СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Е.В. Муратова, М.Н. Стародубова
воспитатель
МКДОУ Детский сад № 5
Педагогическая деятельность в дошкольном образовательном учреждении связана
с детьми раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Именно в период раннего детства происходит
подготовка всех функций мозга, это отличное время для сенсорного развития, которое
необходимо для формирования умственных способностей ребенка. Это самое
благоприятное время для экспериментирования с органами чувств, для познания
окружающего мира и развития своих индивидуальных творческих способностей.
В разное время в отечественной и зарубежной науке проблемами сенсорного
воспитания детей раннего возраста занимались многие ученые. В работах С.Л.
Новоселовой, Э.Г. Пилюгиной, Э.Л. Фрухт доказано, что именно в раннем возрасте
происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование
познавательной деятельности детей. Исследователи А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, А.П.
Усова сформировали положения, которые легли в основу системы сенсорного воспитания:
ребенок рождается с относительно развитыми органами чувств, но не способен к
восприятию окружающих его предметов в их целостности постоянстве.
Основное содержание сенсорного воспитания в дошкольной образовательной
организации заключается в знакомстве с главными свойствами предметов – формой,
величиной и цветом, которые имеют определяющее значение в процессе формирования
представлений о предметах и явлениях действительности.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование
представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира.
Сенсорное воспитание заключается в нескольких аспектах: - является важной частью
интеллектуального развития; - помогает ребенку развивать наблюдательность; -
становится главным элементом в развитии психических процессов; - помогает ребенку в
усвоении сенсорных эталонов; - словарный запас ребенка становится обширнее и богаче;
- обеспечивает полноценное развитие всех видов памяти.
В начале каждого учебного года проводится диагностика уровня развития у детей
сенсорного воспитания в группе раннего возраста (2-3 года). Диагностика показывает, на
каком уровне сенсорного развития находится каждый отдельный ребенок.
Очень сложной задачей является различение плоскостных геометрических фигур.
131
детей. Поэтому для полноценного развития ребенка в нашем детском
саду учитываются следующие факторы:
1. Необходимость сенсорного развития детей раннего возраста в условиях ДОУ;
2. Необходимость повышения компетентности родителей по проблеме сенсорного
развития детей раннего возраста в семье;
3. Необходимость повышения компетентности педагогов по проблеме сенсорного
развития детей раннего возраста.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Формирование у детей сенсорных эталонов имеет большое значение в сенсорном
воспитании. Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс, который
может протекать не только в дошкольном возрасте.
На своих занятиях в детском саду с детьми воспитатели на основе описания и знакомят с
основными свойствами, например:
- цвет – красный, синий, желтый, зеленый, оранжевый, фиолетовый, черный и белый;
- форма – круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- величина – большой, маленький, средний, одинаковый (такой же) по величине;
- звуки – звучание различных детских музыкальных инструментов, музыкальных
произведений, человеческой речи различной громкости;
- элементарное количество (без счета) – много, мало, один, ни одного, столько же; и т.д.
Сенсорное воспитание детей осуществляется в разных формах работы: в
образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, в
самостоятельной деятельности детей, при взаимодействии с семьями детей по
реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
При развитии сенсорных ощущений в своей образовательной деятельности
применяются: развивающие игры, конструирование, рисование, лепка, различного
рода наблюдения (в группе, на прогулке), рассматривание и обсуждение предметных
картинок, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов
быта и пр.), слушаем музыку. Успехом у детей пользуются самостоятельно сделанные
игровые пособия. Можно сделать интересный тактильный коврик из лоскутков ткани
разной текстуры: мешковины, шерсти, шелка, меха, куда можно добавить лист
полиэтилена, оберточную бумагу от цветов, сетки от комаров, бархатную и
гофрированную бумагу, фольгу, фантики, бусины, замочки, пуговицы и многое другое.
В практике деятельности МКДОУ «Д/с №5», в образовательной деятельности сенсорное
развитие обеспечивается во время проведения режимных моментов: - назначения
предметов одежды при одевании, - закрепление цвета, формы, величины; - при приеме
132
пищи развивается тактильные и вкусовые ощущений; - во время умывания ознакомление
со свойствами воды; - во время прогулок обогащение сенсорного опыта детей.
В самостоятельная деятельность детей: - применение самостоятельно полученных знаний
и умений в играх; - при самостоятельной работе с изобразительным материалом развитие
мелкой моторики рук и тактильных ощущений Во взаимодействии с семьями детей
реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования
обеспечивает: - формирование у родителей знаний о значении, целях и методах
сенсорного развития детей данного возраста; - оказание родителям консультативной
помощи и профилактике, и поддержке по различным вопросам воспитания сенсорного
ребенка;
- привлечение родителей к поисковой и творческой деятельности в сотрудничестве с
педагогом.
В детском саду в группах созданы сенсорные уголки для развития детей, которые
предназначены: - для развития сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и
т.д.); - стимуляция мелкой моторики, повышения двигательной активности; - снятия
мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и
комфортного самочувствия детей; - создания положительного эмоционального фона;
- активизации познавательных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, в образовательной
деятельности, в самостоятельной игровой деятельности детей. В сенсомоторном уголке в
группах находятся: бизиборды, пазлы, мозаики, змейки, кубики, лабиринты, блоки
Дьеныша, пирамидки, тактильные мешочки, шнуровка, матрешки, вкладыши,
конструктор, лото, прищепки, счеты, а также пособия, изготовленные собственными
руками. В группах используются сделанные своими руками сенсорная ширма, осьминоги,
Анализ деятельности МКДОУ «Д/с №5» позволяет отметить, что систематическая
и плановая работа по данной проблеме находит решение в использовании дидактических,
подвижных, развивающих игр, эффективно помогает развивать познавательную
деятельность детей.
На этом основании следует сделать вывод о том, что у дошкольников на основе
использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и
зрительного восприятия развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение,
при взаимодействии с внешним миром упорядочиваются впечатления, расширяется
словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой
деятельности.
133
Список литературы
1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного
образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. – Текст:
непосредственный. – Москва: Мозайка – Синтез, 2016. – 368 с.
2. Выготский, Л.С. Психология. – Текст: непосредственный. – Москва: ЭКС-
МОПресс, 2012. – 445с.
3. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды: 2 том / А.В. Запорожец. –
Текст: непосредственный. – Москва: Просвещение, 2006. – 458 с.
4. Кобель, Г. Н. Диагностика актуального уровня сенсорного развития детей
младшего дошкольного возраста. / Г. Н. Кобель. – Текст: непосредственный. // Молодой
ученый. – 2016. – № 6. – С. 779-783.
5. Литвинова, О.Э. Познавательное развитие ребёнка раннего дошкольного возраста.
Планирование образовательной деятельности. – Текст: непосредственный. – СПб. ООО
«Издательство «Детство-Пресс», 2015. – 256 с.
6. Монтессори, М. Дом ребенка. Метод научной педагогики. – Текст:
непосредственный. – Москва: АСТ, 2009.
7. Новоселова, С.Л. Развивающая предметная среда. – Текст: непосредственный.
Москва: Центр инноваций в педагогике, 2001.
8. Островский, Э. В. Психология и педагогика: учебное пособие / Э. В. Островский,
Л. И. Чернышова. – Текст: непосредственный. - Москва: Вузовский учебник, НИЦ
ИНФРА-М, 2013. – 381 с.
9. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста: Методическое
пособие / Под ред. И.В. Петровой. – Текст: непосредственный. – Москва: ТЦ Сфера, 2012.
– 64 с.
10. Тихеева, Е.И. Воспитатель должен не только любить детей, но и знать их
возрастные особенности. – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. 2002. №
10. С.90-93.
11. Урунтаева, Г. А. Специфика дидактической игры дошкольника. / Г. А.
Урунтаева – Текст: непосредственный. // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 2. – С. 8-15.
12. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей. – Текст: непосредственный. –
Москва: Просвещение, 1976
13. Усова, А.П., Запорожец А.В. Педагогика и психология сенсорного развития
и воспитания дошкольника. Теория и практика
Приложение. Диагностика уровня развития у детей сенсорного воспитания
134
в группе раннего возраста (2-3 года)