Презентация" Методика коррекционно- развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития"
презентация к уроку на тему
В презентации представлена методика коррекционно - развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_korrektsionno_-_razvivayushchih_zanyatiy_s_ispolzovaniem.pptx | 128.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План . 1.Введение в тему. 2. Требования к подготовке и проведению комплексных логопедических занятий. 3.Этапы и направления логоритмических занятий. 4.Логоритмические упражнения по этапам. 5.Примеры логоритмических упражнений.
Что же такое логоритмика? Для преодоления речевых нарушений и сопутствующих нарушений (общая моторика, мелкая моторика рук, артикуляционный аппарат, звукопроизношение, просодика , психическое развитие) необходим комплексный подход, включающий в себя логопедическое, музыкально – ритмическое воздействие. Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Логоритмические упражнения способствуют развитию слухо – двигательных связей посредством эмоциональной регуляции движений и действий, стимулируемых музыкальным сопровождением. Включение в содержание занятия движений и действий по подражанию, по образцу и по графическим схемам позволяет отрабатывать систему зрительно – двигательной координации.
Требования к подготовке и проведению комплексных логопедических занятий. 1.Подобрать музыкальное сопровождение к музыкально – двигательным, художественно – изобразительным, музыкально – дидактическим играм и упражнениям в соответствии с возрастом и психическим развитием детей. 2.Включить в занятия упражнения для развития общих речевых навыков, речевые игры и другие логоритмические задачи, позволяющие решать коррекционные задачи. 3.Расширять словарный запас, вырабатывать грамматически правильную речь. 4.Следить за качеством движений, соблюдением правил игры, отрабатывать упражнения, которые вызвали затруднения у ребёнка. 5.Разучивать тексты попевок, чистоговорок. 6.Учитывать равномерность распределения психофизической и речевой нагрузки. Занятия проводит учитель – логопед. Каждое занятие должно планироваться как игра- сказка, где ребёнок является основным действующим лицом и на своём примере обучает сказочных персонажей. Длительность : в зависимости от выраженности нарушения - от одного учебного года и более. Количество и продолжительность занятий : индивидуально и в подгруппах(2-5 человек), 1-2 занятия в неделю, продолжительность от 30 до 45 минут. Оценка эффективности : в течении двух недель проводится обследование детей и заполняются речевые карты установленного образца. Полученные данные вносятся в таблицы параметров речевого развития. В конце первого и второго полугодий необходимо провести повторные обследования и внести все изменения в таблицы.
Этапы и направления логоритмических занятий. Логоритмические упражнения направлены на : - развитие общей и мелкой моторики; - развитие координаций движений и ориентации в пространстве; - нормализации мышечного тонуса; - развитие чувства музыкального темпа и ритма; - развитие голоса, дыхания; - развитие мимической и артикуляционной моторики; - коррекцию звукопроизношения и формирование фонематического слуха; - выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; - координацию речи и движения; - активизацию всех видов внимания и памяти; - выработку коммуникативных умений , самоконтроля; - тренировку правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях. Необходимо все коррекционно – развивающие занятия условно разделить на три этапа, каждый из которых имеет свою продолжительность, задачи, цели и содержание. Все этапы должны быть взаимосвязаны между собой и готовить детей к усвоению нового, более сложного материала.
Этап 1 Развитие общей моторики, координации движений. Цели: развивать общую моторику, координацию движений, слуховое восприятие. Все движения должны соответствовать ритму и темпу музыки. Учить выделять сильную долю в такте. Выделение сильной доли хлопками в ладоши, хлопками по коленям, мячом. Регулировать мышечный тонус. Под ритмичную музыку выполнять комплексы упражнений для регуляции мышечного тонуса мышц рук и плечевого пояса, мышц ног, мышц ног- рук - корпуса. Формировать правильную осанку. Ввести понятия: чётко , быстро. Учить менять движения со сменой музыки. Ходьба, бег, маршировка. Под быструю музыку- лёгкий бег; чёткую- маршировка; спокойную- ходьба. Учить вживаться в образ. Формировать понятия: легко, быстро, медленно.
Логоритмические упражнения для развития мелкой моторики. Цели: формировать кинестетическую основу движений рук. Развивать моторику рук, слуховое восприятие, координацию движений. При разучивании упражнений все движения отрабатываются под счёт, затем пальчиковая гимнастика проводится под музыкальное сопровождение: 1.Сжимание и разжимание кистей рук. 2.Имитация руками движений, соответствующих тексту песенок: ловить мяч, «Стирать и выжимать бельё», двумя пальцами показывать «рога». 3. Игры с пальчиками: - одновременно поднимать и опускать пальцы рук; - поочерёдно поднимать и опускать пальцы рук; - поочерёдно разводить и соединять пальцы рук; - поочерёдно соединять пальцы в кольцо.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Цели: развивать координацию движений, артикуляционную моторику, слуховое восприятие. Следить за согласованием органов артикуляции, музыки и движений: «Болтушка», чередование «Улыбка»- «Трубочка». «Качели». «Часики». «Болтушка». «Змея» . Упражнения на развитие слухового восприятия и фонематического слуха. Цели: развивать слуховое внимание на неречевых звуках. Учить различать неречевые звуки: - по громкости ( громко – тихо): ребёнок слушает музыку. На громкую -стучит по барабану. На тихую - звенит маленьким колокольчиком; - по высоте звучания ( высоко – низко): на музыку, звучащую в верхнем регистре, звенит маленьким колокольчиком. На музыку, звучащую в нижнем регистре, стучит по барабану. - по темпу( быстро- медленно): под быструю музыку- в быстром темпе звенит погремушкой, под медленную- медленно стучит палочкой по ксилофону. Цели: формировать систему чёткого восприятия и определения гласных звуков. Музыкально – ритмические игры на выделение и дифференциацию гласных звуков: например под музыку Н.Александрова «Маленький танец»ребёнок выполняет ритмичные движения, чередуя хлопки с притопами. Цели : формировать слоговую структуру. Музыкально – ритмические упражнения на дифференциацию слогов. Использовать сохранные согласные звуки: - смена гласных : БА-БО-БЫ- БУ; - смена согласных, гласный звук не меняется: БА-ДА-ВА-ГА; - пропевание длинных и коротких слов.
Фонационная дыхательная гимнастика. Нормализация голоса. Цели: развивать фонационное «речевое» дыхание, распределять экономичный выдох на протяжении всего высказывания, сохранять темпо – ритмическую и звуко – слоговую структуру высказывания. Вызывать более сильный голос. Пропевать гласные на одном выдохе ( от одного до пяти). Подбирать различные сочетания гласных звуков:( а-у ),( а-у-о ).Звуковые цепочки пропевать тихо, громко, петь на одном выдохе, следить за плавностью переключения с одного звука на другой. Пропевание слогов на одном выдохе (от 2 до 5). Модулировать голос по высоте и силе: «Высоко – низко или три медведя»- медведям принесли бочонок мёда, медведи обрадовались и запели: медвежонок- а – а – а – высоким голосом. Мама медведица- а-а –а- средним голосом. Папа медведь – а – а – а – низким голосом ( гласные при пении медведей можно менять).
Нормализация речевого дыхания. Статические упражнения. Цели : вырабатывать более длительный, плавный, экономичный выдох. - «Вертушки»- звучит музыка, ребёнок дует на вертушку, выделяя сильную долю такта. - «Снежинки»- ребёнок кружится в такт музыки. С окончанием музыки сдувает «снежинку» с ладошки. Динамические дыхательные упражнения. Цели: подготовить дыхательный аппарат к фонации. Все упражнения проводятся под музыку. «Петушок»- расслабляющие движения, поднимать и опускать руки. Темп движений соответствует ритму музыки. «Птички »- расслабляющие движения, движения рук имитируют взмах крыльев. Темп движений соответствует ритму музыки. «Поклонись»- расслабляющие движения, опускать и поднимать голову. Темп движений соответствует ритму музыки. «Белка»- расслабляющие движения, потряхивания поочерёдно то правой, то левой ногой. Темп движений соответствует ритму музыки. «Лодочка»- расслабляющие движения, покачивание рук при слегка наклонённом корпусе. Темп движений соответствует ритму музыки. «Петрушка»- расслабляющие движения, хождение расслабленной походкой. Темп движений соответствует ритму музыки.
Этап 2 Развитие мелкой моторики . Цели: развивать более точные дифференцированные движения пальцев рук, слуховое восприятие, координацию движений. Все упражнения проводятся под музыкальное сопровождение. Движения соответствуют темпу и ритму музыки. - «кулачок- ладошки- ребро»; - «хлопок- хлопок- кулачок »; - «Кулачок- ладошки- ребро- хлопок- хлопок- кулачок». 2.Дифференцированные движения пальцев рук: - отстукивание ритмов песенок с заданной последовательностью движения пальцев . «Как у наших у ворот». Русская народная песня. - отстукивать ритм пальцами в следующей последовательности: 1-3;2-4; 3-5.
Упражнения на развитие ориентации в пространстве и координации движений. Цели : развивать слуховое восприятие, чувство ритма, зрительную память. Вырабатывать правильную осанку. Учить соотносить движения рук и ног, ориентироваться в пространстве, вживаться в образ и выполнять движения в соответствии с музыкой. 1.Упражнения со сменой направления движений по инструкции. 2.Упражнения на внимание с запоминанием исходной точки начала движения. 3.Выполнение движений зеркально. 4.Упражнения на называние и выполнение противоположного действия( сесть – встать, руки поднять вверх- опустить ). 5.Выполнение серии движений на заданный ритм со сменой действий. 6. Игра песенных мелодий на детских музыкальных инструментах.
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Цели: развивать координацию движений, артикуляционную моторику, слуховое восприятие. Следить за согласованием органов артикуляции, музыки и движений. «Болтушка», чередование «Улыбка»- «Трубочка». «Качели». «Часики». «Болтушка». «Змея» . Упражнения на развитие фонематического восприятия. Цели : автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Развивать фонематический слух, голос, интонационную выразительность, воображение, фантазию. Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом. 1.Логоритмические упражнения: на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков: - пение небольших стихов, чистоговорок, содержащих автоматизируемый звук; - пение песенок с подбиранием слова – рифмы. 2.Упражнения на формирование умения воспроизводить слоговой ряд со сменой ударного слога при автоматизации звуков. - чтение ритмов по цветным слоговым таблицам с заданным ритмом и ударением. 3. Упражнения на воспроизведение слоговых рядов, различающихся по мягкости- твёрдости, звонкости- глухости: «Топни- хлопни»- Н.Александрова «Маленький танец». На звонкий звук – хлопнуть, на глухой - топнуть. Ритмический рисунок хлопков соответствует темпу и ритму музыки. На мягкий звук – хлопнуть в ладоши, на твёрдый – топнуть ногой. Ритмический рисунок хлопков соответствует темпу и ритму музыки.
Речевая дыхательная гимнастика. Цели: вырабатывать длительный выдох, достаточный для пропевания целой фразы. Развивать голос, интонационную выразительность. Развивать произвольное внимание, чувство ритма: - пропевание рифмовок, состоящих из двух фраз. Логопед следит, чтобы фраза пропевалась на одном дыхании.
Этап 3 Интонационная выразительность речи. Мимика. Цели: учить детей передавать вопросительную, повествовательную, восклицательную интонации, делать акцент на определённом слове во фразе, передавать свои чувства мимикой. Изображать: радость, печаль, боль, гнев, удивление, сомнение, подозрительность, равнодушие. Чтение и обыгрывание стихов. Стихи читаются в виде диалога. Ребёнку предлагается прослушать музыку и рассказать, как музыка передаёт настроение или особенность персонажей. Слушание инструментальной музыки. Прослушать небольшое музыкальное произведение, определить характер музыки. Рассказать, о своих эмоциональных переживаниях. Изобразить свои чувства мимикой, движениями.
Упражнения на развитие фонематического восприятия. Речь с движениями. Развивать фонематический слух . Учить дифференцировать звуки по мягкости – твёрдости, звонкости – глухости. Развивать голос, интонационную выразительность. Учить выполнять движения в соответствии с музыкой и песенным текстом, развивать воображение , фантазию: Логопед подбирает стихи, чистоговорки для дифференциации звуков, вместе с ребёнком сочиняет простые мелодии, подходящие к тексту четверостиший.
Логоритмические упражнения. Упражнения для глаз. Солнышко с тучками в прятки играло. Посмотреть глазами вправо — влево, вверх — вниз. Солнышко тучки-летучки считало: Серые тучки, черные тучки. Легких — две штучки, Тяжелых — три штучки. Тучки попрятались, тучек не стало. Закрыть глаза ладонями. Солнце на небе вовсю засияло. Поморгать глазками. Продавало солнышко на веселой ярмарке Платья разноцветные, яркие-преяркие. Приходил на ярмарку веселый народ. Побывал на ярмарке весь огород.
Пальчиковая игра «Капуста». Мы капусту режем, режем, Движения прямыми ладошками вверх-вниз. Мы морковку трем, трем, Потереть кулачок о кулачок. Мы капусту солим, солим, Поочередное поглаживание подушечек пальцев большим пальцем. Мы капусту жмем, жмем. Сжимать и разжимать кулачки.
Упражнение на релаксацию. Устали овощи, сели отдыхать. Отдувается капуста: «Ах! Ах!» Обмахивать лицо ладошками. Морковка: «Эх! Эх!» Хлопать по коленям. Горох: « О-хо-хох !» Легко ударять пальчиками по коленям. Огурец: «Ух! Ух!» Хлопать в ладоши.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление страхов у детей разного возраста
Детские страхи. Пути преодоления. Виды страхов. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия....
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста "Преодоление ОНР III-IV уровня с использованием элементов фольклора".
Преодоление ОНР III-IV уровня с использованием элементов фольклора....
Конспект коррекционного занятия в ГПД на тему: «Способы тактильной релаксации, используемые на коррекционно-развивающих занятиях»
Использование различных релаксационных техник, способствующих отдохнуть детям на продленке, не отключаясь полностью от учебного процесса при помощи геометрических бус и других пособий....
Конспект коррекционно-развивающего занятия «Часть и целое» с использованием игрового комплекта Пертра
Создание условия для положительного эмоционального настроя на занятии.Отработка представление о понятиях «часть» и «целое», учить делить целое на одинаковые части и соста...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога для обучающихся с задержкой психического развития
Создание условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога по развитию коммуникативных компетенций для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий предназначена для обучающихся с интеллектуальными нарушениями развития и направлена на развитие их коммуникативных компетенций, что является важным...