"Фразеологизмы, их роль в речи"
план-конспект занятия на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 49.2 КБ |
prezent_3.ppt | 1004.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Навашинский судомеханический техникум».
План - конспект
урока русского языка
по теме
«Фразеологизмы, их роль в речи».
Разработала:
преподаватель русского языка и литературы
Ручина Наталья Анатольевна
2013 год
Содержание
1. Структура учебного занятия---------------------------------------------------------------------------------------2
2. Ход урока----------------------------------------------------------------------------------------------------------------5
3. Литература------------------------------------------------------------------------------------------------------------- 19
Структура учебного занятия
Наименование учебной дисциплины | Русский язык |
Тема учебного занятия | «Фразеологизмы, их роль в речи» |
Тип учебного занятия | Комбинированный |
Организационная форма проведения учебного занятия | Беседа, практическое занятие. |
Цели учебного занятия Обучающая цель | Знает: - что такое фразеологизм; - в каком разделе лингвистики изучаются фразеологизмы; - разряды фразеологизмов по грамматической структуре; - типы фразеологизмов с точки зрения стилистической окраски; - основные источники появления фразеологизмов; - значение основных фразеологизмов, часто встречающихся в речи; - фразеологизмы однозначные и многозначные; - фразеологизмы-синонимы и фразеологизмы – антонимы; - роль фразеологизмов в предложении. Понимает: - значение устойчивых оборотов речи; - роль фразеологизмов в речи; - отличие фразеологических сочетаний от свободных словосочетаний; - фразеологизмы как средства языковой выразительности, позволяющие усиливать наглядность и образность текста, создавать нужную стилистическую тональность; - приемы языкового анализа, обобщения, классификации. Применяет: - фразеологизмы в речи с целью её обогащения; - пользуется справочной лингвистической литературой для получения необходимой информации; - находит фразеологизмы в предложениях и определяет их синтаксическую роль; - использует фразеологические словосочетания при составлении собственного высказывания; - «расшифровывает» фразеологизм с картинки. - подбирает синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употребляет их в речи. |
Развивающая цель: | - использовать фразеологизмы в устной и письменной речи; - развивать коммуникативную компетенцию обучающихся; - развивать речь, память, внимание, логическое мышление. |
Воспитывающая цель: | - выявить эмоционально- выразительные достоинства фразеологизмов; - воспитывать стремление совершенствовать речевое мастерство, повышать речевую культуру; - прививать интерес к русскому языку; - воспитывать любовь к родному языку, прививать интерес к его познанию; - воспитывать чувство ответственности по отношению к слову. |
Методы обучения | Традиционные. 1. По степени самостоятельности обучающихся: - объяснительно – иллюстративный метод; -репродуктивный метод; - метод проблемного изложения; - частично – поисковый или эвристический метод; - исследовательский метод. 2. По источнику учебной информации и по способу взаимодействия обучающихся и обучающих. - эвристическая беседа; - использование видеофильма; - использование мультимедийной презентации; - выполнение практических работ. 3. По этапам учебного занятия: закрепление учебного материала. - проблемно-поисковые; - информационно-развивающие. Интерактивные: - эвристическая беседа; - инсценировка; - мозговой штурм. |
Средства обучения | Наглядные: Простые средства: - дидактический материал; -цитаты разных авторов; - отрывки из произведений; - стихи; - рисунки. Сложные средства: Фильм, презентация. Технические: Информационные: учебное телевидение; Обучающие: Контролирующие: |
Ход урока:
Использованная литература:
1. А.Г. Нарушевич. Методика подготовки к ЕГЭ по русскому языку: планирование занятий, организация урока, система упражнений. М. Педагогический университет «Первое сентября» 2009.
2. Л.И. Рахманова, В.Н. Суздальцева. Современный русский язык. «Аспект Пресс»,
Москва, 2003.
3. С.И. Львова. Русский язык в кроссвордах. Дрофа. Москва . 2007.
4. Э.Д. Вартаньян. Из жизни слов. Детская литература. Москва, 1973.
5. Фразеологический словарь русского языка под ред. А.И. Молоткова. Изд. 4-е, стереотипное. Москва, 1987.
6. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку.- М.: Просвещение, 1988.
7. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2001.
8.Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения. \ Сост Елисеев И. А, Полякова Л.Г. – Ростов на Дону: Феникс, 2002
9.Русский язык в школе. Методическая газета для учителей – словесников. 2006 № 2,19, 2007 № 4, 18.
10.Нетрадиционные уроки по русскому языку. 5 – 6 классы\ Авт – сост. Н. О. Крамаренко.- Волгоград: Учитель, 2004.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: « Фразеологизмы, их роль в речи »
Цели: Систематизировать и углубить знания о фразеологии как о разделе науки о языке, показать разнообразие и богатство фразеологизмов русского языка. Задачи: развивать умения различать фразеологизмы по структуре и их стилевой принадлежности, совершенствовать навыки пользования фразеологическим богатством в устной и письменной речи; повышать речевую культуру, чувство ответственности по отношению к слову.
БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич (1811 - 1848) «ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ СОСТАВЛЯЮТ НАРОДНУЮ ФИЗИОНОМИЮ ЯЗЫКА, ЕГО ОРИГИНАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА И ЕГО… БОГАТСТВО» В.Г. Белинский
Фразеологизмы – это средства выразительности нашего языка. Гипербола (преувеличение) – живого места нет, пушкой не прошибёшь Литота (преуменьшение) - от горшка два вершка , тише воды, ниже травы Сравнение – как кошка с собакой Метафора - золотые руки
Фразеология Фразис – Логос – «выражение» «учение» Фразеология - состав фразеологичес- ких сочетаний в языке Фразеологизмы или фразеологические обороты – устойчивые сочетания слов.
Признаки свободных словосочетаний Признаки фразеологизмов 1. Употребляются в прямом и переносном значении 1. Употребляются только в переносном значении 2. Любое слово можно заменить другими словами 2. Замена слов невозможна 3. Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность 3. Слова теряют свою смысловую самостоятельность 4. Создаются в процессе речи, не требуют запоминания 4. Готовые фразы, требуют запоминания
Признаки фразеологизмов: 1. Устойчивость 2. Воспроизводимость 3. Целостность значения
1. Устойчивость 2. Воспроизводимость 3. Целостность значения
Могут ли у фразеологизмов быть синонимы и антонимы? Тертый калач – стреляный воробей Ни зги не видно – тьма кромешная, хоть глаз коли Жить своим умом – жить чужим умом Кот наплакал – куры не клюют
Являются ли фразеологизмы членами предложения? Он приехал на место происшествия к шапочному разбору. Мы увидели на клумбе анютины глазки. На той стороне в колхозном сарае нас ожидал старенький, видавший виды трактор. Фразеологизм в предложении является одним членом предложения и запятыми не выделяется.
В каком предложении нет фразеологического оборота? 1. Сам я стараюсь с ними держаться на дружеской ноге. 2. Он объявил им, что ноги его не будет в этом доме. 3. Девочка сидела на диване, поджав ноги. 4. Можно было подумать, что ещё нога не ступала в этих диких местах.
Запятая не ставится и день и ночь и стар и млад и смех и горе ни взад ни вперед ни жив ни мертв ни слуху ни духу, ни себе ни людям ни рыба ни мясо
Козёл отпущения В стародавние времена у древних евреев существовал обряд отпущения грехов, во время которого священник возлагал свои руки на голову живого козла и этим действием как бы перекладывал на животное грехи всего народа. После церемонии козла изгоняли в пустыню.
Что такое баклуши? оказывается, первоначально это словосочетание значило: раскалывать осиновый чурбан на чурки (баклуши) для изготовления из них ложек, поварёшек и других мелких изделий. Дело это было простое, не требующее больших усилий и умений, поэтому выражение «бить баклуши» превратилось во фразеологизм. Бить баклуши
В наши дни каша – только вид пищи, а раньше это слово имело ещё один смысл: свадебный пир, свадьба. О том, какое значение придавалось каше, можно судить по свадьбе Дмитрия Донского. Принято было устраивать кашу у отца невесты. Но Дмитрий Донской считал ниже своего достоинства ехать к нижегородскому князю Дмитрию Константиновичу, а последний отказался ехать в Москву, к молодому Дмитрию, которому в то время было 16 лет. Поэтому кашу устроили между двумя городами в Коломне. От этих хлопотливых «каш», в которые втягивался весь город, и родилось выражение заварить кашу. Заварить кашу
Происхождение фразеологизмов : 1. Из истории России. 2. Профессиональные. 3. Литературные. 4. Старославянские. 5. Библейские. 6. Из мифологии. 7. Заимствованные. 8. Термины науки.
Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (время от времени, от мала до велика) Книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения) Разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы) Просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)
Сфера употребления фразеологизмов Стили речи: Художественный Публицистический Разговорный
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Фразеологическая разминка Как говорят о человеке, который совершенно лишён музыкального слуха? Так говорят о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д. Очень темно, совершенно ничего не видно. Оказаться в неловком, глупом положении. Молчать, не говорить лишнего. Выполнять обещание.
Определить автора крылатого выражения 1) Принцесса на горошине. 2) Мертвые души. 3) Рожденный ползать – летать не может. 4) А судьи кто? 5) С чувством, с толком, с расстановкой. 6) Счастливые часов не наблюдают. 7) У сильного всегда бессильный виноват. 8) Герой нашего времени. 9) Любви все возрасты покорны. 10) Мы все учились понемногу, Чему-нибудь и как-нибудь. 11) Не хочу учиться, а хочу жениться. 12) Нет повести печальнее на свете
Речевые ошибки в употреблении фразеологизмов 1. Искажение смысла (на выпускном вечере мы спели свою лебединую песню) 2. Нарушение состава: включение лишних или исключение необходимых слов. (главный гвоздь программы) 3. Смешение двух фразеологизмов (У них все было шито-крыто белыми нитками) 4. Искажение лексического состава, замена слова (Не мудрствуя долго (надо «…лукаво»)
ИГРА «КОРРЕКТОР» Бабушка на двоих сказала Перебирать из пустого в порожнее Играть значение Никому и никогда он шапку не ломал Я привык отдавать себе полные отчеты. Ну хоть бейся об стенку! Пора уже тебе взяться за свой ум. Хоть кол на голове чеши. Язык не поднимается говорить об этом. Он постоянно сидит сложив руки. Это был тяжелый сизифов труд.
Тестовые задания 1. Укажите неверное выражение: 1. Фразеологизмы -свободные сочетания слов. 2. Существуют фразеологизмы-синонимы 3.К фразеологизмам также можно отнести и пословицы. 4. В предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.
2. Укажите фразеологизмы - синонимы к словосочетанию любить: 1. Как свои пять пальцев 2.Яблоку негде упасть 3. Души не чаять 4. Проще парёной репы 5. Носить на руках 6. Положа руку на сердце
Какое сочетание слов не является фразеологизмом? Белый танец Белый стих Белое вино Белая рубашка
Фразеологизмы Мудрость народа, накопленная веками Универсальное изобразительно-выразительное средство Готовый языковой материал, удобный для использования в речи.
Наш язык – это великое сокровище народа, созданное на протяжении многих веков его истории. Берегите его, не портите, не искажайте, не засоряйте грубыми словами, штампами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль интонации в музыке и разговорной речи».
План-конспект урока с учащейся 1 класса Герасимовой Ю. (фортепиано)....
Источники фразеологизмов.Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
ЦЕЛИ:Повторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребленияРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке...
Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.
Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без...
Урок русского языка в 6 классе на тему «Фразеология. Фразеологизмы». «Этот удивительный мир фразеологизмов".
Методическая разработка урока русского языка...
Презентация к уроку русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний"
Данная презентация может использоваться в качестве сопровождения на уроке русского языка по теме "Фразеологизмы. Отличие фразеологизмов от свободных словосочетаний" для студентов 1 курса....
Проект по русскому языку. Особенности использования фразеологизмов в речи современника. 9 А класс. Кравцова Валерия.
Проекты по русскому языку 9 класс...
Роль развития речи в жизни младшего школьника.
Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать ...