Методическая разработка урока по предмету. “ Материаловедение ”
методическая разработка на тему
Назначение, свойства и маркировка углеродистых конструкционных и инструментальных сталей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotki_urokov.doc | 156 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока
по предмету. “ Материаловедение ”
Тема раздела: “ Классификация и свойства черных металлов и сплавов ”
Тема урока: “ Стали. Классификация. Углеродистые стали”
Тип урока: Комбинированный
Цель урока:
к концу урока учащиеся должны знать назначение, свойства и маркировку углеродистых конструкционных и инструментальных сталей и уметь применять их на практике.
В ходе урока решаются следующие воспитательные и развивающие задачи:
Учить работать в малых группах, анализировать, выбирать главное, формировать умение работать с текстом, развивать мышление
Материально – техническое оснащение:
Оборудование и инструменты: Доска, компьютер, видеопроектор, программное обеспечение.
Материалы: Мел, образцы углеродистой конструкционной и инструментальной стали.
Дидактический материал: Тестовое задание № 1, эталон ответов к тесту № 1, Тестовое задание № 2, эталон ответов к тесту № 2, рейтинг лист, раздаточный материал: карточки – задания, видеопрезентация
Методы обучения: Словесные, наглядные, практические и частично - поисковые.
Межпредметная связь: Химия, физика, оборудование и технология сварочных работ.
ХОД УРОКА
№ | Структурный элемент урока | Время | Методические особенности и краткие указания по проведению урока | Примечание |
1 | Организационная часть | 5 | - Приветствие - Проверка отсутствующих - Деление на малые группы по 7-8 человек | Рейтинг – лист. Приложение №6 |
2 | Контроль знаний по теме предыдущего урока "Классификация, свойства и маркировка чугуна" | 20 | Работа в малых группах - Выполнение тестового задания №1 и №2 - Взаимоконтроль по эталону | Приложение №1, эталон, Приложение № 2, эталон |
3 | Сообщение темы и цели урока. | 2 | На доске написана тема урока, преподаватель озвучивает её |
|
4
4.1.
4.2.
4.3. | Изучение нового материала с опорой на ранее изученные темы Введение учащихся в тему урока Мотивация. Изложение нового материала с параллельным конспектированием Сообщения учащихся |
28
| Объяснить объём, содержание, последовательность и главную цель изучения: 1. Классификация сталей. 2. Свойства и маркировка углеродистых сталей 3. Свариваемость углеродистых сталей 4. История печей для выплавки сталей. | С видеопроектора Приложение 3
Приложение №3 С видеопроектора Приложение №6 |
5 | Закрепление новых знаний и контроль понимания | 15 | Работа в малых группах: Даны изображения изделий из стали -Определить вид стали, маркировку для каждой детали, инструмента. | Приложение №5
Контроль по эталону |
6 | Подведение итогов урока | 7 | Подсчитать баллы, оценить работу учащихся и выставить отметки |
|
7 | Выдача домашнего задания | 3 мин | Выдается индивидуальное задание для каждого учащегося на определение маркировки, свариваемости. Изучить условные компоненты при маркировке легированных сталей. | Карточка-задание. |
ТЕСТЫ
Вариант 1.
1. Сплав с содержанием углерода 0,9% называется :
1. Чугун 2. Сталь
2. Какие способы сварки чугуна применяются:
1. Горячая сварка 2. Холодная сварка 3. Все из перечисленных
3. Если углерод находится в сплаве в свободном состоянии (графит), то он будет обладать свойствами:
1. Имеет высокую твердость 2. Хорошо обрабатывается 3. Становится хрупким
4. Что обозначает цифра 20 в маркировке серого чугуна СЧ 20-38:
1. Предел прочности при растяжении 2. Предел прочности при изгибе 3. Относительное удлинение
5. Какие детали изготавливаются из ковкого чугуна:
1. Блок цилиндров 2. Тормозные колодки 3. Коленчатый вал
Вариант 2.
1. Сплав с содержанием углерода 1,2% называется :
1.Чугун. 2. Сталь
2. В чем заключается способ предварительного нагрева при горячей сварке чугуна:
1. В местах трещины производится подогрев до 400-700 0С
2. Подогрев не производится, трещина разделывается под углом 600
3. Все из перечисленных
3. Если углерод находится в сплаве в связанном состоянии (цементит), то он будет обладать свойствами:
1. Имеет высокую твердость 2. Плохо обрабатывается
3. Становится хрупким 4. Все вышеперечисленное
4. Что обозначает цифра 38 в маркировке серого чугуна СЧ 20-38:
1. Предел прочности при растяжении 2. Предел прочности при изгибе 3. Относительное удлинение
5. Какие детали изготавливаются из высокопрочного чугуна:
1. Блок цилиндров 2. Тормозные колодки 3. Коленчатый вал
Вариант 3.
1. Сплав с содержанием углерода 2, 4 % называется :
1. Чугун 2. Сталь
2. В чем заключается трудность сварки чугуна
1. Быстрое охлаждение в зоне сварки 2. Высокая жидкотекучесть 3. Все вышеперечисленное
3. Если углерод находится в сплаве в свободном состоянии в виде графита, то данному чугуну присущи механические свойства:
1. Плохо обрабатывается 2. Хорошо обрабатывается 3. Вообще не обрабатывается
4. Что обозначает вторая цифра в маркировке серого чугуна СЧ 20-40
1. Относительное удлинение в (%) 2. Предел прочности при растяжении 3. Предел прочности при изгибе
5. Какие детали изготавливают из белого чугуна
1. Ступицы колес 2. Блоки цилиндров 3. Для отливки деталей на ковкий чугун (отжиг)
Вариант 4.
1. Сплав с содержанием углерода 1, 3 % называется :
1. Чугун 2. Сталь
2. Какие дефекты возникают при сварке чугуна
1. "Отбеливание" 2. Появление трещин 3. Все вышеперечисленное
3.Если углерод находится в сплаве в химическом связанном состоянии в виде цементита, то данный чугун:
1. Плохо обрабатывается 2. Имеет высокую твердость 3. Очень хрупкий 4. Все вышеперечисленное
4.Что обозначает первая цифра в маркировке серого чугуна СЧ 20-40
1. Относительное удлинение в (%) 2. Предел прочности при растяжении 3. Предел прочности при изгибе
5. Какие детали изготавливают из ковкого чугуна
1. Ступицы колес 2. Блоки цилиндров 3. Коленчатые валы легковых автомобилей
Вариант 5
1. Сплав железа с углеродом называется :
1. Чугун 2. Бронза 3. Дюралюминий
2. Можно ли производить сварку чугуна в вертикальном положении
1. Можно 2. Нельзя
3 . Для чего используется передельный чугун
1. Для переплавки в ферросплав 2. Для переплавки в сталь
4. Что обозначает вторая цифра в маркировке ковкого чугуна КЧ 30-12
1. Относительное удлинение в (%) 2. Предел прочности при растяжении 3. Предел прочности при изгибе
5. Какие детали изготавливают из легированного чугуна
1. Ступицы колес 2. Блоки цилиндров 3. Гильзы цилиндров
Вариант 6.
1. Элемент, имеющий характерный блеск, непрозрачность, проводящий тепло и электрический ток называется
1. Металлом 2. Неметаллом
2. Как называется испытания металлов, выполняемые несложными способами:
1. Дефектоскопией 2. Технологическими пробами
3. В чем заключается трудность сварки чугуна
1. Быстрое охлаждение в зоне сварки 2. Высокая жидкотекучесть 3. Все вышеперечисленное
4. Что обозначает первая цифра в маркировке ковкого чугуна КЧ 30-12
1. Относительное удлинение в (%) 2. Предел прочности при растяжении 3. Предел прочности при изгибе
5. Какие детали изготавливают из ковкого чугуна
1. Ступицы колес 2. Тормозные колодки 3. Тормозные барабаны 4. Все вышеперечисленное
Вариант 7.
1.Сплав с содержанием углерода 2,7 % называется :
1. Чугун 2. Сталь
2. Что такое "отбеливание " чугуна
1. В процессе сварки происходит изменение структуры, зона сварки превращается в белый чугун
2. В процессе сварки происходит изменение структуры, зона сварки превращается в ковкий чугун
3.Как влияет марганец на свойство чугуна
1. Увеличивает жидкотекучесть 2. Повышает прочность 3. Улучшает литейные свойства
4. Что обозначает буква С в этой маркировке
1. Специальный 2. Сортировочный 3. Серый
5. Какие детали изготавливают из модифицированного чугуна
1. Ступицы колес 2. Блоки цилиндров 3. Гильзы цилиндров
Вариант 8.
1. Что из перечисленного относится к железной руде, добываемой в карьерах:
1. Кокс 2. Известняк 3. Магнезит
2. Что из перечисленного относится к специальному виду проката
1. Зубчатые колеса 2. Швеллер 3. Шестигранник
3.Как влияет кремний на свойства чугуна
1. Улучшает литейные свойства 2. Увеличивает твердость 3. Ухудшает обрабатываемость
4. Что обозначает буква К в этой маркировке
1. Крепкий 2. Ковкий 3. Модифицированный
5. Какие детали изготавливают из высокопрочного чугуна
1. Ступицы колес 2. Блоки цилиндров 3. Коленчатые валы легковых автомобиле
Методическая разработка урока
по предмету "Материаловедение"
Тема "Материалы для изготовления слесарных инструментов"
Цели:
Образовательный аспект: рассмотреть свойства материалов и способы обозначения, используемых для изготовления слесарных инструментов.
Развивающий аспект: развивать общие и профессиональные компетенции.
Воспитательный аспект: умение работать в группе, высказать свою точку зрения, организовывать свое рабочее место; дисциплинированность; самоменеджмент.
Задачи урока:
1. Выбрать вид стали, необходимый для слесарных инструментов;
2. Определить марку стали;
3. Определить способ термической обработки.
Гипотеза:
- Качество инструментов зависит от свойств материала
Методы исследования:
- исследовательский (анализ и синтез полученной информации, сравнение, систематизация) с применением рефлексивной технологии.
Используемые приемы:
- своя опора; кластер; игра «шифровальщик», ассоциации
Тип урока:
- закрепление материала
Используемые формы организации познавательной деятельности студентов:
- обучение в группах малого состава
Оборудование и основные источники информации:
- проектор, экран, компьютеры, интернет, документ-камера.
Прогнозируемый результат (формируемые компетенции)
- ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
- ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
- ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
- ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
- ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
- ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
- ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
- ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации
- ПК 1.1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
- ПК 1.3. Разрабатывать технологические процессы ремонта узлов и деталей.
- ПК 2.2. Контролировать и оценивать качество работы исполнителей работ.
Название этапа | Содержание
| Формы учебной работы | Средства обучения | Межпредметные связи |
1.Организация начала урока (психологический настрой уч-ся). | Приветствие |
|
|
|
2.Сообщение темы урока и его задач. | Найти соответствие слесарный инструмент слесарная операция, прием «Ассоциации» | Групповая, фронтальная | Карточки | Слесарное дело |
3.Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений. | Этапы исследования выбора материала | Групповая, фронтальная | Слайд-презентация | Физика, изученные темы по дисциплине «Материаловедение» |
4.Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии. | Работа с таблицами, поиск информации в разных источниках | Индивидуальная, групповая | Таблицы, документ-камера |
|
5.Домашнее задание. | Задается в течение урока специальными знаками | Индивидуальная | Таблицы |
|
6.Итог урока с оценкой проделанной уч-ся работы. | Прием «Шифровальщик» | Индивидуальная | Задание |
|
Содержание урока
Преподаватель: Здравствуйте уважаемые коллеги. Я не оговорился, сегодня вы выступаете в роли технологов металлообработки. Сегодня на уроке работаете в трех, условных лабораториях.
Обучающиеся: встают, приветствуя преподавателя.
Преподаватель: Я предлагаю вам такое задание. В конверте под номером 1 на карточках написаны названия слесарных операций и инструментов. Подберите к инструменту слесарную операцию, в которой он используется.
Обучающиеся: выполняют задание
Преподаватель: Теперь переверните карточки, не перемещая их.
Обучающиеся: переворачивают карточки
Преподаватель: Изображение, какого инструмента вы получили?
Обучающиеся:
1 микрогруппа – чертилка
2 микрогруппа – кернер
3 микрогруппа - зубило
Преподаватель: У всех сложился рисунок, значит, вы, верно, выполнили задание. Каким одним понятием мы можем объединить полученные изображения инструментов?
Обучающиеся: слесарные инструменты
Преподаватель: Любой материал может подойти для изготовления инструментов?
Обучающиеся: Для разных деталей и инструментов необходим разный материал
Преподаватель: Попробуйте сформулировать тему урока
Обучающиеся: Материал для изготовления слесарных инструментов
Преподаватель: Тема урока: «Материал для изготовления слесарных инструментов». Прошу вас взять листки с изображением наждачного диска и на искрах написать ручкой с синей пастой ваши ассоциации с темой урока.
Обучающиеся пишут ассоциации
Отложите листочки в сторону.
Преподаватель: Я заказчик, вы технологи, которые помогут мне подобрать материал для слесарных инструментов. Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Обучающиеся: Выбор материала для слесарных инструментов
Преподаватель: Цель урока: выбор материала для изготовления слесарных инструментов. Для того чтобы подобрать материал нужно провести исследование. Для этого нам необходимо сформулировать гипотезу, которую мы докажем или опровергнем. У вас на столах лежат листки, на которых изображена схема кластера «Свойства металлов». Прошу вас заполнить эту схему, можете совещаться между собой.
Обучающиеся: Заполняют схему
Преподаватель: Давайте сравним полученные результаты. Какой вывод можно сделать, глядя на этот кластер?
Обучающиеся: Металлы имеют разные свойства
Преподаватель: Эти свойства влияют на качества инструментов?
Обучающиеся: Все перечисленные свойства влияют на качество инструмента.
Преподаватель: Это утверждение может быть гипотезой нашего исследования?Гипотеза: Свойства металлов влияют на качество инструментов. Любое исследование проходит в несколько этапов. Наше исследование будет проводиться в три этапа, я вам предлагаю рассмотреть их.
На экране появляется таблица, в первом столбце появляются названия этапов поочередно
Первый этап: выбор материала
Второй этап: определение марки материала
Третий этап: подбор термической обработки
Для подтверждения или опровержения гипотезы мы должны с вами привести доводы. Подумайте, пожалуйста, какой довод мы можем сформулировать, когда мы говорим о выборе металла для изготовления инструментов?
Обучающиеся: разные инструменты изготавливают из разных материалов.
Преподаватель: согласен, давайте сформулируем 1 довод так: Вид инструмента зависит от выбора материала.
На слайде появляется первый довод
Преподаватель: Посмотрите, пожалуйста, на слайд
На слайде появляются фотографии искры пробы стали.
Что изображено на снимках?
Обучающиеся: Проба по искре.
Если обучающиеся затрудняются с ответом, помогаю им.
Преподаватель: Есть ли отличие на снимках, и какое?
Обучающиеся: Искра разного цвета.
Преподаватель: Можете ли вы сказать, почему она разного цвета?
Обучающиеся Это зависит от содержания углерода в стали и входящих в нее легирующих компонентов.
Преподаватель: Каким будет второй довод по вашему мнению?
Обучающиеся: цвет искры зависит от содержания углерода
Преподаватель: я предлагаю записать довод так: 2 довод. Цвет искры металла зависит от содержания углерода.
На слайде появляется второй довод
Для чего выполняют термическую обработку металла?
Обучающиеся: для улучшения качеств металла.
Преподаватель: сформулируйте третий довод
Обучающиеся: для улучшения качеств металла необходима термическая обработка
Преподаватель: я с вами согласен, принимаю ваш довод 3 довод. Для улучшения качеств металла необходима термическая обработка.
На слайде появляется третий довод
Доводы для доказательства гипотезы сформулированы, можно приступать к исследованию. Работаем над первым доводом. Для каждого я приготовил пакет документов, в который входит: карта-задание, опорный конспект.
В качестве дополнительного источника информации я предлагаю учебники «Слесарное дело» и «Материаловедение», интернет. Так же информацию можно узнать у меня. Я тоже сегодня на уроке являюсь источником информации. После каждого этапа делаем выводы, работая с документ-камерой, и заполняем таблицу на доске. На выполнение задания 7 – 10 минут.
Приступаем к исследованию. Доказываем первый довод - Вид инструмента зависит от выбора металла. Внутри микролабораторий вы можете распределить обязанности для успешного выполнения задания. Кто-то ищет информацию в опорном конспекте, кто-то в литературе, кто-то в интернете. Полученные данные заносим в таблицу, делаем вывод.
Обучающиеся берут опорный конспект, распределяют обязанности, работают 7-10 минут. Преподаватель следит за ритмом работы, помогает распределить обязанности, найти информацию, напоминает за организацией рабочего места.
Преподаватель: работа над первым доводом закончена, прошу от каждой микролаборатории по одному сотруднику выйти к документ-камере с выводом (сводной таблицей, где заполнен первый столбик), а второго выбрать из предложенных мною, карточек с названиями свойств и прикрепить их напротив «инструментальная сталь».
Обучающиеся выходят к документ-камере и показывают результаты своей работы и заполняют первый столбик таблицы свойств,
Преподаватель: Какие свойства инструментальной стали вы отметили, работая над первым доводом?
Обучающиеся прочность, твердость, упругость.
Преподаватель: спасибо за работу, продолжаем исследование. Работаем над вторым доводом. Прошу обратить внимание, во втором и третьем заданиях есть столбцы в таблице, отмеченные треугольником. Необходимые данные в эти столбцы вы должны внести дома самостоятельно. Это ваше домашнее задание. Итак, довод - Цвет искры и свойства стали зависят от содержания углерода
Обучающиеся: работают над вторым доводом
Преподаватель: я вновь приглашаю сотрудников сделать выводы.Пожалуйста, скажите, какая марка стали мне необходима для слесарных инструментов? Что вы можете сказать о качествах стали?
Обучающиеся выходят к докумет-камере и показывают результаты своей работы - кернер, зубило – У7, У8; чертилка – У12, У13. На доске заполняют второй столбец таблицы «свойства стали» - с повышением содержания углерода, повышается прочность, понижается пластичность.
Преподаватель: Работа над третьим доводом - Улучшение качества материала зависит от термической обработки
Во время работы наблюдаю за обучающими, при необходимости консультирую.
Преподаватель: прошу вас огласить результаты. Какой способ обработки необходим при изготовлении чертилки, кернера и зубила? Какой вывод о свойствах металла вы сделали, работая над третьим доводом?
Обучающиеся: сводную таблицу показывают через документ-камеру, с пояснениями. Подбирают карточки и прикрепляют с помощью магнитов к доске.
Обучающиеся: необходимы закалка и отпуск. Инструментальную сталь в основном подвергают закалке и отпуску для повышения твердости, износостойкости и прочности.
Преподаватель: Спасибо, садитесь на места. Вспомните сформулированную нами гипотезу в начале урока.
Обучающиеся: Свойства металлов влияют на качество инструментов.
Преподаватель: Мы доказали гипотезу?
Обучающиеся: да, гипотеза доказана, свойства металла влияют на качество.
Преподаватель: назовите мне тему нашего урока?
Обучающиеся: Материалы для изготовления слесарных инструментов
Преподаватель: Прошу вас вновь взять листки с изображением диска,и написать какие сейчас ассоциации у вас вызывает тема урока ручкой с красной пастой.
Обучающиеся: пишут ассоциации. Преподаватель комментирует.
Преподаватель: назовите цель урока?
Обучающиеся: Выбор материала для изготовления слесарных инструментов
Преподаватель: Мы достигли поставленной цели?
Обучающиеся: Да, мы подобрали материал для изготовления инструментов.
Преподаватель: Сейчас я прошу вас достать листок с изображением осей координат. Я предлагаю вам тест с вариантами ответов. Ответ зашифрован. Ответив правильно, вы получите изображение графика.
На слайдах выходят вопросы с вариантами ответов, обучающиеся ставят координаты и соединяют их.
Преподаватель: Давайте сравним наши графики.
На слайде выходит изображение графика теоретической прямой охлаждения.
Преподаватель: У кого такой же график получают пять; у кого совпало четыре координаты – 4; и т.д. прошу поставить себе оценку на листе. Скажите, пожалуйста, к какой группе металлов относится инструментальная сталь?
Обучающиеся: к группе черных металлов
Преподаватель: золото, серебро, медь, алюминий в какую группу входят?
Обучающиеся: группу цветных металлов.
Преподаватель: О цветных металлах мы и продолжим разговор на следующем уроке. Большое спасибо за урок, мне было приятно с вами работать.
План урока
Тема: «Инструменты для пайки. Виды соединений»
Цели урока:
обучения:
- систематизация приемов, навыков обращения с инструментами;
развития:
- уметь анализировать, формировать и совершенствовать умения и навыки;
воспитания:
- воспитать у учащихся добросовестное отношение к изучению основ своей профессии, данной темы.
Тип урока: Комбинированный
Форма контроля: фронтальный опрос (вопросы, тесты).
Межпредметные связи: материаловедение, учебная практика
Оснащение: плакаты, инструменты, презентация, фильм.
Ход урока
I. Организационная часть
1. Проверка посещаемости.
2. Проверка готовности к уроку.
II. Повторение пройденного материала
1. Сообщение темы и учебной цели урока.
2. Провести опрос по пройденному материалу.
Футбол. (Тема:Клепка)
III. Объяснение нового материала.
План
1. Назначение паяния.
2. Инструменты-паяльники.
3. Классификация паяльников.
4. Выбор паяльников и припоев.
Изучение нового материала.
Слайд №1
1. Рассказ о последовательности паяния двух деталей и соединение двух медных проводов.
А) Пайка – это процесс неразъемного соединения материалов с нагревов ниже температуры их расплавления путем смачивания и заполнения зазора между ними расплавленным припоем.
Б) Пайку применяют в:
- машиностроении (пайка радиаторов)
- в электропромышленности и приборостроении (пайка проводов и плавких предохранителей)
В) Паяльники бывают:
- периодического подогрева
- электрический паяльник
- газовый непрерывного подогрева
- бензиновый непрерывного подогрева
Г) Электрические паяльники широко применяют т.к. они:
- просты по устройству и удобны в обращении.
-при их работе не образуются вредные газы
- нагрев спаиваемых мест осуществляется равномерно и при постоянной температуре
- паяльник нагревается от 2 до 8 минут
- паяльник обмакиваю в канифоль, которая от нагрева расплавляется
- набирают с прутка 1-2 капли припоя, пока конец паяльника не покроется ровным слоем припоя
- паяльник накладывают на место спая, намного придерживают его на одном месте для прогрева металла
- затем медленно и равномерно перемещают его по месту спая
- при этом расплавленный припой стекает с паяльника и заполняет зазоры шва
- Припои бывают: - легкоплавкие (сплав олова и свинца имеют хорошую смачивающую способность.)
- тугоплавкие (медно-цинковые)
- припой поставляют в виде : - зерен
- прутков
ПОС 90 – припой оловянно-свинцовый (первая цифра указывает на содержание олова в%
При слесарных работах применяют припой ПОС 40
- Флюсы улучшают 1.условия смачивания поверхности паяемого материала припоем
2.растворяют имеющиеся, на поверхности паяемого металла и припоя оксидные пленки
- Флюсы: 1. для мягких припоев.
а) Хлористый цинк (травленая кислота. Получают растворением 1 части мелко разрубленного цинка в 5 частях соляной кислоты)
б) Нашатырь (хлористый аммоний)
в) Канифоль (Желтовато-коричневое смолистое вещество в виде палочек или кусков, или порошка.)
2. Для твердых припоев.
а) Бура
б) Борная кислота
Мягкие припои.
Пайка мягкими припоями получила широкое распространение, особенно при производстве монтажных работ. Наиболее часто применяемые мягкие припои содержат значительное количество олова. В табл. 1 приведены составы некоторых свинцово-оловянных припоев.
Таблица 1
Марка | Химический состав в % | ТемператураоC | ||||||
олово | свинец | сурьма | примесей не более | |||||
медь | висмут | мышьяк | начало | конец | ||||
ПОС-90 | 90 | 9,62 | 0,15 | 0,08 | 0.1 | 0,05 | 183 | 222 |
ПОС-40 | 40 | 57,75 | 2,0 | 0,1 | 0,1 | 0,05 | 183 | 230 |
ПОС-30 | 30 | 67,7 | 2,0 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 183 | 250 |
ПОС-18 | 18 | 79,2 | 2,5 | 0,15 | 0,1 | 0,05 | 183 | 270 |
При выборе типа припоя необходимо учитывать его особенности и применять в зависимости от назначения спаиваемых деталей. При пайке деталей, не допускающих перегрева, используются припои, имеющие низкую температуру плавления.
Твердые припои.
Твердые припои создают высокую прочность шва. В электро- и радиомонтажных работах они используются значительно реже, чем мягкие припои. В табл. 2 приведены составы некоторых медно-цинковых припоев.
Таблица 2
Марка | Химический состав в % | Температура плавления в оС | |||||
медь | цинк | примесей не более | |||||
сурьма | свинец | олово | железо | ||||
ПМЦ-42 | 40—45 | остальное | 0,1 | 0,5 | 1,6 | 0,5 | 830 |
Г1МЦ-47 | 45—49 | 0,1 | 0,5 | 1,5 | 0,5 | 850 | |
ПМЦ-53 | 49-53 | 0,1 | 0,5 | 1,5 | 0,5 | 870 |
В зависимости от содержания цинка изменяется цвет припоя. Эти припои применяются для пайки бронзы, латуни, стали и других металлов, имеющих высокую температуру плавления. Припой ПМЦ-42 применяется при пайке латуни с содержанием 60—68% меди. Припой ПМЦ-52 применяется при пайке меди и бронзы. Медно-цинковые припои изготовляются путем сплавления меди и цинка в электропечах, в графитовом
1. Рассказ о последовательности паяния двух деталей и соединение двух медных проводов.
2. Демонстрация приёмов паяния на демонстрационном столе.
3. Закрепление изученного материала.
3.Составление плана работы паяния двух деталей:
Слайд №10
a. Хорошо зачистить места пайки у обеих деталей.
b. Обезжирить места пайки флюсом.
c. Облудить места пайки.
d. Плотно сжать детали и соединить припоем.
Слайд №2
- Что такое паяние?
- Где чаще всего применяется паяние?
- Какой инструмент используют при паянии?
Слайд №3
- Какие бывают паяльники по способу нагрева?
Слайд №4
- Каким паяльником удобнее работать простым или электрическим?
- Почему?
- Расскажите о принципе действия электрического паяльника.
Слайд №5, 6
- Какие материалы нужны при паянии деталей?
- Что такое припой?
Слайд №7
- Какие марки припоев вы знаете?
- Как расшифровать ПОС 90?
- Что такое флюс?
- Какие вы знаете флюсы?
Слайд №8
- Почему паяльную кислоту часто называют « травленная» кислота?
Закрепление изученного материала по карточкам.
Слайд №9
Решение проблемных ситуаций:
- Как припаять провод в электробытовом приборе.
- Какие взять паяльники и материалы для паяния в этом случае?
Подведение итогов занятия.
Анализ работ учащихся и выставление оценок.
Закрепление изученного материала по тестам и презентации
Тест.
Пайка
1.Как называется операция соединения нагретых деталей расплавленным сплавом?
А) сварка;
б) пайка;
в) литье.
2.Из чего состоит припой?
А) из олова;
б) из свинца;
в) сплав олова и свинца.
3.Как называют место спая при пайке?
А) торцом;
б) кромкой;
в) швом.
4.Какой флюс применяют при паянии деталей из меди?
А) паяльную жидкость;
б) серную кислоту;
в) канифоль.
5.Как подготавливают место спая деталей?
А) зачищают напильником или наждачной шкуркой;
б) обезжиривают ацетоном;
в) покрывают парафином.
6.Из какого металла изготавливают наконечник электропаяльника?
А) сталь;
б) алюминий;
в) медь.
7.Что называют лужением?
А) покрытие поверхности специальным раствором;
б) покрытие поверхности тонким слоем припоя;
в) покрытие поверхности тонким слоем парафина.
8.Для чего нагретым паяльником водят по месту спая деталей?
А) для нагрева места спая;
б) для очистки места спая;
в) для удаления флюса.
10.Какой металл можно использовать для лужения?
А) олово;
б) цинк;
в) медь.
11.Что надо сделать, чтобы к жалу паяльника прилипал припой?
А) обезжирить жало;
б) залудить жало;
в) натереть жало парафином.
12.При пайке твердыми припоями в качестве флюса используется … (вставьте пропущенное слово):
а) канифоль;
б) хлористый цинк;
в) бура;
г) нашатырь.
13.Для получения мягкого припоя в сплав к олову добавляют …
а) серебро;
б) цинк;
в) свинец;
г) медь;
д) флюс.
14.Для пайки мягкими припоями применяют … (вставьте пропущенное слово):
а) газовые горелки;
б) бензиновые паяльные лампы;
в) электрическую дугу;
г) медный паяльник;
д) токи высокой частоты.
15.Флюсом является:
А) вздутие на поверхности детали или изделия;
б) вещество для окисления поверхности детали;
в) вещество для обезжиривания поверхности детали и снятия оксидных пленок.
Заключительная часть урока.
1. Оценка ответов и выставление отметок.
2. Подведение итогов.
3. Домашнее задание. § 37, 38, 39.
Литература. Покровский Б.С. Основы слесарного дела § 37, 38, 39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урок-игра по материаловеденю
Данная методическая разработка применима для учащихся НПО , которые изучают материаловедение с элементами металлообработки. Методика проведение игры построен...
Методическая разработка урока по предмету "Экономика предприятия". Тема "Факторы прибыли"
В ходе урока учащиеся закрепляют материал о процессе формирования прибыли и в процессе решения практических задач изучают как и под действием каких факторов изменяется прибыль предприятия....
Методическая разработка урока по предмету "Микробиология" на тему: "Понятие о микроорганизмах"
В ходе урока учащиеся изучают разновидности микроорганизмов, их роль в жизни человека....
Методическая разработка урока по дисциплине "Материаловедение" по теме "Виды чугуна"
Методическая разработка урока содержит хронокарту занятия по теме "Виды чугуна", технологическую карту с указанием методов, средств обучения и форм контроля качества....
Методическая разработка урока-игры по материаловедению на тему: «Металлические материалы»
Урок-игра имеет значение для формирования процессов мышления и повышения знаний по предмету материаловедение....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »...
Методическая разработка урока по дисциплине "Материаловедение"
Теоретическое обучение в колледже предполагает формирование у обучающихся системы знаний в объеме, необходимом для сознательного, прочного и глубокого овладения специальностью.Как следует из определен...