Рабочая программа по ИЗО
рабочая программа на тему
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_3_kl_15-16_uch.god_.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3а класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (Панаевская школа-интернат) составлена на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373)
- Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
- Планируемых результатов начального общего образования
- Авторской программы по изобразительному искусству. Л.Г. Савенкова, Е.А. Ермолинская. Изобразительное искусство. Интегрированная программа 1-4 классы. Предметная линия учебников «Начальная школа 21 века». – М.: Вентана –Граф. 2012 г.
- Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ №251 от 31.08.2015)
Определяющими характеристиками предмета «Изобразительное искусство» являются интеграция искусств и полихудожественное развитие школьника.
Структура, содержание, концептуальные положения творческого развития ребенка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические подходы и методологические основания программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработанную в Учреждении Российской академии образования «Институт художественного образования» Б.П. Юсовым.
Целью уроков изобразительного искусства в начальной школе является реализация фактора развития, формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, активизация самостоятельной творческой деятельности, развитие интереса к природе и потребность в общении с искусством; формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного (изобразительного) искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре.
Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:
- воспитание устойчивого интереса к изобразительному творчеству; уважения к культуре и искусству разных народов, обогащение нравственных качеств; способности проявления себя в искусстве; а также формирование художественных и эстетических предпочтений;
- развитие творческого потенциала ребенка в условиях активизации воображения и фантазии, способности к эмоционально-чувственному восприятию окружающего мира природы и произведений разных видов искусства; развитие желания привносить в окружающую
- действительность красоту; навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение разных видов пластических искусств: живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
- овладение выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты и разными художественными материалами с опорой на возрастные интересы и предпочтения детей, их желания выразить в своем творчестве свои представления об окружающем мире;
- развитие опыта художественного восприятия произведений искусства.
Фактор развития реализуется в программе посредством развития дифференцированного зрения, освоения выразительности художественно-образного языка изобразительного искусства, приоритетности самостоятельной художественно-творческой деятельности школьника, восприятия разных видов искусства.
Основой педагогического процесса в преподавании изобразительного искусства является органическое единство учебного и воспитательного процессов в условиях интеграции и взаимодействия с другими образовательными дисциплинами.
Общее содержание работы в третьем классе – формирование представлений о художественной среде: каждый человек по-своему осваивает ближайшее окружение (человек-жилище-одежда).
Направления работы реализуются в конкретных видах художественной деятельности, таких как работа на плоскости и в объеме, наблюдение и изучение окружающей действительности. Предусмотрены задания по памяти и воображению: изображение различных сюжетов, основой которых служат живые наблюдения, натуральные постановки, иллюстрации и т.д.
Главная тема третьего года - мир природы и мир человека. (взаимосвязь «человек - природа – среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников; и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе - развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.
Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).
Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.
Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.
Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.
Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения; формирует умение слушать собеседника Овладеть новыми знаниями, понятиями из различны областей науки помогает работа с Интернетом - поиск информации и её анализ.
В соответствии с базисным учебным планом, реализация программы рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала | Количество часов |
1 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму | 17 |
1.1 | Работа на плоскости | 10 |
1.2 | Работа в объеме и пространстве | 3 |
1.3 | Декоративно-прикладная деятельность | 4 |
2 | Развитие фантазии и воображения | 11 |
2.1 | Работа на плоскости | 3 |
2.2 | Работа в объеме и пространстве | 4 |
2.3 | Декоративно-прикладная деятельность | 4 |
3 | Художественно-образное восприятие изобразительного искусства | 6 |
ИТОГО | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 часа)
1. Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы е помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме.
Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три - пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.
2. Развитие фантазии и воображения (11 часов).
Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости: между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями, и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) .
Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Третьеклассник научится:
1. Овладеет языком изобразительного искусства:
- понимать, в чем состоит работа художника и какие качества нужно в себе развивать, чтобы научиться рисовать;
- понимать и уметь объяснять, что такое форма, размер, характер, детали, линия, замкнутая линия, геометрические фигуры, симметрия, ось симметрии, геометрический орнамент, вертикаль, горизонталь, фон, композиция, контраст, сюжет, зарисовка, наброски, нюанс, гризайль, монотипия, архитектурный ансамбль, воскография, перспектива, натура, шрифт, буквица, дизайн, объём, рельеф, изразец;
- знать и уметь называть основные цвета спектра, понимать и уметь объяснять, что такое дополнительные и родственные, холодные и теплые цвета;
- знать и уметь объяснять, что такое орнамент, геометрический орнамент; - учиться описывать живописные произведения с использованием изученных понятий;
- различать глухие и звонкие, главные и дополнительные цвета;
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
- чувствовать образный характер различных видов линий;
- воспринимать эмоциональное звучание цвета и уметь рассказывать о том, как это свойство цвета используется разными художниками;
3. Различать и знать, в чем особенности различных видов изобразительной деятельности. Владеть простейшими навыками:
- рисунка;
- аппликации;
- построения геометрического орнамента;
- техники работы акварельными и гуашевыми красками.
4. Понимать некоторые виды изобразительного искусства:
- живопись (натюрморт, пейзаж, портрет, картины о жизни людей);
- графика (иллюстрация);
- народные промыслы.
5. Иметь понятие об изобразительных средствах живописи и графики:
- композиция, рисунок, цвет для живописи;
- композиция, рисунок, линия, пятно, точка, штрих для графики, объём, ритм.
6. Иметь представление о творчестве великих художниках: И.И.Шишкин, В.М.Васнецов, И.Я.Билибин, В.А.Серов, В.Ван Гог и др.
Получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству
У третьеклассника продолжится:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству.
У третьеклассника продолжится:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству.
У третьеклассника продолжится:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности |
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов). | ||
1. Освоение человеком природного пространства (среда и населяющие ее звери, птицы). Знакомство с разнообразием и красотой природы. | Природное пространство в творчестве художника: пейзаж, натюрморт. «Букет из осенних листьев». | Работа на плоскости Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы (растения, насекомые, птицы, звери, человек в природе) |
2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | Освоение картинной плоскости. Отображение содержания художественного произведения в живописи и графике средствами изобразительного искусства. Работы на пленэре — этюды. | Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников |
3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство,водный мир, недра земли, подземный мир (горы, долины, русла рек,озера,моря,поля, леса создают в природе особый рисунок) | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». Работа в технике акварели «по сырому». | Создавать выставки фотографий с уголками природы. Находить в поисковых системах Интернета необычные фотографии природной среды. |
4. Ритм и орнамент в природе и в искусстве. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассмотри деревья. Рисунок земной поверхности на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны и др.) | Ритм и орнамент в жизни и в искусстве: день и ночь, времена года, время суток; природный ландшафт: горы, реки, леса, поля, озера. Исследование ландшафта родной природы. Создание карты региона с указанием достопримечательностей. Исследовательские проекты: рельеф местности (источниковая база по выбору, в том числе Интернет) | Понимать и изображать природный ритм (орнамент) (горы, леса, моря, реки, пустыни, равнины). Находить в Интернете информацию о знаменитых путешественниках и готовить о них небольшие презентации (иллюстрации, фото с объяснениями) |
5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа | Освоение и выбор формата изобразительной плоскости при создании композиции. «Закат солнца, сумерки». | Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов. Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию. Создавать эскизы будущей работы с помощью компьютерной графики. |
6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше. Воздушная перспектива. | Освоение понятий «перспектива» и «воздушная перспектива». Изображение полёта журавлиной стаи в композиции «Журавлиная стая на восходе солнца». Передача ритмического рисунка журавлиного клина. Работа в смешанной технике. | Передавать графическими средствами воздушную перспективу. Использовать в работе средства компьютерной графики. |
7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета. | Освоение и закрепление понятий контраста, нюанса в форме, цвете, размере. Главные и дополнительные цвета, звонкие и глухие. Работа в малых группах. «Яхты в море». | Экспериментировать с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создавать плавные переходы цвета (от красного к синему, от жёлтого к синему, от белого к зелёному и др.) |
8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический. | Освоение понятия «тематический натюрморт». Составление натюрморта и его изображение (живопись и графика). | Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта. Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте |
9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению) | Изображение человека в движении, за характерными для разных времён года занятиями: лето – сенокос, купание, езда на велосипеде; осень — сбор урожая, начало учебного года; зима – катание на коньках и лыжах, лепка снежной бабы. | Передавать движения. Находить в Интернете, в фотоальбомах картины художников, на которых изображён человек |
10. Передача объема в живописи и графике | Освоение разнообразных видов штриха. Рисунок с натуры одного предмета округлой формы — яблока, чашки. | Овладевать приёмами работы различными графическими материалами. Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш. |
11. Понятие стилизации. Использование приема стилизации в создании предметов объемной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект | Освоение приёмов стилизации объектов живой природы в творчестве художников-дизайнеров. Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам. | Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве. Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели) |
12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал) | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: форму, содержание, динамику в скульптуре отражают материал и фактура. Примерные темы композиций: «Хоккеист и балерина» | Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина). |
13. Передача динамики в объемном изображении: лепка по памяти фигуры человека в движении | Освоение приёмов лепки фигуры человека способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего. Примерные темы композиций: «Артисты на арене цирка». | Осваивать профессиональную лепку. Выполнять зарисовки с вылепленных фигурок. |
14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или из глины. Использование простого каркаса из проволоки и палочек | Освоение навыков сотворчества при создании крупной композиции. «Детский городок». Работа в малых группах. | Участвовать в коллективном творчестве при создании объёмно-пространственной композиции. Передавать ритм и динамику при создании художественного образа. |
15. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм в технике рельефа. | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например по сказке Н.Н. Носова «Цветочный город». | Создавать эскизы архитектурных сооружений на основе природных форм Выражать замысел в рельефных эскизах. Работа в группах по 3–5 человек. |
16. равновесие в изображении и выразительность формы ы декоративном искусстве: обобщенность, силуэт | Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. | Создавать предметы для интерьера Находить в поисковых системах Интернета экспозиции в Государственном музее Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами. |
17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы- одно из чудес подводного мира: бурые, зеленые, желтые, малиновые, голубые Создание художественной формы на основе наблюдений за природой. «Одежда жителей цветочного города» | Знакомство с разнообразием растительного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. Работа в определенной цветовой гамме: сближенные цвета – мягкая цветовая гамма (замутнение цвета черным, белым); яркие, чистые цвета – «праздник красок» | Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете. Осваивать технику бумажной пластики Создавать эскизы одежды по мотивам растительных (в том числе цветочных) форм. Находить в Интернете оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм |
Развитие фантазии и воображения (11 часов). | ||
1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии | Отображение природы в музыкальных, литературных произведениях, в живописи, графике. | Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами. Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий |
2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом. | Композиции на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | Передавать индивидуальную манеру письма. Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики |
3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа. | Развитие художественных представлений: звуки ветра, земли, гор, цветов, травы, деревьев, стаи птиц. Образное определение звуков в цвете и форме. | Определять характер и форму творческой работы на основе предложенной темы. Находить индивидуальную манеру изображения. Передавать смысловую зависимость между элементами изображения: выбором формата, материала изображения |
4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением. | Чтение художественных произведений (проза, стихи, сказки) с подробным описанием (природы, местности, настроения, внешности человека), их передача в графических образах (иллюстрации) | Передавать содержание художественного произведения в графической иллюстрации. Создавать коллективную книжку-раскраску. |
5. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений | Создание коллективного алфавита из буквиц, найденных в книгах, журналах, Интернете. | Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы. |
6.Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля | Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок (можно для кукольного спектакля). Использование большой картонной коробки | Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки. Уметь работать в коллективе, распределять обязанности |
7. Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации. Создание необычного (сказочного) игрового пространства (эскиза): уголка в классе, сцены для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда) | Выполнение эскизов архитектурных сооружений, элементов украшения. «Архитектура в стране снов — домик, в котором живёт твой сон». | Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены. Применять музыкальный материал для передачи настроения и эстетического образа пространства |
8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами | Создание предметов декоративно-прикладного искусства на тему: «Кувшин в виде поющего петуха». Декоративная лепка: глина, пластилин. | Представлять особенности декоративной формы, её условный характер. Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета. |
9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы материала и украшения игрушки от от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек | Заочное путешествие вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам. Изготовление игрушек, можно фигурок в национальных костюмах, в технике бумажной пластики. | Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира. Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек. |
10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах | Знакомство с символами и знаками в искусстве и жизни. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец» и др. | Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа». Передавать равновесие в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт. |
11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Украшение как важный элемент народного и современного костюма: броши, бусы, подвески и т.д. | Цвет, форма, ритм и символика в украшениях. Изготовление бус в подарок Василисе Премудрой или Царевне-лягушке на основе ритма (чередования форм бусин). | Передавать ритмический характер повтора слов скороговорки, стихотворения, песни, сказки в декоративном орнаменте с помощью условных изображений. Уметь создавать декоративные элементы из глины и гуаши или бумаги, клея и гуаши. |
Художественно- образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 часов) | ||
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция | Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство). | Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии). Проводить коллективные исследования по данной теме. |
2. Использование музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства | Восприятие произведений разных видов искусства. Обсуждение, построенное на сравнении, нахождении общего и особенного в каждом виде искусства. Выделение эмоционально-образных характеристик произведений музыки, поэзии, живописи, графики. | Воспринимать, находить, объяснять общее и различное в языке разных видов искусства. Понимать специфику выразительного языка каждого из них |
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к объекту изображения. Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсарро, А.А. Дейнека, В.А.Фаворский, Е.И.Чарушин | Выполнение этюдов, набросков после беседы или посещения музея (выставки). Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). | Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике. |
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет;анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический. Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина; музеи, находящиеся в регионе, где расположена школа | Выполнение творческих самостоятельных работ по материалам обсуждений, экскурсий. Пейзаж «Дом на горе». | Группировать произведения изобразительного искусства по видам и жанрам. Участвовать в обсуждении, беседах, коллективных творческих проектах. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона |
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства | Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин. | Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения). Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства. |
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей | Экскурсия по архитектурным достопримечательностям города, поселка, села. Беседы, обсуждения, выполнение зарисовок архитектурных сооружений своего региона | Представлять и понимать связь архитектуры с природой. Называть архитектурные памятники региона, знать их историю. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
| |||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства |
2 | Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
4 | Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства | К | При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета |
5 | Учебники по изобразительному искусству | К | |
6 | Рабочие тетради | К | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебникам |
7 | Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства) | Д | |
8 | Методические журналы по искусству | Д | В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения |
9 | Учебно-наглядные пособия | Ф Д | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 - Ф |
10 | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | |
11 | Энциклопедии по искусству, справочные издания | Д | По одному каждого наименования |
12 | Альбомы по искусству | Д | По одному каждого наименования |
13 | Книги о художниках и художественных музеях | Д | По одному каждого наименования |
14 | Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | Ф | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы обучающихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке обучающихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки |
15 | Словарь искусствоведческих терминов | П | |
| |||
16 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
17 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
18 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | |
19 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
20 | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | |
21 | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | |
| |||
22 | Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники. | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся (в том числе в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ:Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9 |
23 | Электронные библиотеки по искусству | Д | Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографий, анимации. |
24 | Игровые художественные компьютерные программы | ||
| |||
25 | Классная магнитная доска. | ||
26 | Интерактивная доска. | ||
27 | Персональный компьютер с принтером. | ||
28 | Ксерокс. | ||
29 | Документ-камера | ||
30 | Мобильный класс | ||
| |||
31 | Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса |
32 | DVD-фильмы: - памятники архитектуры; - художественные музеи; - виды изобразительного искусства; - творчество отдельных художников; - народные промыслы; - художественные технологии | Д | По одному каждого наименования |
33 | Презентации на CD или DVD-дисках: - по видам изобразительных (пластических) искусств; - по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; - по народным промыслам; - по творчеству художников | Д | Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой |
| |||
34 | Краски акварельные | К | |
35 | Краски гуашевые | К | |
36 | Тушь | К | |
37 | Ручки с перьями | К | |
38 | Бумага А3, А4 | К | |
39 | Бумага цветная | К | |
40 | Фломастеры | К | |
41 | Восковые мелки | К | |
42 | Пастель | Ф | |
43 | Уголь | К | |
44 | Кисти беличьи №5, 10, 20 | К | |
45 | Кисти, щетина №3, 19, 13 | К | |
46 | Ёмкости для воды | К | |
47 | Стеки (набор) | К | |
48 | Пластилин/глина | К | |
49 | Клей | Ф | |
50 | Ножницы | К | |
51 | Рама для оформления работ | К | Для оформления выставок |
52 | Подставки для натуры | П | |
| |||
53 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
54 | Муляжи овощей | Д | |
55 | Гербарии | Ф | |
56 | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Д | |
57 | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы) | П | |
| |||
58 | Конструкторы | Ф | Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений |
59 | Театральные куклы | Д | |
60 | Маски | Д | |
| |||
61 | Столы рисовальные | К | |
62 | Стулья | К | |
63 | Стеллажи для книг и оборудования | Д | |
64 | Мебель для проекционного оборудования | Д | |
65 | Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетницы, плакатницы |
Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 обучающихся). Для отражения количественных показателей и рекомендации используется следующая система символических обозначений:
Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев);
К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);
Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экземпляра на двух обучающихся);
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку обучающихся (6-7 экземпляров).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...