Современная система подготовки юных футболисток групп начальной подготовки
учебно-методический материал на тему

В методических рекомендациях программе обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки юных футболисток, программа может быть использована тренерами по футболу,  работающими  с девушками в специализируемых детско-юношеских спорт школах олимпийского резерва, детско-юношеских спорт школах и учителями физкультуры центров физкультурного образования. В программе представлен анализ направлений современной системы подготовки юных футболисток, с учетом собственных исследований, проводимых в течении многих лет тренерской деятельности в  футболе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppy_nachalnoy_podgotovki_ispravlennyy_variant.docx101.06 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования города Москвы

«МЕДИЦИНСКОЕ УЧИЛИЩЕ № 8

Департамента здравоохранения города Москвы»

(ГБОУ СПО «МУ № 8 ДЗМ»)

«Современная система подготовки юных футболисток групп начальной подготовки».

Методические рекомендации

Терян  В. Г. - член-корреспондент

Международной Академии Наук Педагогического Образования, кандидат педагогических наук,

заслуженный тренер, мастер спорта СССР,

судья Всесоюзной  категории, кандидат педагогических наук

Москва

2012

Авторы: Член-корреспондент Международной Академии наук педагогического образования, заслуженный тренер, мастер спорта СССР, кандидат педагогических наук, – Терян Владимир Грантович.

 «Методические рекомендации по футболу для девочек групп начальной подготовки».

В методических рекомендациях программе обобщен отечественный и зарубежный опыт подготовки юных футболисток, программа может быть использована тренерами по футболу,  работающими  с девушками в специализируемых детско-юношеских спорт школах олимпийского резерва, детско-юношеских спорт школах и учителями физкультуры центров физкультурного образования. В программе представлен анализ направлений современной системы подготовки юных футболисток, с учетом собственных исследований, проводимых в течении многих лет тренерской деятельности в  футболе. В результате работы с командой девочек по футболу «Реутовчанка», со сборной Московской  области и женской команды «Приалит», выступавший  в высшей лиге, подготовлено пять Чемпионок Европы-2005году, серебряные призеры Всемирной Универсиады студентов в 2007году, многие из которых входят в женскую национальную команду по футболу. Они в составе сборной команды страны попали в финальную часть Чемпионата Европы-2010 года.                                                                                                                    


Авторы составители:                                                                                                         Терян В.Г.  -  член-корреспондент МАНПО, кандидат педагогических наук, доцент кафедры спортивных игр, заслуженный тренер ,мастер спорта СССР, судья Всесоюзной категории.

                        

 Рецензенты:    

 Усков В.А.- академик Международной Академии наук педагогического образования, доктор педагогических наук, профессор  

 Годик М.А. – доктор педагогических наук, профессор, заслуженный работник физической культуры, председатель научно-методического совета РФС      

 Шагов А.В.- Заслуженный тренер России, Главный тренер женской молодежной команды России по футболу.                                                                                                  


                                             Введение

Футбол – игра миллионов, и основное ее достоинство – доступность. Любой желающий может принять в ней участие, даже не обладая специальной подготовкой. К тому же при умелом применении эта игра хорошо развивает наряду с физическими и интеллектуальные способности. И почему бы не использовать футбол для начинающих, как способ приобщения к физической культуре и спорту, то есть к работе с учащимися начальной школы.

Такие соображения послужили отправной точкой к созданию методических рекомендаций, основанных на футболе и предназначенные для школьниц 1-3 классов общеобразовательной школы и групп начальной подготовки ДЮСШ по футболу. А укрепило данную идею многолетнее наблюдение за группой девочек, использующих футбол, как средство физического развития на дополнительных занятиях по физической культуре. За 3-4 года занятий футболом девочки не только повысили свои физические возможности, но и значительно обогнали своих сверстниц по физической подготовленности, стали легко выполнять нормативные требования для своей возрастной группы.

В настоящую работу по физической культуре для девочек 1-3 года начального обучения, вошли те элементы футбола, которые влияют на формирование их тактико-технической и физической подготовленности. Ряд элементов применяется в ограниченном количестве. Умение хорошо контролировать мяч, показывает очевидное развитие координационных способностей, умение быстро перемещаться с резкой сменой направления – развитие быстроты и силы; не уставать при длительных нагрузках – развитие выносливости. Ориентирами здесь служат нормативные показатели тактической, технической, физической подготовленности, взятые из комплексной программы физического воспитания учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Игровые приемы  футбола используются как средства всестороннего развития двигательных качеств девочек младшего школьного возраста. В процессе обучения игровым приемам широко используются дидактические принципы обучения:   наглядности, доступности, постепенности, сознательности и активности занимающихся с учетом индивидуальных способностей девочек. Основным развивающим фактором девочек является работа с мячом. Для проведения учебных занятий оптимальным является такое количество  мячей, которое соответствует числу  занимающихся. Это значительно повышает плотность тренировки, позволяет разнообразить применяемые упражнения и игры, укрепить дисциплину, так как в данном случае внимание футболисток направлено на мяч, что не позволяет отвлекаться на посторонние действия.

Футбольные мячи, которые используются на занятиях могут быть различными по размеру и весу и изготовлены из разных материалов. На стадии обучения желательно учитывать аэродинамические свойства мячей. Рекомендуем использовать приспущенные. Однако в процессе совершенствование техники выполнения игровых приемов, по мере усвоения приобретенных знаний и умений,  рекомендуем использовать более упругие мячи. Принцип индивидуализации реализуется с учетом: возраста, роста, веса, типа ВНД, уровня УФС, уровня физической подготовленности, уровня развития физических качеств, мотивации девочек к учебным занятиям и т.п.

Полезным стимулирующим средством служит проведение соревнований между группами с применением элементов футбола. Такие состязания могут проходить в виде эстафет, а затем и игр. Причем привлекать в команды надо всех и давать возможность соревноваться им с равными по силам футболистками из других групп.

Анализ содержания действующих учебных программ для ДЮСШ и СДЮШОР по футболу показывает, что, будучи основными документами, регламентирующими процесс многолетней подготовки юных спортсменов на этапах начального, углубленного обучения и спортивного совершенствования, это позволяет не учитывать целый ряд особенностей, которые выдвигает современная практика. В конечном итоге, образуется достаточно обширный комплекс нерешенных вопросов, который затрудняет коррекцию содержательной стороны процесса подготовки в целом.

         В настоящее время практически не изученной продолжает оставаться программа развития женского футбола, не выявлена структура  возрастных аспектов, с модельными характеристиками, с физиологическими механизмами различных уровней соревновательной деятельности в конкретных возрастных группах юных футболисток. В теории футбола нет единого мнения у специалистов по проблеме отбора в группы начальной подготовки и по проблеме содержания учебно-тренировочного процесса. Это подтверждается результатами проведенного анкетного опроса более 30 специалистов женского футбола.

Отбору и приему учащихся в спортивную школу должна предшествовать кропотливая работа тренеров по поиску способных, и одаренных девочек, которые проявляют интерес к занятиям футболом.

Основными формами учебно-тренировочного процесса в спортивной школе являются групповые учебно-тренировочные занятия и занятия по индивидуальным тренировочным планам и т.д.

Годовые учебно-тренировочные планы конкретизируются  и корректируются разработкой планов работы на каждый месяц. На основании месячных планов разрабатываются планы-конспекты на каждое отдельное занятие.

При планировании учебного материала по физической подготовке следует иметь в виду неуклонное возрастание объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношения между которыми постепенно изменятся: из года в год увеличивается объем специальной физической подготовки и соответственно уменьшается удельный вес общей физической подготовки не менее чем на 25% в год.

Возрастные особенности строения и функций организма девочек младшего школьного возраста в процессе занятий футболом.

Прежде чем начать учебно-тренировочный процесс, педагог обязан разработать учебную документацию по футболу и проводить уроки футбола в школе и ДЮСШ, а также спортивную внеклассную работу, тренер-преподаватель обязан определить уровень развития  двигательных качеств технической и тактической подготовленности девочек. Тренер-преподаватель обязан познакомиться с работой д.м.н. В.С. Вайнбаума «Дозирование и нормирование тренировочных нагрузок школьников»

Школьный возраст делится на 3 возрастные группы: младший (7-10 лет); средний (11-14 лет); старший (15-17 лет).

Такая возрастная периодизация широко используется в педагогике и возрастной психологии. Однако, особенно хочется обратить внимание, на особенности биологического развития школьниц которые необходимо рассматривать, исходя из физиологической периодизации : 7 лет-конец периода первого детства, 8-10 лет период второго детства девочек.

Врачи считают, что в младшем возрасте опорно-двигательный аппарат очень хрупкий. Это необходимо учитывать при подборе упражнений и нагрузки в целом. Структура позвоночного столба и скелета ребёнка еще не полностью сформировалась и не окрепла. Неправильная посадка за партой, ношение тяжестей в одной руке, а так же физические упражнения с односторонней нагрузкой способствуют деформации позвоночных изгибов, боковым искривлениям или образованию сутулой спины.

СНС и мышечная система хоть и обладают возможностью проявления быстрых и разнообразных движении, но развиты еще очень слабо. На уроках футбола в младшем школьном возрасте следует применять упражнения, особенно в подготовительной части, для формирования и укрепления «мышечного корсета», избегать упражнений с резкими односторонними толчками, упражнений с подниманием тяжестей (гантели, набивные мячи), натуживаний, чрезмерной и длительной нагрузки на опорную поверхность стоп. С возрастом изменяется абсолютная величина мышечной массы, ее относительный вес, а также мышечная структура. В 7-8 лет удельный вес мышечной массы увеличивается до 28% (у новорожденного она составляет 23-24% веса тела). В 12 лет вес мышц относительно веса тела составляет 30%, к 18 годам 40%.

Сердечно-сосудистая система позволяет ребёнку быстро приспосабливаться к различной работе, быстро восстановить работоспособность. Сердце ребёнка очень возбудимо, его деятельность неустойчива. Систематическая учебно-тренировочная работа в общеобразовательной школе на уроках физкультуры и уроках футбола в недельном расписании школьных занятий сопровождается повышением потенциальных возможностей сердечной мышцы и укреплением всех функций и систем организма.

До 10 лет существенных различий в темпах роста и веса между девочками и мальчиками не наблюдается. В возрасте от 7 до 10 лет происходит интенсивный рост темпа движений, от 7 до 9 лет темп движений у мальчиков резко увеличивается в отличии от девочек, к 10-12 годам темп движений у девочек и мальчиков выравнивается. Освоение игровых навыков у девочек отличается от мальчиков. Уже доказано что содержание общеобразовательной программы, по годам обучения футболу должны существенно отличаться друг от друга.  В 1-й  год обучения у девочек и мальчиков прирост физических качеств составляет:

 - по скоростным качествам-6,5% (девочки)- 5,89 %мальчики ;                                    

- по скоростно-силовым качествам -11,5%(дев.) -13,89 %(мал.);                            

- по координационным способностям-4,1%(дев.)  -4,7%(мал.) ;

На 2-ом году обучения соответственно :

- по скоростным качествам -6,5%(дев.)    -   6,1%(мал.);

- по скоростно-силовым качествам -13,8%(дев.)- 14,8%(мал.);

- по координационным способностям -4,8%(дев.) – 6,5%(мал);

На 3-ем году обучения, а у мальчиков 1-ый год учебно-тренеровочной группе

- по скоростным качества -6,2%(дев.)     -   5,8%(мал.);

- по скоростно-силовым качества -14,5%(9дев)  -12,1%(мал.);

- по координационным способностям -3,5%(дев) – 4,7%(мал.);

- по выносливости -7,6%;                                                              

Точность движений (при обучении технике) у девочек с 7 до 10 лет развита слабо, ошибки при выполнении составляют 45-50%. Рекомендуем систематически использовать на занятиях специальные физические упражнения с применением методов, облегчающих воспроизведение пространственно-временных параметров движений (объяснение, показ, текущая информация, комментирование во время выполнения, коррекция отдельных элементов упражнений).

В младшем школьном возрасте хорошо дифференцируются мышечно-суставные ощущения и сложные координационные движения в процессе обучения технике выполнения игровых упражнениях, которые более доступны, чем в старшем возрасте. Поэтому в период от 7 до 10 лет, 50% упражнений должны быть на ловкость, гибкость, координацию движений: эстафеты, подвижные и спортивные игры с элементами футбола. При проведении уроков футбола в ДЮСШ наиболее высокие требования предъявляются к функциональным возможностям организма.

Все физические качества можно развивать различными элементами футбола. Например, выносливость развивается во время продолжительных тренировок, когда футболистка находится постоянно в движении. Скоростная выносливость и скорость развиваются при помощи различных по протяжённости и времени рывков и ускорений. В футболе качество ловкости является ведущим качеством развития футболистки. Качество ловкости характеризуется двумя критериями. Первый критерий качества ловкости это способность девочек быстро обучаться игровым приемам. Второй критерий качества ловкости – способность точно выполнять игровые действия.


Технико-тактическая подготовка в общей системе тренировки.

Особенность спортивных игр определяется спецификой соревновательной деятельности, которая и отличает их от других видов спорта.

Сложный характер соревновательной игровой деятельности создаёт постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсменок широкого арсенала тактико-технических действий, которые формируют стратегии, обеспечивающие эффектность действий команды для достижения результата.

Обучение техническим приёмам и тактическим действиям осуществляется в процессе технической и тактической подготовки в сочетании с физической подготовкой.

Техника есть способ выполнения действия (Д.Д. Донской)

Техническая подготовка – это педагогический процесс, который направлен на обучение и совершенствование техники приемов игры спортсменок в соревнованиях. Технические приёмы – это средства ведения игры.

По специфике игровой деятельности в технике выделяют два крупных раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы: техника передвижения и техника владения мячом. Техника передвижения включает  в себя следующую группу приемов: бег, прыжки, остановки, падения, повороты. Техника владения мячом у полевого игрока включает следующую группу приемов: удары, остановки, передачи, ведение, обманные движения(финты), отбор мяча.

Совершенное овладение техникой игры – одна из центральных задач подготовки футболисток. Процесс очень сложный, он требует длительного времени, поэтому специализированные занятия футболом проводят в детском возрасте, техническая подготовка на всем протяжении многолетней подготовки занимает большое место.

Чтобы обучение технике на начальном этапе проходило успешно, необходимо учитывать следующее. Во-первых, обучаемые должны овладеть рациональной, наиболее целесообразной техникой, во-вторых, эту технику надо сделать для них доступной.

Обучение технике элемента игры происходит в такой последовательности:

  1. формирование ООТ и ориентировочной основы действий для формирования индивидуального и группового мышления;
  2. развитие специальных физических способностей для укрепления у девочек опорно-двигательного аппарата и тех групп мышц, которые несут основную нагрузку при выполнении изучаемого технического элемента (подготовительные и общеразвивающие упражнения);
  3. развитие качества ловкости для совершенствования игровых приемов в моделируемых условиях игровой деятельности;
  4. соединение «частей» (действий) в целостные игровые приемы (упражнения по технике) с помощью подготовительных, подводящих и специальных футбольных упражнений;
  5. совершенствование овладения способами реализации технических элементов игры и умение полностью использовать уровень специальных физических способностей (упражнения по технике);
  6. владения специальными теоретическими знаниями.

На начальном этапе обучаемые должны прочно освоить рациональную технику элементов игры, умение эффективно и надежно применять технические приемы с учетом конкретной игровой обстановки в двух сторонних играх  и соревнованиях). Средства и методы здесь универсальны для всех занимающихся.

В процессе соревновательной деятельности футболистке необходимо быстро и правильно оценивать постоянно меняющуюся обстановку, создавать выгодную ситуацию и реагировать эффективными действиями соответственно тактической обстановке.

Тактика – есть выбор способа выполнения действия (Л.П. Матвеев)

 Поэтому техника тесно связана с тактикой, зависит от последней         и влияет на ее развитие.

Техника – есть способ выполнения игрового действия (Д.Д. Донской)

Тактическая подготовка  - это педагогический процесс, направленный на достижение эффективного применения технических приемов в сложной игровой обстановке.

Тактика является основным содержанием деятельности футболистки во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической, и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

В футболе тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперниц или использовать партнерш, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, футболистка использует свое тактическое мышление. А осуществляя после принятого решения само действие, она показывает свое техническое мастерство. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов, инструментом тактики и подчиняется ей. Техника служит основной тактического мастерства.

Особенности обучения двигательным действиям и основные принципы создания команды девочек.

У девочек существует естественная потребность в движении: им нравится бегать, прыгать, играть в подвижные игры. В ни развит  дух соперничества, поэтому они постоянно стремятся одержать победы в игре.Одной из любимых игр у детей является футбол.

Обучение организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс совместной деятельности обучающего и обучаемого с целью формирования познавательной деятельности, элементов мировоззрения, будущей профессиональной, учебной или спортивной деятельности, овладения знаниями, умениями и навыками.

Преподавание есть передача знаний от учителя к ученику.

В этом процессе обучающий (педагог, тренер) и обучаемый ( учащийся, футболистка, спортсменка) – субъекты обучения. В процессе четко выделены два вида деятельности: преподавание и обучение.

Преподавание  - деятельность обучающего по отбору знаний, умений, навыков, необходимой учебной информации и управлению процессом их усвоения обучаемым.

Учение – деятельность обучаемого по усвоению учебной информации, знаний, умений и навыков.

Отличительная черта обучения в физическом воспитании состоит в том, что предметом обучения здесь служат двигательные действия и развитие качества как средства физического совершенствования человека, воздействия на его психику и волевую сферу. Двигательное действие – это целенаправленное проявление человеком двигательной активности, с помощью которой решаются двигательные задачи. ( Усков В.А.)

В спорте предметом обучения являются приемы ведения соревновательного противоборства – спортивная техника и тактика; в спортивных играх это технические приемы и тактика игры. Техника приема игры – это способ выполнения приема игры, при котором наиболее эффективно достигается решение двигательной задачи (рациональная техника). Под структурой приема игры принято понимать упорядоченный состав взаимосвязанных частей целостного двигательного акта, систему, ориентированную на успешное решение двигательной задачи.

Эффективность обучения двигательным навыкам в футболе во многом зависит от соблюдения принципов обучения – основных теоретико-практических положений, отражающих общие научно-педагогические, физиологические и психологические закономерности деятельности человека применительно к специфике физического воспитания и спорта, к особенностям обучения технико-тактическим действиям и развития физических качеств. Это принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, постепенности, последовательности.

Принцип сознательности и активности «предписывает»:

  • формирование у обучаемых осмысленное отношение и устойчивый интерес.
  • стимулировать сознательной анализ (самоанализ), самоконтроль и рациональное использование сил при выполнении физических упражнений.
  • воспитывать инициативность, самостоятельность и творческое отношение к заданиям.
  • стимулировать активность на основе на основе заинтересованности посредством подбора увлекательного материала.
  • формировать простейшие методические умения и навыки.

Принцип наглядности. Наглядность – создание в процессе обучения приемов игры и развитие физических качеств зрительных, слуховых, мышечных ощущений, формирование у обучаемых более полного и точного чувственного образа техники, тактики, физических упражений, условий выполнения технико-тактических действий.

Принцип доступности и индивидуализации. Главным здесь являются учет особенностей обучаемых и посильность предлагаемых им заданий, а также обеспечение оздоровительного эффекта обучения (не вредить здоровью).

Основные методы этого принципа.

  • определение меры доступного. Здесь можно выделить два главных аспекта: первый – возрастно-половой (многолетний), второй – учет индивидуальных особенностей.
  • методические условия доступности: легкость преемственности содержания занятий и постепенность нарастания трудностей (развивание специальных физических качеств, подводящие упражнения и пр.). В этом принципе выделяют правило: от известного к неизвестному или от освоенного к освоенному. Также существует условие: от простого к сложному, от легкого к трудному.

Принцип систематичности. Согласно принципу обучение – это процесс, построенный по определенному плану, постоянно повторяющийся, образующий систему (упорядоченную целостность).

Принцип последовательности занятий, средств, методов. Последовательность изучения очень важна в игровых видах спорта. Последовательность здесь выражается в трех аспектах: первый – локальная последовательность, применительно к способам отдельного технического элемента или виду тактических действий; второй – региональная последовательность, отдельно для всей технической подготовки, отдельно для тактической; Третий – общая последовательность для технико-тактической подготовки – в динамике многолетней подготовки.

Принцип постепенности. Он выражается в следующем:

  • Необходимо регулярно обновлять задания с общей тенденцией к увеличению нагрузок.
  • Усложнять задания и формы повышения нагрузок.

Принципы обучения тесно взаимосвязаны, ни один из них не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.

(Л.П. Матвеев, 1976; В.А. Усков, 2004)


Рекомендуемая наполняемость учебных групп в режиме учебно-тренировочной

работы среди девушек в ДЮСШ, СДЮШОР:

1.Группы начальной подготовки.

Год

Обучения

Возраст

учащегося

Минимальное

Количество

Учебных групп в ДЮСШ и учащихся в группах

Максимальное кол-во учебных часов в неделе

Минимальные требования по спортивной подготовке

1 год

7-8 лет

5/20

6

1.Ведение мяча             10 метров

     2. Бег 30 м.

2 год

8-9 лет

4/18

6-7

1.Обводка стоек на отрезке 12 метров

  2.Прыжки сместа

3 год

9-10 лет

3/16

8

1.Пробежать с мячом 200м

     2.Челночный бег

2. Учебно-тренировочные группы

     1 год

   10-11 лет

        3/15

          8

Выполнить контрольно-нормативные требования по программе

     2 год

    11-12 лет

        2/14

          10

Выполнить контрольно-нормативные требования по программе

     3 год

    12-13 лет

        2/14

          12

3 юн

     4 год

    13-14 лет

        2/12

          15

3 юн подтвердить

     5 год

    14-15 лет

        2/12

          18

2 юн

     6 год

    15-16 лет

        2/10

          18

2 юн подтвердить

3. Группы спортивного совершенствования.

      1 год

    16-17 лет

        1/8

          24

Войти в состав команды мастеров

      2 год

    17-18 лет

         1/8

          30

Войти в состав команды мастеров


В последние годы существенно повысился интерес к отечественному футболу, в связи с проведением Чемпионата мира по футболу в России 2018 году. На протяжение всей своей небольшой истории развития, женский футбол постоянно подвергался переосмыслению и совершенствованию учебно-тренировочной работы только во взрослых командах, а для начинающих футболисток нет подходящих программно-методических разработок. В связи с чем мы рекомендуем данную структуру наполняемости групп по футболу.


1 год начальной подготовки (7-8 лет)

332 часа

В методических рекомендациях представлено распределение учебного материала для 1 года начальной подготовки – 326 часов.

В 1-ый год обучения начальная подготовка должна быть направлена на формирование жизненно-необходимых двигательных умений и навыков к которым относятся бег ,прыжки ,метания ,передвижения ,умение правильно падать и остановки. Особое место в тренировках должно занимать упражнения с мячом, подвижные игры с элементами игры в футбол, упражнения на развитие чувства мяча.

В 1-й год обучения уметь правильно держать, останавливать(принимать), мяч на месте и в движении, перемещаться с мячом со сменой направления, осуществлять ведение мяча одной ногой и попеременно, а также внутренней стороной стопы с изменением направления.

Учащимся младших групп первого года начальной подготовки присуща образность мышления, поэтому “ знакомство” с мячиком можно начинать со сказки о “ Волшебном клубочке”, который может привести любого в сказочную страну, где живут сильные, красивые и умные люди. Но чтобы попасть туда, надо уметь управлять этим клубочком. Первое, самое простое и доступное действие – наступить подошвой на мяч и катать его, в том числе кругами, (обучать можно с помощью подвижных игр “ Быстро по местам”, “У ребят порядок строгий”, “Совушка ”, “Космонавты”.) Это действие поможет провести тестирование девочек уже на первых этапах тренировки.

Следующее знакомство: ” Злой колдун похитил прекрасную принцессу и заточил ее в своем замке. Дорога к замку лежит через болото, огненную реку, лабиринт, в котором живет дракон и охраняет замок”.

После подготовки (разминка с общеразвивающими упражнениями) футболистки отправляются в замок выручать принцессу. В пути им поможет волшебный клубочек (мяч)– подарок доброго волшебника. По нарисованным на полу кружкам, дети выполняют многоскоки  (прыжки с ноги на ногу). Кто не допрыгивает до ”кочки”, попадает в ”болото”, и чтобы продолжить путь, ему надо воспользоваться волшебным клубочком – мячом (сделать 3-4 круга, откатывая подошвой мяч).

Далее участницам предстоит преодолеть огненную реку, с помощью прыжка отталкивания обеими ногами (прыжок в длину с места). Футболистка, не осилившая данное препятствие, должна воспользоваться помощью волшебного клубочка.

Пройти лабиринт требуется как можно быстрее, чтобы ее не догнал дракон. Девочки огибают две стойки, поставленные на расстоянии 10 метров, три раза – челночный бег 3*10м. Одна из них выполняет роль ”дракона”, стартуя из положения лежа (дракон спит). Если она догоняет убегающую от нее участницу и касается ее рукой, то та вновь выполняет вышеописанные круги с мячом, возвращая себя тем самым обратно в игру. Каждая по очереди выполняет роль дракона.

Повторив эту игру на нескольких тренировках, определяем результат в каждом действии (многоскоки, прыжок в длину с места, челночный бег).

После освоения движения подошвой, катающей мяч, можно приступить к освоению ведения мяча и остановки мяча подошвой во время ведения. Ведение осуществляется тремя способами:

1.внешней стороной стопы;

2. серединой подъема;

3.внутренней стороной стопы.

 Освоение ведения внешней стороны стопы лучше начинать при таком ее положении, когда носок немного поворачивается внутрь и мяч небольшими толчками подбивается вперед. Это движение близко к естественному и поэтому проще для освоения.

Осуществлять построение для упражнений и игр надо так, чтобы футболистки выполняли ведения мяча по прямой при отсутствии сбивающих факторов. Лучшим вариантом является построение в шеренгу (если спортивный зал достаточно большой) или по кругу (когда площадка не велика). Отрезки с ведением мяча с 3-4 м постепенно увеличивают до 10-12 м. Темп медленный, чтобы футболистка могла в любой момент наступить подошвой на мяч.

Ведение мяча можно включать в подготовительную часть тренировки, с выполнением общеразвивающих упражнений. В основной части тренировки ведение мяча по прямой и остановку его подошвой выполняют при проведении подвижных игр «Волк во рву», «Два мороза», «У медведя в бору», «Лиса и куры».

Освоив ведение мяча по прямой в медленном темпе внешней стороной стопы, футболистки начинают выполнять ведение серединой подъема. Данный способ целесообразно использовать в эстафетах, где надо быстро преодолеть отрезок свободного пространства, выполнять упражнения по физической подготовке и индивидуальной технике владения мячом.

И, наконец, при ведении мяча с изменением направления применяют ведение внутренней стороной стопы. Такой способ ведения мяча осуществляют при разметке площадки или по специальному маршруту, который обозначается стойками, кеглями. По мере освоения данный технический элемент включают в подготовительную часть при выполнении пробежки.

Изучаемые элементы гимнастики (перекаты в группировке, стойка на лопатках с согнутыми ногами) и элементы футбола (ведение мяча и остановка его подошвой во время движения), дополняя друг друга, позволяют создавать упражнения и игры, комплексно развивающие футболисток. Например, закрепление учебного материала по перекату в группировке может проходить в виде соревнования команд из 3-4 человек. На расстоянии 5-6 метров от стартующих лежит гимнастический мат. По сигналу тренера стоящими первыми участницы осуществляют ведение мяча к мату (маршрут можно составлять в зависимости от способа ведения мяча). Остановив около мата мяч, футболистка выполняет перекат, встает и возвращается в свою команду или передвигается дальше к финишу. Побеждает та команда, которая быстрее заканчивает задание. Начисляя очки за занятые командами места, можно также давать поощрительные очки за правильно выполненный перекат. Это заставит соревнующихся выполнить гимнастические элементы не только быстро, но и правильно.

Передача мяча в футболе является сложным элементом для начинающих, и ее начинают осваивать в конце учебного года. Сначала футболистки выполняют передачи мяча в стену или скамейку, отскочивший мяч останавливают подошвой. Чтобы повысить интерес к этому однообразному упражнению, можно нарисовать круги на стене или скамейке и давать премиальные очки за точное попадание, определяя места по количеству набранных очков. Передачу здесь выполняют внутренней стороной стопы, и по мере освоения расстояния увеличивается до 3-6 метров.

Передача мяча партнеру, осуществляется в парах на расстоянии 2-4 метров. Этот элемент футбола также можно использовать в любой части урока: подготовительной, основной, заключительной. Например, игра “Волк во рву”, может выглядеть так: в центре площадки проводят две линии на расстоянии 2-4 метров. Пространство между линиями - ров, в котором находится волк. Футболистки располагаются по разные стороны рва и выполняют передачи мяча друг другу. «Волк», передвигаясь во рву, старается коснуться мяча; коснувшись мяча, он отбирает все очки, которые раннее набрали участницы игры с помощью передач. Игру можно проводить на время. В результате определяются места пар по количеству набранных очков и лучший «волк», собравший наибольшее количество очков.

Конечно, особую радость доставляет сама игра в футбол. У футболисток эта игра имеет ряд особенностей и ограничений: количество игроков в команде не должно превышать 3-4 человек, причем команды следует составлять из примерно равных по физическим возможностям детей;  запрещено отбивать мяч куда попало; не ставить вратарей; вместо ворот использовать кегли или резиновые стойки, которые надо сбивать, чтобы получить очки.

Заканчивается учебный год проверкой развития физических качеств, как с помощью выполнения общих нормативов, так и специальных (челночный бег, ведение мяча и т.д.).

  1. Основы теоретических знаний(2 часа)
  • Правила поведения в спортивном зале, на футбольной площадке.
  • Сведения о режиме дня и личной гигиене.
  • Влияние физических упражнений на здоровье девочек.
  • Влияние футбола на личность девочек.
  • Одежда и обувь на тренировочных занятиях.

  1. Практические занятия(320 часов)

Включают упражнения для развития физических качеств, от проявления которых зависит успешное выполнение изучаемого двигательного действия с мячом.

  1. Общефизическая подготовка(64 часа)

Строевые упражнения.

Понятие о строе и команде: шеренга, колонна, дистанция и интервал. Девочки в строю рассчитываются по порядку с 1-й по 15-ю или  на « первый и второй», перестроение из одной шеренги в две; размыкание и смыкание приставными шагами; повороты налево и направо. Группа девочек с места начинает движение с левой ноги.

Общеразвивающие  упражнения:

сгибание и разгибание рук: круговые движения одной рукой, движения рукой, плечами, движения предплечьями, поочередные движения руками, сгибание и разгибание ног в положении сидя, стоя, лежа.

Акробатические упражнения.

Группировка – это положение тела максимально согнутого вперед во всех суставах; упор присев в группировке, сед согнув ноги в группировке, лежа на спине в группировке.

Упражнение перекат в сторону выполняется из положения лежа в упор присев с последующим прыжком вверх и со взмахом рук.

Упражнение перекаты «как мячик» выполняются вначале назад, а затем вперед.

Упражнение перекаты влево, вправо, выполняются из исходного положения лежа на спине влево или вправо.

Упражнения для формирования осанки и ловкости выполняются в следующей последовательности:

  • повороты кругом сначала медленно, а затем быстро;
  • стойка на носках, ноги на одной линии;
  • приседание в положении ноги скрестно;
  • лазание по гимнастической стенке вверх и вниз и т.д.

  1. Специальная подготовка (элементы футбола) (56 часов).

Наступание на мяч подошвой; круг с мячом, откатывая его назад подошвой.

Остановка мяча, уходящего от игрока; остановка, катящего навстречу; остановка мяча подошвой при выполнении ведения.

Ведение мяча по прямой, с изменением направления.

Передача мяча внутренней стороной стопы в парах, в тройках.

Вбрасывание мяча.

Подвижные игры: «У медведя во бору», «Ловкие ребята», Лисы и куры», «Запрещенное движение», «Быстро по метам», «Совушка».

  1. Техническая подготовка(110 часов)

Техника передвижения есть бег спиной вперед, бег скрестными шагами. Прыжки: вверх -вправо и вверх -влево, толчком одной ногой с разбега

Ведение мяча. Ведение мяча внутренней и внешней частью стопы, меняя направление движения, между движущимися партнерами, изменяя скорость передвижения.

Остановка мяча. Остановка мяча подошвой, внутренней и внешней частью стопы, подготавливая его для последующих действий и прикрывания туловищем.

Удары по мячу ногой. Выполнение удара на точность: в ворота, партнеру, главное – правильный подход к мячу.

  1. Тактическая подготовка(80 часов)

Индивидуальные действия с мячом.  Целесообразное использование изучаемых технических приемов в игровой обстановке. Определение и понимание игровых ситуаций, целесообразных для ведения мяча, обводки соперника, передачи мяча партнеру.

Индивидуальные действия без мяча. Правильное расположение игроков в играх на малых площадках в усеченных составах 3х3, 4х4. Умение ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнера и соперника. Выбор момента для «открывания» с целью получения мяча, то же для «закрывания» соперника.

Групповые действия.  Взаимодействие двух или трех партнеров в играх. Выполнение передач в ноги партнеру, на свободное место, под удар. Выполнение простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафном и свободных ударах, вбрасывание мяча из-за боковой линии.

  1. Учебные и тренировочные игры(10 часов)

С командами групп других тренеров, школ и классов, можно со смешанными командами.

  1. Текущие и контрольные нормативы(6 часов)

Бег 30м.,сек.-6,2-6,8

Прыжки с места см. -114-115

  1. Восстановительные мероприятия и медицинское обследование(14 часов )

Система восстановления включает организационные формы ее реализации, подбор адекватных средств восстановления и контроль за футболистками, во многом зависит сохранение и укрепление здоровья юных футболисток, их спортивное долголетие, повышение физической работоспособностью, уменьшение спортивного травматизма. Восстановительные средства можно разделить на следуюшие группы: психо -педагогические,  гигиенические и медико-биологические. Психо-педагогическими средствами являются: варьирование нагрузки юных футболисток, переключение внимания на другие виды упражнения и планирование специальных детских игр с мячом для активного отдыха. Психо-педагогические средства способствуют снижению утомления, обеспечивают устойчивость и стабильность психического состояния, создают лучший фон для реабилитации, оказывают значительное влияние на характер и течение восстановительных процессов, а также воспитывают волевые качества.

Система гигиенических факторов включает следующие разделы: распорядок дня, личная гигиена, закаливание, гигиенические условия для тренировок, специальные комплексы упражнений для работы с юными футболистками в условиях разных климатических факторов.

Медико-биологическая группа восстановительных средств включает в себя: двухразовое медицинское обследование в течение года и врачебное наблюдение, физиотерапию, гидротерапию и введение витаминов в зимне-весенний период.


2 год начальной подготовки .(8-9 лет)

398 часов

Во 2-ой год происходит развитие физических качеств с помощью элементов футбола, гимнастики и др., освоенных в 1 год, но применяемых теперь в более сложных условиях.

Надо начинать освоение основных технических действий ,характерных для игры в футбол : передвижений, ударов по мячу и приемов его остановки. Продолжает разучивание правил игры в футбол, знакомится с простейшими тактическими схемами организации игровой деятельности

Основным элементом футбола здесь служит ведение мяча, которое следует включать в каждую тренировку: медленное ведение мяча, быстрое. Большинство подвижных игр осуществляется с ведением мяча: «Вызов номеров», «Белые медведи», и т.д., а также эстафеты. В начале учебного года проводится тестирование ведения мяча с обводкой стоек. Упражнение начинают от стартовой линии, на расстоянии 3 м от нее установлена стойка, далее с интервалом в 2 м еще две стойки, через 3 м от последней стойки кладут гимнастический обруч или чертят круг, в котором надо оставить мяч. Данное упражнение выполняют на время. Одновременно с проверкой ловкости проверяют и быстроту. Во второй попытке футболистка после установки мяча в кругу бежит обратно 10м.

Освоение ведения мяча помогает развивать у футболистки умение принимать правильное решение в быстро меняющихся ситуациях. Хорошо помогает этому игра «Смена мест»: футболистки выполняют ведение мяча по площадке, стараясь не столкнуться с партнершами (за столкновение 1 очко). По сигналу тренера игрок останавливает подошвой мяч и перебегает к мячу своей партнерши, что оговорено заранее. Последняя из игроков, наступившая на мяч, получает одно штрафное очко. В конце игры можно подвести итоги и определить места участниц в соответствии с количеством полученных ими штрафных очков.

Развитию мышления способствуют также упражнения или эстафеты, где надо выполнять последовательно разные действия. Например, при обучении передачи и ведения мяча с изменением направления (в парах) дают следующее задание:

Партнерши стоят на расстоянии 3-5 метров друг от друга; по сигналу та, у которой мяч, делает передачу партнерше и перебегает на ее место; партнерша, получив мяч, перебегает на место, откуда перебежала партнерша, затем разворачивается и делает ей передачу.

В подготовительной части тренировки это задание выполняют 2-3 раза после каждого общеразвивающего упражнения (можно отмечать поощрительными очками девочек, выполняющих задание правильно и быстро). В основной части занятий можно давать это упражнение на время.

Те же действия можно сочетать с выполнением гимнастических элементов во время бега без мяча, делать кувырок вперед на гимнастическом мате, лежащем между партнершами. Более сложный вид ведения мяча – это ведение с обводкой стоек, партнерш, стоящих на месте. Расстояние при обводке между стойками или стоящими партнершами в начале обучения составляет от 2 до 3метров.

Такое упражнение можно включать в подготовительную часть тренировки. По мере усвоения расстояние сокращается до 1м, и выполняют данное упражнение в соревновательных условиях (эстафеты, игры). Особенно сложным для девочек являются игры «салки», «колдуны», с элементами футбола, где требуется, выполняя ведение мяча, двигаться, догоняя участниц или убегая от водящих. По тому, как футболистки играют в эти игры, можно судить о степени развития ловкости (особенно если игры проводят на ограниченной площадке и выход мяча за ее пределы не разрешается).

Обучение техники передач реализуют в тройках или четверках, в данном случае передачу мяча выполняют не прямо перед собой, а с изменением направления. Для выполнения такого действия надо освоить остановку мяча внутренней стороной стопы, что представляет определенную трудность, поскольку приходится разворачивать ногу носком наружу, и так останавливать мяч. В конце учебного года передачи мяча «щечкой» осуществляют уже с сопротивлением.

Одна из распространенных среди подвижных игр – игра «собачки». Вариантов ее много, во 2 год используют самый простой из них: 5-6 стоящих игроков передают мяч между собой по кругу, а «водящая» старается коснуться мяча. Коснувшись мяча, она встает в круг, а водящей становится участница, последней  дотронувшаяся до мяча. Чтобы заинтересовать девочек, определяют лучшего игрока, считая передачи, которые делают стоящие в кругу. Побеждает футболистка, за определенное время набравшая большее количество очков. Основное условие игры: футболистка, принимающая мяч, должна обязательно сначала остановить его и только затем выполнить передачу мяча партнерше.

Вбрасывание мяча двумя руками из-за головы вперед, включают в используемые игры, как и упражнения, наряду с ведением и остановкой мяча. Обучение вбрасыванию мяча лучше проводить на больших площадках. Занимающиеся делятся на две группы, участницы которых встают в две шеренги. У футболисток из первой шеренги в руках мячи. По сигналу они бросают мяч двумя руками из-за головы вперед, стоящие сзади бегут за этими мячами, догоняют и останавливают их. Затем соперницы меняются местами. В конце учебного года необходимо провести тестирование по общефизической подготовке и специальным упражнениям, описанным выше.

Обязательно нужно дать задание на лето. Во 2 год начальной подготовки можно уже проводить игры между группами среди девочек по игре в футбол на четверть поля или мини-футбол.

В команду могут входить 4-7 человек, время игры- 2 тайма по 10-15 мин.

Если охарактеризовать направленность на начальном этапе, то это будет оздоровительная, игровая и общефизическая подготовка, приучить детей к регулярному тренировочному режиму. Ребенок должен полюбить футбол, заложить фундамент развития координационных способностей, ознакомиться с основными техническими элементами и простейшими игровыми приемами.

  1. Основы теоретических знаний (4 часа).
  1. Двигательный режим
  2. Влияние физических упражнений на укрепление здоровья, осанку, повышение умственной и физической работоспособности
  3. Правила закаливающих процедур

  1. Практические занятия -394 часов

  1. Общефизическая подготовка (72 часа).

         Строевые упражнения: повороты на месте кругом, ходьба противоходом, ходьба по диагонали.

         Общеразвивающие упражнения: круговые движения руками, ассиметрические движения руками, общеразвивающие упражнения с волейбольными и футбольными, теннисными, набивными мячами, гимнастическими палками.

         Акробатические упражнения. Кувырок вперед из упора присев, выпрямляя ноги подбородок прижать к груди и коснуться затылком мата, в упор на лопатках, согнувшись. Кувырок вперед из упора присев и последующий прыжок вверх со взмахом рук.

         Упражнения для формирования осанки.

а.         Повороты кругом сначала медленно, а затем быстро.

б.          Стойка на носках, ноги на одной линии.

в.          Приседания в положении ноги скрестно. Челночный бег 3х10, бег 30м, бег 500 м без учета времени.

г.          Стоя ноги скрестно, правая перед левой ногой, повернуться влево кругом до положения левая нога перед правой; затем, поворачиваясь вправо, вернуться в и.п.

д.         Лазание на гимнастической стенке вверх и вниз.

е.          Подвижные игры: «День и ночь», «Линейная эстафета с бегом», «Караси и щуки», «Подвижная цель» и т.д.

  1. Специальная физическая подготовка (53 часа).

  1. Броски мяча ногой на дальность за счет энергичного маха ногой вперед. Удары по футбольному мячу ногами на дальность. Вбрасывание футбольного, набивного мяча на дальность. Толчки плечом партнера. Борьба за мяч.
  2. Ускорение и рывки с мячом до 30 м, обводки препятствий на скорость. Рывки с мячом с последующим ударом по воротам.
  3. Жонглирование, чередуя удары различными частями стопы, бедра. Салки с мячом.
  4. Переменный и повторный бег с ведением мяча. Игровые упражнения с мячом 3х3, 3х2 большой интенсивности.

  1. Техническая подготовка (124 часа).

Техника передвижения.

Бег спиной вперед, бег скрестным шагом, прыжки вверх - вправо, вверх – влево.

Удары по мячу ногой.

Удары носком по неподвижному мячу, удары средней частью подъема по неподвижному мячу.

Остановка мяча.

Остановка подошвой и внутренней стороной стопы катящихся и прыгающих мячей на месте, в движении.

Ведение мяча.

Ведение мяча носком по прямой, ведение мяча средней частью подъема по прямой.

Вбрасывание мяча.

Вбрасывание мяча из положения «в шаге». Вбрасывание мяча на точность: в ноги или на ход партнерше.


  1. Тактическая подготовка (86 часов).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия с мячом.

Использование наиболее рациональных способов ударов по мячу, ведение мяча, остановок в зависимости от направления, траектории, полета мяча с места расположения соперниц.

Индивидуальные действия без мяча.

Правильное расположение игроков на малых площадках в сокращенных составах – 3х3,4х4, 5х5, 6х6 – при атаке. Выполнение нападающими игровых функций. Выработка умения ориентироваться, реагировать соответствующим образом на действия партнерш и соперниц.

Групповые действия.

Точное и своевременное выполнение передач в ноги партнерше, на свободное место, на удар, взаимодействие двух, трех партнерш при выполнении простейших комбинаций при начальном, угловом, штрафных и свободных ударов, выбрасывание мяча.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильное расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах при обороне. Выполнение защитниками игровых функций. Выбор правильной позиции по отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению ими мяча. Выполнение «закрывания» противника.

Групповые действия. Выбор наиболее рациональной позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Страховка партнера, вступающего в единоборство с соперником. Организация и построение «стенки».

Выбор правильной позиции при ударах по воротам в зависимости от угла удара. Розыгрыш удара от ворот, введение мяча в игру открывшемуся партнеру. Выбор правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

  1. Учебные и тренировочные игры (12 часов)

То же, что и в 1-й год обучения.

  1. Текущие и контрольные нормативы (6 часов)

Бег 30м.,сек.  – 6,0-6,:

Прыжки с места ,см 124 – 135

Отжимание в упоре от гимнастической скамейки, раз 5 -9

  1. Восстановительные мероприятия (16 часов)

То же, что в первом году начальной подготовки.


3 год начальной подготовки (9-10 лет)

434 часа

На 3 году обучения увеличивается количество двусторонних игр 3х3, 2х2. Вместо ворот можно использовать кегли, стойки, набивные мячи и т.д. Поскольку здесь играют одним мячом, то необходимо освоить простейший отбор, когда футболистка ставит внутреннюю сторону стопы жестко перед мячом, который старается провести мимо нее соперница. Осваивать отбор лучше в парах, когда участница медленно выполняет ведение мяча, вторая подставляет ногу. Постепенно скорость ведения мяча увеличивается, применяется обводка соперницы.

На 3 году завершают развитие физических качеств с помощью элементов футбола, и занимающиеся знакомятся с видами легкой атлетики, которые они будут обучаться в следующих годах (прыжки в длину, в высоту, с разбега, эстафетный бег). Из элементов гимнастики изучают лазанье по канату, кувырок назад.

На этапе начальной подготовки необходима разносторонняя подготовка, которая исключает специфическое воздействие на одно из спортивных качеств.

Основным техническим элементом футбола, который изучают футболистки 3 года начальной подготовки, является передача мяча, применяемая в игре с сопротивлением или, выражаясь футбольным языком, в «квадратах», причем, чем меньше участниц «квадрата», тем сложнее выполнить передачу, и, соответственно, обработку мяча при его приеме после передачи. Как и ведение мяча, это можно включать в любую часть занятий, сообразуясь с количеством участниц в зависимости от задач тренировки.

Вот так может выглядеть подготовительная часть урока, включающая в себя закрепление передач мяча с сопротивлением: после легкой пробежки в течении 2-3 минут и упражнений на развитие мышц стопы, футболистки разбиваются на группы по 5-6 человек. Каждая группа образует круг, выбирает водящего. Участницы по кругу выполняют передачи мяча, а водящая старается его перехватить. После касания ею мяча или выхода мяча из круга водящую меняют через каждые 20-30 сек. дают новый сигнал. Все останавливаются и выполняют общеразвивающие упражнения, водящая на момент последующего свистка должна выполнить таких ОРУ в 2 раза больше, чем остальные игроки. Ту же игру проводят и в основной части занятий, но здесь водящие приходят из других групп. Задача стоящих в кругу – набрать как можно больше очков с помощью передач, водящая старается отобрать мяч и удержать его у себя. Отнимать у нее мяч может только тот, кто его потерял. Каждая водящая водит определенное время. По истечении игрового времени подсчитывается количество очков, набранных участницами. Когда все побывают в роли водящих, определяется игрок, набравший наибольшее количество очков.

Продолжается закрепление обработки мяча «щечкой» и начинается обучение обработке мяча внешней стороны стопы. Данный элемент лучше начинать изучать при ведении мяча. Футболистка выполняет ведение мяча только одной ногой, переходя с одной стороны на проведенной от нее прямой линии на другую; затем следует ведение мяча одной ногой с обводкой стоек; далее обучение происходит в парах при передаче мяча сначала по прямой, затем уводя мяч в сторону мимо стойки. Тот же прием применяют при выполнении обманного движения – имитация ухода в одну сторону и перевод мяча внешней частью стопы в другую.

Одним из самых трудных упражнений является жонглирование мячом, то есть подбивание мяча, различными частями стопы, не давая ему опускаться на землю. Начиная с начала учебного года, жонглирование включают в подготовительную часть урока (5 мин). Сначала при жонглировании мячом удары выполняют, чередуя отскоком от пола с подбиванием его серединой подъема, затем внутренней и внешней частью. Подбивание мяча выполняют несильными ударами, чтобы мяч не подлетел высоко. Затем футболистки пробуют выполнить жонглирование одной ногой, не давая опускаться мячу на пол. Оценивать упражнение можно по количеству ударов, выполненных несколько раз.

Распределение учебного материала для 3 года   представлено ниже:

на 3год акцент в содержании обучения смещается на расширение числа освоенных футбольных приемов: удару по мячу и способы их остановки, овладение простым обманным движением (финты). Но вместе с тем, сохраняется в большом объеме обучение комплексам общеразвивающих физических, упражнений разной функциональной направленности, подвижным играм, ориентированным на совершенствование жизненно-важных навыков и умений.

  1. Основы теоретических знаний (6 часов):

Элементарные знания о правилах и формах занятий физическими упражнениями, доступными видами спорта в свободное время. Двигательный режим. Восстановительные мероприятия. Первая помощь при травмах на занятиях. Сочетание физического, умственного и нравственного развития на занятиях.

  1. Практические занятия (428 часов):

  1. Общефизическая подготовка (94 часа):

Подготовительные и исполнительныея команды, повороты кругом на месте, перестроение из колонны по одному в колонну по три, четыре в движении и с поворотом, акробатические упражнения - кувырок назад и перекат назад стойка на лопатках, «мост» из положения лежа на спине с помощью партнерш, лазание по канату способом в три приема. Правильная ходьба по линии.

  1. Специальная физическая подготовка (82 часа):

  1. Упражнения на развитие физических качеств силы.
  2. Упражнения на развитие физических качеств быстроты.
  3. Упражнения на развитие физических качеств гибкости и ловкости.
  4. Упражнения на развитие специальной выносливости.
  5. Упражнения на формирования у юных футболисток правильных движений, выполняемых без мячей, ходьба, правильная походка.

  1. Техническая подготовка (144 часа):

Ведение мяча:

Ведение внешней и внутренней частями подъема, носком. Ведение всеми изученными способами с увеличением скорости, выполнением рывков и одновременно контролируя мяч, с обводкой движущихся и противодействующих соперников, затрудняя для них доступы к мячу, закрывая мяч телом.

Остановка мяча:

Остановка мяча подошвой и внутренней стороной стопы катящегося и опускающегося мяча с переводом в стороны и назад. Остановка летящего мяча с переводом партнерше.

Удары по мячу ногой:

Удары внутренней, средней, внешней, частями подъема, внутренней стопы по неподвижному, катящемуся, прыгающему и летящему мячу. Удары носком и пяткой. Удары правой и левой ногой.

Отбор мяча:

Отбор мяча при единоборстве с соперником, толчком плечо в плечо.

  1. Тактическая подготовка (90 часов).

Тактика нападения.

Индивидуальные действия:

Оценивая целесообразности той или иной позиции, своевременное занятие наиболее выгодной позиции для получения мяча. Эффективное использование изученных технических приемов, способы разновидности решения тактических задач в зависимости от игровой ситуации.

Групповые действия:

Взаимодействия с партнершами при равном соотношении и численном превосходстве соперниц, используя короткие и средние передачи. Комбинации в парах. Умение начинать и развивать атаку из стандартных положений.

Командные действия:

Выполнение основных обязанностей в атаке на своем игровом месте, согласно избранной тактической системе в составе команды. Расположение  и взаимодействие игроков при атаке флангом и через центр.

Тактика защиты.

Индивидуальные действия. Правильное расположение игроков на малых площадках в ограниченных составах при обороне. Выполнение защитниками игровых функций. Выбор правильной позиции по отношению к подопечному игроку нападающей команды и противодействие получению ими мяча. Выполнение «закрывания» противниц. Использование изучаемых приемов отбора мяча в игровой обстановке.

Групповые действия. Выбор наиболее рациональной позиции и взаимодействия игроков при атаке противника флангом и через центр. Страховка партнерш, вступающих в единоборство с соперницами. Организация и построение «стенки».

Выбор правильной позиции при ударах по воротам в зависимости от угла удара. Розыгрыш удара от ворот, введение мяча в игру открывшемуся партнеру. Выбор правильной позиции при угловом, штрафном и свободном ударах вблизи своих ворот.

  1. Учебные и тренировочные игры (12 часов)

То же, что и во 2-ой год обучения.

  1. Текущие и контрольные нормативы, переводные экзамены

(8 часов)

Бег 30метров,сек. 6,0-5,9

Прыжки в длину с места ,см. 150 – 155

Динамическая сила, кг20-24

Отжимание от гимнастической скамейки, раз 6-10

  1. Восстановительные мероприятия( 15 часов)

То же, что на втором году начального обучения.

Программно-  методическое обеспечение   занятий футболом девочек групп начальной подготовки включает в себе освоение содержания образовательной учебной программы по физической культуре(А.П.Матвеев) и технических приемов игры в футбол специально для девочек, что существенно повысит уровень физической подготовленности младших школьниц, развить их физические качества и воспитать любовь к футболу.


Список литературы

  1. Как научиться играть в футбол. Школа технического мастерства для молодых. / Х.Вайн - М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2004г.
  2. Футбол. Настольная книга детского тренера. IVэтап (16-17 лет)/ А.А. Кузнецов - М.: Олимпия, Человек, 2008г.
  3. Футбол в школе. / И.А. Швыков - М.: Терра Спорт, Олимпия Пресс, 2002г.
  4. Футбол. Тактика защиты и нападения. / Р. Джоунз,  Т. Трэнтер - М.:ТВТ Дивизион, 2008г.
  5. Футбол. Базовые элементы тактики зонного прессинга. / Б.Г. Чирва /М.: ТВТ Дивизион, 2008г.
  6. Новая футбольная школа. / К-Х. Хеддергатт,- Москва: Физкультура и спорт, 1996г.
  7. Для футбольных амазонок, / В.Г.Терян, М.: МГПУ, 2008 г.
  8. 101 Упражнение для юных футболистов./ Г. Кук, M.: АСТ, 2005г.
  9. Контроль тренировочных и соревновательных нагрузок. / М.А. Годик, М.: Физкультура и спорт, 1980г.
  10. Общая теория  функциональных систем. / К.В. Судаков,М.: Медицина, 1995г.
  11. Самоконтроль физкультурника./ А.Ф. Синяков, М.: 1997г.
  12. Регуляция дыхания у человека. /  М.Е.Маршак, М.: Медгиз, 1994г.
  13. Первые шаги футболисток,/ В.Г. Терян, М.: ПИФК, 2009 г.
  14. Поурочная программа подготовки юных футболистов 6-9лет./ М.А. Годик , С.М. Мосягин , И.А. Швыков, М.: 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования.

Планирование (факультатив - оздоровительные системы) для групп начального профессионального образования....

Программирование содержания занятий по футболу для учебно-тренировочных групп юных футболисток

Учебная программа Программирование содержания занятий по футболу для учебно-тренировочных групп юных футболисток...

РАЗВИТИЕ МОРФО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ЗАНИМАЮЩИХСЯ СПОРТИВНОЙ ГИМНАСТИКОЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ДЮСШ)

Современный этап в развитии гимнастики характерен пересмотром отношения к ней как к средству спортивного совершенствования, ориентированного на стремление к высшим достижениям на международной арене.В...

Особенности обучения базовой технике в кикбоксинге на этапе начальной подготовки

В статье раскрываются особенности организации обучения технике кикбоксинга на этапе начальной подготовки. Выделены основные цели и задачи этапа начальной подготовки. А также обосновано значение вариат...

Статья в педагогическом колледже №2 II Межрегиональной научно-практической конференции молодых специалистов «Современная система образования в контексте непрерывной подготовки педагога» Челябинск, 2022

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова воспитатель  МКДОУ Детский сад № 5  Педагогическая деятельность в дошколь...

Программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации Технологии подготовки кадров по компетенции «Современные технологии подготовки кадров по компетенции «Токарные работы на станках с ЧПУ»

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации разработана в соответствии с требованиями, общих характеристик приобретаемой квалификации в соответствиис направлением ...