Рабочая программа "Ритмика и основы хореографии" для студентов отделения "Музыкальное образование"
рабочая программа на тему

Вавилова Анна Вячеславовна

Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине «Ритмика и основы хореографии»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050130 «Музыкальное образование».

Дисциплина «Ритмика и основы хореографии» входит в цикл профессиональных дисциплин.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке учителей музыки СОШ, музыкальных руководителей ДОУ, педагогов учреждений дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritmika_i_osnovy.docx55.99 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

РИТМИКА И ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ

2013г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

050130 «Музыкальное образование»

Организация-разработчик: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Московский областной колледж искусств и технологий» г.Егорьевск

Разработчик:

Вавилова Анна Вячеславовна преподаватель  

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)

Заключение Экспертного совета №____________  от «____»__________20__ г.

                                                  номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Ритмика и основы хореографии

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Ритмика и основы хореографии» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования

 050130 «Музыкальное образование»

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке учителей музыки СОШ, музыкальных руководителей ДОУ, педагогов учреждений дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Ритмика и основы хореографии» входит в цикл профессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей;

- создавать несложные танцевальные композиции;

- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- роль ритмики в эстетическом развитии детей;

- задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами;

- детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  46 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося  12 часов

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности Организация досуговых мероприятий, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Определять цели и задачи музыкальных занятий и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях, планировать их.

ПК 1.2.

Организовывать и проводить музыкальные занятия и музыкальный досуг в дошкольных образовательных учреждениях.

ПК 1.3.

Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования детей.

ПК 1.4.

Анализировать музыкальные занятия и досуговые мероприятия.

ПК 2.1.

Определять цели, задачи уроков музыки и внеурочные музыкальные мероприятия и планировать их.

ПК 2.2.

Организовывать и проводить уроки музыки.

ПК 2.3.

Организовывать и проводить внеурочные музыкальные мероприятия в общеобразовательном учреждении.

ПК 2.5.

Определять и оценивать результаты обучения музыке и музыкального образования обучающихся.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4.

Осуществлять   поиск   и   использование   информации,

необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

3.  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

46

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:

     лабораторные занятия

---

     практические занятия

34

     контрольные работы

---

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

---

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

12

в том числе:

Самостоятельное конспектирование темы.

Составить упражнение на умение выделять начало и конец музыкальной фразы.

Подобрать детские песни разных музыкальных характеров для исполнения в движении их ритмических рисунков.

Составить комплекс гимнастических упражнений для исправления дефектов осанки и телосложения.

Самостоятельная работа над силой и выносливостью.

Подобрать музыку к различным видам ходьбы и бега.

Подобрать музыку, составить композицию с различными фигурами и провести ее со студентами своей группы.

Придумать 2  упражнения и 2 игры на развитие образного мышления детей дошкольного возраста.

Выучить последовательность исполнения движений классического танца. Работать над техникой исполнения. Составить две комбинации для детей старшего дошкольного возраста.

Выучить последовательность исполнения движений народного танца.

Работать над техникой и манерой исполнения. Составить 2 комбинации для детей дошкольного возраста.

Выучить последовательность исполнения движений современного танца.

Работать над техникой исполнения. Работать над координацией движений.

Выучить танцы и танцевальные этюды, данные преподавателем на уроке.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

Итоговая аттестация в форме зачета                                                                                    

 


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «РИТМИКА И ОСНОВЫ ХОРЕОГРАФИИ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1

Введение

Тема 1.1

Организация музыкально- ритмической деятельности в дошкольном учреждении.

Содержание учебного материала

1

2

1

Принципы, определяющие  содержание музыкально- ритмической деятельности детей в дошкольных учреждениях. Инновационные технологии в методике музыкально- ритмического воспитания детей дошкольного возраста.  

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся.

Самостоятельное конспектирование темы

1

Раздел 2

Ритмика

Тема 2.1

Элементы музыкальной грамоты

Содержание материала

1

2

1

 Введение новых понятий: такт, затакт. Дирижирование из затакта. Передача динамических оттенков и характера музыки в дирижерском жесте. Поочередное вступление (каноном) на 2/4, ¾, 4/4, учащиеся начинают движение по очереди, вступая на начало каждого следующего такта. Установление последовательности, чередования, повторности крупных и мелких подразделений в музыке (частей и фраз). Умение анализировать предлагаемую педагогом музыку, определять характер, музыкальный размер, строение.

Лабораторные работы

-

Практические работы

Музыкально- ритмические упражнения:

  1. Л. Бетховен. Шесть контрдансов. Контрданс №1.
  2. А. Лядов. Музыкальная табакерка. Вальс № 1.
  3. Л. Бетховен. Багатель.
  4. Н. Римский- Корсаков. Хороводные песни из оперы «Садко».
  5. Ф Шуберт. Сентиментальный вальс.
  6. В. Моцарт. Начало симфонии.
  7. Р. Глиэр. Вальс. Соч. 31, №6.
  8. Л. Бетховен. Экосез.
  9. Ф. Шуберт. Лендлер №3.Двенадцать лендлеров.
  10. Ф. Шуберт. Вальс. Соч. 9, тетрадь 2, №11.
  11. П. И. Чайковский. Вальс из оперы «Евгений Онегин».
  12. П. И. Чайковский. Экосез из оперы «Евгений Онегин».
  13. А. Хачатурян. Андантино.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составить упражнение на умение выделять начало и конец музыкальной фразы.

Подобрать детские песни разных музыкальных характеров для исполнения в движении их ритмических рисунков.

2

Раздел 3

Упражнения для развития опорно- двигательного аппарата

Тема 3.1

Гимнастические упражнения

Содержание учебного материала

1

2

1

Роль и значение гимнастики в профессионально- прикладной физической подготовке.

Техника безопасности по гимнастике.

Общеразвивающие упражнения. Упражнения для развития силы, выносливости, быстроты и ловкости, для исправления дефектов в телосложении и осанке.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Упражнения стоя на середине зала.

Упражнения в партере.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Составить комплекс гимнастических упражнений для исправления дефектов осанки и телосложения.

Самостоятельная работа над силой и выносливостью.

1

Тема 3.2

Основные виды ходьбы и бега

Содержание учебного материала

1

2

1.

Совершенствование техники исполнения различных видов ходьбы и бега.

Методика их разучивания с детьми.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Танцевальный шаг назад, шаг на полупальцах назад, шаг с высоким подниманием колен вперед на полупальцах; спортивная ходьба, делая маховые движения руками; бег, вынося прямые ноги вперед и назад.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать музыку к различным видам ходьбы и бега.

1

Тема 3.3

Построения и перестроения

Содержание учебного материала

1

2

1.

Основные фигуры в русском танце.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

 «Звездочка», «Карусель», «Плетень», «Корзиночка», построения из одного круга в два или три концентрических, двигающихся в разные стороны, построение «Шен».

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Подобрать музыку, составить композицию с различными фигурами и провести ее со студентами своей группы.

1

Тема 3.4

Сюжетно- образные движения. Игровое творчество

Содержание учебного материала

1

2

Инсценировка сюжетов песен, перевоплощение в сказочных и реальных персонажей. Музыкальные игры. Музыкальная игра- средство для развития художественно- творческих способностей детей.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Инсценировка сюжетов песен «Антошка», «Чунга- Чанга», «Чебурашка» и т.д.

«Кот и мышки», «Веселый дождик», «У медведя во бору».

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Придумать 2  упражнения и 2 игры на развитие образного мышления детей дошкольного возраста.

1

Раздел 4

Хореография

Тема 4.1

Элементы классического танца

Содержание учебного материала

1

2

1

Комбинаций у станка и на середине зала.

Прыжки.

Методика изучения движений с детьми.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Полуприседания по 1, 2,3 позициям
  2. Battement tendu вперед и в сторону из 3 позиции.
  3. Battement tebdu jete вперед и в сторону из 3 позиции.
  4. Releve на полупальцы из 3 позиции.
  5. Pas de gaje по 2 и 3 позиции.
  6. Положения epaulement и en face.
  7. Прыжки на двух ногах по 1, 2, 3 позициям, changement de pied по 3 позиции.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить последовательность исполнения движений.

Работать над техникой исполнения.

Составить две комбинации для детей младшего возраста.

1

Тема 4.2

Элементы народных танцев

Содержание учебного материала

1

2

1

Техника и манера исполнения элементов народного танца.

Методика изучения с детьми отдельных элементов.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Раскрывание рук вперед в сторону из положения на поясе, в характере русского танца.

Переменный ход в сочетании с руками.

«Припадание», «Упадание».

«Моталочка», «Молоточки»,

Присядка «мячик» для юношей.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить последовательность исполнения движений.

Работать над техникой и манерой исполнения.

Составить 2 комбинации для детей дошкольного возраста.

1

Тема 4.3

Содержание учебного материала

1

2

Элементы современного танца

1

Возникновение современного танца. Особенности современного эстрадного танца. Основные  разделы урока эстрадного танца. Постановка рук, ног и корпуса в эстрадном танце.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Позиции рук и ног.
  2. Разогрев на середине зала. Изоляция.
  3.  Упражнения на координацию.
  4. Партер.
  5. Контракшн, Релиз.
  6. Stretch. Упражнения для позвоночника.
  7. Кросс: шаги,прыжки, вращения.

3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить последовательность исполнения движений.

Работать над техникой исполнения. Работать над координацией движений.

 

1

Тема 4.4

Танцевальные этюды и танцы

Содержание учебного материала

1

2

Этюды на основе выученных элементов танцев.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

Русский хоровод(свободной композиции)или танец «Веночки» в редакции З. Бархатовой, «Травушка - муравушка» в редакции Л. Шмидт, «Полянка» в редакции С. Чудинова.

Сюжетные танцы.

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выучить танцы и танцевальные этюды, данные преподавателем на уроке.

2

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                  Всего:

46


4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Хореографии».

Оборудование учебного кабинета:

 - рабочее место преподавателя;

- станки;

- зеркала;

- лекционный материал, нотный материал, видеоматериал

- фортепиано.

Технические средства обучения:

- звуковоспроизводящее оборудование

- компьютер с лицензионным программным обеспечением

- видеооборудование

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Барышникова Т.А. «Азбука хореографии», М. ,2000

2.Лифиц И.В. Ритмика: Учебное пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений.- М.: 1999

3. Пуртова Т.В. и др. «Учите детей танцевать».Учебное пособие. Владос, 2004.

4. Пустовойтова М.Б. Ритмика для детей 3-7 лет: учебно- методическое пособие.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.- 182с.

5. Руднева С, Э.Фиш. Музыкальное движение.- М.: «Провещение», 2000.

6. Халивер Дж. «Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и тренировки».М. «Новое слово»,2009

Дополнительные источники:

1. Матвеев В.Ф. «Русский народный танец. Теория и методика преподавания»: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.- 256с.

2.Васильева- Рождественская М. «Историко- бытовой танец».- М: «Искусство», 1987

3.Воронина И. «Историко- бытовой танец». – М: Искусство, 1980

4.Конорова Е.В. «Методическое пособие по ритмике».- М: Издательство «Музыка»,1972.

Интернет-ресурсы:

  1. www.horeograf.com
  2. online.horeograf.com

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- создавать условия для развития музыкально-ритмических умений у детей

Дифференцированный зачет, наблюдение за практическим выполнением задания

- создавать несложные танцевальные композиции

Дифференцированный зачет, наблюдение за практическим выполнением задания

- инсценировать песни, составлять варианты музыкально-ритмических игр и упражнений

Дифференцированный зачет, наблюдение за практическим выполнением задания

Знания:

- роль ритмики в эстетическом развитии детей

Устный опрос, Дифференцированный зачет

- задачи, содержание, формы и методы организации деятельности детей на занятиях ритмикой и танцами

Устный опрос, Дифференцированный зачет

- детский репертуар танцев, музыкальных игр, хороводов, упражнений для детей дошкольного возраста

Дифференцированный зачет, наблюдение за практическим выполнением задания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь для самостоятельной подготовки студентов к промежуточной аттестации по УД Основы экономики, менеджмента, маркетинга по специальности 110810 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

Рабочая тетрадь для организации самостоятельной работы обучающихся, дает возможность подготовиться к промежуточному и итоговому контролю знаний, сформировать навыки управленческой деятельно...

Рабочая тетрадь по обществознанию для студентов 1 курса " Основы знаний о духовной культуре человека и общества" ( 2 семестр)

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮдля студентов I курса:     «Основы знаний о духовной культуре человека и общества»(2 семестр)для специальностей:080114 Экономика и бухгалтерс...

Методическая разработка для студента "Система образования в Великобритании и США"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

Методическая разработка для студента "Система образования в России"

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Федеральным образовательным стандартом среднего профессионального образования и  рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык» (ан...

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

В статье рассматривается механизм активного участия работодателей в образовательном процессе с целью повышения конкурентоспособности выпускников в системе среднего профессионального образования.Описан...

«Основы предпринимательской деятельности» ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Курс «Основы предпринимательской деятельности» - это помощь студентам в получении знаний, позволяющих ориентироваться в вопросах практической экономики, в формировании у них ценностно-смыс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...