Какой должен быть современный урок?
статья на тему
Урок остается основной дидактической единицей в системе среднего профессионального образования, одной из основных форм организации обучения. На уроке могут формироваться общие и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде. Одной из трудностей для педагога, несмотря на опыт, имеющиеся знания и навыки в профессиональной деятельности, все же остается подготовка и проведение урока. Как же сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало бы у обучающихся интерес, увлеченность, активизировало мыслительную и творческую деятельность?Прежде всего, стоит вспомнить, что собой представляет урок, какие неотъемлемые составляющие к нему относятся ( его цели, этапы и структура).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kakoy_dolzhen_byt_sovremennyy_urok.docx | 37.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Какой должен быть современный урок?
(Современный урок: его цели, этапы и структура)
Беседина Т.И., методист
Все уроки, как люди, похожи и разные,
Если к ним приглядеться с разных сторон,
Ведь бывают уроки, как радостный праздник,
А бывают они, как мучительный сон.
В. Троицкий
Деятельность преподавателя на современном этапе развития российского образования сложна и многообразна. Ее сложность обусловлена многокомпонентностью, а многообразие и разноуровневость связаны с постоянно меняющимися внешними условиями и обширным потоком информации, как в научно-технической сфере, так и в рамках развития педагогической науки и современных образовательных технологий. Несмотря на переход к стандартам нового поколения, урок остается основной дидактической единицей в системе среднего профессионального образования, одной из основных форм организации обучения.
Современный урок должен соответствовать требованиям ФГОС СПО и готовить обучающегося к профессиональной деятельности в высокотехнологичном, постоянно меняющемся мире. На уроке могут формироваться общие и профессиональные компетенции, навыки самостоятельного и творческого мышления, умение действовать в нестандартных ситуациях, работать с информацией, учиться и работать в команде.
Одной из трудностей для педагога, несмотря на опыт, имеющиеся знания и навыки в профессиональной деятельности, все же остается подготовка и проведение урока. Казалось бы, что об уроке уже известно всё, но развивающиеся и изменяющиеся образовательное пространство требует и развития педагога, поиска новых решений в том, что уже давно избито и изучено.
Хотелось бы, чтобы современный урок стал произведением искусства и мастерства каждого педагога, вобрал в себя все знания и мастерство преподавателя, был своеобразным и имел свой индивидуальный замысел.
Качество и эффективность урока зависят от множества факторов, среди которых «человеческий» является главным, потому что и преподаватель, и студент - это конкретные люди со своими чертами характера, особенностями темперамента и эмоциональной деятельности.
Как же сделать так, чтобы урок не только вооружал студентов знаниями и умениями, но чтобы всё, что происходит на уроке, вызывало бы у обучающихся интерес, увлеченность, активизировало мыслительную и творческую деятельность?
Прежде всего, стоит вспомнить, что собой представляет урок, какие неотъемлемые составляющие к нему относятся.
Урок - это своеобразное зеркало, в котором можно увидеть систему обучения. Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса. В нем в сложном взаимодействии находятся основные элементы учебного процесса: цели, задачи, содержание, методы, средства, формы, взаимосвязанная деятельность педагога и студента. Для осуществления обучения в соответствии с ФГОС педагогу необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока. Если не вся, то значительная часть педагогики концентрируется в уроке. [6].
Урок в системе СПО должен быть построен на основе взаимосвязи общего и профессионального образования, чтобы формировать в личности и деятельности студента системные знания, профессиональные умения, творческие способности будущего специалиста.
Если обобщить все результаты педагогического поиска, основанного на изучении педагогической, методической литературы и педагогического опыта, то можно отметить, что урок различают по его типу, форме организации и проведения, применению различных средств, методов и способов обучения. По утверждению П.И. Пидкасистого рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели – чего педагог хочет добиться; затем установления средства – что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа – как педагог будет действовать, чтобы цель была достигнута [4].
В дидактике выделяют триединую цель урока – это заранее запрограммированный преподавателем результат, который должен быть достигнут педагогом и студентами в конце урока. Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: познавательный, воспитательный и развивающий. В цели урока сформулирован тот ключевой результат, к которому должны стремиться педагоги и студенты, и если она определена неточно или преподаватель плохо себе представляет пути и способы ее достижения, то об эффективности урока трудно говорить. Триединая цель урока – основа целесообразной деятельности на уроке, дающая ей направление, в какой-то степени это пусковой механизм урока. Она определяет характер взаимодействия преподавателя и студентов на уроке.
Познавательный аспект триединой цели это основной и определяющий ее аспект. Он складывается из выполнения следующих требований:
а) к овладению знаниями – полнота, глубина, осознанность, систематичность, системность, гибкость, оперативность, прочность;
б) к формированию навыков – точность, безошибочность выполнения действий, доведенных до автоматизма;
в) к формированию умений – сочетание знаний и навыков, которые обеспечивают успешное выполнение деятельности.
Развивающий аспект, при планировании триединой цели, наиболее трудный для преподавателя, т.к. нередко педагог стремиться формировать новый развивающий аспект цели к каждому уроку, забывая, что развитие обучающихся происходит гораздо медленнее, чем процесс их обучения и воспитания, что самостоятельность развития относительна. Значит, нет необходимости формулировать новую цель к каждому уроку, один и тот же развивающий аспект может быть сформулирован для триединых целей нескольких уроков, а иногда и для уроков целой темы. Развивающий аспект складывается из нескольких блоков.
Развитие речи: обогащение и усложнение ее словарного запаса; усложнение ее смысловой функции; усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность).
Развитие мышления: учит студентов мыслить (знания можно забыть, а умение мыслить навсегда остается с человеком). Однако в таком виде цель не будет достигнута, т.к. она слишком общая, ее необходимо планировать более конкретно.
По-настоящему, развивающее обучение не может не быть воспитывающим. Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности студентов. Воспитывающий аспект должен предусматривать использование содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, патриотических, экологических и других качеств личности студента. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого чувства гражданского долга.
Воспитывающее обучение - это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений студента к различным явлениям окружающей жизни, с которыми он сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк. Из урока в урок, имея в виду одну воспитательную цель, педагог ставит различные воспитательные задачи. А так как становление отношения не происходит в один момент, на одном уроке, и для его формирования необходимо время, то внимание педагога к воспитательной цели должно быть постоянным.
Все нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку, должны целенаправленно формироваться и развиваться педагогом на уроке независимо от его предметной принадлежности. Отношение к «другим людям» проявляется через гуманность, товарищество, доброту, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, ответственность, честность. Вторым нравственным объектом, отношение к которому постоянно проявляет студент, является он сам, его «Я». Отношение к самому себе проявляется в таких качествах, как гордость и скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинства, дисциплинированность, аккуратность, добросовестность, ответственность и честность.
Третий объект – общество и коллектив. Отношение студента к ним проявляется в таких качествах, как чувство долга, ответственность, трудолюбие, добросовестность, честность, озабоченность неудачами товарищей, радость сопереживания их успехам – все это проявляет отношения студентов к коллективу, к группе. Бережное отношение к имуществу колледжа и учебным пособиям, максимальная работоспособность на уроке – в этом студент проявляет себя как член общества. Четвертый важнейший объект нравственной категорией является отношение студента к труду. Отношение к труду характеризуется такими качествами как ответственное выполнение домашних заданий, подготовка своего рабочего места, дисциплинированность и собранность, честность и усердие. Все это подвластно влиянию преподавателя на уроке.
Пробудить интерес к предмету - одна из важных задач каждого педагога. Экспериментально доказано, что применение разнообразных форм работы поддерживает активность внимания и снижает утомляемость. Различные формы обучения при изложении нового материала и обобщении знаний студентов на любой ступени обучения приобретают все большее значение. Проведение различных форм обучения на уроках повышает интерес студентов к предмету, помогает студентам обобщить и закрепить знания по темам, способствует формированию умений, работать коллективно и повышает ответственность за качество учебы.
Любой урок имеет определенную структуру построения и реализации. Под структурой учебного занятия понимается логическое взаиморасположение и связь его элементов, обеспечивающая целостность урока. Структура урока должна определяться самим преподавателем и включать те этапы урока, которые наиболее эффективно и рационально позволят достигнуть поставленной образовательной цели. Структура современного урока представляет собой совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока. По основной дидактической цели выделяют такие типы уроков (по месту уроков в их общей системе, предложенная в некоторых видоизменениях Б. П. Есиповым, Н. И. Болдыревым, Г. И. Щукиной, В. А. Онищуком и другими дидактами):
– урок ознакомления с новым материалом;
– урок закрепления изученного;
– урок применения знаний и умений;
– урок обобщения и систематизации знаний;
– урок проверки и коррекции знаний и умений;
– комбинированный урок.
Типологией по основному способу (форме) проведения их подразделяют на уроки: в форме беседы, лекции, экскурсии, киноуроки, самостоятельная работа студентов, лабораторные и практические работы и сочетание различных форм занятий.
Чтобы создать современный урок педагогу необходимо руководствоваться рядом рекомендаций.
- Четко определить и сформулировать для себя тему урока, определить место темы в учебном курсе; определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, и, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем.
- Определить и четко сформулировать целевую установку урока – зачем он вообще нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.
- Спланировать учебный материал (отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом). Подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям. Упорядочить учебные задания в соответствии с принципом «от простого к сложному».
- Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг студентов, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт, нестандартный подход к уже известному.
5. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности студентов. Главное при группировке материала – умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность студентов, а не пассивное восприятие нового.
6. Спланировать контроль за деятельностью студентов на уроке, для чего подумать: что контролировать, как контролировать, как использовать результаты контроля. При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а так же показать подлинный интерес преподавателя к их работе.
7. Подготовить материально- техническое обеспечение урока. Составить список необходимых наглядных пособий, приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.
8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, а так же рекомендации для его выполнения.
9. Составить конспект урока по схеме
Урок № _____________________
Тема ______________________
Цель ______________________
Задачи:_____________________
обучающие__________________
развивающие ________________
воспитывающие_____________
Материально- техническое обеспечение_______________________________
Тип урока _________________________________________________________
Методы и методические приемы _____________________________________
Форма организация занятия______________________________________
Структура урока (последовательность отдельных этапов урока).
В основе выделения этапов учебного занятия лежит логика процесса усвоения знаний: восприятие – осмысление – запоминание – применение – обобщение – рефлексия.
Набор этапов учебного занятия, образующих его структуру, следующий:
- Организационный этап
- Проверка домашнего задания
- Подготовка студентов к активному и сознательному восприятию нового материала
- Изучение новых знаний и способов деятельности
- Первичная проверка понимания изученного
- Закрепление изученного материала
- Применение изученного материала
- Обобщение и систематизация
- Контроль и самоконтроль
- Коррекция
- Информация о домашнем задании
- Подведение итогов занятия
- Рефлексия
Дидактическая задача организационного этапа – подготовить студентов к работе на уроке, определить цели и задачи урока.
Содержание этапа: взаимные приветствия педагога и студентов; фиксация отсутствующих; проверка подготовленности студентов к уроку; организация внимания и внутренней готовности.
Условия достижения положительных результатов: требовательность, сдержанность, собранность педагога, систематичность организационного воздействия, последовательность в предъявлении требований.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Кратковременность организационного момента; полная готовность группы к работе; быстрое включение студентов в деловой ритм; организация внимания всех студентов.
Дидактическая задача этапа проверки домашнего задания: установить правильность и осознанность выполнения всеми студентами домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы знаниях, совершенствуя при этом ЗУН.
Содержание этапа. Выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.
Условия достижения положительных результатов. Оперативность педагога, целевая направленность его деятельности; использование преподавателем системы приемов, позволяющих проверить домашнее задание у большинства студентов группы.
Показатели выполнения дидактической задачи этапа урока. Возможность педагога за короткий промежуток времени (5-7 минут) установить уровень знаний у большинства студентов и типичные недостатки; возможность в ходе проверки домашнего задания актуализировать и скорректировать опорные понятия; ликвидировать причины обнаруженных недостатков; высокая степень выявления качества знания материала, полученного студентами на дом.
Требования. Оптимальность листа опроса среди других этапов урока, цели и формы организации опроса (индивидуальный, фронтальный), учет индивидуальных особенностей студентов; доминирующий характер поисковых и проблемных заданий.
Способы активизации на этапе уроке. Использование различных форм и методов контроля. Поисковые, творческие, индивидуальные задания студентам.
Ошибки, допускаемые при реализации. Однообразие уроков и методов опроса; отсутствие учета индивидуальных особенностей студентов и специфики изучаемого материала. Репродуктивный характер вопросов и заданий.
Дидактическая задача этапа подготовки студентов к активному и сознательному усвоению нового материала: организовать и направить к цели познавательную деятельность студентов.
Содержание этапа. Сообщение цели, темы и задач изучения нового материала; показ его практической значимости; постановка перед студентами учебной проблемы.
Условия достижения положительных результатов. Предварительная формулировка педагогом цели, оценка значимости для студентов нового учебного материала, учебной проблемы, фиксация этого в поурочном плане; умение педагога четко и однозначно определить образовательную цель урока, показать студентам, чему они должны научиться в ходе урока, какими ЗУН должны овладеть. Вариативность приемов сообщения студентам цели на различных уроках.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Активность познавательной деятельности студентов на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание студентами практической значимости изучаемого материала (выясняется на последующих этапах урока).
Дидактическая задача этапа усвоения новых знаний: Дать студентам конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идеи изучаемого вопроса, а так же правила, принципы, законы. Добиться от студентов восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения студентами способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН.
Содержание этапа. Организация внимания; сообщение педагогом нового материала; обеспечение восприятия, осознания, систематизации и обобщения этого материала студентами.
Условия достижения положительных результатов. Использование приемов, усиливающих восприятие существенных сторон изучаемого материала. Полное и точное определение отличительных признаков изучаемых объектов и явлений; вычленение в изучаемых объектах, явлениях наиболее существенных признаков и фиксация на них внимания студентов. Запись в тетрадях формулировок, опорных пунктов плана, тезисов конспекта; использование приемов мышления (анализа, сравнения, абстрагирования, обобщения, конкретизации). Постановка перед студентами проблемной ситуации, постановка эвристических вопросов; составление таблиц первичного обобщения материала, когда это возможно. Актуализация личного опыта и опорных знаний студентов; словарная работа.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. При использовании метода эвристической беседы, самостоятельной работы студентов в сочетании с беседой, при использовании компьютерной техники показателем эффективности усвоения студентами новых знаний и умений является правильность их ответов и действий в процессе беседы и активное участие группы в подведении итогов самостоятельной работы, а также в оценке качества знаний студентами на последующих этапах обучения.
Требования: четкая постановка перед студентами задач изучения новой темы, стимуляция интереса к рассматриваемому вопросу. Обеспечение должной научности, доступности и систематичности изложения материала. Концентрация внимания на главном в изученном. Оптимальность темпа и системы методов изучения нового материала.
Способы активизации на уроке. Использование нестандартных форм и методов обучения. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Использование ТСО и средств наглядности.
Дидактическая задача этапа усвоения новых знаний. Установить, усвоили или нет студенты связь между фактами, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.
Содержание этапа. Проверка педагогом глубины понимания студентами учебного материала, внутренних закономерностей и связей сущности новых понятий.
Условия достижения положительных результатов. Постановка вопросов, требующих активной мыслительной деятельности студентов; создание нестандартных ситуаций при использовании знаний; обращение педагога к группе с требованием дополнить, уточнить или исправить ответ студента, найти другое, более рациональное решение и т.д.; учёт дополнительных ответов по количеству и характеру при выяснении пробелов в понимании студентов нового материала.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Преподаватель спрашивает средних и слабых студентов, группа привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки педагог добивается устранения пробелов в понимании студентов нового материала; основной критерий выполнения дидактической задачи - уровень осознанности нового материала большинством слабых и средних студентов.
Дидактическая задача этапа закрепления нового материала: закрепить у студентов те знания и умения, которые необходимы для самостоятельной работы по этому материалу.
Содержание этапа. Закрепление полученных знаний и умений; закрепление методики изучения нового материала; закрепление методики предстоящего ответа студента при очередной проверке знаний.
Условия достижения положительных результатов. Выработка умений оперировать ранее полученными знаниями, решать практические и теоретические задачи, использование разнообразных форм закрепления знаний.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Умение студентов соотносить между собой факты, понятия, правила и идеи; умение воспроизводить основные идеи нового материала, умение выделить существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их.
Требования к её реализации. Доступность, последовательность выполняемых заданий, самостоятельность студентов при этом. Оказание студентам дифференцированной помощи, анализ ошибок, обеспечение контроля и самоконтроля при выполнении заданий.
Способы активизации на уроке. Разнообразие заданий, их практическая направленность.
Ошибки, допускаемые при реализации. Вопросы и задания предлагаются в той же логике, что и изучение нового материала. Однообразие способов закрепления. Мало времени отводится на закрепление, упор делается не на главном.
Дидактическая задача этапа информирования студентов о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: сообщить студентам о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.
Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания студентами содержания работы и способов ее выполнения, подведение итогов урока.
Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения.
Показатели выполнения дидактической задачи урока. Правильное выполнение домашнего задания всеми студентами.
Требования к реализации дидактической задачи этапа урока. Оптимальность объема и сложности домашнего задания. Предупреждение о возможных затруднениях и способах их ликвидации. Повышение интереса к домашнему заданию.
Способы активизации на этапе уроке. Дифференциация заданий, творческий характер их выполнения (создание презентаций, защита проектов).
Ошибки, допускаемые при реализации этапа. Информация о домашнем задании после звонка. Большой объем и высокая сложность. Отсутствие инструктажа, ясности цели и способов выполнения.
Дидактическая задача этапа подведение итогов урока. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.
Содержание этапа. Самооценка и оценка работы группы и отдельных студентов. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, предложения о возможных изменениях на последующих уроках.
Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия студентов в оценке своей работы.
Требования. Адекватность самооценки студентов и оценки педагога. Осознание студентами значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.
Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы группы, педагога и отдельных студентов. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем.
Ошибки. Скомканность этапа, подведение итогов после звонка, отсутствие данного этапа. Расплывчатость, необъективность в оценке, отсутствие поощрения.
Дидактические задачи на этапе рефлексия учебной деятельности на уроке – мобилизация студентов на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
Показатели реального результата решения задачи этапа. Открытость студентов в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества.
В завершение урока, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.
Конечно же, предложенный материал не дает полного ответа на вопрос: «Какой должен быть современный урок?» Каждому из нас предстоит найти свой ответ и попробовать взглянуть на урок через призму современных требований к образовательному процессу в профессиональном учебном заведении.
Список литературы:
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 176 с.
- Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: уч. пос. – М.: Феникс, МарТ, 2010. – 256 с.
- Ломакина О. Этапы проектирования деятельности // Высшее образование в России. - 2003. - № 3.
- Пидкасистый П. И. Искусство преподавания. Первая книга учителя / П. И. Пидкасистый, М. Л. Портнов. - М. : Изд-во «Роспедагентство», 1998. - 184 с.
- Подласый И.П. Педагогика. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 576 с.
- Сластёнин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика. – М.: «Школа-Пресс», 2010. – 512 с.
- http://sch4.minsk.edu.by/main.aspx?uid=20600.
- http://vashabnp.info/load/11-1-0-794
- http://www.sibcol.ru/2012-03-23-05-50-26/metodicheskie-rekomendatsii/60-molodomu-pedagogu/55-etapy-uroka
- https://sites.google.com/site/ahtmegmetod/sovremennyj-urok/celi-uroka
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?»
Цель: знакомство учащихся с Конституцией России, основными обществоведческими понятиями.Задачи:воспитание чувства гордости за свою страну;развитие интереса к истории России;расширение кругозора....
«Быть или не быть…» (Особенности использования internet-ресурсов), 2013
Презентация к выступлению на тему «Быть или не быть…» (Особенности использования internet-ресурсов), Методическая конференция колледжа, 2013...
Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий). Фирсова С.Н.
Спортивный праздник "Быть здоровым- значит быть счастливым!" для 3 класса (сценарий + презентация). Фирсова С.Н....
Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Методическая разработка открытого занятияТема: Быть или не быть? Делать или не делать? Нравственные проблемы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»Преподаватель: Иутинская Галина ИвановнаТема учебного занят...
Дебаты "Волонтер - быть или не быть"
Сценарный материал для проведения дебатов на тему: "Волонтер – быть или не быть", проводимых с целью формирования социальной компетентности, повышение социальной активности, реабилитация несовершеннол...
«Каким должен быть современный учитель?» (публицистический очерк)
Мир находится в постоянном движении. Имеет ли право учитель оставаться прежним?...
Практико - значимый проект: "Современный урок. Каким ему быть?"
Проблемное поле. Результаты образования - от ориентации на преподавателя к ориентации на студента. Особенности проектирования современного урокаОтличительные особенности современного урока....