Психологические аспекты компьютеризации образования
статья на тему
Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskie_aspekty_kompterizatsii_oboazovaniya.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические аспекты компьютеризации образования
Внедрение информационно-компьютерных технологий позволило решить ряд важных психолого-педагогических задач, связанных с повышением качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. К основным успехам компьютеров в образовании можно отнести следующие:
- повышение информационной обеспеченности участников образовательного процесса. С использованием информационно компьютерных технологий расширяется возможность для учеников и учителей осуществлять оперативный доступ к различной информации, накопление, обмен и тиражирование ее;
- использование компьютеров влияет на мотивацию, привлекательность обучения. Это связано с необычностью и престижностью работы с компьютером. Существование игровых программ и игровых компонентов в обучающих программах повышает притягательность компьютеров для детей;
- компьютер дает возможность повысить самостоятельность обучения, возможность обучения без непосредственного участия педагога путем выполнения домашних заданий с необходимыми компонентами проверки правильности их выполнения;
- повышаются возможности индивидуализации обучения. Это может осуществляться посредством индивидуализации темпа предъявления заданий, перехода к следующей теме после усвоения предыдущей, выбора тем и заданий с учетом индивидуальности и знаний конкретного ученика, текущего контроля успеваемости и повышения объективности такого контроля.
В настоящее время одним из важных и перспективных направлений психологических исследований является изучение психологических особенностей компьютеризации в образовании .
Одними из последствий связанных с внедрением информационных технологий психологи обычно выделяют две главные проблемы: компьютерные игры и интернет-зависимость.
Чрезмерное стремление человека находиться в сети Интернет, общаться с ее помощью с другими людьми (интернет-зависимость) представляет еще одну важную проблему компьютерной гипермотивированности. Однако подобная проблема не стоит перед школьным психологом так остро, как компьютерные игры. Для возникновения интернет-зависимости необходимо большое количество условий, которые для школьника встречаются достаточно редко: наличие ПК хорошей конфигурации, подключения к Интернет, хорошее владение компьютером и, в частности, навигацией в сети и т.д. Обычно эта проблема, возникает в старших классах.
Исследования позволили установить, что Интернет привлекает людей неформальностью общения, произвольно регулируемой анонимностью (человек дает о себе лишь ту информацию, которую считает нужной), свободой от принятых стереотипов обычного непосредственного общения, а лица, проводящие в сети много времени, характеризуются повышенной деловой направленностью, повышенной потребностью в общении, повышенной внушаемостью и рядом иных особенностей, присущих инструментальным ценностям личности.
Привлекательность игровых компьютерных программ приводит к чрезмерному увлечению компьютерными играми, что может иметь достаточно серьезные последствия для ребенка; сдвиг мотива с учебной деятельности и других мотивов реальной жизнедеятельности на виртуальную деятельность (пройти тот или иной этап в игре, победить того или иного героя и т.д.). Ребенок в таких случаях просиживает много времени за компьютером, меньше внимания уделяет учебе, успеваемость его снижается, он ведет малоактивный образ жизни, общение с друзьями становится редким.
Влияние работы с компьютером, в том числе и компьютерных игр, на развитие личности школьника не ограничивается мотивационной сферой. Большому влиянию подвергается когнитивная сфера, связанная с деятельностью познавательных процессов, и личность ребенка. В литературе имеются достаточно противоречивые данные о воздействии компьютера на развитие психических особенностей ребенка Это объясняется местом компьютера в структуре деятельности, характером и длительностью работы с компьютером, возрастом детей и рядом других важных условий. Анализ литературных данных показывает, что работа с компьютером действует практически на все основные психические явления: ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, общение, характер, способности и пр. В ряде случаев указанные качества формировались целенаправленно. Сейчас в силу новизны проблемы невозможно составить достаточно полное руководство, содержащее описание развивающих программ, в том числе и игровых, с указанием на психолого-педагогические особенности их использования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование альтиста. Проблемы преемственности, психологические аспекты.
Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разны...
Психологические аспекты формирования коммуникативной компетенции студентов в условиях реабилитационно-образовательного пространства НТТИ.
В данной статье рассмотрены способы формирования общих компетенций, особенности и специфика психологических тренинговых занятий позволяющих сформировать в студентах конкурентно-способного профессионал...
"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"
Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...
Психологические аспекты личности
Психологические аспекты личности. Темперамент. Характер....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕМЕ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛИЧНОСТИ . ТЕМПЕРАМЕНТ. ХАРАКТЕР.
В предлагаемом материале содержатся методические разработки, которые помогут сформировать у учащихся систему практических знаний о природе и закономерностях функционирования психических процессо...
Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"
Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"...
Психологический аспект формирования самооценки обучающихся в рамках ФГОС второго поколения.
Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Самооценка у детей не остаётся стабильной. В зависимости ...