Метод проектов при изучении химии
статья на тему
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности студента, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник колледжа должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь здесь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_pri_izuchenii_himii.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность студентов при изучении химии
Содержание
Введение. |
1.. Предпосылки для возникновения новых образовательных технологий |
2. Общее понятие о педагогических технологиях. |
3. Место проектного обучения в современном образовании. |
4. Сущность и особенности проектного обучения |
5. Использование проектных технологий при изучении темы «Галогены» |
Заключение. |
Список использованной литературы |
Введение
Цель современного учебного заведения – обеспечить образовательные потребности каждого студента в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями. Для ее достижения необходимо кардинально поменять отношения студента и преподавателя в учебном процессе. До настоящего времени этот процесс страдал неразрешимыми противоречиями между фронтальными формами обучения и индивидуальным усвоением знаний, а также индивидуальным темпом учебно-познавательной деятельности студента; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологии обучения; между преобладающим в учебных заведениях объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером обучения, способствующим развитию способностей и интересов студента.
Любое обучение призвано: развивать склонности и познавательные интересы студента, формировать навыки и умения, быть мотивированным, дифференцированным и практико-ориентированным, готовить к непрерывному образованию, инициировать самообразование. Все это интегрируется в проектной технологии обучения.
1. Предпосылки для возникновения новых образовательных технологий
Стремительные изменения в современном обществе требуют новых продуктивных подходов к подготовке квалифицированных работников. Преподавание сегодня следует рассматривать как помощь каждому обучающемуся в организации и рациональном, эффективном осуществлении активной, самостоятельной и результативной познавательной деятельности. В связи с этим педагоги испытывают особую потребность в надежных педагогических технологиях, способных сделать образование гибким, комбинированным, направленным на активизацию и повышение качества обучения.
Ученые, педагоги и учителя-практики разных стран постоянно ищут пути повышения эффективности преподавательского труда. К поиску новых подходов приводит исследователей ряд причин и обстоятельств:
1) учебный материал огромен, в то время как сроки обучения ограничены. Следовательно, дефицит времени побуждает искать пути активизации и интенсификации
учебного процесса.
2) преподаватель одновременно работает с большой группой учащихся. У него нет возможности уделить внимание каждому настолько, чтобы именно ему, индивидуально, помочь в учении. Стало быть, нужны какие-то другие, особые формы организации учебного процесса; надо изобретать и привлекать новые средства обучения, высвобождающие преподавателя от рутинных, хотя и необходимых элементов работы.
3) в век научно-технического прогресса преподаватель перестал быть главным, основным носителем и транслятором новой информации в области образования. Эту роль в не меньшей мере теперь выполняют средства массовой информации (СМИ): пресса, радиоэлектронные средства, кино, многочисленная литература разнообразной тематики. Было бы неразумно, если бы учитель не использовал широкие возможности СМИ для учебных целей. А каковы пути и приемы привлечения СМИ в учебно-воспитательный процесс? Их надо найти, изучить и использовать.
4) в последние 2-3 десятилетия наука получила новые данные о резервах и неиспользованных возможностях физического, интеллектуального и социального развития человека, начиная с младенчества. В качестве примера можно указать на возрождение в нашей стране генетики, подсказывающей пути выявления, обучения и воспитания талантливых и одаренных детей, особой организации воспитательной работы с детьми, имеющими дефекты в физическом и интеллектуальном развитии.
Идея поэтапного формирования умственных действий, изученная исследователями-психологами П.Я. Гальпериным. Н.Ф. Талызиной, повлияла на поиск новых методик учебной работы.
В зарубежной педагогике в 70—80-е годы, а в нашей стране — на десятилетие позже, стали широко и интенсивно заниматься разработкой инженерного, технологического подхода к обучению; он со временем перерос в педагогическую технологию. [2]
2. Общее понятие о педагогических технологиях
Понятие «педагогическая технология» в зарубежной и отечественной литературе зародилось более трех десятилетий назад в США, термин «педагогическая технология» быстро вошел в лексикон всех развитых стран.
В 70-е гг. в педагогике достаточно сформировалась идея полной управляемости учебного процесса, приведшая вскоре к следующей установке в педагогической практике: решение дидактических проблем возможно через управление учебным процессом с точно заданными целями, достижение которых должно поддаваться четкому описанию и определению.
Соответственно, во многих международных изданиях появляется новая интерпретация сущности педагогической технологии: педагогическая технология — это «не просто исследования в сфере использования технических средств обучения или компьютеров; это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов». (Международный ежегодник по технологии образования и обучения, 1978/79. — Лондон — Нью-Йорк,1978).
Раскрывая сущность педагогической технологии, сопряженной с идеей управления процессом обучения, японский ученый Т.Сакамото писал, что педагогическая технология представляет собой внедрение в педагогику системного способа мышления, который можно иначе назвать «систематизацией образования» или «систематизацией классного обучения».
Системный подход к обучению как сущностная характеристика понятия «педагогическая технология» отражен в определении ЮНЕСКО, согласно которому педагогическая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Г.К. Селевко выделяет в «педагогической технологии» три аспекта:
1) научный: педагогические технологии — часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;
2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств. [6]
Представленные выше аспекты позволяют выделить основные структурные составляющие педагогической технологии:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
1) цели обучения — общие и конкретные;
2) содержание учебного материала;
в) процессуальная часть — технологический процесс:
1) организация учебного процесса;
2) методы и формы учебной деятельности студентов;
3) методы и формы работы преподавателя;
4) деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала;
5) диагностика учебного процесса.
Наконец, любая педагогическая технология должна удовлетворять основным методологическим требованиям :
1) Концептуальность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
2) Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
3) Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов. [6]
Теоретические характеристики современных педагогических технологий:
1) Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
2) Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.
Ситуативные методы обучения обеспечивают нередко более естественное течение познавательных процессов, а как интегрирующее средства обладают большими возможностями
.
3. Место проектного обучения в современном образовании.
В условиях огромного информационного потока последних десятилетий актуальной становится задача развития активности и самостоятельности студента, его способности к познанию нового и решению сложных жизненных проблем.
В современном обществе образованный человек – это не только человек, вооруженный знаниями, но и умеющий добывать, приобретать знания, применять их в любой ситуации. Выпускник колледжа должен уметь адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. Речь здесь идет о формировании у обучающихся современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно-смысловой, социальной.
4. Сущность и особенности проектного обучения
По определению, “проект” – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность.
Проектное обучение – вид обучения, базирующегося на последовательном выполнении комплексных учебных проектов с информационными паузами для усвоения базовых теоретических знаний.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:
самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
приобретают коммуникативные умения, работая в группах;
развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения
развивают системное мышление.
Проектное обучение всегда ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с групповым подходом к обучению.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей поиска для ее решения.
Проблема, затронутая в работе, должна быть, как правило, оригинальной (если проблема не оригинальна, то должно быть оригинальным ее решение).
В основе деятельности должна быть самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) работа учащихся.
Использование исследовательских методов.
Выполненная работа должна демонстрировать глубину знания автором (авторами) избранной области исследования.
Работа должна соответствовать установленным формальным критериям, должна демонстрировать наличие теоретических (практических) достижений автора (авторов).
Проектная деятельность студентов похожа на учебо – исследовательскую, но отличается от последней по ряду признаков. Во-первых, в отличие от исследования метод проектов нацелен на всестороннее и систематическое исследование проблемы и разработку конкретного варианта (модели) образовательного продукта. Во-вторых, для учебно-исследовательской деятельности главным итогом является достижение истины, тогда как работа над проектом предполагает получение, прежде всего, практического результата. Кроме того, если проект, является результатом коллективных усилий исполнителей, на завершающем этапе деятельности предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины, информационного обеспечения, творческого вклада каждого.
Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по самой своей сути и нацелена на то, чтобы получать новые знания, а цель проектирования – выйти за рамки исключительно исследования, обучая дополнительно конструированию, моделированию
и т.д. Это обучение может осуществляться как на материале существующих учебных предметов, так и в специально организованной учебной среде.
Применение метода проектов позволяет добиться значимых результатов при обучении химии. С психологической точки зрения, знания, добытые самостоятельно для человека более ценны в личностном плане, а следовательно, усваивается в более полной мере. Кроме того, студенты учатся искать информацию не только в объяснениях преподавателя и учебнике, но и в других источниках. Компьютер и сеть Интернет выступают здесь не как источник развлечений, а как средство поиска и обработки информации, что важно для современных подростков. Они также учатся критически оценивать полученную информацию, систематизировать ее, строить предположения, делать выводы, что, несомненно, способствует развитию мышления студентов.
Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны студентов, так как оно: личностно-ориентированное; использует множество дидактических подходов – обучение в деле, совместное учение, мозговой штурм, эвристическое и проблемное обучение; самомотивируемо, то есть происходит возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения; поддерживает педагогические цели на всех уровнях: от знания, применения до оценки; позволяет учиться на собственном опыте в конкретном деле; приносит удовлетворение студентам, видящим продукт своего собственного труда
5. Использование проектных технологий при изучении темы «Галогены»
Актуальность: тема «Галогены» стоит в системе уроков «Неметаллы». На изучение темы отведено 2 часа. Информация,изучаемая на уроке, достаточно обширна, поэтому целесообразно изучение этой темы в рамках урока-проекта, где учащиеся работают в группах.
Степень новизны: данный урок демонстрирует возможности учащихся при работе с Интернет-ресурсами, дополнительной литературой, ИКТ в программе Power Point, воспитывает в учащихся информационную, социальную, коммуникативную компетенции.
Практическая значимость: презентация проекта может быть использована на уроках химии и биологии.
Типология проекта: информационно-исследовательский, краткосрочный.
Оборудование: компьютеры, мультимедийный проектор, экран, инструктивные карты для работы групп, учебники по химии, ПСХЭ, дополнительная литература по химии-энциклопедии, словари, справочники, журналы, содержащие информацию по теме; лабораторное оборудование - соли галогенов, нитрат серебра, пробирки, пипетки.
Тип урока: урок-проект
Цели:
- образовательная: учить студентов применять полученные знания на практике.
- воспитательная: воспитывать самостоятельность, трудолюбие, творческое отношение к учебе, интерес к предмету.
- развивающая: развивать творческие навыки, мышление, навыки работы с дополнитепьной литературой, навыки ориентации в изобилии информации.
Этапы работы над проектом:
I
Подготовительный: формирование групп учащихся.
Группы составляются с учетом индивидуальных особенностей студентов: учащиеся, которые быстро и хорошо ориентируются в информации, становятся теоретиками, практиками, физиками, химиками; учащиеся, которые не проявляют особого интереса к химии - лириками ; учащиеся, которые интересуются компьютерными технологиями
- web-дизайнерами.
Формируется 7 групп учащихся:
- теоретики
- практики
- физики
- химики
- медики-биологи
- лирики
- дизайнеры
Каждая группа получает инструктивную карту, на которой напечатан план изучения области темы. Преподаватель предлагает определить в группе лидера, записать на карте состав всей группы и приступить к работе над проектом.
II
Погружение в проект: поиск информации (2-3 дня) учащимся предлагается найти ответы на вопросы, указанные в инструктивной карте. Поиск информации в учебниках, интернете, дополнительной литературе, консультации преподавателя. Затем происходит обработка информации (1 день). Учащиеся в группах готовят выступление-защиту проекта, определяют человека, который будет выступать. Дизайнеры верстают слайдовую презентацию.
III
Защита проекта: представители каждой группы презентуют свою работу, рассказывают о своих достижениях. Время каждого выступления 5 – 7 минут.
IV
Рефлексия
V
Итоги урока, оценки.
Список использованной литературы
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих
систем. М.: изд-во "Филинъ", 2003.
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М., 1995.
3. Кларин М. В. Инновации в мировой педагогике. — Рига, «Эксперимент», 1998.
4.Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций Курс лекций. Изд. 4-е. перераб. и доп. М.: Юрайт-М, 2001.
5.Михелькевич В.Н. Инновационные педагогические технологии: [учебное пособие] / [В.Н. Михелькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов]. – Самара: СамГТУ, 2004.
6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА ГЕОГРАФИЯ
Метод проектов реализует одну из принципиальных новаций современного образования - компетентностный подход.Проектная технология – это создание ситуации творчества, где ученик получает шанс натолкнутся...
Метод проектов. Учебный проект. Из опыта работы учителей России.
Предлагаемый материал мне кажется достойным внимания. Вполне можно применить в профессиональном обучении....
Семинар для педагогов «Метод проектов как один из методов обучения»
В работе представлен план -конспект семинара для педагогов, проведенного в рамках цикловой методической комиссии математических и естественно-научных дисциплин в колледже. В конспекте содержится весь ...
ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТА ПРИ ИЗУЧЕНИИ МДК02.01 «ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТИЖЕРНЫХ РАБОТ».
Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например так...
Использование кейс-метода, метода проектов на предмете фармацевтической технологии
Информация для преподавателей с целью обмена опытом...
Статья "МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ"
Атабекова Генриетта Гарриевна , преподаватель основ деловой культуры ГБПОУ «Колледж Петербургской моды», г. Санкт-ПетербургМЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУР...
Статья "Изучение химии методом проектов"
В статье приведен пример изучения химии студентами СПО...