- научно-методический городской (районный) методический центр (кабинет);
- учебно-методический кабинет (отдел) в структуре учреждений повышения квалификации и т.д.
Любая модель методической службы предполагает осуществление методической деятельности, которая направлена на обновление содержания образования, повышение профессиональной компетентности педагогов, своевременное оказание им методической помощи и т.п. Но главное заключается в том, что каждая модель выстраивается, исходя из конкретных условий, запросов и потребностей педагогов и управленцев.
Методическая служба учреждения дополнительного образования детей - объединение специалистов, занимающихся методической деятельностью. К ним относятся заместители директора по научно-методической, программно-методической и учебно-воспитательной деятельности, методисты по направлениям деятельности, заведующие структурными подразделениями, педагоги.
Каждое учреждение дополнительного образования, исходя из своих интересов, целей развития и возможностей, формирует свою модель методической службы.
В небольших по объемам деятельности учреждениях основную методическую работу выполняют высококвалифицированные педагоги или в штатном расписании есть один методист, который решает все вопросы, связанные с программно-методическим обеспечением деятельности.
В многопрофильных учреждениях распространены следующие модели методических служб:
- в каждом структурном подразделении (учебном отделе) вводится должность методист по профилю деятельности;
- создается методический кабинет с четко выраженной структурой и штатным расписанием, в состав его входят руководитель кабинета, методисты по направлениям деятельности и педагоги-психологи;
- в учреждении, сориентированном на широкую программно-методическую и научно-исследовательскую работу, вводится должность заместителя директора по научно-методической работе, создается новое звено — информационно-методический кабинет, а в каждом структурном подразделении есть методист по профилю деятельности.
Любая модель методической службы должна помогать педагогу в его профессиональном развитии и от ее правильной организации зависит повышение творческого потенциала педагогического коллектива.
Методическая служба в учреждении дополнительного образования детей предоставляет возможность членам педагогического коллектива не только участвовать в реализации уже готовых программ, но и принимать активное участие в их планировании и разработке, в апробации инноваций, в проведении экспериментов, стимулируя развитие педагогического творчества.
Содержание деятельности методической службы в учреждении дополнительного образования детей определяется в соответствии с задачами развития и характером планируемых нововведений.
Деятельность методической службы направлена на разработку и внедрение нового содержания образования, на преодоление трудностей переходного этапа от внешкольного воспитания к дополнительному образованию, на совершенствование деятельности педагога, повышение его профессионального мастерства
Основными источниками деятельности методической службы должны стать наука, практический опыт и творчество педагогических работников.
Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижение и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.
3. ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И ФОРМЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Методическая помощь – это оперативное и перспективное реагирование методиста на запросы и потребности детских коллективов, педагогических кадров, методистов системы ДОД школ и дошкольных учреждений. Методическая помощь осуществляется различными средствами – консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением и т.д.
Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.
Текущая консультация проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогических работников в ходе их профессиональной деятельности.
Консультация-оперативка проводятся по инициативе методиста, администрации, педагогов в ходе организации и проведения конкретных воспитательных дел. Компетентность методиста проявляется в мгновенной реакции на допущенные просчеты и в оказании незамедлительной помощи.
Наставничество используется в работе с молодыми специалистами ОУДОД, а также при освоении результативного педагогического опыта. В основе этого вида помощи находятся данные проблемного самоанализа деятельности педагога, анализа процесса и условий апробации новых методик, образовательных программ и т. д.
Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогическими работниками перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, соответствующих способов их достижения, намечает этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывает критерии и показатели результативности образовательной деятельности, осуществляет контроль за выполнением программ и планов работы. Анализирует ход выполнения Программы развития ОУДОД.
Методическое обучение – это участие методиста в создании и работе методических объединений в ОУДОД и общеобразовательной школе, это – создание педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий в ОУДОД. Данные средства деятельности позволяют повысить профессиональную компетентность педагогических кадров, пополнить методический фонд, издательскую деятельность.
Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:
- теоретические семинары (доклады, сообщения);
- семинары-практикумы (доклады, сообщения);
- диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, симпозиум, «техника аквариума», «панельная дискуссия», кассета «идей» и др.);
- «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации; занятия-панорамы,
- лектории ученых-дидактов, психологов, социологов, логопедов и врачей;
- обсуждение современных новейших методик, технологий, достижений психолого-педагогической науки;
- в обсуждение отдельных открытых, взаимопосещенных занятий, мероприятий или их цикла;
- обсуждение и оценка авторских образовательных программ, учебных пособий;
- обсуждение методов диагностики развития детей;
- разнообразные выставки, отчеты по самообразованию (доклады, рефераты, разработки занятий, изготовление дидактических и наглядных пособий; выставки лучших детских работ;
- обсуждение результативного педагогического опыта и рекомендации к его распространению и внедрению;
- конкурсы «Лучший методист ОУДОД», «Лучший педагог дополнительного образования года»;
- педагогические чтения, научно-практические конференции и др;
Обобщение педагогического опыта – это вид методической деятельности, который предполагает выявление, выбор, изучение, обобщение, формирование и дальнейшее систематизированное описание опыта высокопрофессиональным методистом и глубокое изучение какого-либо конкретного положительного педагогического опыта либо учреждения, либо одного педагогического работника или группы единомышленников в ОУДОД.
Обобщение опыта – это научный метод изучения и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, рождающихся в творческом поиске педагогов, эффективности и доступности рекомендаций науки. Изучается: массовый опыт (для выявления ведущих тенденций), отрицательный опыт (для выявления характерных недостатков и ошибок), передовой опыт, найденный в массовой практике.
4. ВИДЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции:
№ п/п | Вид метод. продукции | Содержание продукции | Разновидность |
Информационно-пропагандистская | Сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности. Методическое описание содержит простое изложение проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию - подробное описание и разъяснение события, действия. | Аннотация. Информационный плакат. Информационно-методическая выставка. Реферат. | |
Организационно-инструктивная | Указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел. | Инструктивно-методическое письмо. Методическая записка. Методическая памятка. Методические рекомендации. Методическая разработка. | |
Прикладная | Вспомогательный материал, дополняющий, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции. | Сценарий. Картотека. Тематическая папка. Образовательная программа. |
Документация учебно-методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно-методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.
5. КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ МЕТОДИСТА ДО
Можно выделить пять уровней профессионализма: 1) допрофессионализм, 2) профессионализм, 3) суперпрофессионализм, 4) послепрофессионализм, а также отличать истинный профессионализм от 5) непрофессионализма.
1) Допрофессионализм включает в себя три этапа:
I – первичное ознакомление с профессией;
II – адаптация в профессии;
III – самоактуализация: осознание себя как индивидуальности, развитие способностей к самодиагностике, определение своих возможностей и своего предназначения в профессии. На первом уровне – этапе развития профессионализма происходит освоение способов решения основных профессиональных задач, выработка индивидуального профессионального почерка, стиля педагогической деятельности, а также осознание своих слабых и сильных сторон как профессионала, что крайне важно для анализа собственной индивидуальной методической системы.
2) Профессионализм — это свободное владение профессией, мастерство, помогающее оптимизировать индивидуальную методическую систему.
3) Суперпрофессионал может проявляться как творец в педагогической деятельности, универсал и, наконец, профессионал, способный к дальнейшему собственному самопроектированию и, следовательно, конструированию авторской методической системы.
4) Послепрофессиональный период — это этап завершения профессиональной деятельности, когда учитель уже может выполнять функции консультанта, эксперта, наставника, обучающего других технологии конструирования авторской программы, технологий, методической и педагогической систем.
5) Помимо этого, в особую группу выделяются непрофессионалы-педагоги, которые, независимо от стажа, выполняют работу по собственным или чужим профессионально искаженным нормам.
Позиции методиста как специалиста
В каждой профессии существует множество различных позиций, в которых выступает специалист. Методист выполняет роли преподавателя, исследователя, воспитателя, руководителя, социального педагога, руководителя профессиональной группы, субъекта собственного профессионального развития. Есть и определенная закономерность в овладении педагогом различными сторонами своей профессии.
В начале профессиональной деятельности у педагога, как правило, сильнее выражена роль предметника, так как в период становления идет освоение содержания обучения. Затем формируется позиция методиста; в период зрелости педагог все больше внимания начинает уделять процессу обучения, методам его совершенствования. Вместе с мастерством появляется потребность в осмыслении и анализе своей деятельности, более глубокой педагогической оценке достижений воспитанников. Данные особенности необходимо учитывать, разрабатывая стратегию профессионального роста педагогов в системе методической работы.
6. ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГА К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СИСТЕМЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Особую роль в процессе профессионального саморазвития играет инновационная деятельность. Поэтому становление готовности педагога к инновационной деятельности является переломным моментом в данном процессе, важнейшим уровнем его профессионального развития.
Готовность как активно-действенное состояние личности выражает способность решать педагогические задачи с учётом конкретных условий практической деятельности. Очевидно, определение готовности к инновационной деятельности не может ограничиваться характеристиками опытности, мастерства и профессионализма.
Готовность к инновациям включает три основные компонента:
1) психологический (личностно-мотивационный: необходимые личностные свойства и стремление внедрять новое);
2) теоретический (система знаний осваиваемых новшеств, технологии их внедрения, новых способов и форм осуществления профессиональной деятельности и т. д.);
3) практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Многие руководители считают главным в системе методической работы - дать необходимые теоретические знания, т. е. сформировать теоретическую готовность. Наиболее опытные управленцы понимают необходимость оказания методической помощи в становлении практической готовности, особенно при возникающих затруднениях. Это действительно важно, но, главным образом, в традиционной системе методической работы.
При становлении же готовности к инновационной, в том числе личностно ориентированной деятельности, определяющей является готовность психологическая, то есть личностно-мотивационная.
Но главным «камнем преткновения» в структуре данной готовности является всё же личностная готовность, то есть наличие у педагогов основных личностных свойств, необходимых для инновационной деятельности.
Однако главным компонентом готовности педагога к оптимизации педагогического процесса является психологический, т. е. личностно-мотивационный. Это: 1) понимание и желание оптимизировать методический и педагогический процессы, 2) наличие у педагога необходимых личностных свойств.
Результатами инновационной деятельности современного педагога являются: индивидуальный стиль педагогической деятельности, авторские программы, методики, технологии; методическая, психологическая, исследовательская, педагогическая, технологическая культура, а главное - авторская педагогическая - дидактическая, воспитательная, методическая система.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методист сегодня — это специалист, помогающий педагогу найти свое предназначение.
Методическая деятельность — это взаимодействие (а не воздействие!) методиста с субъектами обеспечиваемой деятельности; она должна быть востребована и направлена на тех людей, которые считают необходимым взаимодействовать с методической службой учреждения
Профессионально значимые качества методиста:
Социальная компетентность | Способность к практическому решению проблем | Вербальные способности | Методические умения |
терпимое отношение к ошибкам; | отслеживание всех аспектов проблемы | конструктивное, аналитическое и творческое мышление | диагностирование |
интерес к широкому кругу проблем | идентификация связей между идеями | хорошая память на текстовую, зрительную и звуковую информацию | целеполагание |
пунктуальность | аккуратность в интерпретации информации; | речь ясная и аргументированная | проектирование и разработка программ профессионального роста |
стремление к сотрудничеству | использование оригинальных источников базовой информации | умение поддерживать беседу, достаточный словарный запас | сбор и хранение информации |
искренность с собой и другими | принятие точных решений усиленная генерация идей, | учитывание особенностей области познания | владение техникой экспертизы |
социальная совесть | оптимальные пути постановки программы | высокая грамотность, широкий круг чтения | разработка методических рекомендаций |
внимание ко всем сторонам аргументации | высокая работоспособность | изучения и обобщения опыта педагога |
Качества, позволяющие проводить аналитическую, диагностическую, прогностическую работу, — «открытый интеллект»:
Методист решает вопросы непрерывного образования педагога посредством выявления его творческих возможностей. Он не должен давать вчерашние советы, а призван стать ориентиром в развитии педагога, уметь сотрудничать и вести диалог, раскрывая насущные задачи и объясняя свои действия.
В своей работе методист должен опираться на:
- принципы систематизации методических и информационных материалов;
- принципы дидактики;
- принципы и порядок разработки различных программ, а также методической документации;
- принципы организации педсоветов методических объединений, научно-практических конференций, семинаров и т.д.
Функциональные обязанности методиста учреждения дополнительного образования детей определяются спецификой содержания и направления деятельности того структурного подразделения, в рамках которого он работает
Исследования показывают, что педагоги, успешно оптимизирующие индивидуально-методическую систему и учебно-воспитательный процесс в целом, овладевают такими личностными качествами, как:
- творческий стиль мышления и педагогической деятельности;
- вариативность и мобильность мышления;
- конкретность и системность мышления при умении выделить главное;
- эмпатийность – способность к сопереживанию;
- чувство меры в принятии решений и в действиях, чувство такта;
- креативность ( способность к творчеству);
- перцептивность (способность к восприятию нового);
- толерантность -терпимость к инакомыслию;
- рефлексивность;
- контактность в общении, коммуникативность и диалогичность
- Белова Т. В., Волошина И. А., Солнцева В. А. и др. Справочник начинающего профконсультанта. - М., 2008.
- Василевская Е.В. Сетевая организация методической работы на муниципальном уровне: методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2005
- Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов"; под ред. А.Д. Сазонова.- М.: Просвещение, 2005.
- Гуров В. А. Развитие мотивации педагогов учреждений дополнительного образования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Калининград, 2005. - 20 с.
- Фомина А. Б. Учреждение дополнительного образования: Инновационная социально-педагогическая модель: Учебно-методическое пособие. - М.: Изд-во ЦСП РАО, 1996.
- Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя" / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 2006.
- Школа и выбор профессии" / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой. - М.: Педагогика, 2007.
- www.redline.ru/education.old/rubricator
- www.infomost.ru/pmuz/number
- http://metodisty.ru/m/news/index/
- http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-pedagogov-gotovnosti-k-innovatsionnoy-pedagogicheskoy-deyatelnosti
- http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah
- http://neobionika.ru/ustav/160.html
- http://gazeta-licey.ru/flight-scientific-and-pedagogical-gazette/additional-education/methodist/3793-zona-blizhajshego-razvitiya-1
Фазлуева Татьяна Ивановна, МБО ДО «Учебный центр» п. Таксимо, педагог ДО, 2015 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие Школы педагогического мастерства для педагогов дополнительного образования по теме : «Первичная сердечно-легочная реанимация» (использование электронных ресурсов на учебных занятиях в системе дополнительного образования)
Методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования и освещает тему " Первичная сердечно-легочная реанимация" с использованием электронных ресурсов в системе дополнит...
Методическая работа как успешное развитие системы дополнительного образования
В статье анализируется методическая работа, как успешное развитие системы дополнительного образования. Ведущей задачей является выработка системы, нахождение доступных и вместе с тем эффективных...
Влияние комплекса учебно-методического обеспечения на качество образовательного процесса в системе дополнительного образования
Учебно-методическое обеспечение представляет собой комплекс документов, содержащих системное описание образовательного процесса, подлежащего реализации на практике в системе дополнительного образовани...
Методическая разработка: " Подготовка учащихся к трудовой деятельности в системе профессионального образования "
СодержаниеИстория становления профориентации...
Боровинская М.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕДМЕТУ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Боровинская М.Н. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРЕДМЕТУ АНСАМБЛЕВОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
Работа в творческой группе на тему: "Методическое сопровождение деятельности педагогов ДОУ в системе дополнительного образования дошкольников "
Краткая аннотация проекта Новые социально-экономические отношения в современном обществе обусловили изменения, происходящие в системе дошкольного ...
Методическая разработка семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»
Семинар-практикум «Моделирование учебного занятия в системе дополнительного образования как условие повышения качества образовательного процесса»Цель: отработка педагогами дополнительного ...