Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека.
статья по теме
Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.
Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря просодической стороне речи.
ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
intonatsionnaya_vyrazitelnost_rechi.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль интонационно-выразительной окраски речи в жизни человека..
Хорошо известна та роль, которую играет устная речь как средство общения и взаимопонимания людей. Речевая деятельность для любого человека является жизненно необходимой потребностью – без неё невозможно активное общение. Благодаря речи человек приобретает знания, передаёт их.
Если вслушаться в устную речь, то можно заметить, что мы произносим фразы по- разному: быстро или медленно, высоким или низким тоном, громко или тихо, протяжно или отрывисто, радостно или грустно. Достигается это благодаря просодической стороне речи.
ПРОСОДИКА – это интонационно-выразительная окраска речи. Она выполняет важную роль в общении – позволяет нам точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, помогает правильно понимать смысл высказывания речевого партнера, чувства, отношения.
ЛопатинаЛ.В., Серебрякова Н.В., в работе «Преодоление речевых нарушений у дошкольников» отмечают, что фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных её компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. По утверждению психологов, 17-20% информации слушателю даёт интонационно- выразительная окраска речи говорящего.
Нарушения просодической стороны речи влияют на разборчивость, внятность, эмоциональную окраску.Смазанная,невнятная речь не даёт возможности для формирования слухового восприятия и контроля.
Общие сведения о просодии речи.
М.И. Пайкин, В.В.Порай-Кошиц в работе «Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов» отмечают, что природа слова – музыкальна. Связь речи с музыкальными элементами (ритм, мелодия) – была установлена ещё в далёком прошлом, в древней Греции. Не случайно в течение долгого времени исправлением речи занимались актёры, ведь именно актёры проходили специальную школу обучения высшему мастерству слова и владением искусством речи.
Наилучшим доказательством того, что здоровая человеческая речь включает в себя музыкальные элементы, служит речь глухонемых. Лишенный слуха глухонемой не в состоянии регулировать акустические свойства речи: высоту, силу, окраску звука. Отсюда обычные в речи глухонемых скачки в смысле высоты звуков, монотонность и недостаточность модуляций; другими словами, свойственные речи акценты (динамический, темпоральный, и музыкальный), по сравнению с нормальной речью, у глухонемых резко изменены или же совершенно отсутствуют.
Под динамическим акцентом следует понимать усиленный выдох и артикуляцию, направленные на усиление определённых звуков, слогов и слов.
Темпоральный акцент обозначает длительность произношения различных слогов и слов. Обычно динамический и темпоральный акценты сливаются, так как выделение определённых слоговых структур и слов требует более усиленного выдыхания и большего времени. Таким образом, оба эти акценты неотделимы и сопровождают друг друга.
Отсутствием монотонности в нашей речи мы обязаны наличию музыкального,т. е. мелодического акцента. Путем повышения звучания музыкальный акцент выделяет произношение определённых слогов, слов, и тем самым оттеняет их в нашем слуховом восприятии. Мелодический акцент в речи обычно бывает непродолжительным и часто меняется. Он движется даже в пределах одного и того же звука или слога, причём это быстрое скольжение особенно ярко проявляется в оживлённой речи, когда размах этих движений достигает примерно октавы.
Из наличия акцентов: динамического, темпорального и мелодического слагается наша речь.[1]
Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ отличается от обычного жизненного дыхания. Речевое дыхание – это управляемый процесс. Количество выдыхаемого воздуха и сила выдоха зависит от цели и условия общения.И.А.Поварова в работе « Коррекция заикания в играх и тренингах» отмечает, что наиболее правильным, удобным для речи является диафрагмально – рёберное дыхание, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы и межрёберных мышц. Активна нижняя, самая ёмкая часть лёгких. Верхние отделы грудной клетки, а также плечи, практически остаются неподвижными. Вдох при речи короткий, лёгкий. Выдох – длительный, плавный (в соотношении 1:10; 1:15).
Правильное речевое дыхание, чёткая ненапряжённая артикуляция является основой для звучания голоса. Неправильное дыхание приводит к форсированности и неустойчивости голоса.
Хорошая ДИКЦИЯ – основа чёткости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного аппарата, особенно от его подвижных частей: языка, губ, нёба, нижней челюсти и глотки. Ф.А.Ивановская в работе «Профилактика голосовых расстройств» отмечает, что хорошая дикция предполагает отсутствие скороговорок, проглатывания отдельных звуков и слогов, дефектов речи, и необходима для лучшего восприятия речи говорящего.
Важнейшим компонентом звучащей речи является голос. М.Е.Хватцев отмечал, что звукопроизношение тесно связано с голосом, поэтому расстройства голоса нарушают правильную речь.[2]ГОЛОС-это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластических голосовых складок. Источником звука человеческого голоса является гортань с голосовыми складками. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание.
Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи. Основными свойствами голоса является тембр, высота, сила (громкость), полётность.
Тембр- это особая окраска голоса человека, присущая только ему и позволяющая узнавать его тогда, когда мы его не можем видеть, но можем слышать. Тембр- это величина постоянная, как отпечатки пальцев человека. Он даётся нам от рождения, и изменить его очень трудно. Но в целях выразительности речи многие пытаются изменить тембр своего голоса и сделать его похожим на тембр другого человека. Это блестяще делают эстрадные артисты. Голоса по своей природе бывают высокие, средние, и низкие. Расстояние между самой высокой и самой низкой нотой, которая доступна человеку, называется высотным диапазоном голоса.[3]
Сила голоса, его энергия, мощность определяется интенсивностью амплитуды колебания голосовых складок, и измеряются в децибелах. Чем больше амплитуда колебательных движений, тем сильнее звучит голос. Сила голоса у разных людей различна. У одних людей – хороший запас громкости. Их голос без особого напряжения может звучать громко в течение долгого времени. У других людей голос слабый, тихий. Громкость- это управляемое качество голоса. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, её разнообразия.
Полётность голоса - это способность голоса быть слышимым на больших расстояниях при минимальных затратах сил говорящего или поющего.
Когда мы говорим, то ставим перед собой определённые задачи: убедить собеседника в чём- то, сообщить что- либо, спросить о чём- то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о выразительности речи – интонации.
ИНТОНАЦИЯ - сложное явление, которое включает в себя следующие элементы: мелодику, логическое ударение, паузы, темп речи, основной тон высказывания, ритм. [4]
Мелодика- повышение или понижение тона голоса. Мелодика существенно влияет на значение высказывания, его смысл.
Логическое ударение-это выделение голосом наиболее важного по смыслу слова.
Пауза-это временная остановка в звучании голоса, членящая речевой поток на отдельные части. Пауза- это важный элемент устной речи. Они облегчают дыхание, позволяют сделать добор воздуха, собраться с мыслями. Но самое главное – это то, что паузы помогают слушателям правильно понять смысл высказывания, облегчают восприятие речи.
Темп речи – это скорость произнесения звуков, слов и целых фраз. Темп бывает медленный, быстрый и средний. На протяжении одного и того же дня у человека он непрерывно меняется.[5]
Одним из качеств хорошей речи является её ритмичность, то есть определённое, последовательное чередование звуков, слогов, слов и целых
фраз. Такая упорядоченность речи делает её мелодичной, музыкальной.
Причины нарушений просодики.
Нарушения просодической стороны речи разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжёлым нарушением речи, входя в структуру дефекта при дизартрии, ринолалии, заикании.
К периферическим органическим нарушениям просодической стороны речи относятся хронические заболевания гортани, узелки, фибромы, папилломы голосовых связок, расщелины верхней губы и нёба, неправильное строение челюстей и зубов, дефекты языка, нарушения носового дыхания, нервно- мышечные нарушения в полости рта, в глотке и гортани и другие дефекты периферического речевого аппарата.
А также мозговые поражения, которые могут возникать, например, вследствие кровоизлияния в мозг (у детей обычно в результате родовой травмы или ушибов при падении), инфекционные заболевания, опухоли.[6]
[1] Пайкин М.И., Порай-Кошиц В.В. Исследование восприятия музыкальных элементов у детей-логопатов// Вопросы логопедии, 1936.
[2] Хватцев М.Е. Недостатки речи у школьников. – М., 1958. – С. 100-101.
[3] Поварова И.А. Коррекция заикания в играх и тренингах – С-П., 2001 – С.144.
[4] Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков – Я., 1998. – С.148 – 156.
[5] Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу – М., 1999. – С. 10-14.
[6] Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи – М., 2001. С. 144 – 145.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной игры для развития интонационной выразительности речи детей
Все мы знаем об огромном влиянии театра на развитие ребенка. Данный педагогический проект поможет поэтапно правильно организовать работу с детьми по развитию интонационной выразительности и полу...
Схема конспекта по английскому языку по теме "Роль кино в жизни человека"
Конспект урока английского языка...
Роль позвоночника в жизни человека
Роль позвоночника в теле человека ни переоценить, ни приуменьшить нельзя. Позвоночник — основной стрежень, залог прямохождения, подвижности, равновесия, отсюда его ключевое значение в нашем здоровье. ...
Методическая разработка по теме «Роль компьютера и интернета в жизни человека» по дисциплине Иностранный язык (английский)
Пояснительная записка Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государствен...
Превращение веществ. Роль химии в жизни человека
Технологическая карта урока химии в 8 классе по теме: "Превращение веществ. Роль химии в жизни человека" с использование мультипликационных фильмов...
Тема: Роль растений в природе и жизни человека. Лесные ресурсы человечества. Практическое занятие № 8 «Редкие и исчезающие виды растений Краснодарского края»
Данный урок предназначен для студентов СПО дисциплины "Экологические основы природопользования". Даётся информация о роли растений в природе и жизни человека, значении лесных ресурсов....
Роль развития речи в жизни младшего школьника.
Работа по развитию речи — это многосторонняя работа учителя по языку, направленная на то, чтобы дети овладели не только грамматической теорией и орфографическими навыками, но и умением выбирать ...