Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" содержит все основные требования по ФГОС СПО IV поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_oziz_sd.doc | 178 КБ |
Предварительный просмотр:
ГПБОУ «Тольяттинский медколледж»
Рабочая программа
учебной дисциплины
Общественное здоровье и здравоохранение
Специальность Сестринское дело (базовая подготовка)
очная форма обучения
2015
Рассмотрена и одобрена на заседании ЦМК № 2 Протокол №_____от_____________2015 г. Председатель ЦМК ________________Визняк Г.А. | Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования Сестринское дело (базовая подготовка) Заместитель директора по учебно-производственной работе _____________________Л.Н.Михайлова |
Составитель: | А.В.Васильева – преподаватель первой квалификационной категории |
Рецензенты: | Г.С. Чернова – заместитель главного врача по работе с сестринским персоналом МБУЗ ГКБ № 5 |
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Общественное здоровье и здравоохранение
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена ГПБОУ «Тольяттинский медколледж» по специальности Сестринское дело (базовая подготовка), разработанной в соответствии с ФГОС СПО.
Рабочая программа составлена для очной формы обучения.
1.2.Место учебной дисциплины в структуре
программы подготовки специалистов среднего звена
Дисциплина ОП.08. «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к дисциплинам профессионального учебного цикла федерального компонента.
1.3. Цели и задачи дисциплины –
требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
- рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
- вести утвержденную медицинскую документацию.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- факторы, определяющие здоровье населения;
- показатели общественного здоровья населения, методику их расчета и анализа;
- первичные учетные и статистические документы;
- основные показатели, используемые для оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения;
- систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
- законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
- принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
- принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях.
В результате освоения дисциплины у будущей медицинской сестры/медицинского брата должны формироваться следующие общие компетенции, включающие в себя способность (по базовой подготовке):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество;
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность;
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития;
ОК 5. Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности;
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий;
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации;
ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия;
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку;
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности;
ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
Освоение учебной дисциплины является базой, на которой будут формироваться следующие профессиональные компетенции, соответствующие основным видам профессиональной деятельности:
Проведение профилактических мероприятий.
ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения;
ПК 1.2. Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения;
ПК 1.3. Участвовать в проведении профилактических инфекционных и неинфекционных заболеваний.
Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах.
ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств;
ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса;
ПК 2.3. Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами.
ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.
Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях.
ПК 3.2.Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях;
ПК 3.3. Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
- самостоятельной работы обучающегося 18 часов.
2. Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 54 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
лекционные занятия | 18 |
семинарские занятия | Не предусмотрено |
практические занятия | 18 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 18 |
в том числе: | |
- выполнение курсовой работы | 10 |
- решение задач, осуществление расчетов | 2 |
- составление конспектов | 1 |
- заполнение таблиц, составление схем | 1 |
- подготовка сообщений | 1 |
- подготовка мультимедийной презентации по теме (не более 1 в семестр) | 2 |
- составление кроссвордов | 1 |
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторно-практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения | ||||
Теория | Лабораторно-практические занятия | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Семинары | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |
Тема 1. Общественное здоровье и здравоохранение. | Содержание учебной информации. Понятие «общественное здоровье населения». Уровни изучения здоровья населения. Факторы, определяющие общественное здоровье населения. Методы исследования в области общественного здоровья. Показатели общественного здоровья. Заболеваемость населения. Первичная и общая заболеваемость. Заболеваемость по данным обращаемости, по данным медицинских осмотров, по данным о причинах смерти. Исчерпанная (истинная) заболеваемость. Заболеваемость с ВУТ. | 1,2 | |||||
Лекция № 1. Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 1. Комплекс демографических показателей | 2 | ||||||
Лекция № 2. Заболеваемость населения | 2 | ||||||
Практическое занятие № 2. Заболеваемость населения | 2 | ||||||
Практическое занятие № 3. Заболеваемость с ВУТ | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Решение задач. Осуществление расчетов демографических показателей населения и показателей заболеваемости населения (по видам) | 0,5 | ||||||
Тема 2. Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению | Содержание учебной информации. Основа организации медицинской помощи населению (ПМСП). Номенклатура ЛПУ. Организация амбулаторно-поликлинической помощи городскому населению. Структура поликлиники и больницы. Организация стационарной медицинской помощи. Организация медицинской помощи работающему населению. Организация медицинской помощи сельскому населению (1 этап – СВУ, 2 этап – ЦРБ, 3 этап – областные медицинские учреждения. Организация диспансерного наблюдения населения. Организация медицинской помощи женщинам. Структура женской консультации | 1,2 | |||||
Лекция № 3. Система организации оказания медицинской помощи городскому населению. | 2 | ||||||
Лекция № 4. Система организации оказания медицинской помощи сельскому населению. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 4. Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Составление кроссвордов. Составление конспектов и схем. | 0,5 | ||||||
1 | |||||||
Тема 2. Медицинское страхование | Содержание учебной информации. Правовое обеспечение охраны здоровья населения. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Федеральные законы, регулирующие взаимодействие граждан с системой здравоохранения. Принципы бюджетно-страховой медицины. Суть модели медицинского страхования. Виды медицинского страхования. Характеристика видов медицинского страхования. Права и обязанности всех субъектов медицинского страхования. | 1,2 | |||||
Лекция № 5. Правовое обеспечение охраны здоровья населения | 2 | ||||||
Лекция № 6. Медицинское страхование | 2 | ||||||
Практическое занятие № 5. Медицинское страхование | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Подготовка сообщений. Решение задач. Составление кроссвордов | 1 | ||||||
0,5 | |||||||
0,5 | |||||||
Тема 3. Организация здравоохранения | Содержание учебной информации. Экономические модели здравоохранения (государственная, частная, социально-страховая). Организация, планирование и финансирование здравоохранения РФ | 1,2 | |||||
Лекция № 7. Экономические модели здравоохранения | 2 | ||||||
Практическое занятие № 6. Экономические модели здравоохраения | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Подготовка мультимедийной презентации | 2 | ||||||
Тема 4. Оценка деятельности ЛПУ | Содержание учебной информации. Необходимость внедрения экономических методов управления ЛПУ. Критерии оценки эффективности стационарной помощи. Критерии оценки эффективности амбулаторно-поликлинической помощи. Интегральный показатель. | 1,2 | |||||
Лекция № 8. Оценка деятельности ЛПУ. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 7. Показатели деятельности ЛПУ. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Решение задач. Проведение экономических расчетов. | 0,5 | ||||||
Тема 5. Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ | Содержание учебной информации. Три критерия оценки затрат труда медицинского персонала. Классификация форм и систем оплаты труда медицинского персонала. Оплата труда медицинского персонала в бюджетных медицинских учреждениях. Альтернативные формы оплаты труда. | 1,2 | |||||
Лекция № 9. Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 8. Оплата труда медицинского персонала. | 2 | ||||||
Практическое занятие № 9. Дифференцированный зачет. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа студентов. Заполнение таблиц, составление схем. Решение задач. Проведение экономических расчетов. | 1 | ||||||
0,5 | |||||||
Тематика курсовых работ: 1. Роль мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения в сохранении общественного здоровья 2. Значение санитарно-гигиенического просвещения заселения в сохранении общественного здоровья населения 3. Роль национального календаря профилактических прививок в сохранении общественного здоровья населения 4. Роль профилактики инфекционных неинфекционных заболеваний в сохранении общественного здоровья населения 5. Значение мероприятий по укреплению здоровья населения в сохранении общественного здоровья населения. 6. Рождаемость и смертность в России. 7. Повышение рождаемости в России как фактор сохранения общественного потенциала. 8. Влияние профилактических прививок на сохранение общественного здоровья населения. 9. Роль школ здоровья в сохранении общественного здоровья населения 10. Роль школ молодых матерей в сохранении общественного здоровья населения. | |||||||
Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой | 10 | ||||||
Всего 54 часа, из них | 18 | - | 18 | 18 | - |
Характеристика уровня освоения учебного материала:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств)
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Общественное здоровье и здравоохранение»
Оборудование учебного кабинета:
Мебель и стационарное оборудование
- Доска классная
- Стол и стул преподавателя
- Столы для студентов
- Стулья для студентов
- Книжный шкаф
Учебно-наглядные пособия:
Перечень плакатов:
- Базовая программа обязательного медицинского страхования.
- Основная учетная медицинская документация поликлиники.
- Организация медицинской помощи сельскому населению.
- Изучение заболеваемости населения.
- Факторы, формирующие здоровье человека.
- Структура Госсанэпидслужбы в РФ.
- Международная статистическая классификация.
- Оказание медицинской помощи женщинам.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
интернет-ресурсов и дополнительной литературы
Основные источники:
- «Общественное здоровье и здравоохранение: учебник» О.П. Щепин, В.А. Медик 2014 г., ГЭОТАР-Медиа.
- «Общественное здоровье в схемах и таблицах: учебник» И.Н. Бобровский, В.Н. Муравьева, Д.М. Дементьева, Л.Л. Максименко// Успехи современного естествознания 2013 г., №2.
Дополнительные источники:
- «Общественное здоровье и здравоохранение» Ю.П. Лисицин, Н.В. Полунина //ГРИФ УМО по медицинскому образованию 2009 г.
- «Общественное здоровье и здравоохранение» В.К. Юрьев, Г.И. Куценко издательство «Профи-Информ» С-Пб, 2009 г.
- В.Д. Селезнев, И.В. Поляков Экономические основы воспроизводства здоровья населения в условиях современной экономики. – СПб:, Издательство «Сударыня», 2009 г.
- Е.А. Ананьев «К вопросу о финансировании здравоохранения в условиях медицинского страхования. «Экономика здравоохранения». Спецвыпуск 2010 г.
Интернет источники:
- www. Mednovosti.by/ termin zdrav.Aspx
- www. Blago.info
- http//znopr.ru
- http//ligarn.ru>media news 5518. html
4. Контроль и оценка результатов освоения
учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, при выполнении проверочных, контрольных работ, подготовке рефератов, докладов, сообщений, мультимедийной презентации, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Освоенные умения | Решение ситуационных задач. Анализ решения задач для самостоятельной работы |
| |
| Проверка рассчитанных показателей общественного здоровья населения Оценка анализа полученных расчетов |
| Проверка заполнения бланков утвержденной медицинской документации |
Усвоенные знания | |
| Индивидуальный, фронтальный и групповой опрос Письменный опрос Решение ситуационных задач Собеседование по основным вопросам темы Оценка рефератов, сообщений, докладов Оценка компьютерных презентаций по заданной теме Проверка проведения расчетов по оценке деятельности ЛПУ |
Распределение учебных часов по формам занятий
2015/2016 учебный год
Специальность Сестринское дело (базовая подготовка) (ФГОС СПО 4)
Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение»
Курс - ______
Перечень тем лекционных занятий
№ | Наименование темы лекционного занятия | Кол-во часов |
Общественное здоровье и здравоохранение. Показатели общественного здоровья населения. | 2 | |
Заболеваемость населения | 2 | |
Система организации оказания медицинской помощи городскому населению | 2 | |
Система организации оказания медицинской помощи сельскому населению | 2 | |
Правовое обеспечение охраны здоровья населения | 2 | |
Медицинское страхование | 2 | |
Экономические модели здравоохранения | 2 | |
Оценка деятельности ЛПУ | 2 | |
Принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в ЛПУ | 2 | |
Всего | 18 |
Перечень тем практических занятий
№ | Наименование темы практического занятия | Кол-во часов |
1 | Комплекс демографических показателей. | 2 |
2 | Заболеваемость населения | 2 |
3 | Заболеваемость с ВУТ. | 2 |
4 | Система организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению | 2 |
5 | Медицинское страхование | 2 |
6 | Экономические модели здравоохранения | 2 |
7 | Показатели деятельности ЛПУ | 2 |
8 | Оплата труда медицинского персонала | 2 |
9 | Дифференцированный зачет | 2 |
Всего | 18 |
ИТОГО | 36 |
Зав. отделением по специальности Сестринское дело | А.В. Васильева |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Общественное здоровье и здравоохранение"
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Общественное здоровье и здравоохранение" Специальность 060501 Сестринское дело...
Рабочая программа спортивного клуба «ЗДОРОВИЧОК»
В настоящее время проблема сохранения и поддержания здоровья учащихся вышла на государственный уровень. Наблюдается пристальное внимание к о...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....
Рабочая программа по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"
Рабочая программа...
Доклад с рабочей программой По теме: «Здоровый Образ Жизни»
Здоровье людей зависит не только от медицины и здравоохранения, а от всего комплекса природных и социально-экономических условий. Представлена рабоч...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01...
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый я - здоровая страна» (спортивно-оздоровительной направленности).
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровый я – здоровая страна» может рассматриваться как одна из ступеней к формированию культуры здоровья...