Дифференциальная диагностика речевых нарушений
методическая разработка

Каширская Елена Михайловна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsialnaya_diagnostika_rechevyh_narusheniy.doc96.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференциальная диагностика речевых нарушений

ОНР  (I уровень) речевого развития

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так  называемые «безречевые» дети»)

1. Понимание          

Ситуативное. Речевые средства общения крайне ограничены.

2.  Фразовая речь

1.Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения.

2. Дифференцированное обозначение предметов и действий практически отсутствует.

3.Отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот.  

3. Грамматический   строй

Не понимают грамматических изменений слов:

1.Не различают формы единственного и множественного числа существительных.

2.Прошедшего времени глагола.

3. Формы мужского и женского рода.

4. Не понимают значения предлогов.

4. Словарный запас

1. Активный словарь состоит из нечетко произносимых обиходных слов и звукоподрожаний.

2.Широко используются указательные жесты и мимика.

3.Обозначая действие, используют однословные предложения в виде лепетной речи.

4.Многозначность употребляемых слов.

5. Импрессивная речь ограничена и плохо развита.

5. Слоговая структура

1.Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова, преобладают 1-2-сложные слова.

2.При воспроизведении более сложной слоговой структуры количество слогов уменьшается.

6. Звукопроизношение

1.Число дефектных звуков больше, чем правильно произносимых.

2. Звуки раннего онтогенеза редуцированы.

7.Фонематическое восприятие

Грубо нарушено, возникают трудности при:

1. Отборе сходных по названию, но разных по значению слов.

2. Задания по звуковому анализу слов детям этого уровня не понятны.

8.  Динамика, прогноз

Относительно благоприятная: с логопедической, психологической, медикоментозной помощью.

9. Речевое заключение

1. ОНР I ур. Моторная алалия.

2. ОНР I ур. Сенсорная алалия.

3. ОНР I ур. Сенсомоторная алалия.

4. ОНР I ур. Ст. Псевдобульбарная дизартрия.

5. Заикание.

                                                                   

ОНР  (II уровень) речевого развития

Второй уровень речевого развития характеризуется возросший речевой активностью ребенка.

1.  Понимание

На бытовом уровне. Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм: понимание форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода, глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании прилагательных.

2. Фразовая речь

Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х, редко 4х слов.

3. Грамматический

строй

Не владеют навыками словообразования. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм:

1.Замены падежных окончаний, существительных в И.п.

2.Глаголов в форме – 3го лица един. и мн. числа настоящего времени.

3.Не согласуют прилагательные с существительными, числительных с существительными, существительных и глаголов.

4.Опускают предлоги, а существительные при этом употребляются в исходной форме, возможна и замена предлогов.    

4. Словарный запас

1.Общение осуществляется посредством использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. 2.Дифференцированно обозначаются названия предметов, отдельных признаков, начинают пользоваться союзами, простыми предлогами.

3. Могут ответить на вопрос по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Такой рассказ строится примитивно, но по сравнению с первым уровнем более правильно.

4.Не знают части предметов, животных и их детёнышей, одежды, мебели,  и т.д.

5.Заменяют слова близкими по смыслу, обусловленные общностью ситуации. 6.Затрудняются в использовании действий, признаков.

7.Не знают цвет, форму, размер.  

5. Слоговая структура слов

1.Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаменации.

2.Перестановка слогов, звуков, антиципации.

3.Замена и употребление слогов.

4.Сокращение звуков при стечении согласных, количество слогов.

6.Звукопроизношение

1.Многочисленные искажения звуков, замены, смешения.

2.Нарушено произношение мягких и твердых звуков, свистящих, сонорных, звонких, глухих.

3.Полиморфные замены, редуцированность звуков.

7. Фонематическое восприятие

1.Не дифференцируют звуки (ребенку трудно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.).

2.Не подготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом

8. Речевое заключение

1. ОНР II уровня, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одна – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого).

2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие  импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи).

3. ОНР – II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз.

       

ОНР  (III уровень) речевого развития

Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

1. Понимание

Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, лексико-граматических конструкций. Не понимают и не могут показать, как переливать, перелетать, штопать, распарывать, подпрыгивать, кувыркаться.  

2. Фразовая речь

1.Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

2.Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения.

3. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляют сложных конструкций.

4.Отсутствует чувство рифмы и ритма.

3.Грамматический строй

1. Аграмматизмы рода, числа, падежных конструкций.

2. Согласования различных частей речи: прилагательного с существительным в роде и падеже, числительного с существительными всех трех родов.

3. Прослеживаются нарушение связи в словах выраженных наречием меры и степени много в сочетании с именем сущест. в форме Р.п. мн. числа.

4. Ошибки в использовании предлогов: их опускание, замена, недоговаривание.

4. Словарный запас

Ниже возрастной нормы.

1.Преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий;

2. Не знают названия оттенков цветов, плохо различают форму предметов;

3.Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает), приставочных глаголов;

4.Антонимов;

5.Относительных прилагательных;

6.Родственных слов;

7.Заменяют название части предмета названием целого предмета; название предмета названием действия характеризующего его назначение;

8.Не всегда удается подбор однокоренных слов;

9.Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок.

5. Слоговая структура

Нарушена.

1.Трудности в воспроизведении сложных слов. Повторяя 3х-4х сложные слова, искажают их в речи, сокращая количество слогов.

2.Наблюдаются ошибки  передачи звуконаполняемости слов:

а) перестановки;

б) замены звуков и слогов;

в) сокращение при стечение согласных в слове;  

3. Персеверации слогов, антиципации, добавление лишних звуков и слогов.  

6.Звукопроизношение

1.Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза.

2.Недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.

3.Нестойкие замены.

4.Смешения звуков.

5.Нечеткое произнесение звука [ы].

6.Недостаточное озвончение согласных.

7. Фонематическое восприятие

Недостаточно сформировано:

1.не может узнать произносимый звук;

2.смешивает его с близким по звучанию;

3.при подборе слов, начинающихся на заданный звук, обнаруживается смешения заданных звуков;

4. низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза;

5.Абстаргирования, обобщения и сравнения;

6.литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха.

8.Динамика и прогноз

Динамика положительная. С логопедической помощью полная коррекция или остаточные явления.

9. Речевое заключение

ОНР  III уровня, ст. ф. дизартрии

ОНР  III уровня, заикание

ОНР III уровня, ринолалия

ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье

ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза

ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников)

ОНР  III уровня, дисграфия (у школьников)

                                                                   

ОНР (IV уровень) развития речи

Характеризуется незначительным нарушением всех компонентов языка. Проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.

1. Понимание

Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов.

2. Фразовая речь

1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов.

2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоин – формативными предложениями.

3.Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств.  

3. Грамматический строй

Стойкие ошибки:

1. Уменьшительно – ласкательных существительных (пальтовка);

2. Существительных с суффиксом единичности (горошка);

3.  Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесения (пухной – пуховый);

4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально – волевое и физическое состояние (улыбниный – улыбчивый);

5. Притяжательные прилагательные (волкин – волчий);

6. Трудности в образовании малознакомых  сложных слов;

7. Трудности в выражении антонимических отношений;

8. Употребление существительных родительного и винительного падежа множественного числа;

9. Нарушены конструкции предложений с разными придаточными:

а) пропуски союзов;

б) замена союзов;

в) инверсия.  

4. Словарный запас

1. Недостаточный предметный словарь.

2. Замена родовых и видовых понятий (лес – березки)

3.При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения

( овальный – круглый)

4. Трудности при дифференцированном обозначении профессий  для лиц мужского и женского рода.

5. Слоговая структура

Отдельные нарушения слоговой структуры, понимают значение слова, но не удерживают его фонематический образ в памяти, искажение  звуконаполняемости в разных вариантах:

1. Элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращение звуков;

2. Персеверации – редкие;

3. Парафазии;

4. Реже опускание слогов, добавление звуков и слогов.

6.Звукопроизношение

Процесс фонемообразования не закончен:

1. Смешение звуков;

2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция;

3. Общая смазанность речи.  

7.Фонематическое восприятие

Недостаточно сформировано. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстаргирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии.

8. Динамика, прогноз

Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии – стойкие нарушения письма.

9. Соотнесение диагностик

ОНР – IV уровня, ст. ф. дизартрии

ОНР – IV уровня, заикание

ОНР – IV уровня, ринолалия

ОНР – IV уровня, обусловленное двуязычием в семье

ОНР – IV уровня, выход из моторной алалии

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

1. Понимание

Полное.

2. Фразовая речь

Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ.

3.Грамматический строй

Не нарушен.

4. Словарный запас

Соответствует норме.

5. Слоговая структура

Не нарушена.

6.Звукопроизношение

Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука).

1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка:

2. Замена звуков более простыми по артикуляции;

3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи;

5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков.

В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм.

7.Фонематический слух

Нарушен:

1. Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи;

2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

3. Затруднение при анализе  звукового состава речи.

8. Динамика и прогноз

Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения , т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить.

9. Соотнесение диагностик

ФФН. Ст. Дизартрия.

ФФН. Открытая органическая ринолалия.

ФФН. Заикание.

Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)

1. Понимание

Полное.

2. Фразовая речь

Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ.

3.Грамматический строй

Не нарушен.

4. Словарный запас

Соответствует норме.

5. Слоговая структура

Не нарушена.

6.Звукопроизношение

Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука).

1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка:

2. Замена звуков более простыми по артикуляции;

3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи;

5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков.

В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм.

7.Фонематический слух

Не нарушен, доступен анализ и синтез.

8. Динамика и прогноз

Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить.

9. Соотнесение диагностик

ФН. Ст. Дизартрия.

ФН. Открытая органическая ринолалия.

ФН. Заикание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений"

В методических рекомендациях даны советы для правильного речевого развития детей раннего возраста....

Причины речевых нарушений

Выдержка из книги В.П.Балобановой и О.С.Жуковой "Ребенок учится говорить"...

Типовые задания для оценки освоения Паспорт ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе Специальности 31.02.01Лечебное дело

: КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапеСпециальности 31.02.01Лечебное...

Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии.

Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2  Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на  ...

Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии

Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной  медицинской помощи на догоспитальном этапе в пед...

Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии

Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2  Дифференциальная диагностика и ок...

КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП в педиатрии, фтизиатрии

КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП  на  догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2  Дифференциальная д...