Дифференциальная диагностика речевых нарушений
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
ОНР (I уровень) речевого развития
Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (так называемые «безречевые» дети»)
1. Понимание | Ситуативное. Речевые средства общения крайне ограничены. |
2. Фразовая речь | 1.Не сформирована, часто использование парадигматических средств общения. 2. Дифференцированное обозначение предметов и действий практически отсутствует. 3.Отмечается замена названий действий названиями предметов и наоборот. |
3. Грамматический строй | Не понимают грамматических изменений слов: 1.Не различают формы единственного и множественного числа существительных. 2.Прошедшего времени глагола. 3. Формы мужского и женского рода. 4. Не понимают значения предлогов. |
4. Словарный запас | 1. Активный словарь состоит из нечетко произносимых обиходных слов и звукоподрожаний. 2.Широко используются указательные жесты и мимика. 3.Обозначая действие, используют однословные предложения в виде лепетной речи. 4.Многозначность употребляемых слов. 5. Импрессивная речь ограничена и плохо развита. |
5. Слоговая структура | 1.Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова, преобладают 1-2-сложные слова. 2.При воспроизведении более сложной слоговой структуры количество слогов уменьшается. |
6. Звукопроизношение | 1.Число дефектных звуков больше, чем правильно произносимых. 2. Звуки раннего онтогенеза редуцированы. |
7.Фонематическое восприятие | Грубо нарушено, возникают трудности при: 1. Отборе сходных по названию, но разных по значению слов. 2. Задания по звуковому анализу слов детям этого уровня не понятны. |
8. Динамика, прогноз | Относительно благоприятная: с логопедической, психологической, медикоментозной помощью. |
9. Речевое заключение | 1. ОНР I ур. Моторная алалия. 2. ОНР I ур. Сенсорная алалия. 3. ОНР I ур. Сенсомоторная алалия. 4. ОНР I ур. Ст. Псевдобульбарная дизартрия. 5. Заикание. |
ОНР (II уровень) речевого развития
Второй уровень речевого развития характеризуется возросший речевой активностью ребенка.
1. Понимание | На бытовом уровне. Значительно развивается за счет различения некоторых грамматических форм: понимание форм единственного и множественного числа существительных и глаголов, форм мужского и женского рода, глаголов прошедшего времени. Затруднения остаются при понимании прилагательных. |
2. Фразовая речь | Начатки фразовой речи. Простая фраза из 2х – 3х, редко 4х слов. |
3. Грамматический строй | Не владеют навыками словообразования. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических форм: 1.Замены падежных окончаний, существительных в И.п. 2.Глаголов в форме – 3го лица един. и мн. числа настоящего времени. 3.Не согласуют прилагательные с существительными, числительных с существительными, существительных и глаголов. 4.Опускают предлоги, а существительные при этом употребляются в исходной форме, возможна и замена предлогов. |
4. Словарный запас | 1.Общение осуществляется посредством использования постоянного, но все еще искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. 2.Дифференцированно обозначаются названия предметов, отдельных признаков, начинают пользоваться союзами, простыми предлогами. 3. Могут ответить на вопрос по картине, связанные с семьёй, знакомыми событиями окружающей жизни. Такой рассказ строится примитивно, но по сравнению с первым уровнем более правильно. 4.Не знают части предметов, животных и их детёнышей, одежды, мебели, и т.д. 5.Заменяют слова близкими по смыслу, обусловленные общностью ситуации. 6.Затрудняются в использовании действий, признаков. 7.Не знают цвет, форму, размер. |
5. Слоговая структура слов | 1.Множественные и стойкие элизии, персеверации и контаменации. 2.Перестановка слогов, звуков, антиципации. 3.Замена и употребление слогов. 4.Сокращение звуков при стечении согласных, количество слогов. |
6.Звукопроизношение | 1.Многочисленные искажения звуков, замены, смешения. 2.Нарушено произношение мягких и твердых звуков, свистящих, сонорных, звонких, глухих. 3.Полиморфные замены, редуцированность звуков. |
7. Фонематическое восприятие | 1.Не дифференцируют звуки (ребенку трудно выбрать картинку с заданным звуком, определить позицию звука в слове и т. д.). 2.Не подготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом |
8. Речевое заключение | 1. ОНР II уровня, моторная (экспрессивная) алалия, ст. ф. Диз. (Выраженные экспрессивные и импрессивные аграмматизмы. Фраза одна – двусловная. Недостаточное развитие психомоторики; нарушено переключение от одного движения к другому, плавность, координация, отмечается слабость правой руки; слуховое внимание, функция рядообразования. В поведении симптомы негативизма, контакт непостоянный, избирательный. Речевая активность требует стимуляции. Игровая деятельность с помощью взрослого). 2. ОНР II уровня, сенсорная алалия, ст. ф. Диз. (Первичное недоразвитие импрессивной речи. Несформированность фонематической стороны речи. Экспрессивная речь отсутствует. Эхолалия. Сохранна интонационно-ритмическая сторона речи). 3. ОНР – II уровня, сенсомоторная алалия, ст. ф. Диз. |
ОНР (III уровень) речевого развития
Характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико – грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
1. Понимание | Неполное. Затруднено понимание пространственных, временных, лексико-граматических конструкций. Не понимают и не могут показать, как переливать, перелетать, штопать, распарывать, подпрыгивать, кувыркаться. |
2. Фразовая речь | 1.Развернутая фразовая речь с остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. 2.Отсутствует четкость, последовательность изложения, акцент на внешние, поверхностные впечатления, а не на причинно-следственные взаимоотношения. 3. В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляют сложных конструкций. 4.Отсутствует чувство рифмы и ритма. |
3.Грамматический строй | 1. Аграмматизмы рода, числа, падежных конструкций. 2. Согласования различных частей речи: прилагательного с существительным в роде и падеже, числительного с существительными всех трех родов. 3. Прослеживаются нарушение связи в словах выраженных наречием меры и степени много в сочетании с именем сущест. в форме Р.п. мн. числа. 4. Ошибки в использовании предлогов: их опускание, замена, недоговаривание. |
4. Словарный запас | Ниже возрастной нормы. 1.Преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий; 2. Не знают названия оттенков цветов, плохо различают форму предметов; 3.Глаголов, выражающих уточненность действий (лакает), приставочных глаголов; 4.Антонимов; 5.Относительных прилагательных; 6.Родственных слов; 7.Заменяют название части предмета названием целого предмета; название предмета названием действия характеризующего его назначение; 8.Не всегда удается подбор однокоренных слов; 9.Образование новых слов с помощью суффиксов и приставок. |
5. Слоговая структура | Нарушена. 1.Трудности в воспроизведении сложных слов. Повторяя 3х-4х сложные слова, искажают их в речи, сокращая количество слогов. 2.Наблюдаются ошибки передачи звуконаполняемости слов: а) перестановки; б) замены звуков и слогов; в) сокращение при стечение согласных в слове; 3. Персеверации слогов, антиципации, добавление лишних звуков и слогов. |
6.Звукопроизношение | 1.Нарушены звуки среднего и позднего онтогенеза. 2.Недифференцированное произнесение звуков, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. 3.Нестойкие замены. 4.Смешения звуков. 5.Нечеткое произнесение звука [ы]. 6.Недостаточное озвончение согласных. |
7. Фонематическое восприятие | Недостаточно сформировано: 1.не может узнать произносимый звук; 2.смешивает его с близким по звучанию; 3.при подборе слов, начинающихся на заданный звук, обнаруживается смешения заданных звуков; 4. низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза; 5.Абстаргирования, обобщения и сравнения; 6.литеральные парафазии – показатель стойкости нарушения фонематического слуха. |
8.Динамика и прогноз | Динамика положительная. С логопедической помощью полная коррекция или остаточные явления. |
9. Речевое заключение | ОНР III уровня, ст. ф. дизартрии ОНР III уровня, заикание ОНР III уровня, ринолалия ОНР III уровня, обусловлено двуязычием в семье ОНР III уровня, невыясненного онтогенеза ОНР III уровня, выход из моторной алалии (у школьников) ОНР III уровня, дисграфия (у школьников) |
ОНР (IV уровень) развития речи
Характеризуется незначительным нарушением всех компонентов языка. Проявляются в процессе детального обследования при выполнении специально подобранных заданий.
1. Понимание | Ограничено. Затруднено понимание существительных с суффиксом единичности, притяжательных прилагательных, малознакомых сложных слов. |
2. Фразовая речь | 1. Нарушение логической последовательности, «застревание» на второстепенных деталях, пропуски главных событий, повтор отдельных эпизодов. 2. В самостоятельном рассказывании пользуются простыми малоин – формативными предложениями. 3.Трудности при планировании высказываний, отборе языковых средств. |
3. Грамматический строй | Стойкие ошибки: 1. Уменьшительно – ласкательных существительных (пальтовка); 2. Существительных с суффиксом единичности (горошка); 3. Прилагательные, образованные от существительных с различными значениями соотнесения (пухной – пуховый); 4. Прилагательные с суффиксами, характеризующими эмоционально – волевое и физическое состояние (улыбниный – улыбчивый); 5. Притяжательные прилагательные (волкин – волчий); 6. Трудности в образовании малознакомых сложных слов; 7. Трудности в выражении антонимических отношений; 8. Употребление существительных родительного и винительного падежа множественного числа; 9. Нарушены конструкции предложений с разными придаточными: а) пропуски союзов; б) замена союзов; в) инверсия. |
4. Словарный запас | 1. Недостаточный предметный словарь. 2. Замена родовых и видовых понятий (лес – березки) 3.При обозначении действий и признаков предметов замена их типовыми названиями и названиями приблизительного значения ( овальный – круглый) 4. Трудности при дифференцированном обозначении профессий для лиц мужского и женского рода. |
5. Слоговая структура | Отдельные нарушения слоговой структуры, понимают значение слова, но не удерживают его фонематический образ в памяти, искажение звуконаполняемости в разных вариантах: 1. Элизии – единичные пропуски слогов, чаще сокращение звуков; 2. Персеверации – редкие; 3. Парафазии; 4. Реже опускание слогов, добавление звуков и слогов. |
6.Звукопроизношение | Процесс фонемообразования не закончен: 1. Смешение звуков; 2. Недостаточная внятность, выразительность, нечеткая дикция; 3. Общая смазанность речи. |
7.Фонематическое восприятие | Недостаточно сформировано. Низкий уровень сформированности операций анализа и синтеза, абстаргирования обобщения и сравнения. Единичные латеральные парафазии. |
8. Динамика, прогноз | Динамика положительная с логопедической помощью. При отсутствии – стойкие нарушения письма. |
9. Соотнесение диагностик | ОНР – IV уровня, ст. ф. дизартрии ОНР – IV уровня, заикание ОНР – IV уровня, ринолалия ОНР – IV уровня, обусловленное двуязычием в семье ОНР – IV уровня, выход из моторной алалии |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)
1. Понимание | Полное. |
2. Фразовая речь | Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ. |
3.Грамматический строй | Не нарушен. |
4. Словарный запас | Соответствует норме. |
5. Слоговая структура | Не нарушена. |
6.Звукопроизношение | Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). 1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка: 2. Замена звуков более простыми по артикуляции; 3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; 4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи; 5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. |
7.Фонематический слух | Нарушен: 1. Нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи; 2. Неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза; 3. Затруднение при анализе звукового состава речи. |
8. Динамика и прогноз | Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения , т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить. |
9. Соотнесение диагностик | ФФН. Ст. Дизартрия. ФФН. Открытая органическая ринолалия. ФФН. Заикание. |
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР)
1. Понимание | Полное. |
2. Фразовая речь | Развита, присутствует развернутая фраза, доступен рассказ, пересказ. |
3.Грамматический строй | Не нарушен. |
4. Словарный запас | Соответствует норме. |
5. Слоговая структура | Не нарушена. |
6.Звукопроизношение | Нарушено (чаще всего имеет место искажение звука). 1.Звуки произносятся ненормированно, искаженно для фонетической системы данного языка: 2. Замена звуков более простыми по артикуляции; 3. Наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков; 4. Нестабильное использование звуков в различных формах речи; 5. Искаженное произношение одного звука или нескольких звуков. В основном наблюдается искаженное произношение (переднеязычные и невзрывные согласные). Реже наблюдается дефектное произношение (заднеязычные взрывные согласные и среднеязычные). Это ротацизм, ламбдацизм, сигматизм свистящих и шипящих звуков, йотоцизм, каппацизм, гаммацизм, хитизм. |
7.Фонематический слух | Не нарушен, доступен анализ и синтез. |
8. Динамика и прогноз | Этот дефект имеет тенденцию к закреплению искаженного (дефектного) произношения, т.к. в ряде случаев искаженный звук, близкий к нужному звуку по акустическому эффекту, начинает приобретать смыслоразличительную (фонематическую) функцию. Его артикуляция закрепляется. И не поддается самокоррекции вследствие инертности артикуляционных навыков. При логопедической помощи можно исправить. |
9. Соотнесение диагностик | ФН. Ст. Дизартрия. ФН. Открытая органическая ринолалия. ФН. Заикание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений"
В методических рекомендациях даны советы для правильного речевого развития детей раннего возраста....
Причины речевых нарушений
Выдержка из книги В.П.Балобановой и О.С.Жуковой "Ребенок учится говорить"...
Типовые задания для оценки освоения Паспорт ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе Специальности 31.02.01Лечебное дело
: КОС предназначен для контроля и оценки результатов освоения ПМ02.МДК 2.1.5 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапеСпециальности 31.02.01Лечебное...
Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии.
Методическое пособие для студентов по Пм 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на ...
Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе.Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии
Тематический план ПМ 03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание неотложной медицинской помощи на догоспитальном этапе в пед...
Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе в педиатрии, фтизиатрии
Рабочая программа ПМ 03. НЕОТЛОЖНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ НА ДОГОСПИТАЛЬНОМ ЭТАПЕ МДК 03.01 Дифф. диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и ок...
КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная диагностика и оказание НМП в педиатрии, фтизиатрии
КОС по ПМ.03. Неотложная медицинская помощь на догоспитальном этапе. МДК 03.01. Дифференциальная диагностика и оказание НМП на догоспитальном этапе. Раздел 03.01.2 Дифференциальная д...