РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
проект на тему
В статье раскрывается проект формирования творческой образовательной среды колледжа через создание Клуба инженерно-технического творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obrazovat.sreda_bahmat.doc | 44 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ И ТВОРЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
Образовательная среда представляет собой совокупность материальных факторов образовательного процесса и межличностных отношений, которые устанавливают субъекты образования в процессе своего взаимодействия. Люди организуют, создают образовательную среду, оказывают на нее постоянное воздействие, но и образовательная среда влияет на каждого субъекта образовательного процесса.
Многообразие задач, связанных с внедрением в практику работы образовательных организаций СПО модели компетентностного образования позволяет говорить о необходимости формирования многоаспектной образовательной среды, которая характеризуется новыми целевыми установками педагогического коллектива не только на создание и реализацию образовательных программ и модулей, ориентированных на компетентность, но и на развитие исследовательской культуры и творческой деятельности студентов.
Рассматривая профессиональную подготовку как сочетание теоретического и производственного обучения, как основу профессионального образования, считается целесообразным в широком плане говорить не о техническом мышлении, а о профессиональном, полагая одновременно безусловное наличие творчества в деятельности работников квалифицированного труда и специалистов.
При подготовке конкурентоспособных рабочих и специалистов критерием профессионализма и одновременно стержнем всего профессионального обучения является профессиональная компетентность, которая способствует реализации в деятельности творческого профессионального мышления.
Образовательная среда колледжа должна воспитывать, развивать творческие способности студентов; прививать навыки работы над проектами; учить подростков приемам и методам решения технических задач, способам развития творческого воображения, преодоления психологических барьеров, мешающих творчеству, приобщать подростков к творческой работе, раскрывать и развивать у них природные способности и задатки.
Способность молодых к неожиданному взгляду на природу вещей, свежесть восприятия, свободного от предвзятости и предрассудков, стремление к нестандартным решениям – эти качества молодежи составляют огромный капитал общества. Бесспорно, что когда у человека раскрываются и получают развитие в учении и работе его творческие способности, то выигрывает не только он сам, но и все общество в целом. Именно на таких людях во всех развитых странах мира основывается движение вперед, поднимающее все человечество на новую ступень развития.
Творчество молодых не только дает экономический эффект, но и воспитывает в них лучшие качества. Сегодня очевидно, что накопление знаний само по себе утратило прежнюю ценность и на первый план выдвинулась способность к их обновлению и практическому применению. Новые идеи (научные, технические, гуманитарные, социальные) составляют богатство страны, в значительной мере определяют ее экономический, технический и культурный потенциал.
Для совершенствования образовательной среды колледжа идёт работа над созданием творческих групп по инженерно-техническому профилю.
Направления работы творческих групп:
- создание инженерного инкубатора для привлечения студентов к работе в творческих объединениях;
- оформление лабораторно-производственного корпуса как развивающей и информационной среды колледжа в соответствии с целями и задачами программы развития до 2019 года;
- создание сайтов творческой группы в целом и отдельных её представителей в частности на образовательных порталах округа, региона, страны;
- формирование творческих и профессиональных объединений студентов;
- работа с инженерно-техническим составом предприятий города и региона (лекции, беседы, встречи, экскурсии и др.) с целью ознакомления студентов с принципами и содержанием профессий и специальностей инженерно-технического профиля;
- работа над совершенствованием и внедрением профессиональной составляющей в учебные дисциплины общеобразовательного цикла в соответствии требованиями ФГОС и работодателей.
- соотнесение учебных планов среднего и высшего профессионального образования, с целью определения возможности получения последующего высшего образования по ускоренным программам.
Планируется создание следующих творческих (проектных) групп по направлениям:
- Клуб инженерно-технического творчества (КИТТ) по изучению и внедрению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), работой над рационализаторскими и творческими проектами.
- «Жилищно-коммунальное хозяйство и строительство».
- «Транспорт и логистика».
- «Технология машиностроения и металлообработка».
- «Исследования в области истории развития технических систем, механизмов, изобретений».
- «Энергетика и энергосбережение.
- и другие….
Клуб инженерно-технического творчества создаётся с целью развития творческого профессионального мышления студентов. И подразумевает не только периодические собрания и беседы о профессии, а и целенаправленное обучение навыкам изобретательства, рационализаторства и проектной деятельности как в рамках профессии, так и в быту. Обязательным планируется введение теоретического курса «Основы технического творчества», который раскрывает основные приёмы и правила решения изобретательских и творческих задач и параллельная работа над проектами (в виде практических работ по курсу) с целью развития творческих способностей обучаемых вне сетки основных занятий.
В плане работы клуба:
- создание логотипа клуба;
- выпуск вестника под названием «Антилопа ГНУ»
- работа над проектами, интересующими студентов, например:
- Как побороть силу трения и создать двигатель, работающий без смазки?
- Как решить проблему борьбы с сосульками?
- Можно ли создать плащ-невидимку?
- Что полезного можно сделать из старых покрышек?
- Как сделать дороги в любую погоду чистыми и сухими?
- Могут ли шины сами себя чинить?
- Как использовать программы microsoft в учебной деятельности?
- Как побороть тягу к курению?
- и другими…
В процессе работы в творческих объединениях студентам рекомендуется выполнение рационализаторского предложения или наглядного пособия или подготовка исследовательского реферата, другой подобной работы исходя из местных условий и возможностей. Со своими работами обучающиеся будут выступать на научно-практических конференциях как внутриколледжного так и других уровней. Студенты, успешно освоившие курс обучения, получают сертификат об обучении и выдвинутых рацпредложениях, выступлениях, исследовательских работах.
Создание развивающей творческой образовательной среды будет способствовать повышению исследовательской культуры, развитию инженерного мышления, расширению поля рабочих специальностей, мотивации обучающихся к дальнейшему профессиональному совершенствованию. А в контексте развития колледжа как образовательного логистического центра содействовать удовлетворению потребности в осуществлении непрерывности профессионального образования в целом.
Непрерывное образование – это образование, которое должно обеспечить непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. В логике такого образования лежит получение и второго, и третьего, и т.д. высших образований, а также прохождение одновременно с этим различных курсов повышения квалификации и переподготовки. В принципе, здесь возникает возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных траекторий. Например, получив техническое образование, далее получают дополнительные профессиональные квалификации, затем происходит смена траектории: получают второе высшее гуманитарное образование, занимаются управленческой деятельностью, повышая там свою управленческую квалификацию, потом возвращаются, например, к инженерной деятельности и добирает технические знания и т.п. И в этом жизненном лабиринте образовательных траекторий, должна помочь разобраться практикоориентированная, творческая, развивающая образовательная среда колледжа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций
В Байкальском базовом медицинском колледже существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...
ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КОЛЛЕДЖА
В статье рассматриваются вопросы организации инженерно-технического творчества студентов колледжа в рамках совершенствования инновационной образовательной среды. Техническое творчество обучающихся пре...
Формирование у обучающихся технологической компетентности в условиях мотивирующей интерактивной образовательной среды на базе цифрового и гуманитарного образовательного центра «Точка роста»
quot;Практика без теории ценнее, чем теория без практики"-Марк Фабий Квинтилиан, римский ритор....
Управленческий проект по теме: «Формирование образовательной среды для развития одарённых детей»
Данный проект разработан в целях максимального раскрытия потенциальных возможностей одаренных детей, в том числе для совершенствования системы выявления одаренных детей....
Доклад "Здоровьесбережение как необходимое условие формирования образовательной среды школьников"
В докладе говориться о здоровьесбережении школьников на примере различных физкультминуток....
ВЛИЯНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Статья посвящена проблеме социализации детей с особыми образовательными потребностями в образовательной среде колледжа. Обучение осуществляется по адаптированным программам профессионального обучения,...
Формирование единой информационной образовательной среды как условие развитие профессиональной компетентности студентов колледжа.
Одним из важнейших направлений развития современного среднего профессионального образования является его информатизация, которая заключается в обеспечении данной сферы образования те...