Методические рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений"
методическая разработка на тему
В методических рекомендациях даны советы для правильного речевого развития детей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx | 16.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для родителей «Профилактика речевых нарушений»
Профилактика речевых нарушений.
Мероприятия по профилактике речевых нарушений у детей включают:
- создание необходимых условий для сохранения физического и нервно-психического здоровья ребенка;
- заботу о сохранности его речевых органов;
- создание необходимых социально-бытовых условий для правильного речевого развития ребенка.
Рекомендации:
- Предупреждение ушибов головы.
- Охрана органа слуха от простудных заболеваний, от попадания инородных тел, от излишнего шума (даже во время сна), а также своевременное лечение и обязательное долечивание ушных заболеваний.
- Охрана артикуляционных органов:
- предупреждение (и лечение) рахита и возможного появления аномалий костных частей речевого аппарата;
- исключение случаев сосания пальца или постоянного подкладывания руки под щеку во время сна (последнее может привести к образованию так называемого перекрёстного прикуса);
- предупреждение преждевременной потери зубов, поскольку потеря зубов у детей ввязывает значительную деформацию соседних зубов и челюстей (здесь не имеется в виду возрастная смена зубов);
- своевременное оперирование расщелин верхней губы нёба;
- своевременное подрезание короткой уздечки языка (не позднее 4-5 лет, поскольку к этому времени в речи должны появиться те звуки, правильному артикулированию которых мешает короткая уздечка);
- охрана голосового аппарата от простуды, попадания пыли, голосовой перегрузки (чрезмерные крики, излишне громкая и напряженная речь и т.п.);
- охрана нервной системы ребенка (исключение громких окриков, страшных рассказов и разного вида запугиваний, щадящий подход к ребенку во время любой болезни и т.д.); этот вид профилактики особенно важен для предупреждения всякого рода невротических речевых расстройств и в первую очередь – заикания.
Советы для правильного речевого развития детей раннего возраста:
- Обеспечение благоприятного окружения как необходимого образца для подражания (в плане отсутствия речевых нарушений у окружающих ребенка людей).
- Поощрение лепета ребенка мимикой радости.
- Воспитание направленности на восприятие речи окружающих, для чего нужно больше разговаривать с ребенком, начиная с первых дней его жизни.
- Медленное и четкое произношение взрослыми простых слов, связанных с конкретной жизненной ситуацией, а также называние окружающих предметов и производимых действий, что поможет ребенку «приступить» к постепенному овладению речью.
- Отчетливое произнесение взрослыми неправильно сказанных ребенком слов, рассчитанное на ненавязчивое и постепенное исправление его неправильного произношения.
- Приучение ребенка смотреть во время разговора в лицо собеседника, поскольку зрительное восприятие артикуляции способствует более точному и более быстрому её усвоению;
- Полное исключение случаев «сюсюкания» с ребенком, лишающего его правильного образца для подражания.
- Занятия ритмикой, музыкой и пением; последнее способствует развитию правильного дыхания и достаточно гибкого и сильного голоса, а также предупреждает невнятность речи.
- Развитие тонкой ручной моторики, играющей чрезвычайно важную роль в овладении полноценной речью.
- Если, несмотря на принятые профилактические меры, случилось так, что в период беременности, родов или раннего развития ребенка какие-то неблагоприятные факторы всё же имели место, то не нужно думать, что у Вашего ребенка обязательно появятся расстройства речи.
- Родителям необходимо знать, что детский мозг обладает очень большой пластичностью, гибкостью и имеет выраженную тенденцию к развитию. В силу этого многие его повреждения могут почти бесследно сглаживаться, не оставляя после себя заметных следов. Огромная и ничем незаменимая роль в такой компенсации принадлежит благоприятным социально-бытовым условиям, в которых растет и развивается ребенок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины речевых нарушений
Выдержка из книги В.П.Балобановой и О.С.Жуковой "Ребенок учится говорить"...
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24362229","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Статья для родителей и педагогов. Причины речевых нарушений
Причины речевых нарушений...