Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби»
учебно-методический материал на тему

Федорцова Анна Сергеевна

Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

 

Задачи урока:

 

-    обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

 

 -    развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

 

-    воспитывающие  – воспитывать коллективизм, аккуратность.

 

Ход урока

 

I.            Организационный момент

 

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

 Урок пора нам начинать.

        Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

 

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

 

II.            Актуализация знаний.

 

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.

Д. Устный счёт  

270 * 2 =540                                    33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2                                     600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12                                                             1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

 -Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)

Д. О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

     Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

     И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

     Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

II Сообщение темы урока  (Слайд 3)

Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»

 

 III.       Знакомство с темой урока.

 

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  (Слайд 4)

 

- Как в песенке, животные называют равные части?  (Дольки).

 

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

 

– Сколько долек поучил каждый?  (Одну дольку апельсина).

 

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?   (Да).

 

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

 

VI.     Постановка учебных задач.

 

- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

Откройте учебник, найдите тему урока и подумайте

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

 

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).  (Слайд 5)

 

V.   Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

 

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

 

- Сколько частей досталось каждому животному?  ( По одной части).

 

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

 

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

 

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

 

(Слайд 6)

 

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)

 

В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

 

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

 

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

 

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

 

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

 

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

 

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

 

VI.   Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

 

1) Практическая работа.

 

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

 

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

 

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

 

-Закрасьте одну такую долю полоски.

 

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?  (Измерить линейкой.

 

 6 : 2 = 3 см).

 

Запись в тетради.    (Слайд 8 )

 

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

 

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

 

Запись в тетради. (Слайд 9)

 

ФИЗМИНУТКА.

Раз- подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три  кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- на место тихо сесть.

 

 

(Слайд 10)

 

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

 

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

 

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

 

- Запишите дробь. Проверьте себя .

 

-  А у нас еще гости, давайте и их  угостим шоколадкой.

 

- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)

 

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

 

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

 

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).

 

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

 

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.      (Слайд 11)

 

(Слайд 12)

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

 

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

 

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

 

- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

 

Из истории дробей.

- Дроби люди использовали давно, но для их записи, они использовали не натуральные числа, как мы сейчас, а специальные значки. Например, ½ обозначали›; ⅓ – ג, ¼ обозначали ﻼ. Для каждой дроби был свой значок и их было так много, что запомнить их было очень сложно. В связи с этим у некоторых народов даже были сложены поговорки. “Попасть в дроби” - у немцев означает попасть в очень сложное положение.

- Так вот, именно в Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы.

 

V II.    Закрепление нового материала.

1.      Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски. (Слайды 13, 14, 15)

 

2. Работа по учебнику

1. Стр. 66 №3  (уст)

2. Стр. 66 №4 (уст)

3.Стр. 66  №5 (пис)

4.Вспомним величины: (длина, масса, время, площадь, объём) Слайд 16

– Сколько см в 1м?

 – Какую долю от метра составляет 1см.

 – Сколько ц в1 кг?  Какую долю от тонны составляет 1ц

_ Как называется 1/1000  т, 1/10м, 1/24сут, 1/60 доля часа,1/1000кг 1/100 доля века. Запишите.

5.Поработаем в парах: №7    1 ряд-а,б

                                                  2 ряд- в,г

                                                  3 ряд-д,е    Запишите по образцу.

6. Решение задач №9 с записью в тетрадь.

 

VIII. Домашнее задание  с 67 №11, №12а.

 

  Задание на сообразительность.

(Слайд 17, 18)

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

 

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

 

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

 

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

 

IX. Итог урока

Вернёмся к началу урока, 1:2 ,сколько получится?

– Какая тема урока была?

 

- Какие задачи мы перед собой ставили?

 – Что такое доля?

 – Как называется число, которое пишем над чертой?

 – Что показывает числитель?

 – Как называется число, которое под чертой?

 – Что показывает знаменатель?

 – Что нового для жизни вы взяли из этого урока?

 

– Урок закончен. Спасибо!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_matematike_4kl.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Гимназия№2"

Урок математики

в 4 классе

тема «Доли и дроби»

Учитель:  Федорцова А. С.

Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби».

Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли

Задачи урока:

-    обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;

 -    развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;

-    воспитывающие  – воспитывать коллективизм, аккуратность.

Ход урока

I.            Организационный момент

Мы урок начнем с разминки.

Выпрямляем свои спинки,

На носочках потянулись,

Вправо, влево повернулись

И друг другу улыбнулись.

Раз, два, три, четыре, пять –

 Урок пора нам начинать.

        Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка -  залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.

II.            Актуализация знаний.

Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.

Д. Устный счёт  

270 * 2 =540                                    33 : 5 = 6(ост 3)

640: 320= 2                                     600 * 9 = 54

(46 + 14 ): 5=12                                                             1 : 2= ?

-Как 1 разделить на 2? Ответы детей

Проблема?

 -Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)

Д. О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81

     Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210

     И 720 : 90 x 10 x 8 = 640

     Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000

Д 16 x 100 : 10:40 = 4

Р 450:50 х1000х4 = 32000

О 160:8х100х20=40000

Б 17х3х1000 = 51000

И 9х781000 = 63000

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

II Сообщение темы урока  (Слайд 3)

Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»

 III.       Знакомство с темой урока.

– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин.  Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы.  (Слайд 4)

- Как в песенке, животные называют равные части?  (Дольки).

– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).

– Сколько долек поучил каждый?  (Одну дольку апельсина).

- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части?   (Да).

- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).

VI.     Постановка учебных задач.

- Как на языке математики  назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)

Откройте учебник, найдите тему урока и подумайте

- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).

- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).  (Слайд 5)

V.   Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».

- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин

- Сколько частей досталось каждому животному?  ( По одной части).

- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).

- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.

- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)

(Слайд 6)

 (На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)

В математике пишут короче: 1/5.  Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.

- Когда мы «делим»  натуральные числа, то используем знак (:).

- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.

- Кто догадался, как называется данная запись?  (Дробь).

-  Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.

- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).

- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).

VI.   Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.

1) Практическая работа.

-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось?  (Две равных части).

- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.

-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).

-Закрасьте одну такую долю полоски.

- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски?  (Измерить линейкой.

 6 : 2 = 3 см).

Запись в тетради.    (Слайд 8 )

-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)

- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.

Запись в тетради. (Слайд 9)

ФИЗМИНУТКА.

Раз- подняться, потянуться.

Два- согнуться, разогнуться.

Три- в ладоши три хлопка,

Головою три  кивка.

На четыре- руки шире.

Пять- руками помахать.

Шесть- на место тихо сесть.

(Слайд 10)

- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.

- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).

- Какую долю получит каждый гость? (1/3)

- Запишите дробь. Проверьте себя .

-  А у нас еще гости, давайте и их  угостим шоколадкой.

- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)

- Какую долю получит каждый гость? (1/6)

- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)

-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).

Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.

- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6.      (Слайд 11)

(Слайд 12)

- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?

- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?

(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это  равная часть, а торт разрезан на неравные части)

- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)

Из истории дробей.

- Дроби люди использовали давно, но для их записи, они использовали не натуральные числа, как мы сейчас, а специальные значки. Например, ½ обозначали›; ⅓ – ג, ¼ обозначали ﻼ. Для каждой дроби был свой значок и их было так много, что запомнить их было очень сложно. В связи с этим у некоторых народов даже были сложены поговорки. “Попасть в дроби” - у немцев означает попасть в очень сложное положение.

- Так вот, именно в Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы.

V II.    Закрепление нового материала.

  1. Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски. (Слайды 13, 14, 15)

2. Работа по учебнику

1. Стр. 66 №3  (уст)

2. Стр. 66 №4 (уст)

3.Стр. 66  №5 (пис)

4.Вспомним величины: (длина, масса, время, площадь, объём) Слайд 16

– Сколько см в 1м?

 – Какую долю от метра составляет 1см.

 – Сколько ц в1 кг?  Какую долю от тонны составляет 1ц

_ Как называется 1/1000  т, 1/10м, 1/24сут, 1/60 доля часа,1/1000кг 1/100 доля века. Запишите.

5.Поработаем в парах: №7    1 ряд-а,б

                                                  2 ряд- в,г

                                                  3 ряд-д,е    Запишите по образцу.

6. Решение задач №9 с записью в тетрадь.

VIII. Домашнее задание  с 67 №11, №12а.

  Задание на сообразительность.

(Слайд 17, 18)

- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.

После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.

- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)

Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.

IX. Итог урока

Вернёмся к началу урока, 1:2 ,сколько получится?

– Какая тема урока была?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

 – Что такое доля?

 – Как называется число, которое пишем над чертой?

 – Что показывает числитель?

 – Как называется число, которое под чертой?

 – Что показывает знаменатель?

 – Что нового для жизни вы взяли из этого урока?

– Урок закончен. Спасибо! (Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок математики 1 класс. Тема: "Закрепление нумерации чисел в пределах 20" Математическая сказка "Колобок"

Открытый урок с презентацией. 1 класс .Математическая сказка "Колобок"...

Урок математики 2 класс.Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков

Технологическая карта урока математики по теие :Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков....

Урок математики 1 класс ШКОЛА РОССИИ. Тема: Состав числа 10. Решение задач

Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решени...

урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби. Блокадный хлеб Ленинграда.

Данный урок направлен на закрепление понятия доли и дроби, на развитие навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, вос...

технологическая карта урока математике 6 класс "Дроби"

Тема урока: Сложение и вычитание дробейТип урока: урок открытия новых знанийКласс:ЗадачиОбразовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованиюРазвив...