Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь. ПРЕЗЕНТАЦИЯ К УРОКУ.
презентация к уроку на тему

Кодема Марина Алексеевна

ЦЕЛИ:žПовторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребления

žРазвитие стойкого интереса к фразеологии как к науке; развитие творческих способностей учащихся
žВоспитание уважительного отношения к русской речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл csyjr.pptx1.67 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологический словарь»

Слайд 2

ЦЕЛИ: Повторение понятий « фразеологизм», « синонимия фразеологизмов»; систематизация знаний о происхождении фразеологизмов и сфере их употребления Развитие стойкого интереса к фразеологии как к науке; развитие творческих способностей учащихся Воспитание уважительного отношения к русской речи

Слайд 3

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ! ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО ФРАЗЕОЛОГИЯ .

Слайд 4

Фразеологизмы- устойчивые сочетания слов: Золотые руки, Медвежья услуга , Водить за нос Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом: Бить баклуши- «бездельничать», За тридевять земель- «далеко» Фразеологизм в предложении является одним членом предложения: Мальчик сломя голову бежал по улице

Слайд 5

Ещё великий М. В. Ломоносов называл устойчивые сочетания « фразесами », « российскими пословиями », предлагая включить их в словарь. Учёные поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Родился новый раздел о языке – фразеология. Фразеологизмы по-своему отражают жизнь нашего народа с очень далёких времён, в них выражен дух народа, его история, обычаи .

Слайд 6

И тебе всегда , как другу , оказать готов услугу русской речи Государь , по прозванию Словарь .

Слайд 7

Виноградов Виктор Владимирович Михаил Васильевич Ломоносов Даль Владимир Иванович

Слайд 8

Держать порох сухим Во всю Ивановскую 7. Реальные исторические факты Очертя голову Носить на руках 6. Традиции и обычаи Тянуть канитель Играть первую скрипку 5. Профессиональная лексика Мартышкин труд На деревню дедушке 4. Художественная литература Запретный плод Блудный сын 3. Библия Нить Ариадны Ахиллесова пята 2. Античная мифология За тридевять земель При царе Горохе 1. Народное творчество Примеры Источники

Слайд 9

ДИОНИС НАХОДИТ АРИАДНУ ЛАБИРИНТ МИНОТАВРА

Слайд 10

АВГИЕЕВЫ КОНЮШНИ

Слайд 11

УМИРАЮЩИЙ АХИЛЛ

Слайд 12

.

Слайд 13

ИНОСТРАННЫЕ ГОСТИ Англичане говорят, что такие люди похожи друг на друга как две горошины, шведы – как две ягоды, немцы и чехи – как яйцо и яйцо. А как говорят русские? Англичане говорят о таком человеке, что он живёт в клевере, немцы – что он сидит как личинка в сале, французы – как петух в тесте. А что говорим мы? Если англичанин знает что либо хорошо, он говорит: знаю как кисть своей руки, а француз и немее - как собственный карман. А русский? Немцы говорят о таком человеке, что у него денег как сена, французы – что он сшит из золота. А что о таком человеке говорят русские? Если англичанин хочет что-либо хорошенько запомнить, он говорит: это надо положить в свою трубку и выкурить, немец – это надо записать себе за ушами, француз – это надо вбить себе в голову. А что говорим мы? Французы о таком человеке говорят, что он тебе до лодыжки не доходит, англичане – он не годится на то, чтобы держать тебе свечку. А мы? После случившегося англичане в этой ситуации видят звёзды, а французы – 36 подсвечников. Что в этом случае происходит с русскими ?

Слайд 14

ФРАЗЕОЛОГИЯ В КАРТИНКАХ. Лить крокодиловы слезы Сесть в калошу Тянуть быка за рога

Слайд 15

Глаза разбегаются Денег куры не клюют Жить припеваючи Клевать носом Фразеология в картинках

Слайд 16

Без сучка без задоринки Ехать зайцем Влюбиться по уши Браться за ум

Слайд 18

Крылатые слова и выражения - закончите начатые пословицы: Любишь кататься – ... люби и саночки возить . Тише едешь – ... дальше будешь . Лучше синица в руках, чем ... журавль в небе . Кончил дело – ... гуляй смело . Не спеши языком, ... торопись делом . На вкус и цвет ... товарища нет . Готовь сани летом, а ... телегу зимой .

Слайд 19

Не забывай на праведном пути то , что старик Марк Твен сказал когда-то : ты должен слово нужное найти , а не его троюродного брата .

Слайд 20

Фразеологические синонимы 1.Без сучка и задоринки. 2. Валится из рук. 3. Важная птица. 4. Души не чаять. 5. Заваривать кашу. 6. Вдоль и поперёк. 7. Бьюсь об заклад. 8. Глазом не моргнёт. 9. Лицом к лицу. 10. Считать ворон. 11. Каши просят. 12. Море по колено. 13. Молоко на губах не обсохло. 14. Падать духом. 15. Руки в брюки. 16. Тёртый калач. 17. Терять голову. 18. Хоть лопатой греби. 19. Утереть нос. 1. Руки опускаются. 2. Заткнуть за пояс. 3. Рука не дрогнет. 4. Разевают рот. 5. Шалтай-балтай . 6. Глаза в глаза. 7. Сбиваться с толку. 8. Стреляный воробей. 9. Сидеть сложа руки. 10. Держать пари. 11. Нос не дорос. 12. Как по маслу. 13. Непочатый край. 14. Как свои пять пальцев. 15. Огород городить. 16. Вешать нос. 17. Трын-трава. 18. Сходить с ума. 19. Птица высокого полёта. 20. Раззевают рот.

Слайд 21

В рассказе нужно найти 10 выражений, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл. Попались на удочку . Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 22

Попались на удочку . Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим- пальчики оближешь. Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем.Мой братишка так голову потерял от счастья. Потом он мне покою не давал:"Пойдем да пойдем! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел". Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. "Вот пустомеля, -возмутился дед,- все время кому-нибудь морочит голову. У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. "Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед,- со мной пойдете". И пошли. И рыбу ловили, и костер развели, и уха была- ни в сказке сказать, ни пером описать.

Слайд 24

Народ – властитель тайны слова И всех сокровищ языка, Им выткана его основа Для поколений на века. Он создал чудо тени, света, И звука взлёт, и слова лад, Им жизнь поэзии согрета, В нём звёзды вечности горят. Народ – певец, ваятель, воин, И в безмятежности своей Бессмертия он удостоен Одной с ним жизнью жить умей. Мария Комисарова

Слайд 25

Нас всех объединяет чудо языка. В нем наши труд и заботы, шум лесов и цветенье поля, волны народного горя и радости. В нем разум народа, его кровь и воля. В нем живет, негодует, верит, смеется сам народ. Язык окрашен переживаниями людей и не внимает равнодушно добру и злу. Именно язык не дает народу забыть себя. Все плохое приходит и уходит, народ и язык его бессмертны.

Слайд 26

Домашнее задание Задания по группам: 1 группа готовится к конкурсу «ЛУЧШИЙ ОФОРМИТЕЛЬ КНИГИ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ" 2 группа составит сочинение - рассказ с использованием фразеологизмов . 3 группа выписывает значение фразеологизмов: Вавилонское столпотворение Держать в ежовых рукавицах Блудный сын из фразеологического словаря .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку, на тему: "Группировка хозяйственных средств и источников их образования"

презентация к уроку, на тему: "Группировка хозяйственных средств и источников их образования"...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Презентация к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"

Презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Функционально-смысловые типы речи"....

Презентация к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур"

Презентация может быть использована в качестве сопровождения к уроку русского языка по теме "Художественный стиль речи. Виды тропов и стилистических фигур" для студентов 1 курса....

Презентация к уроку развития речи в 5 классе по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки"

Презентация к уроку развития речи в 5 классе  по теме урока: "Подготовка к сочинению по картине Ф,П, Решетникова "Мальчишки". В презентации есть необходимый материал к уроку, а име...

презентация у уроку электротехники по теме: Основные понятия и определения. Способы соединения фаз источников и приемников электрической энергии

Основные понятия и определения.Способы соединения фаз источников и приемников электрической энергии....

Презентация к уроку : "Имя числительное в речи повара-кондитера"

Презентация к интегрированному уроку по русскому языку на тему "имя числительное в устной речи повара-кондитера"  содержит проверочные материалы по теме, толковый словарь профессионализ...