Методическая разработка практического занятия по МДК 03.01 «Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя» Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе
методическая разработка на тему

Представлен опыт проведения учебного занятия, построенного в контексте технологии проектного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Брянской области

ГБОУ СПО «Трубчевский профессионально-педагогический колледж»

                                     

  Пешкова Т.Н.

Методическая разработка

практического занятия по МДК 03.01

«Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя»

Тема: Защита проекта предметно-развивающей среды класса в начальной школе

Трубчевск, 2014

Пояснительная записка

     Данное внеклассное занятие проводилось как форма итогового завершения промежуточного этапа освоения педагогической профессии в рамках ПМ 03 «Классное руководство».

     Проблема повышения качества подготовки учителей начальных классов, несомненно, связана с внедрением новых образовательных технологий в образовательный процесс колледжа. Одной из таких технологий выступает технология проектного обучения. Технология проектного обучения является одним из вариантов практической реализации идеи продуктивного обучения. Продуктивное обучение (в отличие от традиционного практического обучения) характеризуется тем, что образовательный процесс имеет на выходе индивидуальный опыт продуктивной деятельности. В современном образовании проектное обучение рассматривается как средство формирования субъектной позиции обучающегося в учебном процессе, средство развития его познавательных возможностей и потребностей. Целью проектного обучения является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательной программы, а реальное развитие и обогащение собственного опыта студентов и их представлений о профессиональной деятельности. Создание проекта как реальной деятельности обучающегося обеспечивает также условия для самовыражения и самореализации его личности.

     Актуальность методической темы подтверждается  также требованиями ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах, где в качестве профессиональной компетенции (ПК 4.5) обозначено умение  «участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования» [2].

     Занятие проводится в рамках ПМ 03 Классное руководство, обеспечивающего подготовку учителя начальных классов в соответствующем виде профессиональной деятельности. Современное видение классного руководства характеризуется усилением такого акцента в деятельности классного руководителя, как создание условий для личностного развития каждого ученика, развития его индивидуальности и заложенного потенциала.  Благоприятный вариант развития личности возможен только в условиях комфортной среды: как социальной, так и предметно-информационной. В связи с этим одной из проблем классного руководителя  выступает проблема создания комфортной, развивающей среды в классе, где на протяжении 4-х лет протекает жизнь школьника.

     Важным элементом среды является предметная среда. В рамках этой проблемы профессиональной деятельности классного руководителя была определена тема учебного занятия: Разработка и защита проектов элементов (зон)  предметно-развивающей среды в классе (классной аудитории). Учёт факторов сложности поставленной перед студентами задачи, большого объёма информации, ограниченности учебного времени на обсуждение данного вопроса привёл к идее разделения предметной среды на зоны, проекты которых должны разрабатывать и защищать студенты. При подготовке и проведении занятия учитывались знания и  опыт студентов, приобретённые ими в процессе освоения ПМ 02 Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников, а именно, знание теории проектной деятельности и опыт создания технологического практико-ориентированного проекта. Студентам также был предоставлен выбор: работать в паре или индивидуально.

    Цель проектной деятельности: создание проекта элемента (зоны)  предметно-развивающей среды классной аудитории.

     Задачи:

  1. Вхождение в проблему создания предметно-развивающей среды класса через ознакомление с информацией, предоставленной преподавателем.
  2. Самостоятельное исследование в тематическом поле по избранной зоне среды.
  3. Создание проекта выбранной зоны.
  4. Подготовка презентации проекта и его защиты.
  5. Защита проекта.

     Педагогическая цель: формирование опыта проектирования элементов предметно-развивающей среды классной аудитории.

     Педагогические задачи:

  1. Побуждение обучающихся к самостоятельному исследованию профессиональной проблемы создания комфортной среды для развития учащихся.
  2. Совершенствование опыта и технологической культуры осуществления проектной деятельности.
  3. Освоение технологии проектной деятельности как инструмента профессиональной деятельности классного руководителя.

     Примерная тематика вопросов для разработки проектов: перечень возможных элементов предметно-развивающей среды:

  • зона спокойной деятельности («спокойная зона»)
  • зона активного отдыха (двигательная зона)
  • зона рекреации (зона психологической разгрузки)
  • зона творчества
  • зона социальных контактов
  • зона игры и отдыха
  • зелёная зона

      В соответствии с технологией проектировочной деятельности работа была организована в 3 этапа.

     Первый этап – подготовительный – проводился на аудиторном практическом занятии, на котором осуществлялось погружение в проблему   (чтение и обсуждение информации), выбор зоны для разработки проекта и последующей защиты, определение состава групп (пар) и планирование работы. (Инструктивная карта занятия представлена в Приложении 1). В качестве дополнительной информации для студентов в электронном банке кабинета №3 была подготовлена папка «Развивающая среда кабинета» (см. Приложение 4: диск с записью папки).

На этом же занятии была представлена критериальная база оценки проекта.

     На втором этапе осуществлялась внеаудиторная  самостоятельная работа. Её задачи: определение целевого (функционального) назначения выбранной зоны; отбор объектов для наполнения зоны; составление матрицы проекта; разработка электронной презентации проекта; подготовка его защиты. На этом этапе студенты были ознакомлены с критериями оценки проекта.

     Третий этап – защита проекта на аудиторном практическом занятии.

     Цель данного занятия: формирование опыта защиты проекта предметно-развивающей среды классной аудитории.

     Задачи занятия:

  1. Формирование опыта представления продукта своей проектной деятельности.
  2. Развитие умений обосновывать свой вариант проекта через показ назначения каждого объекта среды.
  3. Формирование педагогического мышления через показ целеполагания в матрице проекта.
  4. Развитие умений аргументировать и отстаивать свои позиции и идеи.
  5. Формирование технологической культуры проектной деятельности.
  6. Закрепление опыта выступления перед аудиторией как элемента подготовки к квалификационному экзамену по ПМ 03 Классное руководство в форме защиты портфолио.

Планируемые результаты:

  • знания в области решения проблемы создания в классе комфортной  для развития личности предметно-развивающей среды;
  • опыт представления продукта своей проектной деятельности;
  • опыт публичного выступления;
  • элементы самооценки профессиональной деятельности в аспекте решения данной проблемы.
  •   Таким образом, решение задач каждого этапа в комплексе прямо или косвенно обеспечивает условия для процесса формирования следующих компетенций учителей начальных классов:
  • ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
  • ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.
  • ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
  • ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, анализа деятельности других педагогов.
  • ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде проекта и выступления.
  • ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
  • ОК 2. Организовывать собственную профессиональную деятельность, определять методы решения профессиональных задач.
  • ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач.
  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
  • ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнёрами.
  • ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

План занятия

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Представление презентаций студентами: защита проектов.
  3. Итоговая беседа: рефлексия затруднений.

Ход занятия

1. Вступительное слово преподавателя

     Современное видение классного руководства характеризуется усилением такого акцента в деятельности классного руководителя, как создание условий для личностного развития каждого ученика, развития его индивидуальности и заложенного потенциала.  Благоприятный вариант развития личности возможен только в условиях комфортной среды: как социальной, так и предметно-информационной. В связи с этим одной из проблем классного руководителя  выступает проблема создания комфортной, развивающей среды в классе, где на протяжении 4-х лет протекает жизнь школьника.

     Важным элементом среды является предметная среда. Она тоже должна выполнять функции развития обучающихся.  

Слайд: Предметно-развивающая среда представляет собой систему материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития.

     Такое понимание среды ставит учителя перед необходимостью тщательного отбора объектов, окружающих учащихся. Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

     Сегодня вы представите своё видение элементов предметно-развивающей среды в разработанных вами проектах. Постарайтесь обосновать развивающее влияние отобранных объектов. (Инструктивную карту см. в Приложении 2).

     В качестве экспертов, оценивающих вашу работу, будут преподаватели МДК 03.01. Вместе с тем, слушатели защиты имеют право задавать вопросы разработчикам проекта. Вопросы, заданные по существу, будут также оцениваться экспертами и могут повысить рейтинг оценок по МДК тем, кто задал эти вопросы.

     2. Представление презентаций студентами: защита проектов.

Эксперты работают с таблицей оценки результатов защиты проекта (см. Приложение 3). В приложении 4 на диске представлены материалы защиты в форме презентаций).

     3. Итоговая беседа: рефлексия затруднений.

- Какие затруднения встретили в процессе разработки проекта?

- Какая информация преобладает в поле поиска?

- Какие трудности предполагаете на этапе реализации проекта?

Резюме: В процессе решения проблемы организации предметно-развивающей среды класса учитель столкнётся с проблемой наличия достаточного пространства для обеспечения всех необходимых условий для комфортного пребывания ребёнка в школе. Одним из способов решения этой проблемы является совмещение зон кабинета. Мы постарались показать это через показ защиты близких по назначению зон предметно-развивающей среды. Вторая проблема – проблема поиска инвестора, т.к. создание зон – затратная сфера обеспечения комфорта. Вы правильно определили состав участников реализации проекта. В качестве дополнения можно предложить идею спонсорства. Третья проблема – эстетизация зон кабинета, не нарушающая единое пространство помещения. Решение этой проблемы потребует от самого учителя самообразования в вопросах дизайна помещения, привлечения специалистов в этой области. Таким образом, мы только прикоснулись к проблеме организации предметно-развивающей среды в классе. Надеемся, что вы не только расширили свои профессиональные знания, обогатили профессиональный опыт, но и открыли новые области своего незнания, что не менее важно для профессионального самообразования.

Образовательные ресурсы

  1. Современный кабинет начальных классов. Нормативные документы, информационно-методические материалы, рекомендации /Сост. Т.А.Кобзарева, И.Б. Бабаян, И.Г. Судак. – Волгоград: Учитель, 2013. – С. 86-103.
  2. ФГОС СПО по специальности 050146 Преподавание в начальных классах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯТеоретические и методические основы деятельности классного руководителя   Рабоч...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы раздела ПМ 2. Взаимодействие классного руководителя с родителями /МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя/

заданий Методические рекомендации содержат задания различного уровня сложности: обязательные и дополнительные, а также пояснения к их выполнению....

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

Методическая разработка практического занятия для студентов специальности 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема: Создание переключателей в Microsoft Power Point.

Методическая разработка практического занятия для студентов специальности 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации» Тема: Создание переключателей в Microsoft Power Point. ...

Методическая разработка практического занятия по общепрофессиональной учебной дисциплине "Экономические и правовые основы производственной деятельности"

Методическая разработка практического занятия в составе раздела «Правовые основы производственной деятельности» общепрофессиональной учебной дисциплины ОП.04 Экономические и правовые основы производст...

Методическо руководство к практическим занятиям по МДК.03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя

Методическое руководство предназначено для организации учебного процесса по изучению междисциплинарного курса 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя по ПМ.03 Кла...