Малые фольклорные формы- одно из направлений профилактики речевых нарушений
статья
Предварительный просмотр:
Буровихина И.Ю.
Учитель - логопед высшей квалификационной категории
Федорова Ж.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 163 «ОАО РЖД»
Г. Новосибирск
Малые фольклорные формы – одно из направлений профилактики речевых нарушений
Нарушение речи – достаточно распространенное явление среди детей дошкольного возраста. По данным статистики число речевых расстройств у детей растет, в связи с этим актуальность проблемы их выявления и коррекции становится огромной. В последнее время очень значимой становится профилактика речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Устное народное творчество – могучее средство воспитания и развития речи детей. Для работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста было выбрано направление в работе - малые фольклорные формы.
В процессе работы детям прививается любовь к народному творчеству, они приобщаются к искусству, к эстетическому восприятию художественного слова. Вслушиваясь в стихи, народные песенки, потешки, пословицы, поговорки, сказки, дети воспринимают звучание родного языка, обогащают свою речь.
У дошкольников появляется интерес к живому слову, желание запомнить и повторить услышанное. Небольшие по объему, с часто повторяющимися речевыми оборотами малые фольклорные произведения понятны и доступны для повторения даже детям младшего дошкольного возраста.
В рамках проведения профилактической работы в группе совместно с воспитателем была создана развивающая предметно – пространственная среда по данному направлению - подобраны книги, игровой материал. Все это позволяет развивать творческое воображение у ребенка, влиять на его поведение, и на содержание и характер его игр, и стимулировать самостоятельную речевую активность детей.
Реализация поставленных задач была бы невозможна без тесного взаимодействия с родителями воспитанников. В рамках этого взаимодействия нами были разработаны беседы и консультации для родителей, выпущены информационные буклеты, подобрана методическая литература, показаны открытые занятия и развлечения.
Таким образом, мы пришли к выводу, что используя богатейший материал устного народного творчества, с помощью малых фольклорных форм, наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно решать большинство задач по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
Такая работа с детьми помогает сохранить богатство и красоту народного творчества, и передать последующим поколениям….
Буровихина И.Ю.
Учитель - логопед высшей квалификационной категории
Денисенко Н.А.
Воспитатель высшей квалификационной категории
Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 163 «ОАО РЖД»
Г. Новосибирск
Проектная деятельность - профилактика речевых нарушений у детей подготовительного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для родителей "Профилактика речевых нарушений"
В методических рекомендациях даны советы для правильного речевого развития детей раннего возраста....
Причины речевых нарушений
Выдержка из книги В.П.Балобановой и О.С.Жуковой "Ребенок учится говорить"...
Профилактика речевых нарушений у младших дошкольников. Мастер-класс для родителей "Артикуляционная гимнастика дома"
В этом возрасте очень трудно осуществлять логопедическое воздействие, так как ребенок быстро утомляем, не может ещё в силу возраста выполнять полноценную артикуляционную гимнастику, Детям трудно запом...
Презентация Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
По мнению ВОЗ, здоровье - состояние социального и физического благополучия человека, а не только отсутствие болезней. Здоровьесберегающий процесс в дошкольном учреждении - это процесс воспитания и обу...
Дифференциальная диагностика речевых нарушений
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24362229","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Профилактика речевых нарушений...
«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся»
Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся...