Методическая разработка по производственному обучению "Условия перевозки пассажиров"
методическая разработка на тему
Методическая разработка по производственному обучению "Условия перевозки пассажиров"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kopiya_metodicheskaya_razrabotka_usloviya_perevozki_passazhirov.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение профессионального образования Республики Мордовия «РЖПТ им. А.П. Байкузова»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
ТЕМА: «Условия перевозки пассажиров»
Разработал:
мастер производственного
обучения Короткова С.А.
г. Рузаевка 2015 г
Рассмотрено, обсуждено Утверждаю:
и утверждено на заседании Зам. директора по УПР
цикловой комиссии № 2 __________ Паркина Н.В
Председатель цикловой
комиссии № 2
___________ Федотова С.Н.
Разработал: мастер производственного обучения Короткова С.А.
Аннотация: данная методическая разработка урока производственного обучения предназначена для закрепления знаний, общих принципов работы по изучаемой теме, развития навыков по специальности «Проводник на железнодорожном транспорте» подготовка к трудовой деятельности.
Содержание
1.Введение
2.Основная часть
2.1.Характеристика темы
2.2.Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
2.3.Примерные критерии и оценки
3.План- конспект урока производственного обучения
4.Заключение
5.Список используемой литературы
6.Рецензия
1.Введение
Данная методическая разработка по производственному обучению используется при реализации образовательной программы начального профессионального образования по профессии 43.01.06 «Проводник на железнодорожном транспорте».
Производственное обучение проводится на базовом предприятии «Вагонный участок Пенза Куйбышевского филиала ОАО Федеральная пассажирская компания».
В результате прохождения производственной практики обучающиеся получают высокий уровень профессиональной подготовки по профессии «Проводник на железнодорожном транспорте».
В период прохождения практики ведут следующую документацию:
-дневники,
-отчеты по производственной практике,
-производственные характеристики.
- Характеристика темы
Чтобы совершить поездку в вагоне пассажирского поезда, пассажир должен иметь проездной билет, а так же при необходимости и другие проездные документы, приобретенные в билетной железнодорожной кассе. Проездные документы пассажир обязан предъявить по требованию проводника или лиц, производящих контроль. Проводник пассажирского вагона несет ответственность за проезд безбилетных пассажиров и обязан своевременно принять к ним меры.
Проводник обязан: установить наличие необходимых проездных документов у пассажира (билета, плацкарты, доплатных квитанций), проверить соответствие маршрута, указанного в билете, а так же соответствие компостеров на билете, доплатных квитанциях по данному поезду и суткам его отправления, проверить срок годности билета всех проездных документов.
При неправильном оформлении кассой проездных документов, при выдаче билета без указания мест, а так же при продаже двух билетов на одно место, пассажир не лишается права на поездку. В этом случае начальник поезда, работники вокзала и проводники принимают меры для его разрешения. Начальник поезда составляет акт для направления его на станцию, неправильно оформившую билет.
2.2 Рекомендации по подбору учебно-производственных работ
Каждый мастер производственного обучения должен готовиться к занятиям своевременно и тщательно, если даже он обладает многолетним опытом работы с обучающимися.
Мастер производственного обучения должен помнить о том, что заблаговременное изучение программы производственного обучения позволяет принимать своевременные меры по материальному оснащению уроков производственного обучения и планировать их подготовку к проведению.
Учебно-воспитательная работа мастера при обучении учащихся на предприятиях протекает в условиях, значительно облегчающихся от обучения в производственных мастерских. Текущую производственную деятельность предприятия невозможно приспособить к учебным целям, поэтому мастеру приходится учитывать реальные условия и требования производства, форму организации труда рабочих. Поэтому отрабатывать изучаемую тему одновременно со всеми обучающимися невозможно. Учитывая это обстоятельство, приходится использовать график перемещения обучающихся по рабочим местам.
2.3 Примерные критерии оценки
Одним из важнейших компонентов производственного обучения является проверка и оценка учебно-производственной деятельности обучающихся. Основными общими показателями качества усвоения учащимися знаний, умений и навыков по производственному обучению является:
Правильность приемов работы и рациональность организации труда и рабочего места;
Учебно-производственных работ;
Выполнение установленных количественных показателей;
Степень самостоятельности выполнения задания.
3. ПЛАН-КОНСПЕКТ
урока производственного обучения
Тема программы: «Условия перевозки пассажиров»
Тема урока: «Проверка и хранение билетов проводником. Ответственность проводника за проезд пассажиров.
Цели урока: образовательная - научить обучающихся правильной проверки и хранению билетов, ответственности проводника за проезд пассажиров.
Развивающая - развить у обучающихся мышление в рамках соблюдения правил проверки билетов.
Воспитательная - привить к обучающимся внимательность и старательность при выполнении обязанностей проводника пассажирских вагонов.
Методическая - методическое повышение уровня педагогического мастерства.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Проверка наличия обучающихся.
2. Вводный инструктаж.
Вопрос №1. Какие услуги должны предоставляться пассажирам в пути следования?
В поезде пассажирам предоставляется целый комплекс бесплатных и платных услуг. В вагонах со спальными местами выдаются постельные принадлежности и комплект постельного белья в упакованном виде. Пассажир имеет право потребовать замены некачественного постельного белья без оплаты. Проводники застилают все постели в вагонах СВ, а в купейных и плацкартных – только инвалидам и престарелым.
Фирменные поезда подаются под посадку с застеленными постелями на верхних полках купейных вагонов. В туалетах во всех поездах в обязательном порядке должны быть туалетная бумага и мыло.
Все пассажирские вагоны снабжают чаем, сахаром в индивидуальной упаковке, кондитерскими изделиями в мелкой расфасовке. В вагонах пассажирских поездов всех категорий пассажирам не менее трех раз в день с 8 до 10, с 15 до 17 и с 20 до 22 часов поместному времени проводники должны предлагать чай. А в фирменных и международных поездах – дополнительно по просьбе пассажиров в любое время суток.
Чай подается пассажиру с тем количеством сахара, которое он желает, или без сахара по его желанию .Расчет за чай и кондитерские изделия производится с согласия пассажира сразу, за день или полностью до окончания поездки. Брать деньги за данные услуги авансом, запрещается.
В пассажирских поездах предусматривается торговля сувенирами, бытовыми промышленными товарами, которую должны вести проводники вагонов.
Пассажирам бесплатно предоставляются медикаменты, которые находятся в аптечке.
Вопрос№2.Как осуществляется проверка и хранение билетов проводником?
Для проезда по железной дороге пассажир обязан приобрести проездной документ и предъявить его при посадке в вагон. В вагонах с четырехместными и двухместными купе ( СВ) с местами для лежания после отправления поезда проводник собирает проездные документы ( бланковый билет, второй лист трехслойного слипа- контрольный купон), кроме годовых служебных, талонных и разовых билетов, погашает их. Гашение производится путем сложения бланка проездного документа пополам и отрыва верхнего угла сгиба ( не более 1 см ). Документ системы «Экспресс» гасится проводником с использованием щипцов путем разрушения голограммы на первом слое слипа вместе с контрольным купоном. Проездные документы в вагонах со спальными местами хранятся в билетной папке у проводника. В общих вагонах проездные документы остаются у пассажиров.
Проездной документ удостоверяет заключение договора перевозки. Предметом договора являются предоставленные пассажиру транспортные услуги. Это самостоятельный вид обязательства, которому в Гражданском кодексе посвящена ст. №786. Договор является двухсторонним, так как каждая сторона обладает определенными правами, обязанностями и несет определенную ответственность.
Вопрос №3.Что является главной целью в обязанностях проводника?
Выполняемая работа проводника в пути следования поезда разнообразна, и главная цель ее – обеспечить пассажирам комфортные, санитарно- гигиенические и безопасные условия проезда. В обязанности проводника входит: предоставление пассажирам необходимых услуг, управление техническими устройствами вагона – отоплением, вентиляцией, кондиционированием воздуха и др., санитарное содержание вагона, обеспечение выполнения правил проезда пассажирами, поддержание общественного порядка в вагоне, учет и передача свободных мест, оказание необходимой помощи пассажирам в случае болезни, сообщение пассажиру необходимой ему информации о расписании движения поезда.
Вопрос №4. Сколько раз в сутки производится уборка вагона проводником?
Не менее двух раз в сутки проводник обязан делать влажную уборку в вагоне. Четыре раза в сутки. А если необходимо, то чаще должны убираться туалеты с обязательным мытьем полов. В купейных , мягких и вагонах СВ дважды в сутки пылесосят дорожки в купе и коридоре. Перед остановками поезда на больших станциях, при следовании через санитарные зоны городов и курортных мест, перед мостами и тоннелями туалеты следует закрывать, а пассажирам разъяснить, что это требуется санитарными правилами.
Мусор пассажиры должны выбрасывать в специальный ящик в малом коридоре вагона (со стороны нерабочего тамбура). На стене вагона вывешивается надпись с указывающейся стрелкой «Для мусора».Накапливающийся в пути мусор проводник сжигает в топке котла или удаляет в специальные мусоросборники на станциях, которые указаны в книжке расписаний. Выбрасывать мусор на перегонах и станциях запрещается как пассажирам, так и персоналу поезда.
Вопрос №5. Какие обязанности должен выполнять проводник для поддержания температурного режима, вентиляции и кипятильника в пассажирском вагоне?
Пассажирские поезда в нашей стране в один рейс могут проследовать через несколько климатических зон, с севера на юг, с запада на восток и наоборот, поэтому одной важнейшей обязанностью проводника является поддержание необходимого теплового режима в вагоне. Это возможно при правильной эксплуатации системы отопления и вентиляции.
Перед подачей на посадку вагон должен быть достаточно прогрет. В пути следования проводник вагона обязан топить котел отопления, следить за работой и состоянием отопительной системы . Пассажирские вагоны оборудованы устройствами для естественной и принудительной вентиляции. Проводник вагона должен хорошо знать их работу и правильно применять эти знания на практике. Необходимо обеспечивать в вагоне нормальный воздухообмен. Температура в вагоне регулируется с помощью вентиляционных устройств, особенно системы кондиционирования воздуха.
Проводник обязан постоянно обеспечивать пассажиров своего вагона кипяченой охлажденной водой. Для этого в вагоне имеются комбинированный кипятильник непрерывного действия, охладитель питьевой воды и бачек для питьевой воды с разборным краном. Кипятильник служит для обеспечения пассажиров питьевой водой и для приготовления чая.
Вопросы от обучающихся и ответы на них
Распределение обучающихся по рабочим местам
Текущий инструктаж.
Обход рабочих мест обучающихся с целью проверки
а) Правильности организации рабочего места.
б) Правильности приемов самоконтроля.
в) Соблюдение обучающимися правил техники безопасности.
г) Проверка загрузки обучающихся..
4. Заключительный инструктаж.
а) Подведение итогов урока.
б) Отметка положительных и отрицательных моментов урока.
в) Объявление оценок обучающимся.
г) Замечание по работе.
д) Выдача домашнего задания.
5. Список используемой литературы.
- Устав работников железнодорожного транспорта.
- В.Г. Бубнов «Инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве. Г.Москва «Гало Бубнов»2010г
- Л.Г. Митрякова «Спутник проводника» г. Москва «ФПД» 2007г
- К.В. Кулаев «Техническая эксплуатация пассажирских вагонов» г. Москва «Транспорт»2005г
- С.Н.Климов «Обслуживание пассажиров в поездах дальнего следования» г. Москва «ФПК» 2005г.
- ОАО «РЖД» «Правила технической эксплуатации железных дорог РФ» г. Москва, 2011 г.
- ОАО «РЖД» «Инструкция по движению поездов и маневровой работе на ж/д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
- ОАО «РЖД» «Инструкция по сигнализации и связи на ж/д транспорте РФ» г. Москва, 2012 г.
На методическую разработку урока производственного обучения в группе № 36 «ПЖТ» на тему «Условия перевозки пассажиров».
Методическая разработка содержит: введение, содержание, основную часть, характеристику темы, рекомендации по подбору учебно– производственных работ, примерные критерии и оценки, план - конспект урока производственного обучения, заключение, список используемой литературы.
Основы методической разработки составляет основная часть урока, направленная на достижение поставленных целей и задач при изучении учебной дисциплины «Организация пассажирских перевозок». Тематическое планирование соответствует содержанию. Методическая разработка ориентирована на подготовку обучающихся профессиональной деятельности и для использования в учебном процессе, тема урока производственного обучения раскрыта в полном объеме.
Председатель методической
комиссии №2 С.Н. Федотова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тема: «Требования к качеству блюд и гарниров из круп, бобовых и макаронных изделий, оформление, отпуск, требования к качеству. Работа со Сборником рецептур."...
Методическая разработка урока производственного обучения «Обработка застежки втачными планками»
Цель урока: Образовательная: Научить обучающихся правильно с технологической ...
Методическая разработка урока производственного обучения по теме "Приготовление сладких блюд"
Технология выполнения операций по подбору продуктов, приготовлению сиропов, нарезке продукции и другие операции по приготовлению киселей и гренок...
Методические разработки уроков производственного обучения
Материал подготовлен для уроков производственного обучения по процессам и аппаратам в биотехнологии....
Методическая разработка урока производственного обучения
В данном разделе представлена методическая разработка урока...
Методическая разработка открытого производственного урока «Выполнение производственных работ 2-3 разряда» «Изготовление кернера»
1.Закрепить навыки, умений и знаний при обработке конических поверхностей, повторить алгоритм чтения чертежей.2.Развивать техническое, логическое мышление.3.Воспитывать бережное отношение к оборудован...