НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ
статья на тему

В статье рассматривается механизм активного участия работодателей в образовательном процессе с целью повышения конкурентоспособности выпускников в системе среднего профессионального образования.

Описаны шаги, необходимые для создания экспертных советов на предприятиях, система оценки подготовки студентов/выпускников, которую осуществляют представители работодателей, а также перспективы участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НОВЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РАБОТОДАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

И.Л. Поликарпов, Н.Г. Мельник

Чебоксарский электромеханический колледж

Аннотация

В статье рассматривается механизм активного участия работодателей в образовательном процессе с целью повышения конкурентоспособности выпускников в системе среднего профессионального образования.

Описаны шаги, необходимые для создания экспертных советов на предприятиях, система оценки подготовки студентов/выпускников, которую осуществляют представители работодателей, а также перспективы участия работодателей на всех этапах образовательного процесса.

Ключевые слова: экспертные советы на предприятиях, механизм мониторинга подготовки рабочих и специалистов на всех уровнях и направлениях, оценка общих и профессиональных компетенций работодателями.

NEW FORMS OF INTERACTION WITH EMPLOYERS ON THE BASIS OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN EDUCATION

I.l. Polikarpov , N.G. Melnik

Cheboksary Electromechanical College

Annotation

This article studies the mechanism of the active participation of employers in the educational process in order to increase the competitiveness of graduates in the system of secondary professional education.

It describes the steps required to create advisory councils at enterprises, training evaluation system of students/graduates, which is carried out by representatives of employers , as well as the prospects of participation of employers on all the stages of educational process.

Keywords: expert advisory councils at enterprises, a mechanism of the training of workers and specialists monitoring at all the levels and directions, the evaluation of general and professional competencies by employers.

Недостаточность квалифицированных специалистов на рынке труда определяет необходимость активного участия предприятий – партнеров в подготовке   кадров, отвечающих требованиям работодателей. Особенно это касается среднего профессионального образования, готовящего востребованную категорию сотрудников предприятий  – рабочих и специалистов среднего звена.

Новые образовательные стандарты (ФГОС) дают хорошую возможность качественно по-новому оценивать результаты образовательного процесса  и привлекать работодателей к этой оценке: компетентностный подход строится на оценке навыков и личностных качеств, лежащих в основе успешной трудовой деятельности.

 В рамках межрегионального отраслевого ресурсного центра (далее- МОРЦ) на базе Чебоксарского электромеханического колледжа  был организован мониторинг рынка значимых для области энергетика современных образовательных технологий и определению требований работодателей к содержанию программ обучения. Результатом двухгодичной работы в рамках мониторинга был создан механизм активного участия работодателей в образовательном процессе - экспертные советы на предприятиях, осуществляющие оценку качества подготовки будущих специалистов. В состав экспертных советов  вошли 5-7 представителей от каждого предприятия, начиная с топ-менеджеров (заместителей директора по технических вопросам/главного инженера), руководителей подразделений (цехов, участков, отделов), линейных менеджеров (мастеров – наставников, бригадиров). Участие сотрудников всех уровней дало возможность получать объективную оценку, снизило формальный подход работодателей к оценке практики студентов и повысило степень ответственности предприятия перед колледжем в плане подготовки будущих специалистов. Основой для оценки стали отзывы – характеристики после прохождения практики. Они были составлены на основе ФГОС и включали  в себя полный перечень общих и профессиональных компетенций, которые нужно оценить в процессе прохождения практики. К четким и понятным формулировкам профессиональных компетенций, которые на 80% «перекликаются» со стандартами предыдущего поколения,   мы добавили 5-балльную шкалу оценки уровня сформированности, основным критерием в которой является степень самостоятельности выполнения работ. Благодаря этой шкале оценка стала ещё более понятной и легкой в исполнении, так как смысл педагогической деятельности и деятельности  наставника на предприятии - это обучение самостоятельности в выполнении профессиональных задач.

Несколько труднее было с общими компетенциями, формулировки которых звучат по-новому и для преподавателей и для работодателей. Понимание стало возникать тогда, когда работодатели ответили на вопрос «Чем отличается лучший специалист от худшего?». Были получены ответы: «Лучший специалист не задает много вопросов, а сам пытается найти выход»; «Самостоятелен в выполнении технических заданий»;  «Это ответственный специалист». А это и есть общие компетенции, которые отражают универсальные навыки и способности, необходимые для любой деятельности,  и являются первостепенными.

Созданию экспертных советов предшествовала большая разъяснительная работа на уровне  директоров и их заместителей   о преимуществах новых образовательных стандартов, о желании и возможностях колледжа максимально приблизить подготовку студентов к реальным производственным условиям.В перспективе мы  видим  участие представителей экспертных советов в образовательном процессе  на всех его этапах:  от разработки учебных программ до непосредственной  образовательной деятельности:  теоретических и практических занятий, участия в промежуточной и итоговой аттестации обучающихся и выпускников, а так же в разработке критериев и показателей  достижения/формирования студентом/выпускником компетенций, определенных в профессиональных модулях: практические задания, тесты, кейсы, разработке  рекомендаций  со стороны работодателей в части организации и проведения новых форм и подходов к итоговой оценке выпускников. Это возможно благодаря  внедрению механизма мониторинга  в систему подготовки рабочих и специалистов на всех уровнях и направлениях: вокруг направлений подготовки (например, электротехника – это электромонтёр, техник по эксплуатации электрооборудования и др. профессии и специальности, входящие в данную группу) концентрируются члены экспертных групп предприятий по данной специальности (рисунок 1).

Рисунок. 1.  Механизм мониторинга  подготовки рабочих и специалистов на всех уровнях и направлениях.

Таким образом,  проведенная работа положила основу для создания  системных долгосрочных взаимоотношений с работодателями, а активное участие работодателей -   это их своевременная компетентная оценка  качества подготовки специалистов  через  участие экспертных советов предприятий  в образовательном процессе (оценка компетенций на производственной практике, участие в защитах проектных, дипломных работ, квалификационных экзаменах, заседаниях цикловых комиссий по вопросам образовательных программ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБРАЗОВАНИЮ

В статье рассматриваются задачи и фунцкии преподавателя физической культуры; специфические условиями его работы: физическая нагрузка, психическая напряжен­ность и факторы внешней среды. Описаны с...

Перспективы реализации компетентностного подхода в образовании.

Главное изменение в обществе, которое глобально влияет на образование - это ускорение темпов развития общества.  С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способност...

Компетентностный подход в образовании

Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, свободно владеющего своей...

Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся)

Воспитательные функции в образовательном учреждении выполняются всеми педагогическими работниками, но главную роль в решении задач воспитания подрастающего поколения отводят классному руководителю.Раб...

Презентация «Педагогическое сопровождение в условиях компетентностного подхода в образовании»

Презентация к докладу «Психолого – педагогическое сопровождение обучающихся  в системе компетентностного подхода в образовании».Педагогическое сопровождение понимают, как метод, обеспечивающий со...

«Компетентностный подход в образовании» Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла.

ГБПОУ РС(Я) «Усть-Алданский техникум»«Компетентностный подход в образовании»Формирование общих компетенций на уроках профессионального цикла...