МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »
план-конспект занятия
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА по дисциплине «Материаловедение» Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы, маркировка и их применение »
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
«Алексеевский агротехнический техникум»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
по дисциплине «Материаловедение»»
Раздел «Металлы применяемые в машиностроении»
Тема: « Металлы: черные и цветные, их сплавы,
маркировка и их применение »
Преподаватель
Грищенко В.П.
г.Алексеевка
ТЕМА .Металлы: черные и цветные,их сплавы, маркировка и применение
Тип урока: урок—игра, обобщающий
Цели урока:
Обучающаяобобщение, активизация и закрепление знаний об основных металлах и сплавах, их классификации и свойствах; способах обозначений, их ролью в жизни общества с использованием уже имеющихся знаний;
Воспитывающая – воспитывать интерес к техническим предметам через связь с профессией, умение работать в группе, высказать свою точку зрения, организовать свое рабочее место, дисциплинированность;
Развивающая – развивать общие и профессиональные компетенции, практическое применение полученных знаний, планирование хода действий; развивать навыки обучающихся по работе в группе, сотрудничестве, взаимной помощи.
Задачи:
1. Выработка навыков принятия практического решения на игровых этапах «создания» и «развития» деятельности предприятия.
2. Способствовать развитию умений применять знания на практике.
3. Воспитывать у обучающихся самостоятельность в работе.
Оборудование: коллекция сплавов цветных и чёрных металлов (чугуны и стали, алюминий и медь), карточки-тесты, таблицы.
Методы обучении: диалогический, репродуктивный, показательный.
Методы преподавания: информационно-сообщающий, объяснительный, стимулирующий.
Межпредметная связь: химия, физик, ТО и ремонт машин.
Внутрипредметная связь: «Свойства металлов и сплавов».
Дополнительное задание: за неделю до урока, учащимся даётся задание подготовить информацию об истории основных металлов и их практическом применении в наше время.
Время проведения деловой игры – 90 минут:
- Организационный момент -5 минут
- Актуализация ранее полученных знаний (устный блиц-опрос)– 15 минут
- Кроссворд (работа у доски с таблицей) – 10 минут
- Исторический экскурс (сведения, найденные учащимися о металлах) – 15 минут
- Шифровальщик (расшифровка маркировок сплавов металлов) - 20 минут
- Работа с учебником (виды сплавов) – 15 минут
- Выставление оценок и рефлексия -5минут
- Домашнее задание – 5 минут.
Ход урока
1. Организационный момент (2–5 мин)
- Проверка присутствующих
- Проверка готовности к уроку.
2 Актуализация опорных знаний умений и навыков и мотивационных состояний.
Преподаватель: Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке, на котором мы с вами завершим один из интереснейших разделов «Материалы в машиностроении»». Сегодня повторим и проверим свои знания об основных металлах и их сплавах: сталях, чугуне, цветных металлов, дадим краткую характеристику каждому виду. Их применение в машиностроении. Запишите в тетрадях тему урока «…….».
Но у нас сегодня необычный урок, у нас деловая игра. Я выступаю в роли инвестора, который желает вложить деньги в пзаводы, связанные с производством деталей из металлов.
Группу разделили на 3 части, которые должны добиться заключения контракта на изготовление какой-то продукции из металлов. Итак,
1 – й стол - завод «Сталь-прогресс», который основывается на производстве изделий из стали и ее сплавов; директор – -----------------------
2 –й стол - завод « Чугун-новатор», который основывается на изготовлении продуктов из чугуна; директор – ---------------------------------
3 –й стол - звод «ООО Цветмед», которое основывается на производстве деталей из цветных металлов; директор -----------------------------------
У нас есть экспертная группа, которая будет контролировать ваши ответы- это директора ваших предприятий.
Актуализация знаний
П. Нашу игру мы начнемс повторения тем: «Сталь, чугун, цветные металлы». I
Как вы думаете, очень ли важны металлы в повседневной жизни, может, и без них мы сможем обойтись? (ответы)
Правильно! И сегодня на уроке мы с вами рассмотрим, как и где применяют металлы, какие сплавы используют и для чего.
Металл как конструкционный материал играет огромную роль в жизни человека. Металлы в технике применяют в виде сплавов, но не в чистом виде. Их получают путем смешивания в расплавленном состоянии двух или нескольких металлов в точно определенном соотношении. Сплав – материал, получаемый путем смешивания в расплавленном виде двух или более металлов в определенном соотношении.
Все металлы и сплавы подразделяют на черные и цветные. К черным как вы думаете, какие металлы и сплавы относятся?
Правильно! Железо и сплавы на его основе – чугун и сталь, все остальные металлы и сплавы – цветные
Я предлагаю участникам пройти некоторую проверку имеющихся знаний, чтобы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты, компетентные в данной сфере производства.
Повторение пройденного материала
Я задам каждой группе по 5 вопросов, на которые вы отвечаете устно. Вопросы по тем темам, которые мы уже с вами прошли.( Команды отвечают на них по очереди, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другой команде и получить дополнительные очки.
1 тур «Блиц опрос» - 10минут
- Чугун – это……(сплав железа с углеродом, где углерода больше 2.14 %)
- Сталь – это… (сплав железа с углеродом, где углерода до 2.14%)
- Исходными материалами для получения чугуна являются……(для производства чугуна нужны железные руды - красный железняк, бурый железняк, магнитный железняк, также флюсы (известняк, кремнезем) и кокс)
- Как называется печь для производства чугуна? (доменная печь)
- Продукты доменного производства…... ( передельный чугун, шлак, газообразные продукты процесса, которые идет на топливо доменной печи)
- Вещество, в состав которого входят два или несколько компонентов, называется:(Сплавом)
- Для переработки на сталь идет:
(Передельный чугун)
- Сталь более высокого качества получается:
(В мартеновских печах)
- «Вредные» примеси в сталях, это:
(Сера и фосфор)
- Как классифицируют стали? - (по химическому составу, по назначению, по качестве, по структуре, по степени раскисления)
11. Бронзы – это…(Сплавы меди с оловом)
12.Латуни – это (сплав меди с цинком)
13.Какие стали выделяют по химическому составу? (Стали делят на углеродистые и легированные).
14.Какие металлы относятся к цветным.( цинк, медь, олово, свинец);
15.Цели получения сплавов: (получение материалов с нужными свойствами)
16.Какие вы знаете легирующие элементы
(А – азот К – кобальт Т – титан Б – ниобий М – молибден Ф- ванадий
В – вольфрам Н – никель Х – хром Г – марганец
П – фосфор Ц – цирконий Д – медь Р – бор Ю – алюминий
Е – селен С – кремний Ч – редкоземельные металлы)
17.Для каких целей добавляют легирующие элементы? (для улучшения свойств металла)
18. Какие примеси вы знаете? (вредные и полезные)
Пожалуйста, напишите на таблицах вредные примеси (выходит учение и заполняет таблицу на доске), а теперь – полезные примеси (студент заполняет таблицу)
Преподаватель. Хорошо, ребята, вы ответили на эти вопросы.
2 тур Кроссворд – 10 минут
1. Теперь мне бы хотелось узнать о свойствах металлов
Давайте вспомним:
(Беседа по вопросам кроссворда- (работа с таблицей)
Кроссворд «Свойства металлов»
1 | К | О | В | К | О | С | Т | Ь | |||||||||||||||||||||
2 | Т | В | Е | Р | Д | О | С | Т | Ь | ||||||||||||||||||||
3 | А | Н | И | З | О | Т | Р | О | П | И | Я | ||||||||||||||||||
4 | И | З | Н | О | С | О | С | Т | О | Й | К | О | С | Т | Ь | ||||||||||||||
5 | П | Р | О | Ч | Н | О | С | Т | Ь | ||||||||||||||||||||
6 | П | Л | А | С | Т | И | Ч | Н | О | С | Т | Ь | |||||||||||||||||
7 | С | В | А | Р | И | В | А | Е | М | О | С | Т | Ь | ||||||||||||||||
8 | О | Б | Р | А | Б | А | Т | Ы | В | А | Е | М | О | С | Т | ь |
- Способность материала деформироваться с минимальным сопротивлением, под воздействием внешней нагрузки, принимая и сохраняя заданную форму(ковкость)
- Способность материала сопротивляться проникновению в него инородного тела (твёрдость)
- Как называется неравномерность свойств в разных направлениях - (анизотропия)
5. Способность материала сопротивляться поверхностному разрушению под действием внешнего трения(износостойкость)
- Способность материала сопротивляться деформации или разрушению под действием внешних сил(прочность)
- Способность твёрдых материалов изменять без разрушения форму и размеры под влиянием внешней нагрузки, устойчиво сохраняя их после ее снятия(пластичность)
- Способность материала образовывать неразъемное соединение с комплексом свойств, обеспечивающих работоспособность конструкции - (свариваемость)
- Свойство материала поддаваться обработке резанием - (обрабатываемость)
По диагонали: Признаки, по которым тела отличают друг от друга (свойства)
П. Спасибо за информацию о металлах, напоминаю, что
цель нашей игры: вы должны доказать мне , что ваше заводы могут достойно выполнить любой заказ и добиться подписания договора на изготовление деталей из вашего металла.
К этому занятию вам было дано задание: найти материал, который расскажет нам историю основных металлов
3 тур «исторический» - 15 минут
Начинает представители завода «Сталь-Прогресс»
1. История появления стали(студент).
Сталь прочная, лёгкая, каррозионностойкая.
В старину она считалась драгоценным металлом. Из неё в первую очередь делали оружие. Самым знаменитым был булат. Его Родина – Индия. Более технологичный путь получения упругой стали, при котором не требовались ни особо чистая руда, ни графит, ни специальные печи, был найден в Китае во II веке нашей эры. Сталь перековывали очень много раз. При каждой ковке складывая заготовку вдвое, в результате чего получался отличный оружейный материал, называемый дамаском, из которого, в частности, делались знаменитые, японские катаны. До 19 века сталь считалась исключительно оружейным сплавом, но в 1830 году в Англии их неё стали делать бытовые предметы: шкатулки, подносы, портсигары. В 20 веке из стали изготавливать светильники и даже барельефы. Сталь с различными видами обработки может иметь золотой, красный, оранжевый, синий, зелёный цвет.
2. Сталь – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода менее 2,14%. Сталь является прочным и пластичным материалом, хорошо поддающимся механической обработке.
3 Что изготовляют из стали? {Из стали делают инструменты, детали машин и конструкций.}
П. Слово представителю завода «Чугун-Новатор»
История чугуна (ученик)
3. Чугун сыграл важную роль в развитии изобразительного искусства и архитектуры. В России его применение в архитектуре началось с литых столбов, которые производили заводы Демидова на Урале. Изобретение данного сплава стало причиной революции в мостостроении. Литьё из чугуна это самостоятельный вид искусства. Особое почётное место в «чугунном кружеве» принадлежит Воронихинской решётке у Казанского собора. Отлитая в 1811 году, она до сих пор является украшением города. В силу коррозионной стойкости данный сплав применяется и для изготовления кухонной утвари.
4.Чугун – это сплав железа с углеродом, в котором содержание углерода от 2,14 до 6,67%. Чугун – сплав хрупкий, но твёрдый, к тому же обладает хорошей жидкотекучестью, поэтому из него получают сложные и качественные отливки.
5. Изготавливают из чугуна :батареи, ванны, мойки, колонны, художественное литьё.
П. Слово представителю завода «Цветмет»
История латуни.(студент)
6 Данный сплав обладает хорошими механическими свойствами, устойчив к коррозии, легко обрабатывается. Открытие латунного сплава связано с кораблестроением.
До открытия латуни суда смолили, но такой защиты было недостаточно. И борта стали оббивать латунными пластинами, которые не боятся контакта с водой. Помимо защиты, пластины просто красивы, так как сплав имеет красивый жёлто – золотистый цвет.
7Несмотря на то, что цинк был открыт только в XVI веке, латунь была известна уже древним римлянам. Они получали ее, сплавляя медь с галмеем, то есть с цинковой рудой. Путем сплавления меди с металлическим цинком, латунь впервые была получена в Англии в 1781 г. В XIX веке в Западной Европе и России латунь использовали в качестве поддельного золота. Любопытный факт: долгое время считалось, что памятник Минину и Пожарскому, сооруженный в начале XIX века на Красной площади в Москве, выполнен из бронзы.
8Но недавние реставрационные работы показали, что материалом для этого творения скульптора Ивана Мартоса послужила не бронза, а латунь. В современной промышленности латунь применяется для изготовления изделий находящихся в тесном контакте с водой.
9 Латунь – сплав меди с цинком, обладает высокой пластичностью, твердостью и коррозионной стойкостью.изготавливают из латуни изготавливают детали, работающие в условиях повышенной влажности, и в электротехнике: гайки, болты, пружины, трубы}
История бронзы (студент).
9. С конца 4 века до нашей эры стали появляться бронзовые изделия. Её секрет открыли китайцы получившие её первыми. И в истории начался бронзовый век. Из этого слава изготовляли орудия труда, изделия культового назначения, скульптуры. Самые знаменитые изделия в России из бронзы: царь колокол и царь пушка.
10. Бронза – сплав меди с оловом, свинцом или алюминием. Имеет высокую прочность, твердость, хорошо обрабатывается резанием и обладает коррозионной стойкостью.Применяется для изготовления водопроводных кранов, зубчатых колёс, для отливки художественных изделий.
4 тур «Шифровальщик» - 20 минут
П. Преподаватель: Сейчас я прошу вас взять листок с таблицей. Я предлагаю вам записать и расшифровать марки сплавов, составить марки сплавов . А также, где можно использовать этот металл или сплав. Я хочу убедиться, что я буду иметь дело с профессионалами в своей области.
(Студенты работают с таблицей.) – 20 минут
Название металла | Маркировка | Состав | Применение |
Чугун | |||
Сталь | |||
Латунь | |||
Бронза |
П. Ваши листы с таблицами прошу мне, а я сделаю окончательный вывод в пользу того предприятия, который наберет большее количество баллов.
П. Пока я проверяю ваши ответы, я прошу вас поработать с учебником и записать в ваших тетрадях какие виды сталей, чугунов и сплавов цветных металлов применяются в нашей промышленности(названия, примеры маркировки, где применяются)
(работа с учебником - стр. 136-141) – 20 минут
П. По итогам нашей игры я выбираю завод (название завода ), с которым я буду в дальнейшем и работать. Я думаю. Что полученные вами знания по тем темам, которые вы сегодня повторили, помогут вас в вашей дальнейшей работе.
Спасибо за игру, ваши итоговые оценки. Особо хочу отметить следующих студентов:
Выставление оценок - 5 минут
Рефлексия урока - 5 минут
П. Теперь я хочу, чтобы вы продолжили фразу :
Теперь я знаю…..
Мне на уроке….
Я затруднялся….
П. Определите настроение сегодняшнего урока и выберите соответствующий рисунок: если вам было комфортно, то рисунок 1; если настроение не изменилось 2; если ухудшилось 3.
5. Домашнее задание- 5 минут
П. Мы с вами не рассмотрели такие металлы как алюминий, титан. Ваше задание на дом:Записать в тетради материал о сплавах алюминия, титана, их свойства, маркировка и применение.
Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать.
Литература: Базовый учебник: Кузьмин Б.А. Технология металлов и конструкционные материалы», учебник для СП
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока химии по теме: "Почва и её свойства"
Современный этап развития общества требует новых подходов к организации хозяйствования на земле, а, следовательно, и к содержанию обучения в профессиональных образовательных учреждениях, готовящих в...
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"
Методическая разработка урока химии по теме "Белки"...
Методическая разработка урока-игры по теме: "Обобщение по теме технология приготовления супов"
Урок предназначен для профессии СПО "повар, кондитер" по МДК.03.01. Технология приготовления супов и соусов ПМ.03.Приготовление супов и соусов. Составлен урок в форме деловой игры с применением электр...
методическая разработка урока по электротехнике. Тема:"Электроизмерительные приборы (зачет по теме).
Урок разработан с применением групповых форм работы, что обеспечивает развитие навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности, стимулирование мыслительных операций: логическое мышлени...
Открытый урок по дисциплине "Материаловедение" на тему «Металлы: черные и цветные, их сплавы, свойства, маркировки и применение»
Итоговый урок - игра по разделу "Металлы: черные и цветные"Цели урока:Обобщающая - обобщение, активизация и закрепление знаний об основных металлах и сплавах, их классификации и свойст...
Методическая разработка урока по материаловедению на тему: «Гидравлическое вяжущее вещество. Цемент и портландцемент».
Данная методическая разработка предназначена для проведения урока по спецтехнологии для обучающихся 1 курса, проходящих профессиональную подготовку по профессии «Штукатур» по адаптированно...
Методическая разработка урока теоретического обучения.Тема программы. Тема 1.2.Моделирование и композиция причесок 2. Тема урока. Компоненты: форма и силуэт
Пояснительная записка к уроку по теме «Компоненты композиции: форма и силуэт» . Данная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия при изучении темы «Компо...