Рабочая программа по дисциплине "Здоровый человек и его окружение"
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕСРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3 ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯГОРОДА МОСКВЫ.
Рабочая программа.
Дисциплины «Здоровый человек и его окружение»
Для специальности 31.02.01Лечебное дело»
2014г.
Составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 31.02.01 Лечебное дело
Рассмотрена и утверждена На заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин От «_____» ______________ 2014г Протокол № ________________ Председатель Надеждин А.И. Подпись______________ | Утверждаю: Руководитель структурного подразделения ___________________ Фетисов А.А.. От «______»______________2014г. |
Составила: преподаватель дисциплины Дубровина Е.А.
Содержание:
- Паспорт программы учебной дисциплины стр. 4
- Структура и содержание учебной дисциплины стр. 6
- Условия реализации учебной программы стр. 20
- Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины стр. 21
Рецензия на рабочую Программу
По дисциплине «Здоровый человек и его окружение» для специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Представлена на рецензию рабочая программа, составленная преподавателем ГБОУ СПО МК №3 Дубровиной Е.А.
Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Программа дисциплины «Здоровый человек и его окружение» может, использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.
Рабочая программа содержит Пояснительную записку, в которой чётко сформулированы цели и задачи, требования, предъявляемые к знаниям и умениям студентов, освоивших данный курс, а так же изложении структура всего курса.
Программа охватывает не только все теоретические и практические аспекты деятельности фельдшера, но позволяет самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента самостоятельно выявлять и решать проблемы в пределах своей компетенции.
В программе отражены основные требования к знаниям и умениям студентов, дан перечень практических навыков и манипуляций, что позволяет закрепить полученные теоритические и практические навыки студентов.
Учебный материал изучается в тесной связи со смежными дисциплинами (основы сестринского дела, анатомией и физиологией, основами патологии, фармакологией, гигиеной и экологией человека и др.), что позволяет достичь преемственности и освоения предмета «Здоровый человек и его окружение».
Во время изучения дисциплины предусматривается самостоятельная внеаудиторная работа студентов, широкое применение компьютерных программ обучения и контроля усвоения, что повышает качество изучаемого предмета и расширяет кругозор студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение».
Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение» позволяет выпускникам применять их в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.
Таким образом, предоставленная на рецензию рабочая программа отражает комплексный подход к процессу обучения, может быть использована для обучения в Медицинском колледже №3.
Рецензент:
Рецензия на рабочую Программу
По дисциплине «Здоровый человек и его окружение» для специальности 31.02.01 Лечебное дело.
Представлена на рецензию рабочая программа, составленная преподавателем ГБОУ СПО МК №3 Дубровиной Е.А.
Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01 Лечебное дело. Программа дисциплины «Здоровый человек и его окружение» может, использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.
В программе отражён достаточный объём знаний и умений по организации профилактической помощи населению: деятельность медицинской сестры и фельдшера в геронтологических отделения, в хосписах, объём первой медицинской доврачебной помощи при уходе за людьми любого возраста, начиная с внутриутробного периода и до позднего старческого возраста.
Программа охватывает не только все теоритические и практические аспекты деятельности медицинской сестры, но позволяет самостоятельно выявлять и решать проблемы пациента в пределах своей компетенции.
В программе отражены основные требования к знаниям и умениям студентов, дан перечень практических навыков и манипуляций, что позволяет закрепить полученные теоретические и практические навыки студентов.
Программа содержит задания в тестовой форме для обучения и контроля усвоения учебной дисциплины.
Учебный материал изучается в тесной связи со смежными дисциплинами (основы сестринского дела, анатомией и физиологией, основами патологии, фармакологией, гигиена и экология человека, и др.), что позволяет достичь преемственности и освоения предмета «Здоровый человек и его окружение».
Во время изучения дисциплины предусматривается самостоятельная внеаудиторная работа студентов, широкое применение компьютерных программ обучения и контроля усвоения, что повышает качество изучаемого предмета и расширяет кругозор студентов по дисциплине «Здоровый человек и его окружение».
Знания и умения, полученные студентами после изучения дисциплины «Здоровый человек и его окружение» позволяет выпускникам применять их в повседневной деятельности при работе в любом лечебно-профилактическом учреждении.
Таким образом, предоставленная на рецензию рабочая программа отражает комплексный подход к процессу обучения, может быть использована для обучения в Медицинском колледже №3.
Преподаватель дисциплины «Здоровый человек и его окружение»
ММУ № 30 - Кулиш Е.А.
- Паспорт учебной дисциплины
Здоровый человек и его окружение
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 31.02.01Лечебное дело
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области здравоохранения при наличии среднего (полного) общего образования, а также как раздел программы повышения квалификации специалистов, имеющих среднее профессиональное медицинское образование.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина профессионального цикла
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- оценивать параметры физиологического развития человека в разные возрастные периоды;
- выявлять проблемы человека в разные возрастные периоды, связанные с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья;
- обучать население особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- содержание понятий «здоровье», «качество жизни», «факторы риска болезни»;
- основные факторы риска развития болезней в разные возрастные периоды;
- периоды жизнедеятельности человека;
- анатомо-физиологические и психологические особенности человека;
- основные закономерности и правила оценки физического, нервно-психического и социального развития;
- универсальные потребности человека в разные возрастные периоды;
- значение семьи в жизни человека.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 222 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 148 часов;
самостоятельной работы обучающегося 74 часа.
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 222 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 148 |
в том числе: | |
практические занятия | 96 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 74 |
в том числе: | |
Реферативные сообщения Составление памяток, графологических структур, планов и рекомендаций для населения различных возрастных групп
| 23 51 |
Итоговая аттестация в форме - зачет
|
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины
ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |
Раздел 1. Здоровье и качество жизни. Рост и развитие | 8 | |||
Тема 1.1. Здоровье и качество жизни | Содержание учебного материала. Понятия: «здоровье», «образ жизни», «качество жизни». Понятие о группах здоровья. Критерии здоровья. Факторы, влияющие на здоровье. Факторы риска здоровью. Центр здоровья. Школа здоровья. Основные показатели оценки здоровья. Демографическая ситуация в мире, России, регионе. Роль сестринского персонала в сохранении и укреплении здоровья, в организации медицинской профилактики | 4 | 1 | |
Практическое занятие. Проведение оценки демографической ситуации в России, районе профессиональной деятельности. Выявление и оценка факторов, влияющих на здоровье. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Расчет демографических показателей (рождаемость, смертность, естественный прирост), их оценка и анализ. Выявление факторов, влияющих на здоровье человека (на примере конкретных ситуаций). | 2 | |||
Тема 1.2. Потребности человека в разные возрастные периоды. Рост и развитие. | Содержание учебного материала. Понятия: «потребности человека», «возраст», «возрастные периоды», «хронологический возраст», «биологический возраст» и «юридический возраст». Основные потребности человека в разные возрастные периоды. Понятия: «рост» и «развитие». Факторы, оказывающие воздействие на рост и развитие. Основные закономерности роста и развития человека. Характеристика роста и развития в разные возрастные периоды. Особенности сбора информации в разные возрастные периоды человека. | 4 | 2 | |
Практическое занятие. Определение возраста человека. Изучение потребностей человека. Изучение основных закономерностей роста и развития человека в разные возрастные периоды. | 2 | |||
Самостоятельная работа. Определение универсальных потребностей человека. Рефераты на темы, касающиеся теорий развития человека. | 2 |
Раздел 2. Здоровье детей | 54 | |||
Тема 2.1. Внутриутробный период и период новорожденности | Содержание учебного материала. Внутриутробный период и период новорожденности: закономерности роста и развития человека во внутриутробном периоде. Факторы, влияющие на здоровье плода. Значение дородовых патронажей, их цели и сроки. Основные проблемы периода новорожденности. Период новорожденности (неонатальный), его характеристика. Анатомо-физиологические особенности новорожденного ребенка. Признаки доношенности новорожденного ребенка. Оценка общего состояния по шкале Апгар. Первичный туалет новорожденного. Организация ухода за новорожденным ребенком. Адаптация детей к условиям внеутробной жизни. Пограничные состояния новорожденного ребенка. Основные потребности новорожденного и способы их удовлетворения. Возможные проблемы и пути их решения. Патронаж новорожденного. Сроки и цели | 12 | 2 | |
Практическое занятие. Выявление факторов, влияющих на эмбриональное развитие, здоровье плода. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья. Обучение поддержке грудного вскармливания. Выявление основных проблем периода новорожденности. Обучение правилам кормления грудью, уходу за новорожденным. | 8 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 2.2. Период грудного возраста | Содержание учебного материала. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка грудного возраста. Оценка нервно-психического развития ребенка грудного возраста. Основные универсальные потребности ребенка периода младенчества и способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Факторы, создающие опасную окружающую среду. Виды вскармливания. Гипогалактия, ее причины, профилактика. Режимы кормления новорожденных детей периода младенчества. Сроки и правила введения новых продуктов, прикормов. Формулы для расчета разового и суточного количества пищи для детей первого года жизни. Значение режима и воспитания для удовлетворения потребностей ребенка. Значение физического воспитания, закаливания, массажа для здоровья и развития ребенка первого года жизни. Профилактика детских инфекционных заболеваний у детей периода младенчества. Понятие о вакцинации ребенка первого года жизни | 22 | 2 | |
Практическое занятие. Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития детей грудного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по закаливанию ребенка. Обучение родителей и окружение ребенка правилам и технике кормления детей. Составление примерного меню для ребенка грудного возраста при разных видах вскармливания. Обучение основным гимнастическим комплексам и массажу. Составление рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек и игровых занятий для детей грудного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды | 14 | |||
Самостоятельная работа
« Особенности физического развития ребёнка грудного возраста».
«Грудное вскармливание».
| 5 | |||
Тема 2.3. Период преддошкольного и дошкольного возраста | Содержание учебного материала. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста. Универсальные потребности ребенка преддошкольного и дошкольного возраста и способы их удовлетворения, возможные проблемы. Физическое, нервно-психическое и социальное развитие ребенка преддошкольного и дошкольного возраста. Питание ребенка старше 1 года. Социальная адаптация ребенка. Подготовка к поступлению в детское дошкольное учреждение и в школу. Факторы риска. Безопасная окружающая среда для детей преддошкольного и дошкольного возраста | 8 | 2 | |
Практическое занятие. Проведение антропометрических измерений и оценка полученных результатов. Оценка физического и нервно-психического развития. Составление примерного меню, рекомендаций по режиму дня, выбору игрушек, игровых занятий для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по адаптации в детском дошкольном учреждении. Обучение родителей ребенка и его окружение принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей преддошкольного и дошкольного возраста. Обучение родителей и окружения ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей преддошкольного и дошкольного возраста. | 6 | |||
Самостоятельная работа.
« Профилактика травматизма». Составление памятки для родителей по теме: « Подготовка ребёнка к школе». | 4 | |||
Тема 2.4. Период младшего школьного возраста | Содержание учебного материала. Анатомо-физиологические особенности, рост и развитие ребенка младшего школьного возраста; Универсальные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Принципы создания безопасной окружающей среды для детей младшего школьного возраста. Значение физического воспитания для здоровья ребенка. Факторы риска и безопасности | 8 | 2 | |
Практическое занятие. Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей младшего школьного возраста. Составление примерного меню детям младшего возраста. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Составление рекомендаций по режиму дня для детей младшего школьного возраста. Составление рекомендаций по адаптации к школе. Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам | 6 | |||
Самостоятельная работа
« Профилактика травматизма у детей младшего школьного возраста». | 4 | |||
Тема 2.5. Период старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) | Содержание учебного материала. Анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка старшего школьного возраста. Физическое, половое, нервно-психическое и социальное развитие. Универсальные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Значение физического воспитания для здоровья ребенка подросткового возраста. Факторы риска и безопасности. Психологические проблемы перехода от детской к взрослой жизни. Помощь подростку и его родителям в ситуациях повышенного риска (депрессивные состояния, суицидальные попытки, повышенная сексуальная активность, пристрастие к вредным привычкам, беременность). Консультирование подростков по вопросам профилактики курения, злоупотребления алкоголем, токсикомании и наркомании | 10 | 1 | |
Практическое занятие. Проведение антропометрических измерений. Оценка физического, нервно-психического и полового развития детей старшего школьного возраста. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, правильному режиму дня. Обучение девочек-подростков технике самообследования молочных желез, мальчиков-подростков - технике самообследования яичек. Обучение подростка и его окружения принципам создания безопасной окружающей среды. Обучение подростка принципам здорового образа жизни | 6 | |||
Самостоятельная работа.
Заполнить немую таблицу по теме: «Физическое развитие детей у детей старшего школьного возраста | 4 | |||
Раздел 3. Зрелый возраст | 50 | |||
Тема 3.1. Период юношеского возраста | Содержание учебного материала Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности человека юношеского возраста. Основные потребности, способы их удовлетворения. Возможные проблемы | 8 | 1 | |
Практическое занятие. Обучение выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков в области укрепления здоровья. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, правильному режиму дня, принципам создания безопасной окружающей среды, поддержанию здорового образа жизни | 6 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 3.2. Особенности мужского и женского организмов в зрелом возрасте | Содержание учебного материала Анатомо-физиологические, психологические и социальные особенности и различия мужчин и женщин зрелого возраста. Универсальные потребности человека зрелого возраста, способы их удовлетворения. Возможные проблемы. Строение и функции женских половых органов. Физиология женской половой сферы, связь менструальной и детородной функции, строение женского таза, его роль в репродукции. Женские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Менструальный цикл, овогенез. Строение и функции мужских половых органов, понятие о сперматогенезе, потенции, фертильности. Основные вопросы взаимоотношения полов, зависимость процесса воспроизводства от внутренних и внешних факторов. Мужские половые гормоны, их биологическое действие на организм. Сперматогенез, потенция, фертильность. Влияние факторов внешней среды на фертильность. Формирование полового влечения, его формы. Половые рефлексы у мужчин и женщин. Наиболее частые формы сексуальных нарушений. Роль медицинского работника в оказании консультативной помощи по вопросам укрепления репродуктивного здоровья | 8 | 2 | |
Практическое занятие. Выявление проблем, связанных с дефицитом знаний, умений и навыков, в области укрепления здоровья мужчины и женщины. Влияние факторов внешней среды на процесс воспроизводства. Составление рекомендаций по адекватному и рациональному питанию, двигательной активности, правильному режиму дня. Обучение принципам создания безопасной окружающей среды, принципам здорового образа жизни | 6 | |||
Самостоятельная работа
«Менструальный цикл»».
«Овогенез»».
«Сперматогенез».
Составление памятки для стенда по санитарно - просветительной работе «Безлопастная окружающая среда для людей зрелого возраста». | 4 | |||
Тема 3.3. Здоровье семьи | Содержание учебного материала Понятие семьи. Типы, этапы жизненного цикла, основные функции семьи. Современные тенденции развития семьи в России и в мире. Характеристика основных функций семьи. Права членов семьи. Значение семьи в жизни человека. Возможные медико-социальные проблемы семьи. Планирование беременности. Последствия искусственного прерывания беременности. Репродуктивное поведение человека. Служба планирования семьи. Основные направления работы службы планирования семьи: охрана здоровья подростков, профилактика нежелательной беременности, профилактика ЗППП, помощь при бесплодии. Принципы контрацепции в зрелом возрасте. Обзор современных методов и средств контрацепции, грамотное использование которых позволяет сохранить репродуктивное здоровье женщины и решить проблему нежелательной беременности | 8 | 1 | |
Практические занятия Определение типа семьи. Определение этапа жизненного цикла семьи. Выявление основных медико-социальных проблем семьи, определение возможных путей их решения. Составление рекомендаций по подготовке к запланированной беременности. Обучение семейной пары правильному использованию отдельных видов контрацепции. Определение факторов риска, влияющих на планирование семьи. | 6 | |||
Самостоятельная работа
Подготовить сообщение по теме: « Влияние семьи на здоровье человека». | 6 | |||
Тема 3.4. Период беременности и родов | Содержание учебного материала Оплодотворение и развитие плодного яйца. Понятие об онтогенезе, периоды внутриутробного развития (эмбриональный и плодный). Критические периоды внутриутробной жизни человека, возможность нарушения потребностей плода в эти периоды. Влияние вредных факторов окружающей среды на развитие плода. Физиологическое течение беременности. Основные проблемы периода беременности. Продолжительность физиологической беременности и основные изменения, происходящие в организме беременной; значение этих изменений для нормального развития плода и подготовки к родам. Признаки беременности (предположительные, вероятные, достоверные). Роль медицинских работников, окружения в поддержании качества жизни беременной и развития плода. Дородовые патронажи. Современные принципы подготовки к родам, их роль в укреплении здоровья матери и будущего ребенка; психологическая и физическая подготовка мужей к осуществлению психологической поддержки женщины во время родов, к будущему отцовству. Подготовка беременных женщин и их семей к родам - помощь в сознательном подходе к предстоящим проблемам, вселение уверенности в благополучном исходе родов. Понятие о родовом акте. Течение родов: периоды родов, их физиологическая сущность, продолжительность; родовые изгоняющие силы - схватки, потуги. Проблемы здоровой роженицы, роль медицинского работника в решении этих проблем. Предвестники родов | 10 | 2 | |
Практическое занятие. Обучение определению признаков беременности. Определение предполагаемого срока родов. Составление планов дородовых патронажей. Составление рекомендаций беременной женщине по режиму дня, питанию; обучение специальным физическим упражнениям. Обучение беременной основным приемам, способствующим уменьшению болевых ощущений во время родов, правильному поведению во время родов | 6 | |||
Самостоятельная работа
« Влияние вредных факторов на организм беременной женщины».
Составить ситуационную задачу по теме: «Определение срока беременности». | 5 | |||
Тема 3.5. Послеродовой период | Содержание учебного материала Физиологическая сущность послеродового периода. Основные изменения, происходящие в организме женщины, происходящие в послеродовом периоде. Лактация, принципы ее поддержания. Преимущество грудного вскармливания новорожденных. Проблемы родильницы, возникающие в первые дни послеродового периода, связанные с лактацией, кормлением новорожденного, с изменениями в репродуктивной системе; роль медицинского работника в решении этих проблем. Роль медицинского работника в подготовке супружеских пар к родам и послеродовому периоду. Ориентация супружеских пар на грудное вскармливание новорожденных. Психологические проблемы, возникающие в семье при появлении новорожденного, связанные с отцовством, материнством, изменением ролей в семье. Принципы консультирования родильницы по вопросам питания, гигиены, контрацепции, сохранения грудного вскармливания | 8 | 2 | |
Практическое занятие. Изучение течения нормальных родов и послеродового периода. Изучение физиологических и психологических составляющих грудного вскармливания. Изучение изменений репродуктивной системы в послеродовом периоде у женщин. Мотивация к грудному вскармливанию. Обучение прикладыванию к груди. Поддержка грудного вскармливания. Обсуждение диеты родильницы и кормящей матери. Составление рекомендаций для кормящей матери по уходу за молочными железами, питанием, профилактике маститов. Составление плана беседы с супружескими парами по подготовке к родам, грудному вскармливанию. Дискуссионное обсуждение профилактики послеродовых депрессий. Изучение принципов медицинского консультирования здоровых рожениц и родильниц | 6 | |||
Самостоятельная работа
« Послеродовая контрацепция».
| 4 | |||
Тема 3.6. Климактерический период | Содержание учебного материала. Понятия «климакс», «климактерический период», «пременопауза», «менопауза», «постменопауза». Основные представления о климактерическом синдроме, факторах риска развития климактерического синдрома и возможности его профилактики. Изменения, происходящие в организме женщины и мужчины в климактерическом периоде. Особенности протекания климактерического периода у женщин и мужчин. Роль медицинского работника в пропаганде здорового образа жизни и охране здоровья пациентов в переходном периоде | 8 | 2 | |
Практическое занятие. Обучение выявлению факторов, влияющих на патологическое течение климакса, проблем человека в климактерическом периоде. Составление рекомендаций женщине и мужчине в климактерическом периоде по режиму дня, питанию, гигиене, поддержанию безопасности | 6 | |||
Самостоятельная работа
« Поддержание здоровья женщины в климактерическом периоде».
Написать реферат по теме: «Рекомендаций по питанию, режиму дня, гигиене человека в климактерическом периоде. | 4 | |||
Раздел 4. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста | 36 | |||
Тема 4.1. Здоровье лиц пожилого и старческого возраста | Содержание учебного материала Понятие о геронтологии. Актуальность геронтологии на современном этапе развития общества. Старение как закономерный этап жизнедеятельности человека. Место человека преклонного возраста в современном обществе. Отношение к пожилым людям как важный показатель нравственного состояния общества. Виды, теории и механизмы старения. Характеристика процесса старения. Образ жизни, его влияние на процессы старения. Влияние неблагоприятной экологической обстановки на интенсивность и выраженность процессов старения | 4 | 1 | |
Практическое занятие. Обсуждение средней продолжительности жизни в историческом аспекте и на современном этапе. Обсуждение места пожилого человека в современном обществе. Этические проблемы общения с лицами старших возрастных групп. Дискуссионное обсуждение наиболее значимых и актуальных теорий и механизмов старения, причин старения в регионе, в России. Изучение процессов старения в различные возрастные периоды. Значение влияния экологических факторов на процессы старения. Характеристика различных типов старения. Студенты определяют внешние признаки старения, сравнивают биологический и календарный возраст | 2 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 4.2. Анатомо-физиологические и психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста | Содержание учебного материала Анатомо-физиологические изменения в пожилом и старческом возрасте: особенности дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочеполовой, нейроэндокринной систем, системы крови, опорно-двигательного аппарата, органов чувств, кожи. Возрастные изменения личности пожилого человека и его эмоциональной жизни. Интеллект в преклонном возрасте, психомоторная способность, проявления эмоциональности. Самооценка и социальная среда. Стрессовые ситуации в старости. Нарушения памяти, сна. Возможные проблемы в удовлетворении универсальных потребностей человека в преклонном возрасте | 6 | 1 | |
Практическое занятие. Дискуссионное обсуждение анатомо-физиологических и психологических аспектов старения. Выявление возможных проблем в удовлетворении универсальных потребностей стареющего человека. Понимание необходимости внесения изменений в образ жизни пожилых людей. Составление плана беседы с пациентами преклонного возраста. Выявление изменения в состоянии важнейших органов и систем, изменения памяти, ориентации, сна, степени способности к самообслуживанию и потребности в посторонней помощи, проблем, связанных с изменением способа удовлетворения потребностей, оказание посильной помощь пациенту преклонного возраста | 4 | |||
Самостоятельная работа
«Анатомо - физиологические, психологические и эмоциональные особенности у людей пожилого и старческого возраста».
| 4 | |||
Тема 4.3. Организация социальной помощи населению старших возрастных групп. | Содержание учебного материала Потребности пожилых людей в различных видах медико-социальной и бытовой поддержки. Комплексный медико-социальный характер помощи пожилым как необходимое условие её эффективности. Законодательные аспекты социальной защиты престарелых граждан. История и современная структура гериатрической службы РФ. Опыт других стран. Проблема адаптации лиц старших возрастных групп к старению и микросоциальной среде. Синдром ранней смерти после выхода на пенсию («пенсионная болезнь»). Сохранение социальной активности: продолжение посильной трудовой деятельности, участие в общественной жизни, активные контакты с родственниками, чтение периодических изданий, просмотр телепередач, различные увлечения. Пожилой человек в семье. Взаимопомощь поколений. Рост числа одиноких пожилых людей, экономические и социальные аспекты одиночества в старости. Создание безопасной среды для пожилого человека в общественных местах, в транспорте, на улице. Основные нормативные документы, регламентирующие социальную защиту населения старших возрастных групп. Пенсионное обеспечение, система льгот. Категории населения преклонного возраста, имеющие право на льготы. Основные общественные организации, деятельность которых направлена на поддержание и социальную помощь лицам преклонного возраста. Различные организационные формы гериатрической помощи: гериатрические кабинеты (отделения) в лечебно-профилактических учреждениях, дневные стационары для пенсионеров, дома-интернаты, дома сестринского ухода, пансионаты и санатории для пожилых людей, геронтологические территориальные центры. Организация гериатрической помощи на дому. Патронажные группы социальной помощи одиноким при районных отделах социального обеспечения и их функции. | 8 | 1 | |
Практическое занятие. Дискуссионное обсуждение социальных проблем человека преклонного возраста. Экономических и социальных аспектов одиночества, особенности формирования и оказания социальной помощи в России и в регионе. Пенсионное обеспечение, система льгот. Определение и обоснование нуждаемости в социальной помощи. Обсуждают проблемы создания безопасной среды в общественных местах, на транспорте, на улице и т.д. для людей преклонного возраста. Обосновывают значение семьи для пожилого пациента, роль общественных организаций в сохранении социальной активности. Проведение собеседования с пациентом преклонного возраста, определение его социального статуса, выявление сохранности социальных контактов, положения пациента в микросоциуме. Составляют отчет по результатам собеседования с выводами. При разборе конкретных ситуаций определяют и обосновывают нуждаемость в социальной помощи. | 6 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 4.4. Организация медицинской помощи населению старших возрастных групп. | Содержание учебного материала Сестринские услуги лицам пожилого и старческого возраста. Психологические и этические аспекты сестринской работы с пожилыми и старыми людьми Принципы эффективного общения. Сестринский процесс при оказании консультативной помощи по вопросам укрепления здоровья пожилых людей. Сестринское обследование удовлетворения универсальных потребностей стареющего человека с точки зрения влияния на здоровье. Оценка факторов индивидуального риска. Отношение пациента и его семьи к проблеме укрепления здоровья. Оценка потенциальных возможностей (ресурсов) пациента и его семьи для обеспечения позитивных перемен в образе жизни. Выявление препятствий для удовлетворения потребностей. Проблемы пациента, связанные с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья. Мотивация пациента на оздоровление образа жизни. 3. Планирование мероприятий по укреплению здоровья совместно с пациентом и его семьей. Реализация сестринских вмешательств: консультации по вопросам рационального образа жизни, обеспечения печатной информацией, помощь в формировании здоровых привычек. Оценка эффективности сестринских вмешательств. Поощрение успехов пациента в оздоровлении образа жизни. Коррекция сестринских действий на основании обратной связи. Представление о гериатрической фармакотерапии, правила безопасного лечения пожилого человека фармакологическими препаратами. | 8 | 1 | |
Практическое занятие. Дискуссионное обсуждение возможностей сестринской службы в удовлетворении универсальных потребностей пожилых пациентов и решении их проблем со здоровьем. Теоретическое обоснование особенностей специализированного сестринского ухода с учётом анатомо-физиологических и психологических возрастных изменений, особенности способов удовлетворения универсальных потребностей. Медицинский работник как консультант по вопросам, касающимся состояния здоровья. Применение сестринского процесса в обучении пациента и его семьи правильному образу жизни. Методика сестринского обследования образа жизни пациента. Примеры возможных проблем пациента, связанных с дефицитом знаний, умений, навыков в области укрепления здоровья. Определение целей и планирование объема обучения. Реализация плана обучения. Оценка эффективности объема обучения. Обеспечение безопасности пожилого пациента в ЛПУ, в том числе особенности раздачи лекарственных средств в геронтологических отделениях. Обучение пациентов старших возрастных групп правилам приема лекарственных препаратов в домашних условиях. Работа с пациентами старших возрастов в отделениях стационара. | 6 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 4..5. Искусство продления жизни | Содержание учебного материала Здоровый образ жизни как залог активного долголетия. Факторы риска для человека пожилого и старческого возраста. Пути увеличения продолжительности жизни и замедление темпов старения. Позитивная личностная концепция. Способы сохранения интеллекта. Понимание возрастных изменений. Особенности геродиететики. Контроль массы тела. Режим рациональной физической активности и распорядок дня пожилого человека. Регуляция ночного сна. Личная гигиена и герокосметология. Сохранение социальных контактов. Предупреждение психотравмирующих ситуаций в межличностном общении. Интимная жизнь в пожилом возрасте. Приспособление к ограничениям и создание безопасной среды обитания для пожилого человека. Требования к жилищу и его оборудованию. Здоровый досуг. Ограничение курения, приёма алкоголя. Условия окружающей среды, препятствующие сохранению здоровья. Роль семьи пожилого пациента в сохранении здоровья, способности к самообслуживанию и продлению активного долголетия. | 6 | 1 | |
Практическое занятие. Дискуссионное обсуждение вопросов, касающихся рационального образа жизни. Оценка образа жизни пожилого человека на примере разбора конкретных ситуаций. Мероприятия по формированию представлений о здоровом образе жизни у людей преклонного возраста. Формирование суточного меню для человека преклонного возраста в соответствии с требованиями геродиететики. Составление комплекса гимнастических упражнений, разработка плана беседы о герокосметологии, вреде курения, алкоголизме в старости. Проведение беседы с пациентами о рациональном питании и двигательной активности в старости, о значении сна и способах его регуляции, стрессе и его последствиях, о возможностях борьбы со стрессом в преклонном возрасте. Проведение беседы о личной гигиене и гигиене жилища, формировании безопасного быта. Реферативные сообщения о наиболее важных аспектах сохранения здоровья в пожилом возрасте. | 4 | |||
Самостоятельная работа
| 4 | |||
Тема 4.6. Медико-социальные и психологические аспекты смерти | Содержание учебного материала Танатология как наука. Понятие «смерть». Классификация смерти. Медико-биологические, философские, религиозные, социально-психологические аспекты смерти. Законодательство РФ об эвтаназии. Естественная смерть. Основные этапы умирания и смерти. Эмоциональные стадии горевания. Психологическая поддержка умирающего человека и его близких. Констатация смерти. Уход за телом умершего. Похороны у славянских народов России и других народов, населяющих регион. Стадии траура. Общение с пережившими утрату. | 4 | 1 | |
Практическое занятие. Дискуссионное обсуждение вопросов, касающихся смерти, этапов умирания, констатации смерти, эмоциональных этапов горевания. Оказание психологической поддержки родных и близких умирающего человека. Правила констатации смерти. Клиническая и биологическая смерть. Уход за телом умершего. Обсуждение правил общения с пережившими утрату. Стадии траура. Обсуждение проблем эвтаназии в России и за рубежом. | 2 | |||
Самостоятельная работа
| 2 | |||
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 222 | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 148 |
- Условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Здорового человека и его окружения и основ профилактики»
Оборудование учебного кабинета:
- весы горизонтальные и напольные (для измерения массы тела детей и взрослых);
- ростомеры горизонтальные и вертикальные (для измерения массы тела детей и взрослых);
- пеленальный стол;
- средства ухода и одежда для детей первого года жизни;
- сантиметровая лента;
- таблицы;
- схемы;
- структуры;
- диаграммы
- презентации;
- медицинская документация;
- методические пособия, рекомендации для обучающихся;
- холодильник для хранения препаратов для иммунопрофилактики
- муляжи, фантомы.
Технические средства обучения:
- компьютер;
- мультимедийный проектор (интерактивная доска);
- классная доска (меловая), мел;
- экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения:
Основные источники:
- Крюкова Д.А., Лысак Л.А., Фурса О.В. - Здоровый человек и его окружение Учебник Серия «Медицина для вас» - Ростов н/Д : Феникс, 2009г. - 383с.
- Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий.
Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим
занятиям: Учебное пособие. – Москва: Авторская академия 2011г. -496с.
- Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2012г. Москва: Авторская академия 2012г – 640 с.
Дополнительные источники:
- Дзигуа М.В. Лунякина Е.А. Сестринское дело в акушерстве и гинекологии. Учебное пособие. – М: АНМИ, 2010г.
- Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. М.; ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
- Филатова С.А. и др. Геронтология. Учебник. Ростов н/Д: Феникс, 2011г.
- Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. М.:ИКЦ «Академкнига», «Медицина», 2012г.
- Руководство по первичной медико-санитарной помощи/Под ред. И.Н. Денисова, А.А. Баранова – М. ГЭОТАР-Медиа, 2010г.
- Руководство по медицинской профилактике / Под ред. Р.Г. Оганова М. ГЭОТАР-Медиа, 2011г.
- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993г. N 5487-1(с изменениями и дополнениями).
- Организация профилактической деятельности амбулаторно- поликлинических учреждений на современном этапе / Под ред. А.И. Вялкова. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009г.
- Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии / Под ред. А.А. Баранова – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2011г.
- Охрана здоровья детей и подростков / Под ред. Сопиной З.Е.: Уч. пособ. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2011г.
- Руководство для средних медицинских работников / Под ред.Ю.П. Никитина, В.М. Чернышева. – М. ГЭОТАР-Медиа, 2012г.
- Гурвич М.М. Диетология для медсестры: полное руководство. – М.: Эксмо, 2011г.
- Контроль и оценка результатов освоения дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Знания: | |
| Решение заданий в тестовой форме. Составить краткое содержание темы в виде схемы. |
| Составить краткое содержание темы в виде схемы. Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. |
| Решение заданий в тестовой форме. Составить патронажи к новорожденному и ребенку первого года жизни. Составить краткое содержание темы в виде схемы. Составить план проведения занятий с беременной. Составить I и II дородовые патронажи. Составить краткое содержание темы в виде схемы. Составить памятки по гигиене для беременной женщины. Составить памятки и дать советы беременной женщине по адекватной физической нагрузке. Составить памятки для кормящей матери. Составить краткое содержание темы в виде схемы. Составить отчет о патронаже пожилого человека с выводами и рекомендациями. Составить краткое содержание темы в виде схемы. Составить и оформить памятки для населения для санитарно просветительной работы. |
| Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Составить краткое содержание темы в виде схемы. |
| Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. |
| Составить краткое содержание темы в виде схемы. Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. |
| Составить краткое содержание темы в виде схемы. |
Умения: | |
| Наблюдение и оценка демонстрации обучающимися практических умений. Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. |
укрепления здоровья; | Решение ситуационных задач. Решение заданий в тестовой форме. Составить планы беседы с различными категориями населения. Составление плана беседы с подростками по формированию здорового образа жизни. |
сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды и вопросам планирования семьи | Решение ситуационных задач. Составления памятки для населения по особенностям сохранения и укрепления здоровья в разные возрастные периоды жизни человека. Проведение бесед с различными категориями населения по вопросам здорового образа жизни. Проведение беседы с подростками по формированию здорового образа жизни и планированию семьи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЗДОРОВЫЙ РЕБЕНОК» ОП.01.ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК И ЕГО ОКРУЖЕНИЕ по специальности 31.02.01. Лечебное дело (углубленная подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины Д.01.01. «Здоровый ребенок» является составной частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 31....
Рабочая программа учебной практики ПМ.01 Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01 "Здоровый человек и его окружение"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной практики ПМ 01. ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ МДК 01.01 «Здоровый человек и его окружение» для специальности:34.02.01 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» базовой подготовки 2 год об...
Рабочая программа учебной практики ПМ 01.Проведение профилактических мероприятий МДК 01.01.Здоровый человек и его окружение раздела МДК 01.01. Здоровый ребенок
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01. Сестринское дело – б...
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01
Рабочая программа учебной дисциплины «Здоровый человек и его окружение» Лечебное дело 31.02.01...
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Здоровый человек и его окружение Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды
Лекция 3. Потребности человека в разные возрастные периоды Общие понятия о возрастеВозрастные периоды (этапы жизни) человекаПонятие «потребность» человекаКлассификация пот...
Рабочая программа УД Здоровый человек и его окружение.. 2023 г.
Раздел «Здоровье лиц зрелого возраста», специальность 31.02.01 Лечебное дело...