Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби»
учебно-методический материал на тему
Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли
Задачи урока:
- обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;
- развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;
- воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.
Д. Устный счёт
270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)
640: 320= 2 600 * 9 = 54
(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?
-Как 1 разделить на 2? Ответы детей
Проблема?
-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)
Д. О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81
Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210
И 720 : 90 x 10 x 8 = 640
Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000
Д 16 x 100 : 10:40 = 4
Р 450:50 х1000х4 = 32000
О 160:8х100х20=40000
Б 17х3х1000 = 51000
И 9х781000 = 63000
II Сообщение темы урока (Слайд 3)
Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»
III. Знакомство с темой урока.
– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. (Слайд 4)
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
VI. Постановка учебных задач.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
Откройте учебник, найдите тему урока и подумайте
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли). (Слайд 5)
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(Слайд 6)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.
6 : 2 = 3 см).
Запись в тетради. (Слайд 8 )
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Запись в тетради. (Слайд 9)
ФИЗМИНУТКА.
Раз- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- на место тихо сесть.
(Слайд 10)
- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя .
- А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.
- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6. (Слайд 11)
(Слайд 12)
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)
Из истории дробей.
- Дроби люди использовали давно, но для их записи, они использовали не натуральные числа, как мы сейчас, а специальные значки. Например, ½ обозначали›; ⅓ – ג, ¼ обозначали ﻼ. Для каждой дроби был свой значок и их было так много, что запомнить их было очень сложно. В связи с этим у некоторых народов даже были сложены поговорки. “Попасть в дроби” - у немцев означает попасть в очень сложное положение.
- Так вот, именно в Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы.
V II. Закрепление нового материала.
1. Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски. (Слайды 13, 14, 15)
2. Работа по учебнику
1. Стр. 66 №3 (уст)
2. Стр. 66 №4 (уст)
3.Стр. 66 №5 (пис)
4.Вспомним величины: (длина, масса, время, площадь, объём) Слайд 16
– Сколько см в 1м?
– Какую долю от метра составляет 1см.
– Сколько ц в1 кг? Какую долю от тонны составляет 1ц
_ Как называется 1/1000 т, 1/10м, 1/24сут, 1/60 доля часа,1/1000кг 1/100 доля века. Запишите.
5.Поработаем в парах: №7 1 ряд-а,б
2 ряд- в,г
3 ряд-д,е Запишите по образцу.
6. Решение задач №9 с записью в тетрадь.
VIII. Домашнее задание с 67 №11, №12а.
Задание на сообразительность.
(Слайд 17, 18)
- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
IX. Итог урока
Вернёмся к началу урока, 1:2 ,сколько получится?
– Какая тема урока была?
- Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что такое доля?
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое под чертой?
– Что показывает знаменатель?
– Что нового для жизни вы взяли из этого урока?
– Урок закончен. Спасибо!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_matematike_4kl.docx | 21.58 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Гимназия№2"
Урок математики
в 4 классе
тема «Доли и дроби»
Учитель: Федорцова А. С.
Урок математики в 4 классе тема «Доли и дроби».
Цель урока: дать общее представление о долях, научить учащихся называть, записывать и сравнивать доли
Задачи урока:
- обучающие – ввести новое понятие «доля числа», учить определять долю числа, записывать дроби, познакомить с терминами «доля», «дробь», «числитель», «знаменатель»;
- развивающие – развивать логическое мышление, математическую речь, навыки устного счета, внимание, память, мышление;
- воспитывающие – воспитывать коллективизм, аккуратность.
Ход урока
I. Организационный момент
Мы урок начнем с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо, влево повернулись
И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать.
Я, рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка - залог успеха в любой работе. Пусть на уроке вам помогут ваша сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
- Откройте тетради и запишите дату и классная работа.
II. Актуализация знаний.
Для того, чтобы познакомиться с темой сегодняшнего урока мы должны выполнить несколько заданий. Итак начнём с разминки.
Д. Устный счёт
270 * 2 =540 33 : 5 = 6(ост 3)
640: 320= 2 600 * 9 = 54
(46 + 14 ): 5=12 1 : 2= ?
-Как 1 разделить на 2? Ответы детей
Проблема?
-Вычислив значения выражений и расположив их в порядке возрастания, вы узнаете тему урока, которая поможет нам разрешить данную проблему: (Слайд 2)
Д. О 6300 : 100 : 7 x 9 = 81
Л 12000 : 4000 х 7 х 10 = 210
И 720 : 90 x 10 x 8 = 640
Д 90 x 30 : 100 x 1000= 27000
Д 16 x 100 : 10:40 = 4
Р 450:50 х1000х4 = 32000
О 160:8х100х20=40000
Б 17х3х1000 = 51000
И 9х781000 = 63000
II Сообщение темы урока (Слайд 3)
Тема сегодняшнего урока-«Доли и дроби»
III. Знакомство с темой урока.
– Людям часто приходится делить целое на доли. А помните известный мультик «Апельсин» Посмотрим, как животные делили апельсин. Смотрите внимательно, после просмотра я задам вам вопросы. (Слайд 4)
- Как в песенке, животные называют равные части? (Дольки).
– Кто из вас был внимательным? Сколько долек было в апельсине? (Пять долек).
– Сколько долек поучил каждый? (Одну дольку апельсина).
- Как вы думаете, апельсин был разделён на равные части? (Да).
- Как по – другому, можно назвать эти равные части? (Доли).
VI. Постановка учебных задач.
- Как на языке математики назвать и записать, какую долю (часть) апельсина получил каждый из животных? ( Не знаем)
Откройте учебник, найдите тему урока и подумайте
- Что, на ваш взгляд, нам следует узнать, чему научиться? (Научиться записывать, называть и сравнивать доли).
- В результате совместных рассуждений, мы определили цель урока. (Научиться записывать, называть и сравнивать доли). (Слайд 5)
V. Работа над формированием понятий «Доли» и «Дроби».
- Давайте, определим, что же называют долями? Для этого еще раз вспомним, как животные делили апельсин
- Сколько частей досталось каждому животному? ( По одной части).
- Что можно сказать про каждую из частей? Какие это части? (Равные).
- Значит, каждому досталось по одной равной части от целого апельсина.
- Сделайте вывод, что такое доля. (Доля – это одна или несколько равных частей целого.)
(Слайд 6)
(На доске появляется запись: 1 часть из 5). (Слайд 7)
В математике пишут короче: 1/5. Для записи понадобится 2 клеточки, между ними проводим черту. Число под чертой показывает, на сколько равных частей мы разделили предмет, а над чертой – сколько таких частей взяли. Читаем запись, запишите.
- Когда мы «делим» натуральные числа, то используем знак (:).
- Но в математике есть еще один знак деления, он называется, «дробная черта» - соответственно числа, записанные с этим знаком, называются дробными.
- Кто догадался, как называется данная запись? (Дробь).
- Верхняя часть дроби называется числителем, а нижняя – знаменателем.
- Что обозначает знаменатель в записи дроби? (На сколько частей разделили предмет).
- Что обозначает числитель? (Сколько частей взяли).
VI. Отработка умения находить часть от целого и обозначать её дробью.
1) Практическая работа.
-Возьмите полоску бумаги длиной 6 см и согните её пополам. Сколько равных частей получилось? (Две равных части).
- Верно. Каждая часть – это половина полоски или одна вторая часть полоски.
-А как получили1/2 часть полоски? (Согнули полоску пополам и взяли только одну часть).
-Закрасьте одну такую долю полоски.
- Кто догадался, как можно найти длину половины полоски? (Измерить линейкой.
6 : 2 = 3 см).
Запись в тетради. (Слайд 8 )
-Возьмите полоску длиной 8 см и разделите её на 4 равные части. Чтобы разделить на 4 равные части, надо знать длину 1/4 части. Как узнать длину 1/4части? ( 8 : 4 = 2 см)
- Правильно. Разделите по линейке полоску, согните и покажите мне 1/4 часть.
Запись в тетради. (Слайд 9)
ФИЗМИНУТКА.
Раз- подняться, потянуться.
Два- согнуться, разогнуться.
Три- в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре- руки шире.
Пять- руками помахать.
Шесть- на место тихо сесть.
(Слайд 10)
- Пока мы отдыхали, к нам пришли гости, и мы их будем угощать шоколадкой.
- На сколько частей нужно разделить шоколадку? (На три части).
- Какую долю получит каждый гость? (1/3)
- Запишите дробь. Проверьте себя .
- А у нас еще гости, давайте и их угостим шоколадкой.
- На сколько частей надо ее разделить? (6 детей, значит на 6 частей)
- Какую долю получит каждый гость? (1/6)
- Запишите дробь. А теперь давайте сравним доли. Поставьте знак сравнения. Какой знак вы поставили? (1/3 больше, чем 1/6)
-Объясните, почему ведь 3 меньше, чем 6? (1/3 часть больше, так как разделили всего на 3 части, а 1/6 часть меньше, потому что чем больше частей, тем меньше часть).
Вывод: чем больше частей, тем меньше доля.
- И действительно, сравните части шоколадки на рисунке. 1/3 часть размером получается больше, чем 1/6. (Слайд 11)
(Слайд 12)
- А теперь посмотрите, как разрезали торт. Сколько частей получилось?
- А если мы возьмем одну часть, какая это будет доля?
(Здесь в вопросе ловушка, так как доля – это равная часть, а торт разрезан на неравные части)
- Можем ли мы эти части записать дробью? (Нет, так как это не доли, доли – это равные части)
Из истории дробей.
- Дроби люди использовали давно, но для их записи, они использовали не натуральные числа, как мы сейчас, а специальные значки. Например, ½ обозначали›; ⅓ – ג, ¼ обозначали ﻼ. Для каждой дроби был свой значок и их было так много, что запомнить их было очень сложно. В связи с этим у некоторых народов даже были сложены поговорки. “Попасть в дроби” - у немцев означает попасть в очень сложное положение.
- Так вот, именно в Индии была создана современная система записи дроби с числителем и знаменателем, только там не писали дробной черты. А записывать дробь в точности так, как сейчас стали арабы.
V II. Закрепление нового материала.
- Самостоятельная работа. Один ученик работает у доски. (Слайды 13, 14, 15)
2. Работа по учебнику
1. Стр. 66 №3 (уст)
2. Стр. 66 №4 (уст)
3.Стр. 66 №5 (пис)
4.Вспомним величины: (длина, масса, время, площадь, объём) Слайд 16
– Сколько см в 1м?
– Какую долю от метра составляет 1см.
– Сколько ц в1 кг? Какую долю от тонны составляет 1ц
_ Как называется 1/1000 т, 1/10м, 1/24сут, 1/60 доля часа,1/1000кг 1/100 доля века. Запишите.
5.Поработаем в парах: №7 1 ряд-а,б
2 ряд- в,г
3 ряд-д,е Запишите по образцу.
6. Решение задач №9 с записью в тетрадь.
VIII. Домашнее задание с 67 №11, №12а.
Задание на сообразительность.
(Слайд 17, 18)
- А теперь проверим вашу сообразительность. Сыр нужно разделить на 8 частей, сделав только 3 разреза. Попробуйте решить ее, можете посовещаться с соседом. Подготовьтесь для объяснения.
После выступления детей с вариантами решения, проверка по слайду.
- Какая часть сыра осталась на блюде? (половина, ½, 4/8)
Здесь учитель может подвести детей к тому, что можно брать несколько долей, если осталось 4 части из 8, то это 4/8, значит 4/8 и ½ это равные доли. Пропедевтика изучения обыкновенных дробей.
IX. Итог урока
Вернёмся к началу урока, 1:2 ,сколько получится?
– Какая тема урока была?
- Какие задачи мы перед собой ставили?
– Что такое доля?
– Как называется число, которое пишем над чертой?
– Что показывает числитель?
– Как называется число, которое под чертой?
– Что показывает знаменатель?
– Что нового для жизни вы взяли из этого урока?
– Урок закончен. Спасибо! (Слайд 19)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок математики 1 класс. Тема: "Закрепление нумерации чисел в пределах 20" Математическая сказка "Колобок"
Открытый урок с презентацией. 1 класс .Математическая сказка "Колобок"...
Урок математики 2 класс.Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков
Технологическая карта урока математики по теие :Название и запись трехзначных чисел с нулём в разряде десятков....
Технологическая карта урока математики 2 класс ФГОС ПО ТЕМЕ чётные и нечётные числа
урок математики по школе 2100 2 класс...
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Урок математики 1 класс ШКОЛА РОССИИ. Тема: Состав числа 10. Решение задач
Педагогическая цель: создать условия для закрепления знания состава числа 10; умений прибавлять и вычитать числа 1, 2, 3, 4, 5; формирования умения применять переместительный закон сложения при решени...
урок математики в 5 классе по теме Доли и дроби. Блокадный хлеб Ленинграда.
Данный урок направлен на закрепление понятия доли и дроби, на развитие навыков решения текстовых задач на нахождение дроби от числа, воспитание патриотизма на примере героического прошлого народа, вос...
технологическая карта урока математике 6 класс "Дроби"
Тема урока: Сложение и вычитание дробейТип урока: урок открытия новых знанийКласс:ЗадачиОбразовательные: научится складывать и вычитать, тренировать способность к его практическому использованиюРазвив...