Рабочая программа "Общественное здоровье и здравоохранение"
рабочая программа на тему
Рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ "Общественное здоровье и здравоохранение" Специальность 060501 Сестринское дело
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oziz_rp.doc | 195 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 3
ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Общественное здоровье и здравоохранение
Специальность 060501 Сестринское дело
Москва 2014
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело
Одобрена и утверждена На заседании Методического совета Протокол №_________ от «___»________________20___года Председатель___________________ | УТВЕРЖДАЮ Руководитель структурного подразделения _____________________А.А. Фетисов «___»_________________20___года |
Составитель:
Надеждин А.И. – преподаватель ГБОУ "МК№3 ДЗМ"
Рецензенты:
Пожарская Н.В. - преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ "МК№3 ДЗМ"
Кузнецова Светлана Анатольевна - к.б.н., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО "МК№2 ДЗМ"
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | ||
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 6 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 060501 Сестринское дело в части освоения общих компетенций (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
ОК 1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2 | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. |
ОК 3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
ОК 4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. |
ОК 6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. |
ОК 7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды подчинённых, за результат выполнения заданий. |
ОК 8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. |
ОК 9 | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. |
ОК 10 | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. |
ОК 11 | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. |
ОК 12 | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии |
ОК 13 | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. |
ОК 14 | Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей). |
ПК 1.1 | Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения. |
ПК 1.2 | Проводить санитарно-гигиеническое просвещение населения |
ПК 1.3 | Участвовать в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний. |
ПК 2.1 | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств. |
ПК 2.2 | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса. |
ПК 2.3 | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами. |
ПК 2.6 | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 3.2 | Участвовать в оказании медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях. |
ПК 3.3 | Взаимодействовать с членами профессиональной бригады и добровольными помощниками в условиях чрезвычайных ситуаций |
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
В соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 060501 Сестринское дело дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» относится к общепрофессиональным дисциплинам (ОП.08).
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- консультировать по вопросам правового взаимодействия гражданина с системой здравоохранения;
- рассчитывать и анализировать показатели общественного здоровья населения;
- вести утвержденную медицинскую документацию
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- систему организации оказания медицинской помощи городскому и сельскому населению;
- законодательные акты по охране здоровья населения и медицинскому страхованию;
- принципы организации экономики, планирования и финансирования здравоохранения;
- принципы организации и оплаты труда медицинского персонала в лечебно-профилактических учреждениях;
- права и обязанности медицинской сестры.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 66 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 44 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 22 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 66 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 44 |
в том числе: | |
практические занятия | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 22 |
в том числе: | |
Реферат, эссе | 14 |
Презентации | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифзачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Наименование разделов и тем | Код компетенций | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Теоретические вопросы общественного здоровья и организации здравоохранения | 26 | |||
Тема 1.1. Введение в предмет. Здоровье населения. Факторы, определяющие здоровье. | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения. Определение науки и предмета. Цели и задачи организации здравоохранения. Место организации здравоохранения среди медицинских, биологических и общественных наук. Методы исследования, применяемые в организации и экономике здравоохранения (исторический, экспертных оценок, статистический, экономических исследований, экспериментальный, эпидемиологический и др.) Здоровье населения. Здоровье и болезнь как основные категории медицины. Определение понятия – здоровье (ВОЗ). Виды здоровья. Индивидуальное здоровье: определение, медицинские и социальные критерии, комплексная оценка, группы здоровья. Общественное здоровье: критерии и показатели. Схема изучения здоровья населения и отдельных его групп: важнейшие факторы и условия, определяющие уровень общественного здоровья:
Факторы риска здоровью. Показатели, применяющиеся для оценки состояния здоровья населения. Определение факторов, влияющих на здоровье. Определение факторов и групп риска. Расчет показателей оценки здоровья населения | 6 | 1 |
Самостоятельная работа Реферат: Оценка состояния здоровья населения | 2 | |||
Тема 1.2 Основы медицинской статистики и организации статистического исследования. Статистический анализ | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Определение доказательной медицины. Медико-статистические методы как основа доказательной медицины. Уровень доказательность результатов медицинских научно-практических исследований. Роль рандомизированных контролируемых клинических испытаний. Использование принципов доказательной медицины в обосновании выбора оптимальных методов диагностики, лечения и прогноза, реабилитации и профилактики заболеваний, а также при интерпретации научных фактов. Определение статистки, ее теоретические основы (теория вероятности, закон больших чисел). Применение статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях. Организация статистического исследования. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований: Методы расчета обобщающих коэффициентов, характеризующих различные аспекты изучаемых признаков: -методы расчета относительных величин. Понятие об относительных величинах, типы относительных величин – экстенсивные, интенсивные, соотношения, наглядности, их определение, способы вычисления, область применения и их характеристики; -методы расчета средних величин. Вариационный ряд, виды вариационных рядов; величины, характеризующие вариационный ряд (мода, медиана, средняя арифметическая, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации, лимит, амплитуда), их свойства и применение; -методы оценки достоверности относительных и средних величин. Общие положения параметрических и непараметрических методов оценки достоверности результатов, их значение и практическое применение. Критерии параметрического метода оценки и способы их расчета (ошибка репрезентативности средних и относительных величин, доверительные границы средних и относительных величин). Методы сравнения различных статистических совокупностей (параметрические и непараметрические методы), их применение. Методы оценки взаимодействия факторов. Понятие о функциональной и корреляционной зависимости. Коэффициент корреляции, его оценка. Параметрические и непараметрические методы расчета коэффициента корреляции, их значение и практическое применение. Метод стандартизации. Сущность, значение и применение метода стандартизации. Методика вычисления и анализа стандартизованных показателей. Методы анализа динамики явления, динамический ряд. определение. Типы динамических рядов. Показатели динамического ряда. их вычисление и практическое применение. Преобразование динамических рядов. Графическое изображение в статистике, виды графических изображений, их использование для анализа явлений. | 2 | 1 |
Тема 1.3. Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Демография и ее медико-социальные аспекты. Определение медицинской демографии, основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов и учреждений здравоохранения. Статика населения: важнейшие показатели (численность, плотность населения, возрастно-половой состав и др.). Переписи населения как источник информации о статике населения, история, методика проведения. результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последнее десятилетие. Типы возрастно-половой структуры населения. Постарение населения как современная демографическая тенденция развитых стран. Медико-социальное значение этой проблемы. Динамика населения, ее виды. Миграция населения: внешняя, внутренняя (урбанизация, сезонная, маятниковая). Факторы, ее определяющие; основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения; задачи органов и учреждений здравоохранения. Влияние миграции на здоровье детей. Воспроизводство населения (естественное движение). Общие и специальные показатели, методы расчета, анализ и оценка. Роль медицинского работника в регистрации рождения и смерти. Порядок записи актов гражданского состояния. Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в РФ и зарубежных странах за последнее десятилетие, факторы. определяющие особенности и динамику современных демографических процессов. Региональные особенности воспроизводства населения в различных странах в связи с уровнем их социально-экономического развития. Рождаемость и фертильность (плодовитость), методика изучения, общие и специальные показатели. Влияние медико-социальных факторов на их уровень и тенденции: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, уровень образования и культуры, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др. Смертность населения, методика изучения, общие и повозрастные показатели. Младенческая и перинатальная смертность, их основные причины. Факторы, влияющие на уровень и тенденции общих и специальных показателей смертности. Смертность детей, детская смертность – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране. Понятие “живорождение” и “мертворождение”. Младенческая смертность, возрастные показатели младенческой смертности: ранняя неонатальная смертность, неонатальная смертность, постнеонатальная смертность – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране. Перинатальная смертность, мертворождаемость – определения, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателей в стране. Факторы, влияющие на показатели смертности. Смертность детей как медико-социальная проблема. Материнская смертность. Определение, методика изучения, динамика уровня и изменение структуры показателя в стране. Факторы, влияющие на материнскую смертность. Материнская смертность как медико-социальная проблема. Аборты, как медико-социальная проблема. Бесплодие как медико-социальная проблема. Средняя продолжительность предстоящей жизни (СППЖ). Определение, методика расчета, динамика уровня показателя в стране. Динамика СППЖ мужчин и женщин в России и зарубежных странах. Факторы, влияющие на ожидаемую среднюю продолжительность предстоящей жизни. Влияние отдельных причин смерти на среднюю продолжительность предстоящей жизни населения. Естественный прирост населения – определение, методика расчета, динамика уровня показателя в стране. Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах. Семья как объект демографической политики. Медико-социальные исследования семей. Анализ теоретических концепций народонаселения. Демографические прогнозы. | 4 | 1 |
Самостоятельная работа Презентация: Оценка уровня демографических показателей в РФ за последний год и определение тенденции в их динамике. | 2 | |||
Тема 1.4. Основные медико-социальные проблемы здоровья населения | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Социально-значимые заболевания: определение, первичная заболеваемость, распространенность, инвалидность, смертность, экономический ущерб, организация специализированной медицинской помощи и др. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в России и за рубежом. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности. Факторы риска. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике сердечно-сосудистых заболеваний. Организация медицинской помощи при сердечно-сосудистых заболеваниях, виды специализированной помощи, структура и функции. Диспансеризация групп повышенного риска и больных сердечно-сосудистыми заболеваниями. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема в России и зарубежных странах. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые, профессиональные и региональные особенности. Факторы риска. Онкологический регистр. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике злокачественных новообразований Организация медицинской помощи при онкологических заболеваниях, виды специализированной помощи, структура и функции. Диспансеризация групп повышенного риска и больных онкологическими заболеваниями. Хосписы. Болезни органов дыхания (БОД) как медико-социальная проблема. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности. Факторы риска. Стратегия профилактики. Роль здорового образа жизни в профилактике болезней органной дыхания. Организация медицинской помощи, виды специализированной помощи, структура и функции. Туберкулез как медико-социальная проблема. Уровень, динамика, структура первичной и общей заболеваемости, заболеваемости с временной утратой трудоспособности, инвалидности, смертности. Возрастно-половые и региональные особенности. Факторы риска. Стратегия профилактики. Система мероприятий по борьбе с туберкулезом. Роль здорового образа жизни в профилактике туберкулеза. Организация медицинской помощи, виды специализированной помощи, структура и функции. Алкоголизм, наркомания, токсикомания, табакокурение как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые и региональные особенности, медицинские и социальные последствия. Организация борьбы с алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями в РФ. Роль здорового образа жизни в профилактике алкоголизма, табакокурения, наркомании и токсикомании. Травматизм как медико-социальная проблема. Виды травматизма, их распространенность. Временная нетрудоспособность, инвалидность, смертность в связи с травмами и отравлениями. Факторы, способствующие травматизму. Профилактика травматизма. Роль здорового образа жизни в травматизма. Организация травматологической помощи. Инфекционные заболевания как медико-социальная проблема Распространенность инфекционной патологии, peгиональные особенности. ВИЧ-инфекция, заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП). Факторы риска распространения инфекционных заболеваний. Медицинская и социальная профилактика инфекционных заболеваний. Федеральная программа “Вакцинопрофилактика”. Организация медицинской помощи больным с инфекционными заболеваниями. Болезни органов пищеварения, как медико-социальная проблема. Распространенность, динамика, возрастно-половые и региональные особенности. Факторы риска, роль здорового образа жизни в профилактике болезней органов пищеварения. Организация медицинской помощи. Болезни костно-мышечной системы как медико-социальная проблема. Распространенность, динамика, возрастно-половые особенности. Факторы риска, роль здорового образа жизни в профилактике болезней костно-мышечной системы. Организация медицинской помощи. Изучение и анализ заболеваемости:
по данным выборочных исследований отдельных групп, популяций (эпидемиологические методы изучения заболеваемости, экспериментальное исследование) | 8 | 2 |
Самостоятельная работа Реферат: Выявление факторов риска здоровью медицинских работников, в частности медицинских сестер. | 2 | |||
Раздел 2. Теоретические основы медицинской помощи населению | 8 | |||
Тема 2.1 Здравоохранение как система. Основные принципы организации и функционирования здравоохранения в Российской Федерации. Номенклатура учреждений здравоохранения | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения. Системы и формы здравоохранения (преимущественно государственная, преимущественно страховая, преимущественно частная, формы здравоохранения развивающихся стран). Системы здравоохранения Российской Федерации (государственная, муниципальная, частная). Основные принципы здравоохранения в Российской Федерации. Отраслевая структура системы здравоохранения Российской Федерации. Номенклатура учреждений здравоохранения РФ. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Презентация: Сравнительная характеристика систем и форм здравоохранения | 2 | |||
Тема 2.2 Основные направления реформирования здравоохранения в РФ | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Возможные пути решения основных проблем здравоохранения. Основные направления реформирования здравоохранения в соответствии с Концепцией (проектом) развития здравоохранения. Выявление основных проблем здравоохранения Российской Федерации. Возможные пути решения этих проблем. Участие сестринского персонала в реформировании здравоохранения. | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Эссе: Основные проблемы отечественного здравоохранения и пути их решения | 2 | |||
Раздел 3. Теоретические вопросы экономики и управления здравоохранением | 16 | |||
Тема 3.1 Управление и менеджмент в здравоохранении. Сущность и значение экономики здравоохранения | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Понятие «управление». Управление здравоохранением на федеральном уровне. Структура управления здравоохранением на федеральном уровне. Задачи органов управления на федеральном уровне. Управление здравоохранением на региональном и муниципальном уровне. Разграничение полномочий между федеральными и местными властями в области управления здравоохранением. Понятие «менеджмент» Сущность экономики здравоохранения. Ее значение для управления здравоохранением. Элементы рынка как комплекс явлений и процессов, формирующих рыночный механизм и одновременно влияющих на его функционирование. Основные рыночные факторы: спрос, предложение, рыночное пространство, время, конкуренция. Механизм рынка здравоохранения: взаимодействие спроса, цены и предложения. Медицинские учреждения как субъекты рыночных отношений | 2 | 2 |
Самостоятельная работа Реферат: Структура и задачи органов управления здравоохранением | 2 | |||
Тема 3.2. Финансирование здравоохранения | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Источники финансирования здравоохранения. Программа государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Российской Федерации. Основные понятия рыночной экономики. Принципы, структура рынка. Место здравоохранения в рыночной экономике. Управление в условиях рыночной экономики Определение источников финансирования здравоохранения | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Презентация: Сравнительная характеристика источников финансирования | 4 | |||
Тема 3.3. Оплата труда в здравоохранении | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Понятие «заработная плата». Функции заработной платы. Расчет заработной платы, налогов, отчислений и т.д. Налоговые льготы Системы и принципы оплаты труда работников здравоохранения. Структура заработной платы работников здравоохранения. | 4 | 2 |
Раздел 4. Социальное и медицинское страхование в РФ | 6 | |||
Тема 4.1. Основы медицинского страхования | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Социальная защита, понятие. Органы социальной защиты, структура, функции. Социальная помощь, социальная поддержка Виды социальной защиты (пособия, пенсии, услуги, льготы и др.). Пенсионный фонд. Социальное страхование. Органы социального страхования, структура и функции. Бюджет социального страхования. Фонд социального страхования. Государственный характер социального страхования и социальной защиты населения. Законодательство по социальному страхованию и социальной защите населения. Взаимодействие органов и учреждений здравоохранения с учреждениями социального страхования и социальной защиты. Медицинское страхование как вид социального страхования, определение, цели. Краткая история развития медицинского страхования в Российской Федерации и за рубежом. Предпосылки введения медицинского страхования в России на современном этапе. Законодательная база медицинского страхования в РФ. Виды, принципы медицинского страхования. Организация медицинского страхования: субъекты (прямые, косвенные), их права и обязанности. взаимодействие на основе договорных отношении. Страховой полис. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Источники финансирования здравоохранения в условиях медицинского страхования. Фонды обязательного медицинского страхования (федеральный, территориальный), их формирование и назначение. Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программы добровольного медицинского страхования. Лицензирование и аккредитация как условие деятельности медицинских учреждений в системе медицинского страхования. Порядок оплаты медицинских услуг в лечебных учреждениях в системе обязательного медицинского страхования. Организация медицинского страхования в РФ. Основные принципы медицинского страхования в Российской Федерации. Виды медицинского страхования. Модели медицинского страхования в РФ. Субъекты медицинского страхования, их взаимодействие между собой. Права и обязанности субъектов медицинского страхования. Права граждан в системе медицинского страхования | 4 | 2 |
Самостоятельная работа Эссе: Права пациента в системе медицинского страхования | 2 | |||
Раздел 5. Организация лечебно-профилактической помощи населению | 10 | |||
. Тема 5.1. Организация амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи населению | ОК 1-14 ПК 1.1-1.3 ПК 2.1-2.3 ПК 2.6 ПК 3.2-3.3 | Содержание учебного материала Понятие «первичная медико-санитарная помощь (ПМСП)». Система ПМСП, ее цели и задачи. Амбулаторно-поликлинические учреждения – ведущее звено ПСМП. Типы амбулаторно-поликлинических учреждений, их структура и задачи. Принципы организации амбулаторно-поликлинической помощи. Особенности амбулаторно-поликлинической помощи: Новые организационные формы: институт семейного врача, стационары на дому, дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, центры медико-социальной помощи и др. Скорая и неотложная медицинская помощь. Организация работы сестринского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Организация работы среднего медицинского персонала в амбулаторно-поликлинических учреждениях различного типа. Роль медицинской сестры при работе на терапевтическом участке, с врачами-специалистами, с врачом общей практики, в различных кабинетах (ЭКГ, процедурный и др.). Типы стационарных лечебно-профилактических учреждений. Новые организационные формы: хосписы, больницы сестринского ухода. Организационная структура больницы. Основные задачи городской больницы. Организация лечебно-диагностического процесса в городской больнице: порядок поступления и выписки пациентов, организация лечебного питания, лечебно-охранительного режима. Организация работы среднего медицинского персонала в приемном отделении, в лечебных, диагностических отделениях. | 6 | 2 |
Самостоятельная работа Реферат: Организация деятельности сестринского персонала в условиях оказания скорой и неотложной помощи Эссе: Сравнительная характеристика организации стационарной помощи в различных странах | 4 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины не требует наличия учебного кабинета
Оборудование учебного кабинета:
Технические средства обучения:
- компьютер
- мультимедийный проектор (интерактивная доска)
- мультимедийный проектор или интерактивная доска
- интерактивная или классная доска (меловая или маркерная), мел или маркеры
- экран (при отсутствии интерактивной доски)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
- Медик В.А., Юрьев В.К. Общественное здоровье и здравоохранение. Учебник для колледжей и училищ. – 2-е изд., перераб. и доп., М.: «Академкнига» , 2009.
Дополнительные источники:
- Волков С.Р., Волкова М.М. Проведение профилактических мероприятий. Здоровый человек и его окружение. Руководство к практическим занятиям: Учебное пособие. – М.: Авторская академия, 2011.
- Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: Авторская академия, 2012.
- Волков С.Р., Волкова М.М. Здоровый человек и его окружение: Учебник. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005.
- Вялков А.И. Управление в здравоохранении Российской Федерации. Теория и практика. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2003.
- Герасименко Н.Ф., Максимов Б.П. Полное собрание федеральных законов об охране здоровья граждан. Комментарии, основные понятия, подзаконные акты. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2001.
- Медик В.А., Токмачев М.С. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2009.
- Пузин С.Н., Гришина Л.П., Храмов И.С. Инвалидность как геронтологическая проблема. – М., 2003.
- Решетников А.В. Управление, экономика и социология обязательного медицин-ского страхования: Руководство: В 3-х т. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – Т. 3.
- http://www.minzdravsoc.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь: | |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, заполнение документации |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: | |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов |
| решение ситуационных задач, решение заданий в тестовой форме, написание эссе, рефератов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение" специальность 060501 Сестринское дело
Открытый урок дисциплина "Общественное здоровье и здравоохранение" тема: "Расчет показателей оценки здоровья населения. оценка физического развития" специальность 060501 Сестринское дело...
Вопросы для подготовки к зачету по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение".
Вопросы можно использовать для приема зачета по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"....
Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
Рабочая программа по дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение" содержит все основные требования по ФГОС СПО IV поколения...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение
Рабочая программа учебной дисциплины ОП 8. Общественное здоровье и здравоохранение...
ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ТЕМА ОБУЧЕНИЕ РАСЧЕТУ И АНАЛИЗУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ ОП.08. ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ
Ознакомить обучающихся с базовыми понятиями здоровья населения, факторами, его определяющими, основными показателями состояния общественного здоровья для обоснования государственных приоритетов, напра...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Общественное здоровье и здравоохранение"
Рабочая программа по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранения по специальности 34.02.01 Сестринское дело...
Презентация к теоретическому занятию №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение
Презентация к теоретическому занятию №1"Здоровье населения и факторы, его определяющие"по дисциплине Общественное здоровье и здравоохранение...