Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствие по ФГОС
статья на тему

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezis_obrazovatelnoy_sredy.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствие по ФГОС

Гаврильева Альбина Маратовна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 29 «Мичээр»

 с Чапаево, Хангаласский улус Республика Саха (Якутия)

Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды в ДОУ. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Тема: Организация предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствие по ФГОС, в которой пребывает ребенок.

Девиз: На развитие личности ребенка влияет не только наследственность и воспитание, но и немаловажное значение играет среда, в которой пребывает ребенок.

Проблема

Создать необходимые условия для гармоничного развития детей дошкольного возраста, изменить традиционные способы организации предметно-развивающей среды, с учетом особенностей восприятия мира современным ребенком. Заинтересовать родителей    в организации предметно-развивающейся среды.

  Актуальность проблемы  

  В соответствии с ФГОС  программа должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной деятельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а так же при проведении режимных моментов.

Развивающая среда способствует установлению, утверждению у дошкольников чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способности, стимулирует проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому испытываем повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Цель: Создание предметно-развивающейся среды, комфортных и  благоприятных условий для полноценного проживания детей дошкольного детства,  их  гармоничного развития и саморазвития, формирования  основ базовой культуры личности, всестороннего развитие психических и физических качеств в соответствии  с ФГОС. Привлечь внимание родителей к проблеме создания предметно-развивающей среды в ДОУ.

Задачи:

1. Изучить и внедрить в практику новых подходов к организации предметно-развивающей  среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников.

2. Организовать развивающую среду, способствующую эмоциональному и психическому  благополучию в  своевременном всестороннем развитии каждого ребенка с учетом их потребностей, наклонностей  и интересов.

3.Создать условия для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной), их интеграция  и творческая организация (креативность) в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса

4.Организовать единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Планируемый результат:

Реализация проекта обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка. Создаст творческую атмосферу в работе педагогов.  Будет способствовать свободному ориентированию в пространстве и времени, поможет  воспитанникам  легко адаптироваться к особенностям школьной жизни. Возрастет интерес родителей  созданием предметно-развивающей среды в группе.

Построение предметно-развивающей среды в группах:

Помещение и участок группы соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим требованиям, нормам и правилам пожарной безопасности.

В группах  оборудованы отдельная  спальная и раздевальная  комнаты, туалетная комната. В групповых комнатах созданы центры активности, подобраны разнообразные дидактические пособия, аудиоматериал, игрушки соответствующие  интересам детей, возрастными и личностными особенностями.  Мебель подобрана в соответствии с ростом и возрастом детей. Развивающая предметная среда группы  оборудована с учетом возрастных особенностей детей, связана между собой по состоянию и стилю. Однако предметно-развивающая среда еще  не полностью соответствует ФГОС.

Правильно организованная предметная развивающая среда, направленная на личностно - ориентированное развитие ребёнка, стимулирует общение, любознательность, способствует развитию таких качеств, как инициативность, самостоятельность, творчество.

Предметная среда, организованная с учётом индивидуализации пространства жизни ребёнка, отличается  динамизмом. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными и стараются максимально использовать свои возможности и навыки.

Важно ещё то, что работа по обновлению предметной среды объединяет всех участников образовательного процесса: педагогов, детей и родителей.

Такая предметная развивающая среда не остаётся постоянной, она всегда открыта к изменениям, дополнениям в соответствии с меняющимися интересами детей.

Методические рекомендации по размещению игровых материалов в групповой комнате:

- Все материалы для свободной самостоятельной деятельности должны быть доступны детям и иметь постоянное место

- Так как дети3-4 лет   не умеют взаимодействовать и предпочитают игры рядом, но не вместе; поэтому надо размещать строительный материал в нескольких местах группы.

- Постройки детей из строительного материала и конструкции сохраняются до тех пор, пока не будут разрушены или разобраны самими детьми.

 - Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку для оформления декора группы

- По окончании работы надо побуждать детей к совместной уборке материала, раскладывая его по цвету и форме и на свои места, где должен стоять материал

Рекомендация по организации предметно-развивающей среды:

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:

1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по созданию предметно-развивающей среды в кабинете.

Предметно-развивающая среда- уютная, комфортабельная уютная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами. В данных местах дети могут хорошо отдохнуть, расслабиться и за...

ПК 4.2 Предметно-развивающая среда учебного кабинета начальных классов

Создавать предметно-развивающую среду в кабинете....

Современные требования к созданию коррекционно-развивающей (предметной) среды в кабинетах начальных классов в соответствии с ФГОС ОВЗ, ФГОС УО

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления  личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций....

Создание предметно-развивающей среды в ДОУ

                                                  План:1. Понятие ра...