статья ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ
статья на тему
Статья по теме "Особенности организации инклюзивного образовательного пространства в школе" по проекту "Доступная среда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya_inkl.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО
ПЕДЕГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Институт общего образования
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОСТРАНСТВА В ШКОЛЕ
по проекту "Доступная среда" по проекту "Доступная среда"
по проекту "Доступная среда"
учитель химии ГБОУ СОШ № 605
с углубленным изучением немецкого языка
Выборгского района Санкт-Петербурга
Михеева Татьяна Валерьевна
Санкт-Петербург
2015
Стр. | ||
1. | Введение | 3-5 |
2. | Основные понятия инклюзивного образования в России | 6-11 |
3. | Реализация практики инклюзивного обучения детей с инвалидностью | 12-16 |
4. | Характеристика образовательного пространства | 16-20 |
5. | Выводы | 20 |
6. | Литература | 22-23 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Специальное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в России имеет почти 200-летнюю историю. 14 октября 1806 г. в г. Павловске возле Санкт-Петербурга было открыто первое учебно-воспитательное учреждение (опытное училище) для 12 глухонемых детей, в 1807 г. открыто образовательное учреждение для слепых детей. Первое образовательное учреждение для умственно отсталых детей появилось в Риге в 1854 г. К концу XIX века образование лиц с нарушениями слуха и зрения в стране получает распространение, одновременно переходя из категории частных учебно-воспитательных учреждений и в систему специализированных государственных школ. С 1908 г., благодаря правительственному решению о введении всеобщего начального образования, развивается система школ для умственно отсталых. К 1917 г. вспомогательные школы действовали в Вологде, Вятке, Екатеринбурге, Киеве, Курске, Москве, Нижнем Новгороде, Санкт-Петербурге, Саратове, Харькове. К этому времени во всех учреждениях для умственно отсталых детей (вспомогательных школах, приютах, учебно-воспитательных заведениях) воспитывалось около 2000 детей. Однако специальное образование как государственная система обучения детей с отклонениями в развитии стало развиваться только после 1918 г. Создаются школы для глухонемых, тугоухих, слепых, слабовидящих и умственно отсталых детей. В 50-е годы началось обучение детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и тяжелыми нарушениями речи. В 1981 г. решением коллегии Минпроса СССР было утверждено Положение о специальной школе для детей с задержкой психического развития.
Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации система специального образования состоит из восьми видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, реализующих 15 учебных программ. Кроме того, с 1998 г. для детей, ранее выведенных из общеобразовательных учреждений по состоянию здоровья, используется новая форма обучения в школах «надомного» обучения.
Одной из задач общего среднего образования в России является развитие сети образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждающихся в психолого-педагогической коррекции. Тенденция увеличения в нашей стране количества детей-инвалидов, недостаточность существующих форм обучения и воспитания, соответствующих потребностям и способностям детей данной категории, многочисленные проблемы их адаптации и социальной интеграции в общество (как следствие ущербной вторичной социализации) позволяют сделать вывод о несовершенстве социальной и образовательной политики в отношении детей с нарушениями развития. До сих пор в образовательной политике российского государства господствующей является ориентация на традиционное образование детей-инвалидов в специализированных учебных заведениях. В развитых странах Запада взят курс на инклюзивное образование детей-инвалидов в массовой школе вместе со здоровыми сверстниками, дающее лучшие результаты в подготовке детей к последующей жизни и их включению в общество.
Развитие инклюзивного образования в России - веление времени и обязанность социального государства, взявшего на себя как член ООН ряд обязательств по отношению к детям-инвалидам. Успешность реализации этих обязательств зависит не только от государства, но и от позиции общества по отношению к лицам с ограниченными возможностями вообще и к образованию этих детей-инвалидов, в частности.
Цель работы: рассмотреть особенности организации инклюзивного образовательного пространства в образовательной организации РФ на современном этапе.
Задачи работы:
1) рассмотреть понятие инклюзивного образования;
2) изучить опыт обучения детей с ограниченными возможностями в РФ;
Статистика всех стран мира, в том числе и России, показывает, что количество людей с ограниченными возможностями здоровья не уменьшается, отсюда – актуальность проблемы, вызванной необходимостью решения важных вопросов по обеспечению прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на качественное образование, что является неотъемлемой частью государственной политики и национальной стратегии защиты прав и интересов детей в Российской Федерации. Присоединившись к основным международным договорам в области прав человека (Декларации ООН о правах человека, Конвенции ООН о правах инвалидов, о правах ребенка) наша страна в целом, и все ее субъекты в частности, взяли на себя обязательства по соблюдению общечеловеческих прав, в том числе права на образование, детей с ОВЗ. Актуальность и своевременность этих действии очевидна, но при этом требуются существенные изменения во всех сферах общественной жизни, начиная с образовательной политики и заканчивая финансово-экономическим обеспечением данного процесса.
«Инклюзивное образование важно для всех членов общества: и для людей с ограниченными возможностями, и для тех, у кого нет проблем со здоровьем», – такое мнение высказал 15 октября 2014 года в Казани на пленарном заседании форума ОНФ «Качественное образование во имя страны» Президент России Владимир Путин. Он отметил, что коррекционные школы имеют свои плюсы и минусы. В коррекционных школах дети с ограниченными возможностями вырваны из общей среды, им труднее адаптироваться в обществе. Остальные дети, которые не сталкиваются со своими сверстниками с ограниченными возможностями, по-другому воспринимают их, отметил В.Путин. Он также прокомментировал закрытие коррекционных школ. «Закрытие коррекционных школ должно быть сопоставлено с возможностями инклюзивного образования, а этого, к сожалению, нет», – отметил В.Путин.
2. Основные понятия инклюзивного образования в России
Рассматривая проблему инклюзивного образования, необходимо раскрыть содержание таких понятий, как:
Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями в обучении) — дети, имеющие нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость их социальной защиты. В 23 статье Конвенции утверждается право на особый уход, образование и подготовку детей с особыми потребностями в развитии. В статье отмечается также, что эти дети не должны быть изолированными от общества из-за отрицательных социальных установок. Усилия по борьбе с детской инвалидностью должны концентрироваться на профилактике заболеваний (улучшение качества услуг здравоохранения и образования), раннем выявлении, развитии ребенка и реабилитации.
Лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – граждане, имеющие особенности в физическом и (или) психическом развитии, вследствие которых возникает потребность в специальных условиях получения образования (особые образовательные потребности).
Особые образовательные потребности – установленная компетентной группой специалистов (комиссией) потребность гражданина в создании для него определенных специальных условий получения образования.
Специальные условия получения образования – совокупность специальных образовательных программ и методов развития и обучения, условий, отвечающих потребностям обучающихся ОВЗ, включая учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, индивидуальные технические средства развития и обучения, средства коммуникации и доступность среды обучения (воспитания), а также психолого-педагогических, медицинских, социальных и иных услуг, необходимых обучающимся/воспитанникам с ОВЗ для получения образования в соответствии с их способностями и психофизическими возможностями в целях развития социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе приобретения навыков самообслуживания, подготовки к трудовой, в том числе профессиональной, деятельности и самостоятельной жизни.
Инклюзивное образование – это комплексный процесс обеспечения равного доступа к качественному образованию детей с ОВЗ путем организации их учебы в образовательных учреждениях на основе применения личностно ориентированных методов обучения, с учетом индивидуальных особенностей учебно-познавательной деятельности таких детей. Инклюзивное обучение делает акцент на персонализации процесса обучения, на разработке индивидуальной образовательной программы (ИОП).
Инклюзия касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся учащихся и членов их семей, учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. Поэтому деятельность образовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Инклюзивное обучение – это одна из форм обучения детей с ОВЗ, которая не должна вытеснять традиционно сложившиеся формы эффективной помощи детям-инвалидам, сложившиеся и развивающиеся в специальном образовании. Подлинная инклюзия не противопоставляет, а сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними.
Несмотря на интерес педагогов, психологов, социологов (H.H. Малофеев, Н.И. Скок, Е.Р. Ярская-Смирнова, Т.А. Добровольская и Н.Б. Шабалина, В.П. Гудонис, Н.Д. Шматко и др.) к вопросам интеграции в социальную среду лиц с различными нарушениями развития, эта проблема остается недостаточно разработанной в теоретическом и практическом плане, о чем свидетельствует малочисленность фундаментальных работ, Противоречивость взглядов на качественную оценку интеграционного процесса и фрагментарность его практического осуществления в современной России. В трудах Т.А. Добровольской и Н.Б. Шабалиной оформились основные условия и способы социальной интеграции людей с инвалидностью. Н.И. Скок существенно расширила понятийное представление о возможностях инвалидов. Е.Р. Ярская-Смирнова положила начало исследованию понятия «нетипичности» в российской социологии, а также уделила внимание понятию «инклюзивное обучение». Необходимо также заметить, что сущность и содержание этих понятий и процессов, за ними стоящих, также разрабатывались такими учеными, как: Е. А. Ямбург, В.М. Астаковым, Т.С.Зыковой, В.А.Лебединским, Н.В. Цукерманом, Е.С.Худяковой, Э. И. Леонгард, Б. Д. Корсунской, Г. Л. Зайцевой, Н. Н. Малофеевым, Н. Д. Шматко, А. Н. Коноплевой, Т. В. Пелымской, Т. Л. Лещинской и др.
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети — индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет Инклюзивное Образование (ИО), тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Обучение в инклюзивных школах позволяет детям приобрести знания о правах человека (хотя им это не преподается специально), а это ведет к уменьшению дискриминации, так как дети учатся общаться друг с другом, учатся распознавать и принимать различие.
Обоснование необходимости инклюзивного образования:
- обязательства по правам человека и правам детей должны рассматриваться в равной степени;
- анализ того, что отвечает истинным интересам каждого ребенка, определяет, что именно является для него благом. Факты говорят, что институционная (например, в интернатах, школах-интернатах) опека далеко не всегда отвечает интересам опекаемых людей;
- анализ данных говорит о том, что социальные услуги улучшаются в результате того, что становятся более гибкими и адаптируемыми;
- в тех случаях, где ресурсы ограничены, результат может быть достигнут без дополнительных ресурсов, если отношение и поведение участников поддерживают методологию инклюзии.
Важно знать некоторые ключевые принципы инклюзивного образования именно для того, чтобы не «импортировать» систему в другую культуру и сообщество, а реализовывать свои собственные идеи на основе общих принципов:
- дети ходят в местный (находящийся рядом с домом) детский сад и школу;
- программы раннего вмешательства осуществляются на основе принципа инклюзии и готовят к интегративному (в российской практике «комбинированному») детскому саду. Все дети со специальными нуждами в обучении должны иметь право на место в детском саду;
- методология разработана для поддержки в обучении детей с различными способностями (таким образом, улучшается качество обучения не только детей с особыми потребностями, но и показатели всех детей);
- все дети участвуют во всех мероприятиях, где класс и школьная среда (спортивные мероприятия, представления, конкурсы, экскурсии и пр.) являются инклюзивными;
- индивидуальное детское обучение поддерживается совместной работой учителей, родителей и всеми теми, кто может оказать такую поддержку;
- инклюзивное образование, если оно основано на правильных принципах, помогает предотвратить дискриминацию в отношении детей и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом;
Таким образом, инклюзия в образовании - это процесс, осуществление которого предполагает не только техническое или организационное изменение системы, но и изменение философии, образования. Причём, изменения при инклюзии, затрагивают в значительно, большей степени массовые школы, нежели специальные . Инклюзия в образовании включает в себя:
1. Признание для общества равной ценности всех учеников.
2. Повышение степени участия всех учеников школы во всех аспектах школьной' жизни - и одновременное снижение уровня изолированности некоторых групп учащихся:
3. Изменение педагогических методов работы школы таким образом, чтобы школа могла полностью соответствовать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой.
4. Анализ, изучение и преодоление барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для- всех учащихся школы, а не только для тех, кто имеет инвалидность или специальные образовательные потребности.
5. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом, а не только какой-либо одной группы.
6. Различия между учениками - это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать.
7. Признание того, что инклюзия в образовании - это один из аспектов инклюзии в обществе.
Однако, при всей важности идеи инклюзивного образования, надо понимать, что в существующих условиях оно вряд ли станет доступным для всех детей с нарушениями: прежде всего, оно вряд ли коснется детей с мультинарушениями в тяжелой форме и детей с тяжелыми ментальными нарушениями. Эта категория детей с сенсорными нарушениями в тяжелой форме являются перспективной группой, и они способны и должны получать образование наравне со здоровыми сверстниками при наличии необходимых средств реабилитации.
Параллельно с исследованиями психолого-педагогических условий интеграции детей-инвалидов в общество, учёными, совместно с представительством Министерства образования, Министерства здравоохранения, Министерства социальной защиты населения разрабатываются нормативные документы, обеспечивающие инвалидам социальные гарантии и права; социальные программы по охране детства и дальнейшему развитию систем образования детей с ОВЗ.
Таким образом, различные аспекты интеграции исследованы, разработаны и внедрены в разной степени.
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Проект «Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развития модели адаптивной общеобразовательной школы» представляет собой нормативно-управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения и проблемы, основные тенденции, главные цели, задачи и направления обучения, воспитания, развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, особенности организации, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса и инновационных преобразований учебно-воспитательной системы, критерии, основные планируемые конечные результаты.
В процессе реализации проекта в рамках деятельности школы осуществляется развитие модели адаптивной школы, в которой обучение, воспитание, развитие и коррекция здоровья каждого ребёнка с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы осуществляется на основе личностно-ориентированного подхода через модернизацию приоритетов деятельности педагогического коллектива. Содержание специального (коррекционного) образования в школе направлено на формирование у обучающихся, воспитанников жизненно важных компетенций, готовя детей с ОВЗ к активной жизни в семье и социуме.
Раздел I. Общие данные
Название проекта
Организация учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы
Основания для разработки: Федеральный закон «Об образовании в РФ»;
Заказчик: учредитель, родители
Разработчик
Директор
Основные исполнители: директор, администрация, педагогический коллектив обучающиеся, технические работники, родители
Сроки реализации: 2014 – 2017 годы
Конечная цель:
Оптимизация модели общеобразовательной школы, обеспечивающей успешную социализацию выпускников в современном обществе
Задачи учреждения:
Оптимизация культурно-образовательной функции школы, направленной на коррекцию недостатков развития и формирования навыков учебной деятельности, позволяющих детям с ОВЗ развивать умения учиться и жить в условиях специально организуемого учебно-воспитательного процесса, а так же полноценно участвовать в культурной, спортивной, деятельности местного сообщества.
Усиление регулятивно-воспитательной функции школы, направленной на формирование ценностных установок и отношений; развитие мотивационной культуры личности как основы для формирования механизмов регуляции эмоционально-волевой сферой, нейтрализации дезадаптивных форм поведения у школьников;
Совершенствование организации учебного процесса в целях сохранения, укрепления и коррекции здоровья обучающихся;
Организация работы по обеспечению социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
Создание условий для повышения профессионализма педагогических работников школы.
Основные направления деятельности:
Создание условий для формирования адаптивной учебно-воспитательной системы по отношению к образовательным запросам обучающихся и их родителей, а также современного общества.
Создание условий для развития инновационной деятельности педагогов через мотивацию профессиональной деятельности.
Создание условий для формирования жизненно важных компетенций у обучающихся во время УВП.
Создание условий, обеспечивающих охрану жизни, сохранение, коррекцию и развитие здоровья у обучающихся во время УВП.
Расширение материально-технической базы образовательного учреждения
Создание условий для реализации индивидуального обучения и воспитания в процессе работы с семьями, воспитывающими ребёнка с ОВЗ
Принципы реализации проекта:
- принцип гуманности, предполагающий соблюдение прав учителя и ребенка, закрепленные Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации», Декларацией прав ребенка, Конвенцией о правах ребенка и другими нормативными документами; создание в школе атмосферы заботы о здоровье и благополучии, уважении чести и достоинства личности ребёнка, педагога;
- принцип личностно-ориентированного подхода, состоящий в признании индивидуальности каждого ребёнка; обучение выступает как средство развития личности каждого обучающегося;
- самореализация как процесс раскрытия и развития природных возможностей, задатков каждого ребёнка;
- принцип интеграции действий педагогов в единую систему индивидуального комплексного динамического сопровождения развития ребёнка с ОВЗ на всех этапах обучения в школе;
- принцип сотрудничества, который регулирует построение взаимоотношений в школе на основе взаимного уважения и доверия учителей, учеников и родителей;
- принцип целостности деятельности школы на основе единства процессов коррекции, развития, обучения и воспитания обучающихся, воспитанников;
- принцип научности, предполагающий развитие у обучающихся понимания места и роли человека в современном мире; создание эффективной системы научно-методического информирования педагогов, постоянного повышения уровня их научной эрудиции и культуры, профессиональной компетенции;
- принцип программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
- принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы; использование различных методик и технологий с учетом изменений социального заказа, потребностей и интересов участников образовательного процесса;
- принцип эффективности социального взаимодействия, который предполагает формирование у обучающихся, воспитанников навыков социальной адаптации, самореализации;
- принцип индивидуализации, включающий всесторонний учёт уровня развития способностей каждого ребёнка, формирование на этой основе личных программ стимулирования и коррекции развития обучающихся, воспитанников; повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ребёнка;
- принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании, который предполагает организацию образовательного процесса на наглядно-действенной основе.
Ожидаемые результаты проекта:
- Построение модели адаптивной школы, обеспечивающей равный доступ к услугам образования детей с ОВЗ с учетом меняющегося контингента учащихся (состав школьников может меняться по картине нарушений и отклонений у каждого ребенка).
- Обеспечение условий для максимальной самореализации каждого воспитанника на основе использования инновационных коррекционных технологий, позволяющих оптимально решать проблему компенсации дефекта, развитие личности.
- Функционирование школы как системы, обеспечивающей формирование жизненно важных компетенций у обучающихся, воспитанников на максимально возможном и качественном уровне в соответствии с индивидуальными возможностями личности, их успешную самореализацию в социальном включении.
- Создание здоровых и безопасных условий труда и учёбы.
- Создание адекватной системы определения детей с ОВЗ, обеспечение более благоприятными условиями для их развития и включения в общественно полезную деятельность;
- Укрепление кадрового потенциала школы узкими специалистами, расширение штата сотрудников, совершенствование системы повышения квалификации педагогов школы.
Система организации контроля исполнения:
- Управление реализацией проекта осуществляют администрация школы Педагогический совет.
Утверждение плана мероприятий по внедрению проекта.
Решение педагогического совета.
4. Характеристика образовательного пространства
На основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации общеобразовательной школы имеет право на осуществление образовательной деятельности по общеобразовательным программам. Учебный план школы на 2015-2016 учебный год скорректирован c учетом запросов родителей, образовательных потребностей обучающихся. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Школьный компонент распределен на изучение предметов по базисному учебному плану и на элективные курсы с целью коррекции знаний учащихся, подготовки к государственной итоговой аттестации.
Целевое назначение создания адаптивной образовательной среды - создание в школе гуманной педагогической среды с целью социально – персональной реабилитации детей с ОВЗ, в том числе и умственно отсталых учащихся и последующей их интеграции в современном социально – экономическом и культурно – нравственном пространстве.
Школа ориентируется на формы инклюзивного (включенного в общеобразовательные классы) образования детей с проблемами здоровья, обеспечивает повышение квалификации специалистов, способных успешно работать в инклюзивных классах, а также специалистов осуществляющих обучение таких учащихся на дому.
Важным условием эффективности инклюзивного образования является профессиональная подготовка педагогов общего образования и специалистов сопровождения, способных реализовать инклюзивный подход. Они нуждаются в специализированной комплексной помощи со стороны специалистов в области коррекционной педагогики, специальной и педагогической психологии, в понимании и реализации подходов к индивидуализации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, анализ кадрового состава позволяет сделать вывод о том, что уровень знаний педагогов в области психологических и физиологических особенностей данной категории детей повышается за счет организации методической работы школы по данному направлению и путем самообразования, через организацию и проведение семинаров, мастер – классов на базе образовательного учреждения.
Материально-техническое оснащение школы позволяет обеспечить организацию обучения детей с ОВЗ по общеобразовательным программам. Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, имеют освещение и тепловой режим, соответствующие санитарно-гигиеническим требованиям. В распоряжении детей спортзал, библиотека, кабинет информатики.
Условий для создания безбарьерной среды в школе пока нет. Школа участвует в программе «Доступная среда», согласно которой планируется улучшение материально-технической базы школы: строительство пандуса, оборудование кабинета психолога и логопеда и т.п. Все учащиеся с ОВЗ обеспечены учебниками.
Приоритетные направления в деятельности школы в вопросах инклюзивного образования могут быть реализованы лишь при четком, взаимодополняющем взаимодействии основных структурных блоков:
- педагогическая работа, обеспечивающая базовое образование в соответствии с требованиями образовательных программ;
- работа, обеспечивающая коррекционную направленность обучения и воспитания и комфортность учащихся в рамках образовательного пространства школы;
- дополнительное образование;
- психолого-педагогическое сопровождение, направленное на социализацию учащихся;
- воспитательная работа, обеспечивающая становление ценностных ориентаций личности;
- внедрение здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих формирование стереотипа здорового образа жизни.
Необходимо отметить, что каждое из перечисленных приоритетных направлений очень многогранно. Предполагается корректировка поставленных перед коллективом конкретных задач по мере продвижения к намеченной цели.
Таким образом, в ходе реализации проекта обеспечивается содействие получению учащимся с ограниченными возможностями здоровья качественного образования, необходимого для реализации образовательных запросов и дальнейшего профессионального самоопределения, в соответствии с его специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием нервно-психического и соматического здоровья, с учетом реальных возможностей образовательного учреждения (материально-техническая база, обеспечение квалифицированными педагогическими кадрами и специалистами медицинского и коррекционного профиля, методическое обеспечение образовательного процесса).
Контроль за реализацией инклюзивного образования в школе проводится по следующим направлениям:
- обеспечение доступности, качества и эффективности специального образования;
- состояние здоровьеформирующей образовательной среды;
- создание и развитие комплексной системы информационного обеспечения;
По направлению реализации проекта в части обеспечения доступности, качества и эффективности коррекционного образования проводится мониторинг результативности учебного процесса, который включает в себя диагностические тесты, контрольные работы изучения уровня развития личности.
5. Выводы
Осознание необходимости и перспективности перехода к инклюзивной форме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья высвечивает ряд проблем, требующих безотлагательного решения:
- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию инклюзивной формы образования;
- отсутствие экономических и финансовых механизмов реализации инклюзивного образования в соответствии с финансовыми нормативами затрат, в которые включаются затраты на создание специальных условий обучения (воспитания) учащихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе;
- недостаточное развитие в образовательных учреждениях развивающей адаптивной среды, условий доступности, безбарьерной среды жизнедеятельности;
- нехватка специалистов, подготовленных для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условия инклюзивного образования;
- недостаточное методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса, не способное удовлетворить потребности специалистов сопровождения и педагогов, включённых в инклюзивную практику;
- неготовность общества и самих лиц с ограниченными возможностями здоровья к взаимному принятию.
Приоритетными направлениями работы по организации инклюзивного образовательного процесса должны стать:
- научное и методическое обеспечение деятельности педагогических коллективов, участвующих в реализации инклюзивного образовательного процесса;
- психологическое сопровождение всех субъектов инклюзивного образовательного процесса (дети, родители, педагоги, тьюторы);
- проектирование процесса взаимодействия различных уровней образовательной системы;
- разработка практико-ориентированных технологий индивидуального обучения и психолого-педагогического сопровождения процесса включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду;
- моделирование компонентов и содержательного наполнения инклюзивной образовательной среды путем создания гибких образовательных стандартов для детей с разным уровнем стартовых возможностей;
- разработка региональной программы обеспечения условий доступности получения качественного образования детей с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства в вариативных формах;
- межведомственное взаимодействие по вопросам раннего выявления и социальной поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей;
- информированность лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов о возможности оказания услуг в сфере получения высшего образования;
- адаптация учебного процесса к особым потребностям студентов-инвалидов (безбарьерность при передвижении, восприятии информации, развитие форм дистанционного обучения и др.);
- создание системы реабилитационных, социально-психологических услуг, сопровождающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья на всем пути обучения;
- привлечение общественных организаций к процессу экспертной оценки условий, необходимых для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с целью дальнейшей разработки и реализации образовательных проектов.
6. Литература
- «Для чего нам нужно инклюзивное образование?» / В сб. «Программа развития региональных систем образования: на материалах III Байкальского образовательного форума (г. Улан-Удэ, 2–4 июля 2011 г.) // Улан-Удэ: Изд-во «Бэлиг». 2011 г.
- «Инклюзивное образование: право, принципы, практика». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС». 2009 г. – «Инклюзивное образование: ключевые понятия». / Н.В. Борисова, С.А. Прушинский. // М.: Владимир, ООО «Транзит-ИКС».
- «Участие общественных организаций людей с инвалидностью в развитии инклюзивного образования». / Перфильева М.Ю., Симонова Ю.П., Прушинский С.А. // М.: РООИ «Перспектива», ООО «Типография Гарант». 2012 г.
- Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. http://school.msk.ort.rU/integration/index.php7pH:eachersp ¡ г.27., Воронин, Г.Л./ Г.Л.Воронин //
- Беличева С.А. Социально-педагогическое обследование и поддержка семей группы риска / Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы - 2005. - № 2. - С. 21-32.
- Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.
- Борисова Н. В. Инклюзивное образование: ключевые понятия / Н. В. Борисова, С. А. Прушинский. М.: Перспектива; Владимир: Транзит-ИКС, 2009. - 47 с. - ISBN 978-5-8311-0423-3.
- Выготский JI.C./ Педагогическая психология 1 2008»;:; ACT; 978-5-17-049976-2.
- Гилевич И.М. Если ребенок со сниженным слухом учится в массовой школе / И.М. Гилевич, Л.И. Тигранова // Дефектология: 1995; - № 3. -. С. 39-46;
- Голиков Н. Индивидуальная помощь, ребенку-инвалиду в условиях обучения в массовом образовательном учреждении / Н. Голиков // Учитель. — 2006.-№ 1.-С. 22-24.
- Гудонис, В. П. Незрячий в обществе: социальные меридианы / В.П. Гудонис // Мир психологии. - 2001. -№2. -С. 186-197.
- Дайджест по инклюзивному образованию. 2010, июнь. http://orttoHfe2.ucoz.m/publ/rabotaiobrazovanie/dajdzhestpoinkljuzivnomuo
- Дементьева Н.Ф Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями. / Н.Ф. Дементьева, Г.Н.,Багаева Т.Н. Исаева. М.:Изд-во Ин-та социальной работы, 1996.
- Добровольская, Т.А. Инвалид и общество: социально-психологическая интеграции / T.A. Добровольская, Н.Б. Шабалина. - Социологические исследования. - 1991. -№ 5. - С. 3-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Организация профессионально - ориентированного образовательного пространства обучающихся в учебно - профессиональной деятельности"
Целью работы является раскрытие задач по формированию системного дифференцированного педагогического подхода в подготовке высококвалифицированных конкурентоспособных рабочих и служащих сферы сервиса и...
Статья по теме: "Индивидуальный образовательный маршрут, как способ организации инклюзивного обучения детей с особыми образовательными потребностями "
Инклюзивное образование (фр.Inclusif- включающий в себя лат. Include- заключаю ,включаю). - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех....
Стать "Особенности обучения иностранному языку в начальной школе"
На мой взгляд, раннее обучение иностранному языку дает большой практический эффект в плане повышения качества владения первым иностранным языком, создает базу для продолжения его изучения в основной ш...
Особенности организации инклюзивного образования в образовательных учреждениях
Педагогика. Инклюзивное образование....
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ (из опыта работы учителя)
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ(из опыта работы учителя)...
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В данной работе раскрыты проблемы образования детей с ограниченными возможностями здоровья и изучена роль английского языка при адаптации детей с ОВЗ в обществе.Ключевые слова. Инклюзивное образование...
Статья "Применение ИКТ в образовательном пространстве"
Сборник статей...