44.02.02 Рабочая программа по ПМ 03 Классное руководство
рабочая программа на тему
Программа разработана для студентов СПО, по специальности "Преподавание в начальных классах", с указанием формируемых компетенций, тематики теоретических и практических занятий, а также, внеаудиторной самостоятельной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pm_03_44.02.02.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) и программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ)
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Организации-разработчики:
ОБПОУ СПО «Рыльский социально- педагогический колледж»
Разработчики:
Отрохова Н.В., преподаватель ОБПОУ СПО «Рыльский социально- педагогический колледж»
Колесникова Т.Н., преподаватель ОБПОУ СПО «Рыльский социально- педагогический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | стр. 3 |
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 6 |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 8 |
4 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ | 12 |
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) | 13 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03
Классное руководство_________________________
1.1. Область применения программы
Программа профессионального модуля (далее - программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах в части освоения основного вида деятельности: Классное руководство и соответствующих профессиональных компетенций:
ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.
ПК 3.3.Проводить внеклассные мероприятия.
ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.
ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.
ПК.3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся
при решении задач обучения и воспитания.
ПК.3.7. Анализировать результаты работы с родителями.
ПК.3.8. Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом.
ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.
ПК 4.2. Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.
ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 4.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Программа профессионального модуля может быть использована в повышении квалификации, в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной переподготовке специалистов в области образования, при наличии среднего профессионального образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- педагогического наблюдения, диагностики и интерпретации полученных результатов;
- анализа планов и организации деятельности классного руководителя, разработки предложений по их коррекции;
- определения целей и задач, планирования деятельности классного руководителя;
- планирования, организации и проведения внеурочных мероприятий;
- определения целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучения особенностей семейного воспитания;
- наблюдения, анализа и самоанализа внеурочных мероприятий, обсуждения отдельных мероприятий в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции;
уметь:
- выбирать методы педагогической диагностики личности (индивидуальности) обучающихся, развития группы, составлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формировать цели и задачи воспитания и обучения и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;
- планировать деятельность классного руководителя;
- оказывать педагогическую поддержку в процессе адаптации детей к условиям образовательного учреждения;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- организовывать детский досуг, вовлекать детей в различные виды общественно-полезной деятельности и детские творческие объединения;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты;
- составлять план работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- вести диалог с родителями (лицами, их заменяющими);
- организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы), привлекать родителей к проведению совместных мероприятий;
- изучать особенности семейного воспитания младших школьников;
- формулировать цели и задачи работы с семьей с учетом специфики семейного воспитания, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- анализировать процесс и результаты работы с родителями;
- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации по вопросам обучения и воспитания обучающихся в классе;
- анализировать процесс и результаты классного руководства, внеклассные мероприятия (классные часы, организованные досуги, занятия с творческим коллективом);
знать:
- теоретические и методические основы деятельности классного руководителя;
- методику педагогического наблюдения, основы интерпретации полученных результатов и формы их представления;
- особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования;
- возрастные и индивидуальные особенности младших школьников;
- основные документы о правах ребенка и обязанности взрослых по отношению к детям;
- особенности процесса социализации младших школьников;
- условия развития ученического самоуправления в начальной школе, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся в классе;
- особенности работы классного руководителя с социально неадаптированными (дезадаптированными) детьми;
- теоретические основы и методику планирования внеурочной деятельности, формы проведения внеурочных мероприятий;
- содержание, формы, методы и средства организации различных видов внеурочной деятельности общения в начальной школе;
- педагогические и гигиенические требования к организации и проведению различных видов внеурочной работы;
- основы делового общения;
- особенности планирования, содержание, формы и методы работы с родителями (лицами, их заменяющими);
- задачи и содержание семейного воспитания;
- особенности современной семьи;
- содержание и формы работы с семьей;
- способы диагностики результатов воспитания;
- методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации;
- логику анализа деятельности классного руководителя.
1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля 03. Классное руководство:
всего – _____273____ часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося –165 час.
включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 110 час
самостоятельной работы обучающегося –55час.
учебной и производственной практики –108час.
2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Классное руководство, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 3.1. | Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. |
ПК 3.2. | Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. |
ПК. 3.3. | Проводить внеклассные мероприятия. |
ПК 3.4. | Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. |
ПК 3.5. | Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. |
ПК.3.6. | Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. |
ПК.3.7. | Анализировать результаты работы с родителями. |
ПК.3.8. | Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. |
ПК 4.1. | Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/ группы и отдельных обучающихся. |
ПК 4.2. | Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. |
ПК 4.3. | Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. |
ПК 4.4. | Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. |
ПК 4.5. | Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. |
ОК 3. | Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. |
ОК4. | Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. |
ОК 5. | Использовать информационно- коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. |
ОК 6. | Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. |
ОК 7. | Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
ОК 9. | Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. |
ОК 10. | Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. |
ОК11. | Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 03
3.1. Тематический план профессионального модуля
Коды профессиональных компетенций | Наименования разделов профессионального модуля[1]* | Всего часов (макс. учебная нагрузка и практики) | Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов) | Практика | |||||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося | Самостоятельная работа обучающегося | Учебная, часов | Производственная (по профилю специальности), часов (если предусмотрена рассредоточенная практика) | ||||||
Всего, часов | в т.ч. лабораторные работы и практические занятия, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | Всего, часов | в т.ч., курсовая работа (проект), часов | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ПК 3.1-3.8 ПК 4.1-4.5 | Раздел 1. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя | 140 | 76 | 36 | * | 38 | * | 26 | |
ПК 3.1-3.8 ПК 4.1-4.5 | Раздел 2. Основы педагогической конфликтологии | 61 | 34 | 22 | 17 | 10 | |||
Производственная практика (по профилю специальности), | 72 | 72 | |||||||
Всего: | 273 | 110 | 58 | * | 55 | * | 36 | 72 |
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ) 03 Классное руководство
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем | Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, учебная и производственная практика, курсовая работа (проект) | Объем часов | Уровень освоения | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
ПМ 03. Классное руководство | 273 | ||||
МДК 03.01. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя | 76 | ||||
Тема 1.1. Ознакомление с общими положениями деятельности классного руководителя | Содержание | 8 | |||
1 | Цели и задачи профессионального модуля, страницы истории | 2 | |||
2 | Федеральный государственный стандарт общего образования второго поколения о деятельности классного руководителя в начальной школе | ||||
3 | Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. Начальное общее образование. | ||||
4 | Основные документы о правах ребёнка и обязанности взрослых по отношению к детям. | 2 | |||
5 | Основы деятельности классного руководителя. | 2 | |||
2 | |||||
Практические занятия | 6 | 3 | |||
1. | Анализ ФГОС нового поколения. Внеурочная деятельность школьников. | ||||
2. | Содержание Конвенции ООН о правах ребёнка. | ||||
3. | Ознакомление с Должностной инструкцией и дневником классного руководителя. Анализ. | ||||
Тема 1.2. Изучение личности младшего школьника | Содержание | 6 | |||
1. | Система работы классного руководителя по педагогической диагностике. Содержание педагогической диагностики. | 3 | |||
2. | Диагностическая функция классного руководителя. Изучение личности младшего школьника. | ||||
3. | Методика педагогического наблюдения. | 3 | |||
4. | Особенности адаптации младшего школьника к условиям начального общего образования. | 3 | |||
Практические занятия | 5 | 3 | |||
1. | Использование педагогического наблюдения при изучении возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся. | ||||
2. | Диагностика уровня воспитанности школьников. | ||||
3. | Диагностика учебной мотивации и социально-педагогической адаптации к школе. | ||||
Тема 1.3. Формирование детского коллектива | Содержание | 4 | |||
1 | Школьный класс как коллектив. Ученическое самоуправление в классе. | 3 | |||
2 | Методические рекомендации по организации и развитию самоуправления в классе. Особенности самоуправления в начальной школе. | ||||
Дифференцированный зачет | 2 | 3 | |||
3 | Особенности работы классного руководителя с трудными детьми. | ||||
4 | Методика организации и проведения классного собрания. | ||||
Практические занятия | 3 | 3 | |||
1 | Изучение степени развития детского коллектива. | ||||
2 | Разработка тематики классных собраний. | ||||
Тема 1.4. Организация внеклассной воспитательной работы | Содержание | 8 | |||
1 | Содержание, методы и средства организации различных видов воспитательной работы в начальной школе. | 2 | |||
2 | Формы проведения внеклассных занятий. КТД. | 2 | |||
3 | Классный час, его функции, методика организации и проведения. | 2 | |||
4 | Детские общественные объединения в воспитательной системе школы и класса. | 2 | |||
Практические занятия | 8 | 3 | |||
1 | Наблюдение и анализ воспитательного мероприятия. | ||||
2 | Разработка различных видов внеурочной деятельности. | ||||
3 | Составление методических рекомендаций. Подготовка презентаций классных часов. | ||||
Тема 1.5. Проектировочная деятельность классного руководителя | Содержание | ||||
1 | Сущность, содержание и принципы проектировочной деятельности классного руководителя. | 2 | |||
2 | Виды планов и формы планирования. | 2 | |||
Практические занятия | 4 | 3 | |||
1 | Анализ планов воспитательной работы (из опыта работы). | ||||
2 | Разработка фрагмента плана воспитательной работы. (Цели, задачи и содержание нравственного воспитания младших школьников). | ||||
Тема 1.6. Ознакомление с основами педагогического общения | Содержание | 2 | |||
1 | Особенности, методы и приёмы взаимодействия с членами педагогического коллектива. | 3 | |||
Практические занятия | 2 | 3 | |||
1 | Деловая игра «Организация публичного выступления». | ||||
2 | Анализ ситуаций на установление педагогически целесообразных взаимоотношений. | ||||
Тема 1.7. Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика | Содержание | 6 | |||
1 | Особенности современной семьи. Задачи и содержание семейного воспитания. | 2 | |||
2 | Содержание, формы и методы работы с родителями учащихся. | 2 | |||
3 | Методика организации и проведения родительского собрания. | 2 | |||
Практические занятия | 4 | 3 | |||
1 | Планирование работы с семьей. Анализ планов воспитательной работы (из опыта). | ||||
2 | Диагностика семейных взаимоотношений. | ||||
3 | Деловая игра «Методика проведения родительского собрания». | ||||
Тема 1.8. Анализ деятельности классного руководителя | Содержание | 2 | |||
1 | Функции и виды педагогической диагностики. | 2 | |||
2 | Эффективность работы классного руководителя. | 2 | |||
Практические занятия | 2 | ||||
1 | Определение уровня профессиональной компетентности классного руководителя. | ||||
МДК.03.02 Основы педагогической конфликтологии. | 34 | ||||
Тема 2.1.Конфликтологическая проблематика в педагогической науке. | Содержание | 5 | |||
1. | Педагогическая конфликтология. Цель, задачи и содержание курса. Появление и развитие конфликтологической проблематики в педагогической науке. Основные понятия педагогической конфликтологии. Противоречия, возникающие в образовательном процессе. | 1 | 2 | ||
2. | Понятие конфликта и параметры его описания. Системный подход к анализу конфликта. Структура конфликта. Субъект конфликта. Их характеристика. Предмет и объект конфликта (потребности, интересы, ценности). | 1 | 2 | ||
3. | Причины педагогических конфликтов. Субъективные и объективные причины. | 2 | |||
4. | Конфликт как динамическая система. .Ключевые понятия: тип конфликта (классификация по различным основаниям).Динамика конфликта. Стадии протекания конфликта. Инцидент. Функции конфликта. Конструктивные и деструктивные функции конфликта. Потенциальная ценность конфликта. | 1 | 2 | ||
Практические занятия | 13 | ||||
1. | Составление логической схемы знаний по теме: «Структура конфликта». | 3 | 3 | ||
2. | Составление и анализ таблицы : «Причины педагогических конфликтов». | 3 | |||
3. | Анализ функций конфликта. | 3 | |||
4. | Анализ конфликтных ситуаций с точки зрения динамики конфликта. | 4 | |||
Тема 2.2. Управление конфликтами в педагогическом процессе. | Содержание | 7 | |||
1. | Человеческий фактор в конфликте. .Субъективные аспекты конфликта. Возрастные особенности участников конфликтного взаимодействия. Основные тенденции поведения человека в конфликте. Механизмы саморегулирования. Общение как источник конфликтов. | 3 | 2 | ||
2. | Алгоритм конструктивного поведения педагога в конфликте. Стили поведения сторон в конфликте .Избегание конфликта. Приспособление. Конфронтация. Компромисс. Сотрудничество. Условия выбора стиля поведения в конфликте. Принципы поведения в конфликтном взаимодействии. | 2 | 2 | ||
3. | Организация переговорного процесса как метод урегулирования конфликта. Переговоры .Методы организации переговоров. Тактика взаимодействия посредника с оппонентами конфликта. Договор педагога с воспитанником как эффективный метод конструктивного завершения конфликта. | 2 | 2 | ||
Практические занятия | 9 | ||||
1. | Составление психологического портрета на основе объективных показателей. .Определение уровня тревожности. агрессивности, стрессоустойчивости | 2 | 3 | ||
2. | Определение стиля поведения оппонентов в педагогическом конфликте. | 2 | |||
3. | Разработка принципов поведения в конфликтном взаимодействии. | 2 | |||
4. | Разработка и анализ этапов организации переговорного процесса. | 3 | |||
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 03 Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной методической литературы (по вопросам и параграфам, главам учебных пособий), выполнение домашних заданий, подготовка сообщений по специальным периодическим изданиям. Подготовка к практическим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление практических работ, отчетов и подготовка к зачету, комплексному экзамену по профессиональному модулю. Написание рефератов, исследовательских работ. Подбор литературы для оформления и составления методических разработок. Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: изучение документации классного руководителя. Личность классного руководителя и его отношения с детьми. Профессиограмма классного руководителя. Педагогическая наука и практика воспитания в современной школе. Изучение возрастных особенностей младших школьников и составление характеристики ученика. Взаимодействие учителя, ученика и родителей на этапах адаптации. Тренинг как активная форма работы с учащимися. Групповые занятия -тренинги по формированию коллектива. Социометрия. Составление характеристики класса и программы коррекции для детей группы «риска». Работа с информационными источниками по организации и проведению различных видов внеклассной воспитательной работы. Классные часы по безопасности и сохранению здоровья младших школьников (подбор материала). План классного руководителя как воспитателя. Календарно-тематический план, содержание и формы (из опыта работы). Развитие самоуправления в классе. Подбор диагностических методик на определение уровня воспитанности школьников. Методическая разработка традиционного школьного праздника. Методическая разработка классного часа по нравственному воспитанию. Методическая разработка коллективного творческого дела. Реферат «Воспитательное значение народных игр». Сообщения о воспитании ребёнка как будущего семьянина, о воспитании в деятельности, о семейных традициях. Работа с методическими пособиями и составление примерной тематики родительских собраний. Мониторинг деятельности классного руководителя. | 55 | ||||
Учебная практика Виды работ: - знакомство с опытом работы классного руководителя начальных классов. Изучение личных дел учащихся, ведение документации; - ознакомление с правовыми документами, материалами, методической литературой по профессиональным основам деятельности классного руководителя в начальной школе; - знакомство с воспитательными технологиями учителей (из опыта работы); - посещение уроков с целью изучения учебной мотивации и адаптации учащихся; - изучение ценностных ориентаций младших школьников в процессе наблюдения (на уроках и во внеклассной работе); - наблюдение и анализ различных форм воспитательной работы; - целеполагание и планирование в деятельности классного руководителя. Знакомство с планами воспитательной работы (из опыта); - проведение психологических тренингов и игр на установление благоприятного психологического климата в классе; - проведение диагностики на определение уровня воспитанности учащихся и ценностных ориентаций; - проведение диагностики на изучение взаимоотношений в семье; - проведение индивидуальной коррекционной и диагностической работы с учащимися, родителями; - анализ работы классного руководителя в различных видах деятельности. Рефлексия. .Знакомство с педагогическим опытом по профилактике конфликтов и по их конструктивному разрешению. Исследование взаимоотношений между учениками с целью выявления причин конфликтов «ученик –ученик» и анализ путей разрешения конфликтных взаимодействий в ученической среде. Анализ природы конфликтно –стрессовых ситуаций в школе с учащимися различных возрастных групп. Проведение занятий, стимулирующих безконфликтное общение младших школьников в процессе внеурочной деятельности. Наблюдение за детьми, склонными к организации конфликтов. Выявление « конфликтных личностей» среди учеников. Производственная и преддипломная практика Виды работ - ознакомление с планированием воспитательной работы в классе; - организация и проведение различных видов воспитательной деятельности учащихся; - проведение и анализ классных часов (разной тематики и форм); - диагностика учебной мотивации и воспитанности младших школьников; - изучение уровня развития коллектива и составление характеристики класса; - проведение работы с родителями. Родительское собрание. - проведение исследования в соответствии с темой ВКР. Проведение конфликтологического мониторинга в педагогической среде. Исследование влияния социального статуса школьника в ученическом социуме на возникновение конфликтных ситуаций. Проведение педагогически целесообразной работы с родителями и учениками по предупреждению конфликтов. Работа с детьми, склонными к конфликтному поведению Определение путей педагогической коррекции конфликтного поведения. Тематика ВКР: 1. Диагностико-прогностическая система классного руководителя в формировании коллектива класса. 2. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников как условие успешного развития личности. 3. Особенности процесса социализации младших школьников. 4. Условия развития ученического самоуправления в классе. 5. Особенности работы классного руководителя с «трудными» детьми. 6. Роль внеклассной воспитательной работы в формировании нравственных качеств личности младшего школьника. 7. Проектировочная деятельность классного руководителя как условие успешности воспитания. 8. Детские общественные объединения в воспитательной системе школы и класса. 9. Роль педагогического общения в установлении педагогически целесообразных взаимоотношений. 10. Взаимодействие классного руководителя в семьёй как условие успешности воспитания. 11. Документы о правах ребёнка в деятельности классного руководителя. | 36 72 | ||||
Всего | 273 |
4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Реализация программы модуля предполагает наличие:
- учебных кабинетов педагогики и психологии;
- лабораторий информатики и информационно-коммуникационных технологий;
- залов: библиотека, читальный зал с выходов в сеть Интернет.
Оборудование учебного кабинета педагогики и психологии:
- комплект диагностического инструментария;
-наглядные пособия.
Технические средства обучения: интерактивная доска, компьютер, принтер, сканер, проектор, программное обеспечение общего и профессионального назначения.
Реализация программы предполагает обязательную учебную и производственную практику.
4.2. Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Справочник учителя начальных классов, Е.М. Елизарова, Ю.А. Киселева. Волгоград: Учитель, 2011.
- Справочник классного руководителя, Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. Ю. Просвещение, М., 2011.
- Справочник классного руководителя (1-4 кл.), Н.И. Дереклеева. ВАКО, М., 2009.
- Дневник классного руководителя начальной школы (учебно-методическое пособие), Дюкина Ольга Викторовна. ВАКО, М., 2011.
- Классное руководство (учебно-методическое пособие), под. ред. В.П. Сергеевой, М., «Академия», 2014.
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Д.В. Григорьев, П.В. Степанов, Москва, Просвещение, 2013.
Дополнительные источники:
- Большая книга детского психолога (от 3 до 10 лет), психологический практикум. О.Н. Истратова, Г.И. Широкова, Т.В. Эксакусто. Ростов н/Д: Феникс, 2008.
- Педагогика (учебное пособие). В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. М., Школьная пресса, 2008.
- Практическая психология в начальной школе. Р.В. Овчарова. М.: ТЦ «Сфера», 2007.
- Воспитание в современной школе. Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2008.
- Новые родительские собрания (1-4 классы). Н.И. Дереклеева. М.: ВАКО, 2006.
- Теория и методика воспитания (учебное пособие). Л.И. Маленкова. М.: Педагогическое общество России, 2007.
- Классное руководство: рабочие диагностики. Н. Е.Щуркова,
- М.: Педагогическое общество России, 2009.
- Планирование воспитательной работы в классе (методическое пособие). Под ред. Е.Н. Степанова. М.: Сфера, 2011.
- Техника педагогического общения (практикум). Н. А. Ольшанская. Волгоград: «Учитель», 2010.
- Современные образовательные технологии. Т.К. Селевко. М.: «Народное образование», 2009.
- Методическое сопровождение адаптационного периода первоклассников. И.Ю. Гайтукаева, Е.М. Елизарова. Волгоград: Учитель, 2009.
- Журналы «Воспитание школьников, «Начальная школа», 2005-2012г.
Интернет – ресурс.
Классное руководство.
И-Р 1 http://mon.gov.ru/pro/pnpo/ruk/.
И-Р 2 http://rodnik.3dn.ru/index/klassnoe_rukovodstvo/0-21.
И-Р 3 . Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru, свободный.
И-Р 4Начальная школа - детям, родителям, учителям [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.nachalka.com;
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса.
При организации образовательного процесса по профессиональному модулю Классное руководство в целях реализации компетентностного подхода необходимо использовать деятельностные технологии, ориентированные на овладение способами профессиональной деятельности (моделирование профессиональной деятельности на занятиях, метод проектов); личностно-ориентированные технологии, способствующие развитию активности личности обучающегося в учебном процессе (деловые и ролевые игры, разбор конкретных педагогических ситуаций, групповые дискуссии); информационно-коммуникационные технологии, позволяющие овладеть методами сбора, размещения, хранения, накопления, передачи и использования данных в профессиональной деятельности. Работа в малых группах выступает эффективным условием для реализации указанных технологий.
Таким образом, весь образовательный процесс должен быть направлен на формирование общих и профессиональных компетенций, освоение которых является результатом обучения по данному профессиональному модулю.
Освоению профессионального модуля Классное руководство должно предшествовать изучение общепрофессиональных дисциплин ОП.01 Педагогика и ОП.02 Психология, профессионального модуля МДК.02.01. Основы организации внеурочной работы.
4.4. Кадровое обеспечение образовательного процесса
Реализация профессионального модуля Классное руководство должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее педагогическое образование. Опыт деятельности в образовательных учреждениях является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального модуля Классное руководство. Эти преподаватели должны проходить стажировку в образовательных учреждениях не реже одного раза в три года.
5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
Результаты (освоенные профессиональные компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. | – Грамотное проведение педагогического наблюдения и диагностики, грамотная интерпретация полученных результатов. – Обоснование целей и задач спроектированного диагностического инструментария. | Фронтальный опрос. Устный опрос. Тестирование. Решение ситуационных задач. Защита проектов диагностического инструментария по проблеме изучения, планов воспитательной работы, внеклассных мероприятий. Презентация проектов внеклассных мероприятий. Экзамен. Оценка портфолио выполненных работ. Зачеты по производственной практике. Конференции по практике. |
Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. | – Соответствие плана внеклассного мероприятия намеченным целям и задачам. | |
Проводить внеклассные мероприятия. | – Соответствие проводимых внеклассных мероприятий требованиям методики их проведения. – Грамотная организация воспитательной деятельности младших школьников. | |
Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. | – Выполнение качественного и количественного анализа внеклассных мероприятий. – Демонстрация анализа внеклассных мероприятий на основе выбранных методик – Планирование корректировочных мероприятий по результатам анализа. | |
Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. | – Соответствие плана работы с родителями намеченным целям и задачам. | |
Обеспечивать взаимодействие с родителями учащихся при решении задач обучения и воспитания. | Защита проектов планов работы с родителями, мероприятий. Оценка портфолио выполненных работ. Зачеты по производственной практике. Конференции по практике. | |
Анализировать результаты работы с родителями. | – Выполнение качественного и количественного анализа работы с родителями. – Демонстрация анализа различных форм работы с родителями на основе выбранных методик. – Планирование корректировочных мероприятий по результатам анализа. | |
Координировать деятельность работников образовательной организации, работающих с классом. | – Грамотная координация деятельности сотрудников ОУ, работающих с классом. | |
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. | – Качество ведения планирующей, учетной и отчетной документации классного руководителя в соответствии с методическими требованиями (положениями и инструкциями). – Использование программных комплексов электронного администрирования для ведения учетной и отчетной документации классного руководителя. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. | – Знание основ создания в кабинете предметно-развивающей среды. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. | – Знание особенностей современных подходов и педагогических технологий начального общего образования – Грамотное сравнение эффективности применяемых методов начального общего образования, выбор наиболее эффективных методик воспитания с учетом вида ОУ и особенностей возраста. – Грамотное владение инструментами самоанализа и анализа деятельности других педагогов, оценивания методик воспитания в начальном общем образовании. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. |
Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. | – Грамотное оформление педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений. | Защита педагогических разработок. Оценка портфолио выполненных работ. |
Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования. | – Результативность участия в учебно-исследовательской работе. – Портфолио студента. | Результаты самостоятельной работы. Конкурсы, олимпиады, конференции. Защита педагогических разработок. Оценка портфолио выполненных работ. |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты (освоенные общие компетенции) | Основные показатели оценки результата | Формы и методы контроля и оценки |
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. | – Наличие интереса к деятельности классного руководителя в начальной школе. – Наличие положительных отзывов по итогам педагогической практики. – Результативность участия в учебно-исследовательской работе. – Портфолио студента. | Наблюдение и оценка на практических занятиях, в процессе педагогической практики. Результаты самостоятельной работы. Конкурсы, олимпиады, конференции. |
Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. | – Грамотное планирование деятельности классного руководителя в соответствии с целями и задачами воспитательного процесса. – Обоснованность постановки цели, выбора и применения методов и способов решения воспитательных задач при выполнении воспитательной работы. – Способность оценивать эффективность собственной деятельности по качественным и количественным показателям. | Решение педагогических задач. Наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе педагогической практики. |
Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. | – Прогнозирование проблемных ситуаций в организации педагогического процесса. – Принятие педагогически целесообразных решений в нестандартных воспитательных ситуациях. | Решение педагогических задач. Наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе педагогической практики. |
Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. | – Грамотное использование различных источников, в т. ч. электронных, для поиска необходимой информации. – Грамотный анализ и отбор информации, необходимой для организации педагогического процесса. – Эффективность поиска информации в работе с обучающимися. | Наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе педагогической практики. Результаты самостоятельной работы. |
Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. | – Навыки использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности классного руководителя. | Наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе педагогической практики. Результаты самостоятельной работы. |
Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. | – Эффективное взаимодействие с младшими школьниками, учителями начальных классов, администрацией ОУ, родителями, преподавателями. | Портфолио студента. Отзывы. Характеристика по итогам практики. |
Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. | – Грамотная формулировка целей деятельности классного руководителя, оптимальный выбор способов мотивации, организации и контроля деятельности младших школьников в воспитательном процессе. – Своевременная коррекция деятельности классного руководителя на основе ее анализа | Наблюдение, оценка и самоанализ в процессе педагогической практики |
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. | – Организация собственной самостоятельной работы при изучении профессионального модуля. – Самостоятельность планирования мероприятий по повышению личностного и профессионального уровня. | Самоанализ по результатам педагогической практики. Результаты самостоятельной работы. |
Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. | – Систематический анализ инноваций в области профессиональной подготовки. – Использование элементов инновационных педагогических технологий при организации воспитательного процесса. | Наблюдение и оценка на практических занятиях и в процессе педагогической практики. Результаты самостоятельной работы. |
Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. | – Целенаправленное проведение мероприятий по охране труда при проведении внеклассной работы. | Наблюдение и оценка в процессе педагогической практики. |
Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. | – Целенаправленное соблюдение правовых норм, регулирующих планирование и организацию воспитательного процесса. | Наблюдение и оценка в процессе педагогической практики. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа профессионального модуля "Участие в организации и руководстве производственной деятельностью в рамках структурного подразделения"
Рабочая программа професиионального модуля разработана на основе Федирального государственного образовательного стандарта по специальности среднего прфесионального образования 151901 "Технология...
Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием"
Рабочая программа ПМ 03. "Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководства аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием". Программа разработана для спе...
Комплект оценочных средств для оценки итоговых образовательных результатов по профессиональному модулю ПМ 03 Классное руководство основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Комплект оценочных средств предназначен для оценки освоения итоговых образовательных результатов профессионального модуля ПМ03 Классное руководство основной профессиональной образовательной программы ...
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) по ПМ.03 Классное руководство
Рабочая программа производственной практики (по профилю специальности) является составной частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования и обеспечива...
Рабочая программа профессионального модуля ПМ.03 «Классное руководство» для специальности 050146 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля (далее - рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СП...
Методическая разработка. Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство для СПО по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах
Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 Классное руководство (МДК. 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя) для СПО по специальности 44.02.02 Преп...
Достижения, классное руководство КСК-219 2020 - 2021. Сертификаты о прохождении обучения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (орг. ФБУН «Новосибирский НИИ гигиены» Роспотребнадзора).
Достижения, классное руководство КСК-219 2020 - 2021. Сертификаты о прохождении обучения по санитарно-просветительской программе «Основы здорового питания» (орг. ФБУН «Новосибирский ...