Причины и виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов. Подготовила учитель-логопед Петрова Е.С.
Тема: «Причины и виды речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка. Благодаря речи люди сообщают мысли, желания, передают свой жизненный опыт, согласовывают действия. Она служит основным средством общения людей. От уровня речевого развития зависит общее интеллектуальное развитие. Развитие речи оказывает большое влияние на формирование личности, волевые качества, характер, взгляды, убеждения.
Нарушение речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде.
Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:
- Они не соответствуют возрасту говорящего;
- Не являются диалектизмами, безграмотностью речи и выражением незнания языка;
- Связаны с отклонениями в функционировании психофизиологических механизмов речи;
- Носят устойчивый характер и самостоятельно не исчезают;
- Часто оказывают отрицательное влияние на дальнейшее психическое развитие ребенка;
- Требуют определенного логопедического воздействия в зависимости от их характера.
Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы , а также внешние условия окружающей среды. Примерами неблагоприятного воздействия речевого окружения могут служить недоразвития речи у слышащих детей, воспитывающихся у глухих родителей; у длительно болеющих и часто госпитализируемых детей; возникновение у детей заикания при длительных психотравмирующих ситуациях в семье и др.
У детей дошкольного возраста речь является ранимой функциональной системой и легко подвергается неблагоприятным воздействиям.
Основные причины патологии детской речи.
- различная внутриутробная патология, особенно нарушения развития плода в период от 4 недель до 4 месяцев, токсикоз беременности, вирусные и эндокринные заболевания, травмы, несовместимость крови по резус-фактору и др.;
- родовая травма и асфиксия ( кислородное голодание мозга из-за нарушения дыхания) во время родов, которые приводят к внутричерепным кровоизлияниям;
- заболевания в первые годы жизни ребенка (инфекционно-вирусные, менинго-энцефалиты, ранние длительные желудочно-кишечные расстройства);
- травмы черепа, сопровождающиеся сотрясением мозга;
- наследственные факторы;
- неблагоприятные социально-бытовые условия, приводящие к педагогической запущенности и дефекту в развитии речи.
- неправильное строение органов речевого аппарата;
- двуязычие в семье .
Большое значение имеет ранняя диагностика различных аномалий развития речи. Если речевые дефекты обнаруживают у ребенка в ясельном или дошкольном возрасте, ранняя медицинская и педагогическая коррекция значительно повышает вероятность полноценного обучения в школе.
Виды нарушений устной речи
- афония, дисфония – отсутствие или нарушение голоса;
- брадилалия – патологически замедленный темп речи;
- тахилалия – патологически убыстренный ритм речи;
- заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата;
- дислалия – нарушение произносительной стороны речи при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата;
- ринолалия- нарушение тембра голоса и звукопроизнесения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата;
(расщелина неба и верхней губы)
- дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата;
- алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга;
- афазия – полная или частичная утрата, обусловленная локальными поражениями головного мозга;
Выраженные отклонения в речевом развитии ребенка имеют самые негативные последствия:
а) отстает психическое развитие ребенка;
б) замедляется формирование высших уровней познавательной деятельности;
в) появляются нарушения эмоционально-волевой сферы, что приводит к формированию особых личностных качеств (замкнутости, эмоциональной неустойчивости, чувства ущербности, нерешительности и т. д.);
г) возникают трудности в усвоении письма и чтения, что снижает успеваемость ребенка.
В рамках общеобразовательного детского сада мы сталкиваемся со следующими видами нарушений:
- Фонематическое нарушение речи – вследствие недостаточной сформированности фонематического слуха ребенок не слышит разницу между звуками и произносит их неправильно. Выражается в следующем:
- неразличение на слух звуков в своей и чужой речи
- нарушение умственных действий по звуковому анализу и синтезу слов.
2. Фонетическое нарушение речи (дислалия)- нарушение артикуляционной моторики или недостаточная сформированность артикуляционной моторики в результате чего звук искажается. Однако речь детей претерпевает изменения в процессе развития. Так в возрасте 3-х лет отсутствие звуков р, л, ш, ж – это не отклонение в речевом развитии, а возрастная норма, а в 4,5 лет – не норма.
3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы языка (звукопроизношения) у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.
4. Часто встречаются дети с общим недоразвитием речи (ОНР), т.е. дети у которых нарушено и произношение, и лексико-грамматический строй речи. Эти дети часто неверно строят
Предложения, испытывают сложности при словообразовании. В некоторых случаях у детей может быть сохранно звукопроизношение, фонематический слух и нарушен только лексико-грамматический строй речи. В эту группу попадают и двуязычные дети, у которых ОНР возникает на фоне двуязычия.
В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме раннего распознавания и коррекции отклонений речевого развития у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОС по ПМ.02 "Организация разных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста"
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности и составляющих его профессиональных компетенций, а также общие компетенци...
Причины возникновения нарушений речи у детей дошкольного возраста.
При нормальном ходе речевого развития, к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, ...
Интеграция разных видов искусства в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста.
Интеграция – одно из важнейших и перспективнейших направлений становления современного образования. Интегрированное обучение, по мнению многочисленных исследователей, способствует формированию у детей...
Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр
Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...
ПОРТФОЛИО по ПМ. 02. Организация различных видов деятельности и общения детей дошкольного возраста.
Здесь вы можете посмотреть различные виды деятельности и общения детей дошкольного возраста,проведенные мною на практике пробных занятий и наблюдений....
Конспект урока по курсу "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста"
Понятие сюжетного рисования, рисунки детей по сюжетному рисованию, методические приёмы...
ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИИ ПО МДК 02.03. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"
МДК 02.03. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...